Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Денис Требушников

Дневник (всего записей - 18)
Лента дневника

Страницы: 1 

Денис Требушников [2008-06-02 16:24:07]
Эпикур в рамках Христианства
Читал труд Кристофера Брука "Возрождение XII века", где он говорил об Абеляре и о - его бывшей жены - аббатиссе Элоизе, проникся диалектой, рассуждениями о теологии в рамках мировоззрения в XII веке, и на ум пришло то, что я понимал интуитивно, а теперь, это выросло в логически (с применением силлогизмов) верное понимания философии Эпикура (как известно, эпикурейцев гнобили в Библии; как мне кажется не заслуженно; ведь последователями Эпикура были: Тит Лукреций Кара, великий Сенека, и даже сам блаженный Аурелий Августин). Я постараюсь кратко передать то, что описано в письме к Менекею в этих абзацах:
"Прежде всего верь, что бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге; и поэтому не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству, а представляй о нём лишь то, чем поддерживается его бессмертие и его блаженство. Да, боги существуют, ибо знание о них – очевидность....
Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Поэтому если держаться правильного знания, что смерть для нас – ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна: не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от неё отнимется жажда бессмертия... Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придёт, а потому, что она причинит страдания тем, что придёт... Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мёртвых, так как для одних она сама не существует, а другие для неё сами не существуют. (перевод Гаспарова)

Из этих двух абзацев Христианством было почерпнуто много. Вот мое слишком краткое, как мне кажется, объяснение:

Чтобы познать всю силу латыни в идеи смерти, нужно ворониться, т.е. грассировать, тогда выражение Эпикура на латыни, сказанное Сенекой (письма к Луцилию, XXVI:8): «Meditare Mortem» - из-за усиления звонкой «М» и раскатистой «Р» становился более сильным, более призывающим задуматься над силою смерти в среде человеческой, а с этим приходит любовь к жизни, в том понимании, что чем больше любим жизнь, тем больше любим Господа. А смерть, в таком случае, как это не парадоксально, отходит на второй и даже третий план, как нечто несуществующее, о чем Эпикур и говорил Менекею, ведь по догматам, смерть физическая – есть освобождение духа от тленной оболочки, чтобы та приобщилась к Господу (Он есть по себе бессмертное и блаженное благо) и благам Рая – а достижение блага разумения, т.е. духовного, еще при жизни – первостепенная задача, объясненная человечеству Эпикуром.

Показать отдельно

Страницы: 1