Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Каппадокия

Александр Учитель

Форма: Статья
Жанр: Историческая проза
Объём: 9607 знаков с пробелами
Раздел: "история Малой Азии"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Каппадокия
Никому, как будто, не приходило до сих пор в голову задаться вопросом, откуда взялась в центральной Малой Азии страна со странным названием Каппадокия? Слово это в форме Катпатука появляется впервые в конце 6-го в. до н. э. в древнеперсидских списках сатрапий(1) Дария первого и в современных им списках рабочих в царских поместьях Персии в эламских документах из Персеполя(2), и у него нет никакой сколько-нибудь убедительной этимологии. Отсутствие интереса к происхождению каппадокийцев объясняется не только тем, что ни один современный народ к ним себя не возводит, в отличие от, скажем, соседней Армении, которая появилась впервые тогда же (в форме Армина) и в тех же списках сатрапий. Немаловажно также, что другие языки Малой Азии того времени (ликийский, лидийский, карийский, фригийский) оставили после себя, хоть и небольшой по объему, но все же какой-то корпус надписей, позволяющий хотя бы предположительно установить их родство с другими древними и новыми языками, в то время как от каппадокийского языка не осталось ровным счетом ничего. Более того: дело осложняется еще и тем, что, хотя Каппадокия появляется на месте исторического ядра царства хеттов – страны Хатти внутри излучины реки Галис (Кызыл Ырмак), у нас нет ни малейшего представления, кто в этой стране жил после падения хеттского царства в конце 13-го в. до н. э. Произошло это из-за того, что в самой стране Хатти не найдено ни одной лувийской иероглифической надписи нео-хеттского периода (12-7 вв. до н. э.).
Единственное, что возможно указывает на происхождение каппадокийцев – это описание Страбона религиозной ситуации в Каппадокии в первом веке н. э. (География 12.2.3, 5). Страбону в данном случае можно верить, посольку он сам был уроженцем Понта, полным названием которого было Каппадокия Понтика, т. е. эта страна тоже считалась частью Каппадокии, до образования Понтийского царства в начале третьего века до н. э. По Страбону культовым центром Каппадокии был город Комана, и в нем было два храма: храм богини Ма, которую Страбон отождествляет с греческой богиней войны, Энио (Enyo), и храм Зевса Дакиэя (Zeus Dakieus). Культ бога грозы Зевса в этом городе не вызывет удивления, поскольку Комана была, по всей видимости, древним центром культа хурритского бога грозы Тешуба, который назывался Кумми, или с хурритским определенным артиклем – Куммини(3). А вот культ богини Ма заслуживает особого внимания: Страбон утверждает, что этот культ принесли в Каппадокию Орест и Ифигения из Тавриды (совр. Крым). Здесь речь идет об историзации известной греческой легенды Троянского цикла о том, что Орест, преследуемый Эринеями после матереубийства, бежал в Тавриду, где тавры захватили его и хотели принести в жертву Артемиде Таврополос. Жрицей же Артемиды оказалась сестра Ореста, Ифигения, которую богиня перенесла в Тавриду, заменив ланью, когда Агемемнон приносил ее в жертву в Авлиде накануне троянского похода. Узнав друг друга, брат и сестра бежали из Тавриды на родину.
Если учесть, что тавры были, по-видимому, остатками киммерийцев, вытесненых в Крым из Северного Причерноморья скифами, то легенда о таврическом происхождении культа каппадокийской богини Ма, скорее всего, связывает каппадокийцев с киммерийским вторжением в Малую Азию в конце 8-го в. до н. э. Согласно рассказу Геродота (4.11-12) большая часть киммерийцев, изгнанных скифами из Северного Причерноморья, перешла Кавказ и вторглась в Малую Азию. Это вторжение отражено и в ассирийских анналах, где киммерийцы впервые появляются в 714 г. до н. э., как союзники ассирийского царя Саргона второго в войне против царства Урарту (библейский Арарат). Союз между Ассирией и киммерийцами вскоре расстроился, и в 705 г. до н. э. киммерийцы нанесли Ассирии страшное поражение, когда в бою с ними погиб сам Саргон – единственный случай гибели царя в сражении во всей ассирийской истории. Затем киммерийцы надолго выпадают из поля зрения, не появляясь ни разу в анналах Синнахериба, и упоминаются вновь лишь в 679 г. до н. э., когда они были разбиты Асархаддоном в стране Хубушна в Малой Азии. Cкорее всего, речь идет о городе Хубишна (эллиниcтическая Cybistra) в южной Каппадокии. Ризбитые ассирийцами, киммерийцы повернули на запад и в 676 г. до н. э. они разгромили Мидаса, царя Фригии, а в 654 г. до н. э. взяли столицу Лидии Сарды, где в бою с ними погиб царь Гиг (Gyges, библейский Гог). Лишь в 637 г. до н. э. киммерйцы были побеждены царем Лидии, Алиаттом, и с тех навсегда исчезают со страниц истории(4).
Геродот утверждает, что киммерийцы в конце концов поселились на Синопском полуострове на севере Малой Азии (4.12), но эта страна носила название Пафлагонии, сохранив в этой форме свое древнее имя Пала, и эпоху эллинизма там правила династия скифского происхождения. Нет никаких прямых свидетельств того, что киммерийцы поселились в Каппадокии, но косвенные данные Страбона о крымском происхождении культа каппадокийской богини Ма и каппадокийская локализация страны Хубушна в анналах Асархаддона как будто дают возможность предположить, что страна Катпатука, внезапно возникшая в Ахеменидскую эпоху, стала результатом именно киммерийского вторжения в Малую Азию.
О киммерийском языке приходится судить лишь по скудным данных ономастики - сохранилось только три имени киммерийских вождей: Теушпа, Тугдамме (в греческой передаче Lygdamis) и Сандаккурра. Ни одно из них не имеет общепризнанной этимологии: Теушпа обычно сравнивают с древнеперсидским именем Чишпиш (в греческой передаче Teispes), Тугдaмме, судя по чередованию т/л производит впечатление анатолийского имени, так же как и Сандаккурра, содежащее теофорный элемент Санда- - от имени лувийского бога Сантаса. Иранские этимологии двух последних имен тоже предлагались(5), но альтернативное чтение последнего имени – Сандакшатра, с очевидной иранской частью –кшатра (“власть”) – по-видимому не верно: хотя клинописный знак кур действительно может читаться и как шат, но правила клинописной “орфографии” предполагают, что первый и последний звуки слогового знака читаются также, как последний и первый звуки предыдущего и последующего знаков (т. е. Са-ан-да-ак-кур-ру, а не Са-ан-да-ак-шат-ру).
В начале 3-го в. до н. э. Каппадокия достигла независимости, и там, также как и в соседних Армении и Понте, к власти пришли потомки участников Великого Восстания Сатрапов 367-360 гг. до н. э. Все они придумали себе фиктивные генеалогии, возводящие свое происхождение от Ахеменидов. В Каппадокии к власти пришли потомки Датама – сына карийца и скифской женщины из семьи правителей Пафлагонии (Непос, “Датам” 1.2), и почти все они носили тронное иранское имя Ариарат (Ariarathes в греческой передаче). Ариарат пятый был большим поклонником греческой культуры: писал греческие трагедии, преписывался с философом Карнеадом и даже был принят в афинский театральный союз (синод) Диониса (OGIS 352)(6).
Степень эллинизации Каппадокии этого периода не следует переоценивать: еще в 1-ом в. н. э. Аполлоний Тианский, если верить его биографу 3-го века Филострату(7), написал священную книгу, созданного им нового культа, по-каппадокийски. Культ Аполлония Тианского, если и не был сознательным подражанием христианству, был вполне параллельным явлением в эпоху религиозного брожения в Римской империи. Само существование Аполлония сомнительно: единственным докозательством того, что Филострат его не придумал, считается его упоминание у Лукиана (“Александр, или Лжепророк”, 5) в конце 2-го в., что, конечно, тоже не доказывает реального существования самого Аполлония, поскольку никаких свидетельств его современников не сохранилось(8). Утверждение Филострата говорит только о том, что в 3-ем веке считалось, что священные книги различных конкурирующих между собой восточных культов должны быть написаны непременно на каком-нибудь экзотическом и никому не понятном языке. Что это был за язык – тоже вопрос: Тиана (Tyana) – это лувийская Тувана, от которой дошел двольно большой корпус лувийских иероглифических надписей(9), но политически она входила тогда в состав Каппадокии. Во всяком случае, если бы культ Аполлония Тианского, а не христианство, победил бы в борьбе за умы граждан Римской империи, сегодня теологи всего мира учили бы не иврит, а каппадокийский язык, а сами каппадокийцы играли бы роль евреев.
Примечания:
1. О них см. A. J. Toynbee, A Study of History V, Oxford, 1954, pp. 88-89.
2. Об этих списках см. A. Uchitel, "Foreign Workers in the Fortification Archive", Mésopotamie et Elam: Actes de la XXXVIème Rencontre Assyriologigue Internationale, Gand. 10-14 Juillet 1989 (Mesopotamian History and Environment, Occasional Publications, vol. 1), eds. I. L. De Meyer and H. Gasche, Ghent, 1991, pp. 127-135.
3. См. зачин хурритской поэмы “Песнь освобождения” в моем переводе и с моим комментарием www.wplanet.ru/index.php?show=text&id=11204
4. Обзор современного состояния киммерийской проблемы см. www.kladina.narod.ru/ivanchik/ivanchik.htm
5. Cм. J.Harmatta: "Scythians" in UNESCO Collection of History of Humanity , Vol. III: From the Seventh Century BC to the Seventh Century AD, Routledge/UNESCO, 1996, p. 182
6. Об этой династии см. R. D. Sullivan, “The Dynasty of Cappadocia”, in Aufstieg und Niedergang der römischen Welt (ed. H. Temporini), Berlin, 1980, vol. II/7.2, pp. 732-798
7. См. русский перевод: Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского (Издание подготоваила Е.Г. Рабинович), Москва, 1985
8. О нем см. Maria Dzielska: Apollonius of Tyana in Legend and History, Rome 1986
9. J. D. Hawkins, Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions, vol. I Inscriptions of the Iron Age, Berlin, 2000, part 1, pp. 515-528


© Александр Учитель, 2009
Дата публикации: 13.07.2009 12:47:36
Просмотров: 3483

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 43 число 2: