Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Симеон или Димитрий?

Ольга Иженякова

Форма: Статья
Жанр: Заметки путешественника
Объём: 4640 знаков с пробелами
Раздел: "Все произведения"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Сибирская земля полна загадок. Что само по себе кажется вполне естественным. Ведь сюда испокон веков ссылали провинившихся людей Российской империи. Впрочем, как открывают нам архивные источники, некоторые и сами по доброй воле шли сюда, опасаясь жестоких нравов, царивших во властных кругах.
Есть версия, например, что известный сибирский святой – Симеон Верхотурский был ни кем иным, как чудесно спасшимся отроком Ивана Грозного и Марии Нагой – Дмитрием, будто бы, зная о жестоких планах Годунова, царица подменила сына похожим ребёнком. И после известной трагедии в Угличе в 1591 году настоящий царевич навсегда покинул Московию. Впрочем, не он один. Колокол, который известил о преступлении, тоже был по-своему наказан, ему отрезали язык и волоком приволокли в Тобольск. Те императоры, которые во время путешествия по Сибири в него ударяли, трагически погибли от рук народовольцев. Исторический факт.
О том, как праведный Симеон появился в Сибири, архивные источники говорят так: «Году в 1620 от Рождества Христова, верстах в пятидесяти от Верхотурья – крепости на Государевой Бабиновской дороге, поставил Меркуша Федотов избу. За пять лет из одной избы Меркушина выросла деревня в десятка полтора дворов.
В то время прибавился в поселении ещё один житель, именем Симеон. В «Житие» читаем следующее: «Избегая несродных его душе смут и треволнений, которыми обуревалась тогда русская земля, праведный Симеон решил покинуть свою родину, почести и богатство и удалиться в места более уединённые». Новый поселенец пашни под посев не готовил, лес на избу не рубил, работать на пристань не ходил. А вот в храме Божьем, что стоял на погосте, бывал повседневно и прилежно. Оказывал ближним чрезвычайное послушание и любовь. Жил он ловлей рыбы и шитьём шуб для крестьян и всегда старался «питать других от трудов своих».
Был пришелец знатного рода, в грамоте горазд, но с «раннего возраста почувствовал отвращение от житейских благ, начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам». Также узнаём, что скрывал Симеон своё истинное происхождение как мог, а на имя Симеон не всегда отзывался, стало быть, не родное? В то же время шил на диво искусно, такого шитья меркушинцы не видали раньше. Параллельно, в скупых архивных источниках мы находим, что отрок Ивана Грозного – Дмитрий был воспитан в монашеском духе и «прилежен к рукоделию», поскольку «здоровьем слаб».
Праведный Симеон преставился в тридцать с небольшим лет из-за общего болезненного состояния, как сейчас сказали бы, и был погребён у церкви Архистратига Михаила.
Недолгая чистая жизнь его послужила примером для благочестивых христиан. А через пятьдесят лет после смерти праведника в 1692 году его гроб стал «восходить от земли», а останки обнаружены нетленными. Рядом забил родник. К нему потянулись паломники, и началась череда исцелений. Особенно благоволил Симеон к страждущим болезнями ног, почти все они получали исцеление. Вскоре его мощи торжественным ходом были перенесены из села Меркушино – в Верхотурье, где покоятся и ныне. И приезжают сюда люди из самых отдалённых уголков России. Как бы там ни было, но именно этот святой был на особом счету у царской фамилии. Доподлинно известно, что Григорий Распутин уговаривал императрицу привезти к мощам Симеона Верхотурского наследника престола, та была не против, однако что-то с поездкой не заладилось. Сам же Григорий Ефимович в Верхотурье, как и многие паломники, ходил пешком.
Послереволюционная эпоха обошлась со святым по-своему. В советское время его останки были расчленены и переданы музею, но и там стали местом поклонения, и вскоре их передали на склад. А когда всё начало вставать на круги своя, мощи Симеона вернули церкви. И снова началась череда исцелений.
…В Верхотурье удивительный воздух. И небо. Оно настолько прозрачно-чистое, что по-детски удивляешься. А поскольку оно довольно далеко от городской суеты (само Верхотурье назвать городом язык не поворачивается), то в здешних монастырях чинно и тихо. Мы долго бродили по монастырскому подворью, Верхотурскому кремлю, пока не нашли один старый полуразрушенный храм. Он смотрел на небо и реку глазницами давно выбитых окон, на его стенах вместо церковной росписи – вульгарные надписи. На полу – шприцы. И только по иконе Богородицы у самого купола удалось определить, что храм этот, скорее всего, носит имя иконы Покрова Божией Матери. Так же как и на действующий, на его колокольню залетают голуби и подолгу воркуют. И правильно. Ведь со стороны неба опустошения не видно. А пока оно на земле, видимо для нас, вряд ли разгадаем, кто скрывается за богоугодной личностью Симеона Верхотурского…


© Ольга Иженякова, 2009
Дата публикации: 16.11.2009 09:43:47
Просмотров: 2569

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 77 число 56: