Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





В горе и радости

Ольга Рязанцева

Форма: Рассказ
Жанр: Сказка
Объём: 8171 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В горе и радости.
Горе Бурулкан было безмерным: сегодня она в большом городе у знаменитого врача услышала, что ее сыну, Анарбеку осталось жить две-три недели: рак желудка. Он болел уже год, с тех пор, как упал с лошади во время копкера. Сын вместе с друзьями давно мечтал, как он будет соревноваться в козлодрании с соседскими казахами. Вот и настал в игре такой момент, когда он схватил оброненную тушу козла и попытался доставить её в очерченный круг. Но Казбек, казах из соседнего села, ударил его локтем прямо в живот, вырвал из-под его ноги злополучную тушу козла и, свистя нагайкой, умчался, пропав в непроглядной пыли, поднятой десятками лошадей. От сильного удара сын согнулся и вдруг почувствовал, что седло съехало в сторону. Он догадался, что подпруга в седле была перерезана умелой рукой соперника. Он не удержался в седле и рухнул прямо под ноги своей лошади. Нога зацепилась за брошенные вожжи, и лошадь его поволокла. Другие игроки были уже рядом. В пылу схватки обезумевшие животные топтали сына.

Бурулкан видела все это! Откуда взялась сила не упасть и не закричать. Она видела, что помочь сыну сможет только она, его мать. Не помнила она, как выбежала на поле, как схватила за удила обезумевшую от ужаса лошадь, выпростала ногу и закрыла собой распластанное на земле тело единственного сына. Над ней пронесся вихрь оскаленных лошадиных морд, лошади перепрыгивали через неё, задевая копытами её тело. Боль была как молния, яркая, жгучая, быстрая. В сознание она пришла уже в больнице. Сразу все вспомнила, вскинулась, ища сына. Слава Аллаху! Сын был жив, только сильные ушибы, как и у неё. Их подлечили и через неделю они уже были дома.

С тех пор прошло с полгода. Мать стала замечать, что сын стал плохо кушать, часто сидит, согнувшись в три погибели. На расспросы матери Анарбек отнекивается, успокаивает, что, мол, все хорошо, просто съел что-то не то. Наконец терпение матери закончилось, и она повезла сына в районную больницу, где и установили, что у сына от удара появилась злокачественная опухоль в желудке, что оперировать поздно: пошли метастазы. Немного подержав в больнице, отправили Анарбека домой, умирать.

-О Аллах, - молилась бедная мать на вечерней молитве, - помоги мне, не отнимай у меня единственного сына! Прости мне все мои прегрешения, отдай мне боль моего сына. Пусть он будет живой и здоровый, пусть узнает любовь и радость отцовства.

Она молилась в саду, лицом к восходу солнца. Фиолетовые горы, окружавшие со всех сторон село, скорбно внимали словам матери.

- Как хорошо, как тихо, - подумала мать, - пойду постелю сыну в саду, пусть попьёт парного молочка и отдохнёт после долгой дороги из больницы.


Так она и сделала. Сын попил молока ( другую пищу желудок уж не принимал совсем) и уснул в саду на корпочо , положив голову на мягкую подушку, принесенную матерью в сад. Бурулкан собрала посуду и ушла домой: надо было похлопотать по хозяйству, а сын остался один в саду, наполненном стрекотом безумолчных светлячков.

Ему снилась темная пещера, в которой было трудно дышать. Он шел, касаясь головой о земляные своды, спотыкаясь о насыпи, проваливаясь в ямы. Какие-то темные тени прятались за уступами пещеры, они перешептывались между собой, но к Анарбеку не подходили. Появился свет откуда-то сверху, и в его луче он вдруг увидел своего отца, погибшего три года назад во время страшного селя в горах, где он пас колхозных овец.

-Отец, - взмолился Анарбек, - возьми меня к себе, не могу я больше терпеть свою боль, она разрывает меня, она мучает нашу мать.

- Нет, ты еще молод, - сказал отец и улыбнулся, - тебе жить и жить. На, выпей вот этот кумыс, эликсир жизни, он тебе поможет.

Анарбек взял из рук отца деревянную пиалу с пенящейся влагой и выпил ее до дна. Когда он закончил пить, отца уже не было.

-Отец!!! – хотел крикнуть Анарбек, но страшная боль в желудке вернула его в страшную реальность. Он проснулся и застонал от боли, которая выворачивала его наизнанку. Внутри все горело невыносимым огнем.

- Ну вот и все, вот и конец, - мелькнуло в голове, - хоть бы не услышала меня мама!

Внутри что-то вдруг зашевелилось и поползло к горлу. Страшная судорожная рвота сотрясла все тело юноши. С ужасным надрывным криком, хрипя и извиваясь на кошме, почти задыхаясь, он выхлестнул на траву все то, что горело огнем в его теле. … На зеленой траве, в лужице извергнутого из тела молока вдруг ожила, зашевелилась и поползла восвояси маленькая тоненькая белая змейка, с черными, как бусинка, глазами! Анарбек не верил своим глазам! Да, это она! она! только что была в моем теле! Это её я сейчас вместе с молоком выхлестнул на эту траву! Голова пошла кругом, юноша отказывался верить в то, что видел своими глазами.

- Маме ничего не скажу, - решил он, - нечего её волновать.
За мыслями Анарбек и не заметил, как утихла боль в желудке, как захотелось спать, спать, спать.

Бурулкан управилась по хозяйству, просепарировала молоко, приготовила творог из простокваши, и, обеспокоившись тем, что сын не идет домой, пошла в сад. На цветастой кошме, свернувшись калачиком и уткнувшись носом в подушку, безмятежно спал её сын. Жалко матери стало будить его, принесла она в сад старую отцовскую шубу на бараньем меху и укрыла его потеплей: ночи в Таласской долине холодные.

Юноша проспал до обеда следующего дня. Когда он проснулся, тенистый сад был насквозь прошит широкими солнечными лучами.

- Родной мой, - ласково проговорила мать, - я тебе сейчас парного молочка принесу, хорошо, что ты проснулся.

- Мама, а мне так хочется Ваших тапанчи с каймаком!- улыбаясь, сказал сын.

Мать всплеснула руками и, делая вид, что эта просьба её не удивила, поспешила на кухню. Еще утром она приготовила на углях большие румяные лепешки из подошедшего дрожжевого теста. Как будто чувствовала, что сын попросит их и только их! Дрожащими руками она положила на поднос пахнущую сытостью и здоровьем румяную лепешку, поставила рядом пиалу с недавно снятыми сливками, заварила свежий зеленый чай.

- Что я забыла? - подумала она. Ах, да!

Сложив молитвенно руки перед самым лицом, она попросила Аллахф, чтобы Он благословил еду для больного сына. Потом, семеня небольшими ножками в мягких постаревших от времени ичигах, торопливо поспешила в сад, где ждал её проснувшийся сын.

Жмуря на солнце черные, как смола, глаза, обмакивая румяную лепешку в сметану, наслаждаясь каждым глотком, Анарбек ел лепешку, испеченные матерью в тандыре. А Бурулкан, с нескрываемой любовью и нежностью, боясь спугнуть нежданную радость, сидела и смотрела на сына, повторяя про себя:

-О, Аллах, помоги моему сыну! Не оставь нас своей милостью!
С каждым днем Анарбек крепчал: тело его по-прежнему стало гибким и сильным. Ел он все, что приготовит ему мать, которая делала это с такой любовью, что вся еда казалась ему настоящим нектаром богов.

Он закончил сельхозинститут, стал дипломированным ветврачом, он полюбил девушку, тоненькую, как тростиночка. По вечерам, играя в саду на домбре, оставленной сыну отцом, он пел:
Гибкий стан твой тонок, тоньше тростника,
Голос звука звонче даже ручейка!
Ты живешь не зная и не замечая,
Как ты бесконечно дорога!
Гульнара! …

Сидя на деревянном порожке просторной открытой веранды, мать плакала от счастья.

Но пришло время. Как и всех ребят, Анарбека призвали в армию. Председатель призывной комиссии долго щурил глаза, читая его медицинскую книжку, в которой черным по белому был написан диагноз – саркома желудка. Повертев в руках пожелтевшие листки, он сказал:

- Чушь какая-то, какая саркома! Его в космос посылать можно! Нет, милок, ты пойдешь в армию, нечего мозги пудрить, здесь, вероятно, врачи ошиблись.

Анарбек улыбался и радостно кивал головой в знак согласия.

А в ночь перед отправкой в армию, ему приснился сон, в котором ему на ладонь заползла маленькая белая змейка с черными бусинками-глазами.
-Ты помнишь меня? – прошелестела она. – Я пришла к тебе, привлеченная запахом молока. Но увидела боль твою и сразилась с ней. Теперь я вижу, что я победила. Живи с миром и будь счастлив.
Она доверчиво свернулась кружочком на его ладони и превратилась в золотое обручальное кольцо.


© Ольга Рязанцева, 2014
Дата публикации: 02.03.2014 10:58:35
Просмотров: 2163

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 45 число 58: