Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Александр Миронов. Постмодернизм

Олег Павловский

Форма: Эссе
Жанр: Публицистика
Объём: 5378 знаков с пробелами
Раздел: "Мастерская"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


.



АЛЕКСАНДР МИРОНОВ. ПОСТМОДЕРНИЗМ
_________________________________________________________________________________________


1976 год, Ленинград, «третья волна» ленинградского литературного авангарда,
(«вторая волна» как бы прекратил свое существование после «принудительной эмиграции»
из СССР И.Бродского в 1972 году). К началу 70-х весь мир рассматривался уже как
мир постмодерна, эпоха постмодерна, что неизбежно привело к изменениям – нет, не в
литературе и искусстве, а в самом осознание художником своей роли в мировом
процессе, и в использовании средств и приемов ранее уступавших место нигилизму,
конструктивистским тенденциям и авангардистской трактовке видения мира – эпоха,
пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого
была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового
времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого
европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х.Кюнг),
модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р.Тарнас).


[...] В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством.
Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности
по отношению к классической науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса
концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре
конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы
деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции
сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает
«нестрогое мышление». [...]

Однако, это не означает, что образ художника-демиурга, художника как творца
действительности стал неотъемлемым атрибутом эпохи постмодерна.
В конечном счете и постмодерн оказался не последней и отнюдь «не завершающей
стадией» постиндустриальной эпохи. Литература и искусство XXI века уже неразыгрывает
мистерий, но возвращается к устоявшимся классическим формам, где игра как таковая -
это лишь инструмент подчеркивающий их разнообразие.*
_________________________________________________________________________________

* Поэма «Путешествие» – это как бы «связующее звено» между игровой, иррациональной
парадигмой постмодерна 70-х годов прошлого века и постмодерном современным,
когда точка бифуркации (невозврата, казалось бы уже пройдена, но мы вновь и вновь
возвращаемся к восприятию мира в его классическом и неоспоримом величии.


[...] Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального
канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм.
Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная
свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено».
Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания
художественного произведения, что делаетвозможным потенциальную универсальность
постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных
явлений, «подстраиванию» критериев искусства к творческой фантазии художника,
стиранию границ между искусством и другими сферами жизни. [...]

Поэтика Александра Миронова все же в большей степени «классична», чем творения
его современников, проповедующих принцип «вседозволенности». «Принцип игры»
здесь имеет место не ради игры, но как способ переосмысления прошлого применительно
к настоящему более характерный, например, для «стиля модерн»,чем для модернизма
и авангардизма в целом.


Александр Миронов

______________________________________________________________________________


ПУТЕШЕСТВИЕ

Душе моя, что спишь? Воспрянь, оденься,
привыкни к первозданному труду
творенья слов... О, лепет без младенства,
дурь без вина, parole...* Мы – в аду

зеленых смыслов и созревшей скверны,
где Флора нам являет чудеса...
Ваш труп, Ти Эс, уже созрел, наверно,
над Темзой, где так страшно воскресать?

А впрочем, избежим пустых вопросов:
перо скрипит и слов – невпроворот...
Ваш меч, Бретон, уже расцвел, как посох,
в стране, где Сам Себя не узнает?

Там, наверху, все воедино слито,
а здесь вся чертовщина – заодно:
Жан-студиозус Ареопагита –
нам крутит запоздалое кино

все об одном: как отыскать подругу,
как стать поэтом, голубем, цветком...
Осточертело. Я летел по кругу
в то время, как Вергилий шел пешком,

в то время, когда ткались договоры –
совсем как приговоры – ни о Ком –
двух демиургов европейской флоры,
писателей с гремучим языком,

двух филинов постъевропейской ночи,
в то время, как божественно цвела
в кругу своих последних одиночеств
воспитанница Царского Села.

Все вспоминала тетя: тени, даты –
в плюще, в плаще, в кровавом домино...
Другие разобраться будут рады,
кто, где да в чем... а впрочем, все равно,

parole... Мы пьяны. Persona Grata
зовет меня... Я думаю: уволь, –
и намекаю: "Как-то поздновато...
Который час?" Он отвечает: "Ноль".

Знак всех времен. Геральдика Отчизны.
Ноль – это ноль и больше ничего.
Густая плесень Флоры, лепет жизни
и Фауны глухое торжество.


___________________________________

июль 1976




* Parole - слово (итал.)








.

© Олег Павловский, 2015
Дата публикации: 2015-02-21 07:01:30
Просмотров: 601

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 1 число 16: