Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Мета-постмодернизм

Олег Павловский

Форма: Эссе
Жанр: Публицистика
Объём: 9673 знаков с пробелами
Раздел: "Мастерская"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


.



ПОСТ–ПОСТМОДЕРН ИЛИ МЕТАМОДЕРНИЗМ


__________________________________________________


О модернизме и постмодерне написано достаточно много. Следует, на мой взгляд, отдать предпочтение тем исследователям этого явления – и не только в литературе и искусстве, – которые исключают постмодернизм из естественного исторического процесса и называют его явлением трансисторическим, возникающим критических ситуациях, как в переломные моменты истории,так и в соответствующие им, в той или иной степени, кризисы в искусстве, которое в свою очередь представляет собой феномен социальный и неразрывно связано с естественноисторическим процессом.


[…] Существует два взгляда на явление постмодернизма. Одни из них (и их большинство) считают, что это явление историческое, появившееся лишь в середине 20 века из-за кризиса культуры и цивилизации; другие, – что оно трансисторическое, т.е. возникающее всякий раз в любой кризисной эпохе (в этом случае рождается культура с типологическими параметрами постмодернизма как универсального фактора преодоления кризиса). […]

Искусство и литература в целом всегда реалистичны. Реализм тоже ведь не однозначен: критический, социалистический, романтический или сентиментальный, социалистический, наконец… Но на любом этапе, в каждую эпоху приемлемая доселе форма реализма себя исчерпывает и ей на смену приходит модернизм, то есть «современный», новый. Если сравнивать живопись П.Брейгеля или И.Босха с голландской живописью позднего средневековья, то это искривление в русле голландской живописи, в целом голландская живопись такой не была. Но застывшие формы надоедают. И это происходит не само по себе, не только по причине их частых повторений – меняется уклад жизни, социум. Цивилизация тоже претерпевает некоторую перестройку.


[…] Известный писатель Умберто Эко в «Заметках на полях Имени Розы» писал, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм… Каждая эпоха (реализм) когда-нибудь подходит к порогу кризиса. Прошлое давит, тяготит, шантажирует. Исторический авангард (модернизм) хочет откреститься от прошлого… Авангард разрушает, деформирует прошлое и не останавливается на этом, разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста. Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда. И тогда ему на смену приходит постмедернизм: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности. […]

Несмотря на безусловную авторитетность и значимость в современной культуре Умберто Эко, в традиции отечественного литературоведения закрепилось представление о постмодернизме как историческом явлении. Другое дело, что элементы постмодернистской поэтики встречаются в мировой литературе и других эпох. Однако как система, имеющая определенную целостность, постмодернизм сформировался все-таки только в современном литературном процессе.


Характерные черты постмодернизма
_____________________________________________________________

– интертекстуальность
– пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого
– многоуровневая организация текста
– прием игры, принцип читательского сотворчества
– неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)
– жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)
– театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».

Казалось бы, достаточно. Мы рассмотрим отдельные черты постмодерна в литературе по мере необходимости. Но сейчас нас интересует совсем другое, а именно: так ли устойчив постмодернизм как явление и является ли он конечной формой языковой, изобразительной или музыкальной культуры, является ли постмодерн окончательной формой современной цивилизации? Есть достаточно оснований считать, что постмодерн также не бесконечен.

В основе культуры постмодернизма лежат идеи нового гуманизма. Культура, которую называют постмодерном, констатирует самим фактом своего существования переход «от классического антропологического гуманизма к универсальному гуманизму, включающему в свою орбиту не только все человечество, но и все живое, природу в целом, космос, Вселенную». Истинный идеал постмодернистов — это хаос (космос).

Это означает конец эпохи гомоцентризма и «децентрацию субъекта». Наступило время не только новых реальностей, нового сознания, но и новой философии, которая утверждает множественность истин, пересматривает взгляд на историю, отвергая ее линейность, детерминизм, идеи завершенности. Философия эпохи постмодерна, осмысляющая эту эпоху, принципиально антитоталитарна, что является естественной реакцией на длительное господство тоталитарной системы ценностей. Культура постмодерна складывалась через сомнения во всех позитивных истинах. Для нее характерны разрушение позитивистских представлений о природе человеческих знаний, размывание границ между различными областями знаний. Постмодерн провозглашает принцип множественности интерпретаций, полагая, что бесконечность мира имеет как естественное следствие бесконечное число толкований.


Тоталитарная система – это не социализм, капитализм, какая-либо из «кратий» – мир всегда был тоталитарным. Тоталитарная западная цивилизация, тоталитарный Восток, «советский тоталитаризм» и пр. Имеет смысл говорить только о взаимодействие этих систем, их противостоянии или Сублимации.

В России постмодерн появился не в 60-е годы, как реакция на «хрущевскую оттепель», тому примеров предостаточно. Андрей Платонов – один из предвестников постмодерна в своем творчестве, Мастер и Маргарита М.Булгакова тоже не образец соцреализма и «принципа партийности в литературе», но как целостная и заявившая о себе система постмодерн обозначил себя именно в конце 60-х годов, как, впрочем, и на Западе, и в США. Мир един по своей сути и те изменения в сознание народов, которые происходят повсеместно, происходят и в России. Восток, особенно ЮВА и Индия всегда находились несколько в стороне, то что приемлемо для Европы не всегда находит отклик на Востоке, Ближний Восток тоже не исключение, хотя до сей поры имеются сомнения – европейским государством является, например, Турция, или «не совсем»… А хрущевские реформы дали возможность ознакомиться советскому народу с произведениями литературы и искусства современных европейских и американских мастеров. Но и без этого «экскурса» техпрогресс, новые электронные коммуникации (ТВ,СМИ) сделали бы свое дело. Освоение космоса, к примеру, дало мощный толчок творчеству советских писателей-фантастов, а формы их творчества неизбежно менялись бы и без помощи наших американских и европейских коллег – информация становилась все более доступной, информации становилось много и процесс обмена информации естественным образом ускорялся. Старые эпические формы повествования, упорядоченные конструкции уже не успевали за качественно изменяющимся временем.

Мы не можем не замечать, что ценности, (как культурные, так и духовные), нашего недавнего прошлого постоянно дают о себе знать.

Имя Россия — проект телеканала «Россия» и Телекомпании ВиD.
Несмотря на многочисленные подтосовки рейтинга, имя России 2013 – Слава Росси, Джугашвили Иосиф Виссарионович (3-е место). Николай II Романов затерялся где-то в середине списка (68 мест с начала), товарищ Ленин чуть дальше Николая Романова… Надо полагать, голосовали не за фотогеничность того или иного персонажа, а за его вклад в российскую государственность и культуру (проект существует с 2008 года). Культура –
это совсем не то, о чем вспоминают обыватели в первую очередь, это не изящные манеры или умение играть на пианино. Культура – это реализованное и овеществленное сознание.

Русский советский постмодернизм сформировался, очевидно, не как протест против советского тоталитаризма, в литературе в том числе, а как протест против искривлений во внутренний политике государства и бюрократизма чиновников, но и не только поэтому. Менялся уклад жизни, информация стала доступнее, а появление компьютерной техники и в первую очередь ПК вообще поставило всю устаревшую систему с ног на голову. Это процесс на лавинообразный, но некоторое время ускорение его было достаточно ощутимо. Но точка бифуркации системы уже где-то рядом, далее или сама система обращается в хаос, или принимает новые формы и перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень.

Эту новую формацию я мог бы назвать пост-постмодерном (термин уже встречавшийся в практике) или МЕТА-ПОСТМОДЕРНОМ.

Не секрет, что глобализация коснулась не только производства, финансирования, средств и способов управления и информации – глобализация коснулась всего и, несмотря на то, что это вынужденная модель при системном кризисе капитализма, – она действует и приносит результаты. И результаты глобализации оказались настолько пагубны для населения планеты, что надстройка над базисом не заставит себя долго ждать.

Новое направление в литературе и искусстве не отвергнет игровой, иногда ироничный характер творчества, не канут в лету и некоторая театральность, и приверженность к разного рода постановкам (инсталляция, перформанс). Интертекстуальность и многоуровневая организация текста (музыкальных и изобразительных форм) тоже, скорее всего никуда не денутся. Если люди уже не способны терпеливо переносить бездуховность и голый практицизм, характерные для общества «идеальных потребителей», то неизбежно возникнет и НОВАЯ ДУХОВНОСТЬ, которая, не отвергая старых ценностей, придаст им новые содержание и окраску.











.



© Олег Павловский, 2015
Дата публикации: 2015-02-26 17:15:10
Просмотров: 670

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 27 число 87: