Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Стихотворные тексты на уроках зоологии. Рыбы. Хрящевые и Осетрообразные

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 15720 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В статье обосновывается целесообразность использования педагогом поэтических произведений о животных при обучении школьников зоологии. Приводятся методические рекомендации для учителя, стихотворные тексты, вопросы к ним для школьников, краткие ответы на поставленные вопросы. Все имеющиеся в статье поэтические произведения написаны ее автором и опробованы им в личной педагогической практике.


В настоящее время уже не вызывает сомнения, что методически грамотное использование художественных текстов на уроках и во внеклассной работе по биологии может быть весьма полезным в педагогическом отношении. В одной из статей С.В. Суматохина, которая была опубликована в журнале «Биология в школе», находим справедливое указание на то, что художественный стиль и язык словесного искусства литературы воздействуют на воображение и чувства читателя; характеризуются образностью, эмоциональностью. Знакомство школьников с произведениями художественной литературы, содержащими описания биологических объектов и явлений, способствует развитию у детей любви к живому, формированию у них интереса к изучению природы [7]. Кроме того, чтение и обсуждение художественных (в том числе поэтических) произведений на уроках и кружковых занятиях позволяют заметно активизировать познавательную деятельность школьников.

На педагогическую эффективность использования поэтических произведений указывают и другие авторы, работающие в области методики обучения биологии. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6]. Методика работы со стихотворными текстами при организации познавательной деятельности школьников также была всесторонне рассмотрена в публикации Г.Е. Окуневой применительно к урокам анатомии человека. Этот материал, со ссылкой на данного автора, приводится в моей более ранней статье [3].


При работе с поэтическими произведениями на уроках и при проведении внеклассных занятий могут быть использованы иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии, заимствованные педагогом из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации. Очень желательно также, чтобы к каждому стихотворению учителем были заранее продуманы вопросы и задания для школьников. Впрочем, как показывает моя личная практика, вопросы к тексту стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Безусловно, это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Важно понимать, что работа со стихотворными текстами может эффективно применяться как при первоначальном восприятии школьниками материала, так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В данном процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются разнообразные приемы познавательной деятельности. Очевидно, что это способствует развитию мышления у школьников.

К сожалению, приходится констатировать, что грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных для учащихся седьмых классов по-прежнему очень мало. В этой связи автор данной статьи поставил перед собой вполне конкретную задачу - создать «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы. Мною лично было написано около 150 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных.

В концепцию написания большинства стихотворений входили:
1. Биологическая информация, подлежащая усвоению.
2. Интересная сюжетная линия.
3. Философская идея.
4. Эмоциональный посыл.

Ниже приводятся примеры этих стихотворений, вопросы для их обсуждения с учащимися, краткие ответы на них.


Китовая акула

Кто-то очень уж большой
Появился за кормой!
Друг мой первый говорит:
"Ты акула или кит?"
Да, акула, но не та!
Впрямь похожа на кита!

"По размерам - крупный кит!" -
Друг второй мне говорит.
"А возможно, эти рыбы
И китами стать смогли бы?"

«Нет, друзья! Увы, ошибка!» -
Говорю я им с улыбкой!
«Ведь у рыбы легких нет" -
Им даю простой ответ...

«И детеныша притом
Кит покормит молоком!
Это значит - жизнь не та
У могучего кита...

Наша рыба ест планктон -
Представляете, - как он!
Этим чуть не обманула
Нас китовая акула.
Ошибиться мы могли бы.
Нет, не кит она, а рыба!»

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. К какому классу относится китовая акула?
2. Внимательно рассмотрите изображение китовой акулы, появившееся на экране. Какие признаки внешнего строения, кроме размеров, напоминают в китовой акуле кита?
3. Назовите хотя бы один признак внешнего строения китовой акулы, по которому она отличается от кита.
4. Почему китовая акула дышит с помощью жаберного аппарата, а кит – с помощью легких? Ведь и то, и другое животное - обитатели водной среды?
5. Кит долгое время кормит детеныша молоком, а китовая акула – нет. Является ли это преимуществом млекопитающих перед рыбами? Свой ответ поясните.
6. Можно ли считать, что ближайшим предком кита была так похожая на него китовая акула? Почему вы так думаете?
7. Что же такое «планктон», которым питаются китовые акулы?

Краткие ответы на вопросы:

Китовая акула относится к классу Хрящевые рыбы.
У животного большая голова с широким ртом, горизонтально расположенные грудные плавники. Этим она напоминает кита. Но у акулы хвостовой плавник расположен вертикально (у кита же он горизонтальный).

В воде, конечно, удобнее дышать с помощью жаберного аппарата, что и делает китовая акула. При этом ей не приходится систематически подниматься к поверхности для захвата новой порции воздуха, как это характерно для кита. Легкие используют те животные, которые обитают на суше, либо те, предки которых ранее жили на суше. Поскольку кит является вторичноводным млекопитающим, он имеет легкие, а не жабры. Акулы же – первичноводные животные, возникшие и всегда существовавшие только в водной среде. Поэтому их орган дыхания – жаберный аппарат.

Выкармливание детенышей молоком является важным результатом эволюции, потому что любая пища, съеденная самкой млекопитающего, перерабатывается в молоко – питательную смесь, соответствующую требованиям организма новорожденного детеныша. Рыбы лишены такой способности. Но зато их молодь вскоре после «появления на свет» начинает самостоятельно и успешно охотиться на мелких водных существ.

Конечно же, акулы не являются непосредственными предками китов. Между ними – важные «ступени» эволюции, на каждой из которых находятся костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, наземные млекопитающие.

Планктон – это преимущественно мелкие организмы, не способные сопротивляться течению и поэтому свободно перемещаемые им в толще воды.


Электрический скат

Этот странный донный скат,
Говорят, акуле брат!
Вы решили - сходства нет?
Из хряща у них скелет!

Как акула или кит
Скат сегодня знаменит,
И, конечно, потому
Стих я посвятил ему...

Очень плоский он по форме -
Ведь для скатов это норма!
Но не этим знаменит
Скат, что вновь на дне лежит!

Он, представьте, током бьет!
Увернуться не дает
Ни добыче, ни врагу,
Что живет на берегу...

Стоит лишь к воде спуститься,
Чтоб помыться и напиться, -
Получить разряд изволь
Мощностью за двести вольт!

В том - защита от врага,
Если грубая нога
Наглым образом поступит -
На животное наступит!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Какие признаки, кроме скелета, являются общими для акулы и ската?
2. Чем отличаются акулы от скатов?
3. Каково биологическое значение плоской формы тела у скатов?
4. Откуда скат получает электричество, которое затем использует для нападения и защиты?
5. На кого из водных животных может охотиться электрический скат?
6. Сможет ли конкретный электрический скат нанести своим врагам несколько ударов током подряд?
7. Может ли «электрическая батарейка» ската окончательно разрядиться?
8. Является ли способность бить током абсолютной защитой, всегда и во всех ситуациях спасающей ската от гибели?

Краткие ответы на вопросы:

У акул и скатов много общих признаков: имеется чешуя плакоидного типа (каждая чешуйка представляет собой пластинку с особым выростом - острым кожным зубом). Расположенные во рту зубы являются видоизменениями плакоидной чешуи. Жаберные щели не прикрыты жаберными крышками, т.к. последние отсутствуют. Жабры имеют вид пластин. Акулы и скаты являются очень древними животными, появившимися на нашей планете около 300 миллионов лет назад. Живут они преимущественно в морях и океанах, число пресноводных видов очень невелико.

У скатов есть и свои, специфические признаки, отличающие их от акул. Почти все скаты имеют уплощенное тело. Жаберные крышки расположены на брюшной стороне, а задняя часть тела вытянута в длинный хвост. Большинство скатов ведет донный образ жизни. При этом у них преобладает окраска тела, позволяющая сливаться с донной поверхностью и оставаться незамеченными для врагов и добычи.

В теле электрического ската имеются особые органы, способные вырабатывать электрический ток. Его разряды способны убивать рыб и беспозвоночных, которые затем служат пищей для ската. Он может нанести несколько ударов током подряд, но каждый последующий удар будет слабее предыдущего. Затем «электрическая батарейка» ската разряжается, но явление это временное. Через непродолжительное время электрические органы ската восстанавливают утраченный ранее заряд, и рыба снова способна к защите или нападению. Выработка электроэнергии прекращается только после смерти ската.

Защита с помощью ударов тока является эффективной, но не обеспечивает рыбе стопроцентную гарантию выживания. Если на ската нападет опасный враг в момент, когда «электрическая батарейка» рыбы разряжена, скат может погибнуть. Каждое приспособление работает только «по назначению» и в определенных условиях, т.е. оно является относительным, а не абсолютным.



Осетр

В прошедшие годы всегда на Руси
Любили поесть. У судьбы не проси
Пощады! Поверьте, она не простит,
Коль ты вызываешь большой аппетит!

Осётры на блюде, на пышном столе
Лежали послушно и в древнем Кремле!
В Москву из глубинки доставлены в дар -
И вкус услаждали царя и бояр!

Осётр обитает лишь в чистой воде,
И встретишь его ты совсем не везде!
Давно уж насыщена ядом вода -
И стала убийцей родная среда!

Из черной икринки, отложенной в ил,
Махая хвостом, выбиваясь из сил,
Родится личинка, слаба и мала,
Которая в этой икринке была!

Жизнь рыбки кипела уж в крошечном теле.
Рос быстро малёк в "водяной колыбели",
Успешно спасался от хищников он,
Во взрослую жизнь был уже устремлён!

Малек набирался и знаний, и силы,
Опасных уже не боялся он встреч,
Но всё же судьба нашу рыбку просила
Себя постараться от смерти сберечь...

Представить, наверное, мы не смогли бы,
Что станет малек тот могучею рыбой!
Плескаться в воде он уж больше не будет -
Осётр воцарился на праздничном блюде...


Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Внутренний скелет осетрообразных состоит из хряща, но ученые их относят не к хрящевым, а к костным рыбам. Почему?
2. Что явилось главными причинами сокращения численности осетров в водоемах нашей страны?
3. Только ли мясо осетров имеет большую пищевую ценность?
4. Осетр живет в пресных и соленых водоемах с большим количеством кислорода. Как называются эти водоемы?
5. В сильно загрязненных водоемах (при прочих равных условиях) количество кислорода очень мало. Как это можно объяснить?
6. Откуда во многие водоемы поступают химические яды, которые могут убить живущую в них рыбу?
7. В чем разница между личинкой рыбы и ее мальком?
8. Что должно быть сделано для того, чтобы прекратить опасный процесс сокращения численности осетрообразных, который может привести к их полному вымиранию?

Краткие ответы на вопросы:

На теле у многих осетрообразных в пять продольных рядов расположены костные пластинки с острыми краями – жучки. Уже поэтому их следует считать костными рыбами.

Значительное, а иногда – и катастрофическое падение численности осетровых рыб в природных водоемах связано с их активным добыванием человеком. Играет значительную отрицательную роль также загрязнение водоемов, строительство гидроэлектростанций в местах миграции рыб, некоторые другие причины.

Замечательный вкус и большую пищевую ценность имеет не только мясо осетровых, но и их черная икра.

Осетрообразные живут в морях, больших чистых озерах и реках. В маленьких непроточных загрязненных водоемах они не встречаются. В них много органических веществ, которые взаимодействуют с кислородом (процесс называется окислением). При этом количество кислорода в воде уменьшается, что совершенно не устраивает осетрообразных. Ситуация усугубляется поступлением в воду отравляющих веществ, выбрасываемых в воздух и воду промышленными предприятиями, а также – ядов, применяемых на полях против вредителей сельского хозяйства. Многие из них могут быть опасны и для рыб.

Личинка костной рыбы отличается от ее малька, например, наличием желточного мешка на брюхе. В нем находится запас питательных веществ, который используется личинкой в первые часы или дни после вылупления из икринки. После окончания этого периода личинка становится мальком, начинает активно перемещаться и самостоятельно охотиться на мельчайших водных обитателей.

В настоящее время предпринимаются специальные меры, направленные на охрану осетрообразных в местах их естественного обитания. Запрещена или ограничена добыча этих рыб в природных водоемах, а также продажа черной икры. Осетрообразных выращивают в искусственно созданных условиях, с последующим выпуском рыб в природные водоемы. Устанавливаются фильтры и другие очистители, ликвидирующие или значительно уменьшающие количество вредных выбросов промышленными предприятиями.

В последующих статьях мы познакомим учителей-биологов с другими стихотворениями о животных, предназначенными для работы с учащимися седьмых классов. Как и в этой статье, педагогам-практикам будут предложены методические материалы, которые позволят организовать эффективную мыслительную деятельность школьников при обсуждении ими содержания стихотворений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
2. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
3. Кулев А.В. Стихотворные тексты на уроках зоологии. Простейшие, кишечнополостные, черви // Электронное приложение к журналу Биология в школе. - 2017. - №8.
4. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
5. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М.: Мир, 1991.
6. Окунева Г. Е. Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006.
7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
9. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.



© Александр Кулев, 2018
Дата публикации: 16.06.2018 16:35:49
Просмотров: 2219

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 46 число 67: