Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Самулевич
Владислав Эстрайх
Олег Павловский



Обсуждали будущее

Борис Тропин

Форма: Эссе
Жанр: Размышления
Объём: 12015 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В Доме Ростовых обсуждали будущее русской литературы.
Среди ВИП-участников мероприятия были анонсированы Ольга Славникова и финалисты Большой Книги-2023 Юрий Буйда и Эдуард Веркин.

К Ольге Славниковой у меня отношение особое и появилось оно после её романа «2017». До этого я считал и даже был уверен, что развёрнутые пейзажи в прозе уже не нужны. Да и в стихах эта пейзажная лирика давно навевает тоску. Описание ландшафта, берёзки, дуба, травки, цветика лишь замедляет развитие сюжета и заставляет читателя с раздражением пролистывать страницы с этой нудянкой. И надо сказать, пейзажные отступления в произведениях современных прозаиков, особенно, если они более двух строчек, лишь подтверждали эту уверенность.

И вот «2017». Я был поражен описанием Рифейских гор и все мои представления о ненужности и даже вредности развёрнутого пейзажа в литературе рухнули вмиг. Сказочные картины, физика и метафизика в непостижимом взаимодействии завораживали своей глубиной и многомерностью. Эти пейзажи открывали вход в какой-то более осмысленный мир большой природы. Поразило умение автора сгенерировать свои впечатления, исторические данные, смыслы разных времён и переплавить это в слова, о чем я в своё время и признался ей на одном из мероприятий.

В этот раз Ольга Славникова, к сожалению, появилась только на мониторе – слишком занята. А Юрий Буйда был заменён Дмитрием Даниловым. Тоже известный литератор, но не финалист нынешней БК.

В светлом зале с высоким потолком и вертикально вытянутыми окнами собрались умные компетентные люди. И я пришел послушать, ума поднабраться. Эти люди внутри официального литературного процесса, вовсю активничают и уже сами что-то значат в этом бурном потоке. Знают, что там происходит.
И, может быть, даже понимают.

А я стою на берегу и наблюдаю. Мне интересно.

Как заявил один исследователь современности, мы живём в эпоху фантика, когда яркая упаковка значит больше, чем сам продукт. Она блестящая, приманчивая, по ней чаще и оценивают предлагаемый товар.

И сегодня основная задача – должным образом упаковать продукт. Красивая обложка, комплементарная аннотация, серия еще более комплементарных статей, рецензий, упоминаний, череда презентаций… Всё это способствует ускоренному продвижению товара к покупателю. А скорость продвижения сейчас очень важна, потому что к дверям популярных издательств за одними талантами уже выстроились в очередь новые.

Мне интересно насколько всё это шумное и ярко-блестящее имеет отношение к большой русской литературе. Есть ли в нём что-нибудь действительно ценное. Не отбился ли этот поток от благодатной реки, не отклонился ли он в бесплодные пески пустыни мертвых слов.

Вот и стою на берегу, наблюдаю. С берега хороший обзор открывается и несколько иной вид на этот сильно помолодевший стремительный литературный официоз.

Модератором мероприятия была Ирина Барметова, обозначенная, как критик, хотя литературной критики как таковой, как и сатиры, в сегодняшней России, по-моему, не наблюдается, что как-то признавала даже Галина Юзефович, когда была ещё на этом берегу.

Как видят и оценивают наш сегодняшний литературный поток те, кто уже на другом берегу, мне неизвестно.

Тем не менее Ирина Барметова человек в литературном мире известный и уважаемый, многолетний редактор толстого литературного журнала «Октябрь», член Литературной академии премии «Большая книга».

Начали они с Ольгой Славниковой с обзора текущего литературного процесса.

Говорили о том, что крупная проза сегодня не успевает за событиями. Время всё более ускоряется, а роман пишется 2-3 года и за это время происходит много изменений. Что-то из написанного устаревает. Но роман — не публицистика и подразумевает более глубокое и серьёзное исследование.

Большие исторические романы о сегодняшней войне появятся лет через 10.

Актуальна потребность в сказке, так как этот жанр уводит от сегодняшних проблем.

Как Иван Сусанин, ненароком подумалось, уводить – уводит, а приводить – и не думает.

В жанровой прозе, где в последние годы наблюдается бум постапокалиптических сюжетов, на первый план выйдут антиутопии и фантастические книги, посвященные проблеме цифрового бессмертия и искусственного интеллекта.

Забвение не грозит и жанру фэнтези.

Модный жанр «автофикшен» таковым и останется, вопреки своему однообразию. Сегодня это, чаще всего литература о проработке травм. Травмы разные, антураж разный, а книги получаются одинаковые.

В погоне за славой и деньгами у молодых авторов велик соблазн стать вторым Пелевиным, Сорокиным, Донцовой...

Шот и лонг листы литературных премий — это рекомендательные списки для читателей и одновременно реклама для продаж и мягкое управление литературным процессом.

А вот с правом на трансляцию своих эмоций большие проблемы – не за всякие погладят по головке.

Ольга Славникова исчезла с монитора и разговор завертелся на теме ИИ.

- Мы ориентируемся на Голливуд и всё копируем с Запада, - просветила публику прозаик, сценарист, член экспертного совета БК Женя Декина. – Сценаристы уже пользуются нейросетями.

— Искусственного интеллекта в том смысле, в котором его обычно понимают фантасты, не существует, — заявил финалист БК-23 Эдуард Веркин. — «Электронная лира», предсказанная Тарковским более шестидесяти лет назад, по-прежнему ничем не грозит писателям, но дает богатый материал для размышлений о будущем возможном «умираньи ремесел», в том числе и творческих.

Арсений Тарковский в своё время ванговал:

Мне другие мерещатся тени,
Мне другая поет нищета.
Переплетчик забыл о шагрени,
И красильщик не красит холста,

И кузнечная музыка счетом
На три четверти в три молотка
Не проявится за поворотом
Перед выездом из городка.

За коклюшки свои кружевница
Под окном не садится с утра,
И лудильщик, цыганская птица,
Не чадит кислотой у костра,

Златобит молоток свой забросил,
Златошвейная кончилась нить.
Наблюдать умиранье ремесел -
Все равно что себя хоронить.

И уже электронная лира
От своих программистов тайком
Сочиняет стихи Кантемира,
Чтобы собственным кончить стихом.

Так опасна или нет «электронная лира» художникам, поэтам и прозаикам, поневоле озадачился я вопросом, ибо домыслов и рассуждений на эту тему от литературных ВИПов показалось недостаточно.

После несложных поисков и нескольких попыток выйти на суть вопроса, я невзначай толкнул дверь, за которой оказалось Будущее.

Да, оно уже здесь. Просто не все это заметили и осознают, увязая в текущих проблемах и спорах, в то время как рядом с нами активные любознательные ребята уже вовсю осваивает реалии нового времени.

«Прямо сейчас мы наблюдаем явление мировой культуры, сопоставимое с появлением печатного станка Гутенберга: нейросети ворвались в нашу жизнь, причем в ту ее сферу, где искусственный интеллект ждали меньше всего», -радостно сообщает Urbi et Orbi издательский ресурс Rideró. Он же объясняет, как с помощью ИИ создавать литературу, публицистику, да и вообще контент в широком смысле, предлагая на выбор с десяток самых подходящих ресурсов.

Нейросети, а их уже немало, и сами вовсю предлагают свои услуги, активно вторгаясь в творческий процесс художника, дизайнера, стихотворца, сценариста, прозаика, и уже востребованы пишущей братией и сестрией.

Бесплатная нейросеть «Kandinsky 2.2» генерирует картинки и видео по текстовым запросам. Получается ярко, броско, доходчиво. И очень современно. Образцы такого творчества я отмечаю на книжных обложках столичных магазинов.

Нейросеть "AI Search" напишет стихотворение или целую поэму за пару минут. Она сочиняет песни, пишет стихи на любую тему: о любви, о природе, о жизни, о дружбе и добре и зле. Стихи сочинённые нейросетью наполнены мыслями и чувствами, и производят впечатление, уверяют энтузиасты этого дела.

«Генератор стихов онлайн» предлагает широкий выбор тем и стилей, способен быстро создать структуру, подобрать рифмы, а также предложить варианты фраз и метафор, выдаёт новые сочетания слов и образов, пробуждая фантазию и помогая авторам найти вдохновение.

У разных ресурсов свои инструменты для работы над текстом.

Но самый популярный, конечно, ChatGPT. Это, пожалуй, самый подходящий инструмент для писателя, утверждают знающие люди. И идеи для названия набросает, и сюжет придумает, и героев опишет. Единственный минус — на русском языке он часто выдаёт ошибки, поэтому лучше писать задание на английском, а результат переводить.

Microsoft Copilot - совсем новый сервис на базе GPT. И он уже встроен в привычные программы, которыми мы пользуемся.

«Сегодня мы делаем значительный шаг вперед и представляем кнопку Copilot на клавиатуре для ПК с Windows 11. – заявил представитель корпорации Microsoft в январе этого года. - «Copilot» станет точкой входа в мир искусственного интеллекта на ПК».

Параллельно сокращается число библиотек, книжных магазинов, издательств. Читатель по словам Павла Басинского превращается в «малый народ», а журнал «Октябрь», который возглавляла Ирина Барметова, уже прекратил своё существование. Да и самочувствие других толстяков оставляет желать лучшего.

Литературные мероприятия последних лет носят ярко выраженный характер рекламы. Книга всё больше превращается в продукт – товар писательско-издательской деятельности, который нужно поскорее продать до истечения срока годности, потому как новые таланты со своими темами уже выстроились в очередь к издательствам.

„Книга – это не только произведение литературы, но также совесть, разум и искусство.“ — Винсент Ван Гог.

„Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего.“ — Борис Пастернак.

Нет, оказывается. Книга – это продукт. А представления Ван Гога, Пастернака и других уже не соответствуют новым реалиям.

А может как раз наоборот? И для кого как! По запросам.

Некогда большая литература, ныне презрительно называемая боллитрой, дробится и расползается по нишам. Великие цели и помыслы уступили место горячим темам. И молодые авторы усиленно роют к ним каждый свой тоннель.

Стать писателем, оказывается, очень просто. Надо записаться на курсы, где из людей делают писателей, как выразился выпускник одного из таких инкубаторов Михаил Турбин.

Это что-то вроде ремесленных училищ прошлого века, но тогда учили профессиям токаря, слесаря, фрезеровщика… А сейчас делают писателей.

И не надо огорчаться и сомневаться, если что-то сразу не получается – ИИ поможет.

И не надо сильно серьезно на все смотреть – жить станет тяжелей.

Юрий Буйда известный писатель. Но его «Дар речи» – не знаю, пользовался он нейросетями или нет – это совсем не то, что у меня ассоциируется с русской литературой, это какой-то Голливуд. А без устали атакующий РЕШ язвительный критик Лев Рыжков снизил планку этого «Дара» до Болливуда.

И вот, ещё не закончился спор, грозит ли ИИ поэту, писателю, а в издательстве АСТ вышел роман Ольги Усковой «Этюды Черни», написанный вместе с роботом Ипполитом.

Ольга Ускова разработчик искусственного интеллекта и российский IT-эксперт. Человек активный. По версии «Новых известий» известна также, как лидер коллективного доноса на роман Владимира Сорокина «Наследие». В общем, специалист широкого профиля.
В её романе фантастический сюжет перемешан с документальными историями и не понять, где вымысел переходит в правду, а где правда уходит в литературную фантазию. Роман вызвал интерес читающей публики и много разных откликов. Он уже считается явлением литературы.

Более того, в Японии молодая писательница Риэ Кудан получила престижную литературную премию Акутагавы за роман «Токийская башня сочувствия». Роман этот написан совместно с ChatGPT.

Выходит, это уже не Будущее? Это уже Настоящее. Самая что ни на есть современная реальность.

А кто я тогда? Со своими текстами, представлениями о жизни, литературе, прочитанными и непрочитанными книжками. И другие моего возраста. Немало ещё нас таких. Кто мы тогда?

- А вы, - снисходительно улыбается новое Настоящее, озирая остатки нашего поколения, - вы уже Прошлое.


© Борис Тропин, 2024
Дата публикации: 05.02.2024 11:39:03
Просмотров: 925

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 21 число 14: