Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Олег Павловский



Стихотворные тексты на уроках зоологии: ракообразные, паукообразные

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 13483 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В статье раскрывается целесообразность использования на уроках поэтических произведений о животных при обучении школьников зоологии. Приводятся методические рекомендации по применению стихотворных текстов на уроках биологии. Поэтические произведения написаны автором данной статьи и опробованы им в личной педагогической практике.


Правильное использование на урока и во внеклассной работе стихотворных текстов – весьма полезно в педагогическом отношении. Чтение и обсуждение поэтических произведений на уроках биологии позволяют усилить воздействие на эмоциональную сферу учащихся, развить интерес к предмету. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6].

При работе с поэтическими произведениями на уроках и во внеклассной работе могут быть использованы иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии и рисунки, заимствованные учителем из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации. Желательно, чтобы к каждому стихотворению были заранее продуманы вопросы и задания для школьников. Впрочем, как показывает практика, вопросы к тексту стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Работа со стихотворными текстами может эффективно применяться как при первоначальном восприятии школьниками материала, так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В этом процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются разнообразные приемы познавательной деятельности, что способствует развитию мышления у школьников.

К сожалению, грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных для учащихся VII классов очень мало. В связи с этим я создал «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы. Мною написано около 180 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных.

В концепцию написания большинства стихотворений входили:
1. Биологическая информация, подлежащая усвоению.
2. Интересная сюжетная линия.
3. Философская идея.
4. Эмоциональный посыл.

РАК ОТШЕЛЬНИК И АКТИНИЯ

Я – отшельник. Потому
Грустно сердцу моему...
В раковине я сижу,
Очень редко выхожу...

Понял я однажды, вдруг -
Нужен мне хороший друг!
Долго я его искал
Посреди подводных скал.

Вижу – в россыпи камней
Удивительный «цветок».
Вот звезда судьбы моей!
Устоять пред ним не смог...

Предложил ему дружить
И на панцирь посадил.
На себе его носить
У меня хватило сил!

Оказалось – не цветок
Тот, кто так со мною дружен...
«Пассажир» мой рыбку мог
Сам себе ловить на ужин!

Щупалец красив венец...
Для чего – не признается.
Мелкой рыбке вмиг конец,
Если к ним вдруг прикоснется!

А с опасностью как быть?
Дать отпор она способна!
Мне с животным этим жить
Безопасно и удобно.

Так я с нею и дружу –
В друге друг души не чает:
Я везде ее вожу,
А она нас защищает...

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. К какому типу и классу относится рак-отшельник? Почему?
2. Является ли раковина, в которой находится отшельник, частью его собственного тела?
3. Какова биологическая роль раковины отшельника?
4. В связи с чем у отшельника может возникнуть необходимость выйти из раковины?
5. Каким образом отшельник перемещается по дну водоема?
6. К какому типу и классу относится актиния? Аргументируйте свою позицию.
7. Как называется взаимовыгодное «содружество» представителей разных видов?
8. Почему прикоснувшаяся к щупальцам актинии рыбка быстро погибает?
9. Как называются клетки тела актинии, которые помогают ей охотиться и защищаться от врагов?
10. Почему для актинии так важно находиться на раковине, в которой живет отшельник?

Ответы на некоторые из вопросов:

Рак-отшельник находит на дне водоема пустую раковину брюхоногого моллюска, прячет в нее заднюю часть тела и перемещается по дну водоема вместе с ней. В процессе своего роста отшельник заменяет раковину на более крупную. Повторяет он это многократно на протяжении всей жизни. Актиния относится к классу коралловых полипов, являясь одиночным кораллом. Отношения между отшельником и актинией – симбиотические. Клетки актинии, парализующие рыбу, называются стрекательными. Актиния – малоподвижное животное, поэтому ей важно иметь такое «средство передвижения», как рак-отшельник.

КРЕВЕТКА

По размерам как монетка
Сверхизящная креветка!
Восемь очень тонких ног
Я найти не сразу смог...

А еще есть две клешни.
Да, некрупные они...
И глаза – на стебельках,
Словно шарики в руках!

Очень гибкие усы
У нее не для красы –
Позволяют дать ответ,
Есть ли рядом кто, иль нет...

Так природой создана.
Совершенная она!
Я поставил бы креветке
Лишь отличные отметки!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Известно, что креветки относятся к десятиногим ракам. Автор же стихотворения нашел у них только «восемь тонких ног». Нет ли здесь противоречия?
2. Какая особенность внешнего строения креветки объясняет тот факт, что это животное не охотится на рыб?
3. Каково строение глаз креветки?
4. Как называется зрение креветки и почему?
5. Почему важно, чтобы глаза креветки находились на стебельках?
6. Какова роль усов креветки и почему ей трудно было бы обойтись без них?
7. Как называется чувство, позволяющее определить присутствие чего-то или кого-то рядом «на ощупь»?
8. Перечислите названные в стихотворении признаки приспособленности креветки к среде обитания и определенному образу жизни.

Ответы на некоторые из вопросов:

Первая пара ног креветки – клешни. Они очень маленькие и слабые для удержания рыбы. Глаза креветки сложные, фасеточные. Зрение мозаичное. Глаза на стебельках то свободно выдвигаются вверх и получают широкий обзор, то (при опасности) прижимаются к поверхности тела креветки, погружаясь в соответствующие углубления в хитиновом покрове и становясь незаметными. Плотный хитиновый покров креветки невосприимчив к прикосновению, не обладает нужной чувствительностью, поэтому усы (антенны) ей необходимы.

ОМАР

Все зовут его «омар».
Это – вовсе не комар!
Нет, морской огромный рак
Почему-то назван так...

С помощью больших клешней
Ловит пищу покрупней.
Ими же, коль так случится,
Сможет от врагов отбиться!

В мощный панцирь он одет –
Защищен от разных бед.
Попрошу вас всех учесть –
В море танки тоже есть!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. К каким типам и классам относятся омар и комар?
2. Кто являются близкими родственниками омара в пресных водоемах?
3. Что или кто может быть пищей омара в море?
4. От каких врагов приходится защищаться омару?
5. Из какого вещества состоит панцирь омара?
6. Можно ли считать панцирь омара его наружным скелетом? Почему?
7. Хитиновый панцирь омара не способен растягиваться. Как же тогда удается расти этому животному?
8. Панцирь омара является абсолютным или относительным защитным приспособлением? Почему вы так думаете?

Ответы на некоторые из вопросов:

Близкими родственниками омара, обитающими в пресных водах, являются речной рак, разные виды креветок. Они тоже относятся к отряду десятиногих ракообразных. В несколько более дальнем родстве – мелкие водные ракообразные дафнии и циклопы. Могут быть приведены и другие, менее известные примеры. Питаются омары представителями многих видов животных. Очень часто это рыбы и водные беспозвоночные. При обсуждении вопросов к данному стихотворному тексту важно обратить внимание школьников на состав панциря омара, как и у других ракообразных, в него входит углевод хитин. Панцирь омара действительно можно считать его наружным скелетом. Внутреннего скелета у членистоногих нет. Рост тела ракообразных обеспечивается периодической линькой. Панцирь – относительное приспособление, поскольку на омаров успешно нападают осьминоги и крупные рыбы.

ПАУК-ПТИЦЕЕД

Я – тропический паук.
У меня есть восемь рук.
Или, может, восемь ног?
Разобраться я не смог...

Мой характер мрачен очень.
Я ищу добычу ночью.
На охоту выхожу
И на мир впотьмах гляжу.

Моих глаз недобрый взгляд
Вряд ли кто-то видеть рад...
Ловчих не плету сетей
И охочусь «без затей».

Я в засаде выжидаю
И внезапно нападаю!
Ем обычно насекомых.
Эта пища мне знакома!

Жертвой может быть и птичка -
По размерам как синичка.
Не шесть ног у Вас? Обидно!
Ведь добычи здесь не видно...

Жаль, что Вы – не мотылек,
Провели бы время впрок!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Есть ли у птицееда родственники на территории России? Если да, то кто именно?
2. Как «с первого взгляда» можно отличить паука от насекомого?
3. С чем может быть связано то, что паук-птицеед охотится ночью?
4. Каким количеством глаз паук «на мир впотьмах глядит»?
5. Глаза паука простые или сложные?
6. У каких животных глаза другого типа?
7. Есть ли пауки, у которых «тактика охоты» иная, чем у птицееда? Если такие пауки существуют – приведите примеры.
8. Почему птицееду удается справиться даже с мелкой птицей?
9. Кто такие мотыльки, к какому классу они относятся?
10. Можно ли считать, что птицеед питается только мелкими птицами?
11. Кто является добычей паука-птицееда в природе?

Краткие ответы на некоторые из вопросов:

Тарантулы встречаются почти во всей черноземной полосе Европейской России, доходя на севере до широты Орла, а на востоке до Казани. Есть и другие близкие родственники птицеедов. Наиболее известным в России пауком, вероятно, является крестовик. Широко известен каемчатый охотник, добывающий пищу вблизи водоема и быстро бегающий по поверхности воды (не путать с водомеркой, относящейся к клопам, или полужесткокрылым). У паука восемь ног, у насекомого – шесть. Глаза у паука мелкие простые, а у насекомого – относительно крупные фасеточные. Птицеед охотится на ночных животных, в это время выходящих из своих дневных убежищ, а также на тех, которые ночью, при слишком малом количестве света, оказываются беспомощными. Крупные размеры позволяют этому пауку охотиться даже на мелких птиц и грызунов. Но основная пища – насекомые и их личинки. Мотыльки – ночные бабочки, отряд Чешуекрыылые.

СЕНОКОСЕЦ

На земле бревно лежит,
По нему «паук» бежит!
Озабочен он собой –
Своей жизнью и судьбой!

Я хотел его поймать
И за ногу быстро – хвать!
Ножка прыгает в руке,
А «паук» уж вдалеке!

В память мне об этой «крошке»
Лишь одна осталась ножка!
А движенье у нее –
Косит будто бы жнивье...

Этот случай не забыт,
Фокус «паука» раскрыт!
Я уже не удивлен,
Почему так назван он!

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. Почему в стихотворении в отношении сенокосца слово «паук» взято автором в кавычки?
2. Почему конечность сенокосца так быстро и легко «отрывается»?
3. От кого может спасти сенокосца мгновенное отбрасывание конечности?
4. Почему важно, чтобы отброшенная конечность сенокосца совершала резкие движения?
5. С помощью чего отброшенная конечность сенокосца может активно двигаться?
6. Почему через некоторое время движения отброшенной конечности сенокосца прекращаются?

Ответы на некоторые из вопросов:

Сенокосцы – паукообразные, но не пауки. Они выделены в самостоятельный отряд. Сенокосец сам отбрасывает схваченную кем-то конечность. Ее резкие движения привлекают внимание хищника. Мышцы отброшенной конечности, не получающие необходимого количества кислорода и питательных веществ, через некоторое время перестают работать.

СКОРПИОН

«Черный мрачный скорпион
Лишь в себя всегда влюблен»...
Мыслить так я перестал!
Вот что про него узнал:

Своих деток обожает,
Носит нежно на себе,
От врагов их защищает,
«Думает» об их еде!

С удивлением отметим -
Не такой уж он злодей!
В отношении же к детям
Он – пример и для людей...

Чадолюбец скорпион!
Говорите, злобный он?

Обсуждение стихотворения с учащимися:

1. К какому отряду относится скорпион?
2. Все ли скорпионы имеют черную окраску?
3. Почему представители одних видов скорпионов имеют темную окраску, а других – светлую?
4. Как можно назвать форму поведения скорпиона, при которой он переносит на себе и защищает свое потомство?
5. Кто может быть врагами скорпионов в природе?
6. Какие животные могут быть пищей скорпионов?
7. Является ли поведение скорпиона осознанным, т.е. проявлением их мышления?
8. Найдите ошибку в следующей фразе: «На хвосте у скорпиона есть игла, соединенная с ядовитой железой».

Ответы на некоторые из вопросов:

Скорпионы относятся к отряду Скорпионы. Их окраска разнообразна. Часто она бывает коричневой или желтой. Черная окраска малозаметна на темной лесной почве, а светлая – на поверхности песка в пустыне. Защита и транспортировка на теле матери «новорожденных» особей называется заботой о потомстве. Это поведение у скорпионов инстинктивно. На скорпионов нападают, например, пустынные родственники мангустов сурикаты. Сами скорпионы питаются в основном насекомыми и их личинками. У скорпиона нет хвоста. Тело паукообразного делится на головогрудь и брюшко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М., 2003.
2. Губин А.И. Мир животных. – М., 2007.
3. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М., 2010.
4. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М., 1991.
5. Окунева Г.Е. Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2006.
6. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М., 1989

© Александр Кулев, 2018
Дата публикации: 03.04.2018 21:41:06
Просмотров: 2168

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 58 число 43: