Происхождение письма
Александр Учитель
Форма: Очерк
Жанр: Историческая проза Объём: 8867 знаков с пробелами Раздел: "Все произведения" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Происхождение письма О происхождении письма рассказывет шумерская легенда: Энмеркар, правитель города Урука имел обыкновение соревноваться в отгадывании загадок с правителем далекой страны Аратта. Для этого два древних интеллектуала обменивались вестниками, которые заучивали наизусть загадку и отгадку. Однажды Энмеркар придумал необычный способ обмена информацией: он написал текст загадки на глиняной табличке при помощи специально изобретенных им знаков, чем, конечно, сразил наповал своего противника. Легенда правильно передает причины возникновения письма: техническую невозможность хранения и передачи звуковой речи без посредников. Теперь такая возможность появилась, и можно предположить, что по мере ее совершенствования необходимость в письме отпадет, и вся пяти-тысячелетняя история письменности покажется нашим потомкам досадным недоразумением. Однако, легенда неправильно передает первоначальную цель создания письма: это был не обмен информацией в эпистолярной форме, а необходимость учета и контроля, связанного с прогрессом земледелия. Земледелие изобрели женщины в ходе их традиционного занятия сбором дикорастущих злаков. С изобретением плуга неизбежным стало привлечение мужской рабочей силы для пахоты. Сделать это было возможно только в принудительном порядке. Поэтому древнейшей формой полевого хозяйства стал не семейный крестьянский участок, как можно было бы ожидать, а храмовое или дворцовое хозяйство, основанное на принудительном труде. Естественно, что такое хозяйство не могло функционировать без учета земельных площадей, рабочей силы и произведенной продукции. Начиная с пятого тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии учет и контроль токого рода осуществлялся при помощи глиняных фишек разной формы: шариков, конусов, прямоугольников, ромбов и т. д., которые хранили в полых шарообразных контейнерах из глины. Форма фишек служила для различия между предметами, мерами объема сыпучих и жидких тел, мерами веса, длинны и площади. Больше всего такая система хранения цифровой информации походила на узелковое “письмо” кипу в государстве инков, где для счета исползовали узлы на шерстяных нитях, подвешенных к гавному жгуту. Расстояние от главного жгута определяло порядок чисел (единицы, десятки, сотни и т. д.), величина и форма узлов – единицы измерения, а цвет нитей - предмет счета: белый – для серебра, желтый – для маиса, черный – для картофеля, красный – для воинов и т. д. Древневосточная система глиняных фишек имела один существенный недостаток по сравнению с кипу – фишки не было принято раскрашивать, и поэтому всегда оставалось неизвестным что именно стоит за цифрами для счета предметов. Во второй половине четвертого тысячелетия до н. э. кому-то пришло в голову, что фишки проще не лепить из глины, а нарисовать на глиняных табличках, и тогда рядом с цифрами для счета предметов можно нарисовать схематическое изображение самого предмета. Произошло это впервые, вопреки распространенному мнению, не в Шумере, а в соседнем Эламе, в современном юго-западном Иране. Древнейшие таблички из Суз, написанные около 3300 г. до н. э. ничего не содержат, кроме цифр разной формы и немногочисленных пояснительных знаков. Это эламское иероглифическое письмо, долго не просуществовало, уступив место клинописи уже в середине третьего тысячелетия до н. э., и оно так и осталось недешифрованным. В самом конце четвертого тысячелетия до н. э. аналогичный процесс начался независимо от Элама также и в соседнем Шумере, как правильно утверждает легенда об Энмеркаре, в городе Уруке. Благодаря материалу письма, неподверженному воздействию времени – глиняным табличкам – развитие шумерской клинописи может быть прослежено шаг за шагом. Разная форма цифр для разных единиц измерения так и осталось одной из особенностей этой системы письма на всех этапах ее развития. Древнейшими знаками, поясняющими цифры для счета предметов, были знаки “овца”, в виде креста в круге, который до сих пор рисуют на спинах овец на Ближнем Востоке, как знак собственности, и порнографического вида знак “женщина” в виде перевернутого треугольника с вертикальной чертой снизу. Отсутствие аналогичного знака “мужчина” долгое время служило важнейшим аргументом в теории, что в плен в древности брали только женщин, а мужчин убивали, пока Вайман не установил, что знаком для “мужчины” в этот период служил знак “гора” (схематическое изображение трех гор), и они фигурируют в древнейших табличках из Урука ничуть не реже женщин. Такого рода пояснительные знаки представляют собой пиктограммы: их можно “читать” на любом языке, но при их помощи невозможно записывать имена, что немаловажно для ведения упорядочной отчетности. Для этой цели необходимо было преодолеть решающий барьер фонетизации письма, что удалось сделать при помощи ребусного принципа. Поясним на примерах, что это значит. Возмем, скажем, шумерский знак, изображающий участок земли, из которого растут какие-то овощи. Сам по себе, без каких-либо пояснительных знаков, этот рисунок может читаться как му – “расти”, если он употребляется в роли глагола, или как нисса – “зеленый”, ели он служит прилагательным. Если же перед ним нарисовать кусок дерева, то этот знак будет читаться как кири – “виноградник”, а если перед ним нарисовать участок земли, поросший травой, то он будет читаться как сар – “овощ”. Если перед тем же знаком нарисовать схематическое изображение рыбы, то он вообще не будет читаться, сам став детерминативом, служащим для того, чтобы предыдущий знак читался не как ку – “рыба”, а как ха – “укроп”. Но это еще не все: ребусный принцип в полном смысле слова вступит в силу, если перед этим знаком нарисовать глиняную табличку – тогда оба знака будут читаться фонетически как дуб-сар – “писец”: дуб – табличка, сар – “царапать”. Семантической связи между сар – “овощ” и сар – “писать” нет никакой – это просто омонимы, но оба слова пишутся при помощи одного и того же знака по созвучию. В этом и заключается “ребусный принцип”. Разумеется, число омонимов в любом языке ограничено, и, поэтому любая система письма , построенная на ребусном принципе вынуждена создавать псевдо-омонимы, игнорируя те или иные мелкие различия между словами. Древние египтяне игнорировали гласные, что позволяло им записывать одним знаком все слова с одинаковыми согласными, а шумеры игнорировали конечные согласные, что позволяла им фонетика шумерского языка, поскольку в абсолютном конце слова согласные в нем действительно не читались. Именно этой потребностью в псевдо-омонимах, а не примитивизмом мышления, объясняется неточная передача фонетики во всех системах логографического письма. При всех своих недостатках, нельзя не заметить, что все приведенные здесь примеры двузначных комбинаций имели только одно возможное чтение, и не оставляли места для спекуляций. Проблема состояла в том, что это единственное чтение не вытекало прямо из картинки, и читатель должен был выучить его заранее. Другими словами, чтобы успешно писать и читать даже древнейшие шумерские таблички из Урука, необходимо было пройти курс обучения грамоте. Поэтому с самого начала письменности наряду с экономическими документами, составляющими огромное большинство, изредка попадаются списки знаков и их различных комбинаций, которые начинающие писцы заучивали наизусть. Где-то около 2700 г. до н. э., по-видимому в городе Шуруппаке (совр. Фара), этот процесс обучения грамоте сосредоточился в специальном заведении – э-дубба – “дом таблички”, т. е. школа. Оттуда и берет начало вся наша литературная традиция, поскольку процесс обучения там вышел за пределы заучивания списков слов и перешел к переписыванию литературных композиций. В Древнем Египте аналогичное заведение называлось еще живописьнее – пер анх – “дом жизни”, а у лувийцев в Малой Азии – варпаси парна – “дом мудрости”. Кроме Элама и Шумера, логографическое письмо возникло независимо друг от друга еще в семи местах: в Египте и в долине Инда в третьем тысячелетии до н. э., в Малой Азии, на Крите и в Китае во втором тысячелетии до н. э., в Центральной Америке в первом тысячелетии до н. э. и в районе Анд в Южной Америке в первом тысячелетии н. э. (возможно: старейшая надпись 18 в., но не исключено, что это письмо возникло еще в до-инкский период, а инки его запретили, заменив более примитивной системой кипу, вполне пригодной для хозяйственного учета, и оно “вышло из подполья” только в колониальный период). Однако везде за пределами Месопотамии для письма использовали не глину, а различные материалы органического происхождения: папирус - в Египте, пальмовые листья – в Индии, деревянные таблички - в Малой Азии, пергамент – на Крите (глинные таблички там тоже использовали, но очень ограниченно), бамбук - в Китае, луб фикуса - в Центральной Америке. Поскольку все эти материалы не сохраняются, нигде невозможно проследить процесс возникновения письма с такой точностью, как в Месопотамии. © Александр Учитель, 2009 Дата публикации: 06.05.2009 12:54:40 Просмотров: 4224 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |