Через тернии к звездам
Евгений Прилуцкий
Форма: Очерк
Жанр: Историческая проза Объём: 81097 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В сборник включены очерк и две статьи, объединенные общей
темой: итоги "реального социализма" и перспективы существования мировой цивилизации. Автор сделал попытку взглянуть по-новому на некоторые исторические и политические проблемы современности и приглашает читателей присоединиться к нему для поиска взаимоприемлемого алгоритма цивилизационного развития. "Конец истории" Фукуямы Первая мировая война, революции в России и других странах вызвали у европейцев острое предчувствие скорого "конца" мира. В год окончания мировой войны (1918) немецкий философ О.Шпенглер пишет ставшую знаменитой книгу "Закат Европы". Советские идеологи позже заявляли о том, что на самом деле речь в книге Шпенглера шла о закате западной капиталистической цивилизации, хотя он этого не понимал. Великая Октябрьская социалистическая революция, утверждали они, положила начало новой эпохе в истории человечества - эпохе коммунизма. Двадцатый век прошел под знаком ожесточенной борьбы двух систем - капиталистической и социалистической. На содержание столетия мрачной тенью лег небывалый трагизм двух мировых войн с их многомиллионными жертвами и гигантскими разрушениями. В конце века, после крушения СССР и мировой системы социализма на Западе преобладали настроения плохо скрываемой радости, ощущение "величия" и торжественности исторического момента в связи со скоропостижной кончиной "реального социализма". В 1989 году в журнале "Национальный интерес"(США) выходит эссе американского философа и политолога Ф.Фукуямы "Конец истории?". Позже эссе развернулось в книгу "Конец истории и последний человек" (1992). В чем, по Фукуяме, заключается "конец истории"? В завершении социокультурной эволюции, в достижении предельно возможной политической формы "правительства", в окончании идеологической борьбы, глобальных революций, войн, философии, и даже, искусства. (Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - http://static.my-shop.ru/product/pdf/198/1977084.pdf) Идеи Фукуямы вызвали широкий резонанс в мире. Ученые из многих стран отозвались, в основном, критически. Они отмечали идеологическую зашоренность взглядов Фукуямы и обратили внимание на несостоятельность его позиции, например, в вопросах о том, что: - либеральная демократия в идеальной форме нигде в мире не существует; - а также, например, в игнорировании им исламского фактора. Западные марксисты указывали, что Фукуяма "не видит" противоречий капитализма, в частности: - демократия и капитализм не способны предоставить равные возможности и равные права для всех граждан; - капиталистическое процветание немногих основано на нищете большинства. В 2006 году выходит книга Фукуямы "Америка на распутье". В ней Фукуяма рассматривает либеральную демократию как часть процесса модернизации и развития вообще. С 2004 года Фукуяма заинтересовался проблемой "сильных" и "слабых" государств. По сути, успех модернизации он связывает с "сильными" государствами. К 19 веку мир разделился на метрополии (тогда - группу европейских государств, обладавших значительными экономическими и военно-технологическими возможностями) и эксплуатируемые ими колониальные и полузависимые народы, страны, регионы, а также еще не освоенные территории. В конце 18 века в Северной Америке образовалось новое независимое государство - Соединенные Штаты Америки, геостратегически примыкавшее к Европе. Обострение противоречий капитализма, развитие науки обусловили осознание проблемы развития. В 20 веке, после Второй мировой войны проблема развития получила новое дыхание. К началу 21 века сложилась группа представлений, теорий (идеологических, научных), касающихся в той или иной мере проблемы мирового развития. Марксизм создал представление о поэтапном (формационном) восходящем движении истории: первобытнообщинная формация (каменный век) - рабовладельческая формация - феодальная формация - капиталистическая формация - коммунистическая формация. Высшей ступенью развития человеческой цивилизации по Марксу является коммунизм. Именно при коммунизме, считал Маркс, начнется подлинная история человечества. Позже Маркс предложил еще понятие "азиатский способ производства". В конце 19 в. - начале 20 в. из "философии жизни" вышел цивилизационный метод исследования истории. В 20 в. появляются понятия "западное общество", "традиционное общество", а также "третий мир", "развитые и развивающиеся страны", "Север - Юг". Во второй половине 20 в. - начале 21 в. были сформулированы следующие теории, понятия, методы исследования: 1. Школа мир-системного анализа И.Валлерстайна. Мировая цивилизация предстает разделенной на три "зоны": центр - полупериферию - периферию. 2. Еще до окончательного развала СССР и "социалистического лагеря" в период "перестройки" ученые выделили группу передовых (развитых) стран (Западная Европа и Северная Америка) и группу стран догоняющего развития (сюда включили Россию). 3. Фукуяма, двигаясь в общем "тренде", разделил цивилизацию на "сильные" и "слабые" государства. Все эти модели развития связаны с необходимостью модернизации обществ как условием их выживания. В России научное обсуждение вопросов модернизации страны было проведено в начале 90-х годов. Теория модернизации, несмотря на обвинения ее в упрощении исторического процесса, остается самым распространенным методологическим "руководством", включая и термин "модернизация". В ее основе лежит представление о том, что модернизация общества (понимаемая как переход от традиционного к индустриальному обществу), несомненно, существует в истории цивилизации. На практике смысл понятия "модернизация" интерпретируется шире: это не только переход от аграрного или традиционного общества к индустриальному. Часто им обозначают "подтягивание" экономики, научно-технической, социальной сфер до передового уровня. Термин и понятие "модернизация" сегодня приложим почти исключительно к капиталистическому обществу и капиталистически "ориентированным" аграрным странам. Социалистическая перспектива человечества после краха СССР и "социалистической системы" оказалась отсеченной. Один из выводов, который необходимо сделать: отсутствие альтернативы сужает возможности развития. После исторических событий конца 20 в. (крушение СССР) и начала 21 в. (теракт в Нью-Йорке) мировое социальное развитие по своему смыслу свелось к метафоре об "улице с односторонним движением". Теоретически сложилась ситуация, в которой: 1. Социалистическая альтернатива (отпала). 2. Радикальная исламская псевдоальтернатива (невозможна). 3. Существует относительная альтернатива внутри капиталистического "мейнстрима": Запад - Россия (а также Китай, Индия и др.). В начале 21 в. с расширением влияния политики решающее значение вновь приобрели воля и сила. Такое впечатление, что насилие, издавна являясь инструментом активных действий в мире, проникло в "клетки" цивилизации и расползается по всему ее организму как опасная болезнь... Мы должны отыскать в лабиринте времени "дорогу жизни". Чтобы развиваться и существовать дальше, человечество должно увидеть перспективу, которую оно утратило... От Маркса до "реального социализма" Два "политолога" вышли из телецентра. Они участвовали в популярном ток-шоу, где горячо, бурно обсуждалась тема роли революций в развитии общества в связи со 100-летней годовщиной октябрьских событий 1917 года в России. Оказавшись вне стен студии, они продолжали дискутировать: - Что же получается?.. Все зря?.. Все напрасно?.. Сколько поколений мечтало о счастливой, осмысленной, полной созидательного труда, свободной жизни. Сколько жизней пожертвовано, особенно в России, с тем, чтобы мечта осуществилась, и сколько физических, душевных сил отдано, чтобы сохранить то, что мы называем Октябрьской социалистической революцией, а в последующие 74 года в России, в СССР - "реальным социализмом", и то, что короткое время просуществовало как "мировой социализм"... И вот теперь оказывается, что поспешили, слишком рано начали... - Ты знаешь, я убежден, что наши деды, отцы, бабушки, матери не зря, не напрасно прожили свои жизни... Ведь если бы не произошло того, что ты перечислил рядом со словом "социализм", мир не был бы таким, каков он есть... О теории и не только 19 век. По мере обострения противоречий капитализма, распространения нищеты, роста протестных, революционных выступлений рабочих и случаев расправы над ними государства возникла потребность в теоретическом осмыслении феномена насилия. С подачи марксистов здесь, в первую очередь, вспоминается имя П.Прудона (1809 - 1865), французского политика, философа, одного из самых оригинальных экономистов своего времени. Для воплощения своих идей в жизнь он пытался осуществить проект народного банка, где производился бы натуральный обмен (в применении которого он видел средство разрешения противоречий капитализма). Справедливость и свободу он считал основой, на которой только и может вырасти достойная человека жизнь. К.Маркс и Ф.Энгельс создавали научную теорию, идеологию и учение, руководствуясь которыми, можно реально, практически осуществить переход к новому обществу - коммунизму. Одной из центральных идей марксизма является идея диктатуры пролетариата. К.Маркс писал: "Социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия..." (1) "Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".(2) В конце 19 века в Петербурге группа революционно настроенных молодых людей во главе с В.Ульяновым создала организацию РСДРП, положив начало осуществлению марксистских революционных идей в России. В 1903 году в Лондоне собралось несколько десятков человек - граждан Российской империи, чтобы провести II съезд РСДРП. В работе съезда участвовал патриарх российской социал-демократии Г.Плеханов. Главное, что предстояло сделать - принять программу партии. После обсуждения предложенного проекта программа РСДРП была принята. Она состояла из двух частей (программы- максимум и программы-минимум). Программа-максимум формулировала конечную цель РСДРП - построение социалистического общества. Программа-минимум предусматривала решение ближайших задач: свержение самодержавия, установление демократической республики, принятие конституции, введение 8-часового рабочего дня, установление полного равноправия всех наций, уничтожение остатков крепостничества в деревне. В программе подчеркивалось: "Необходимое условие... социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплоататоров."(3) Первая "русская" революция явилась довольно робкой попыткой сил, оппозиционных самодержавию, побудить царское правительство к проведению политических реформ, которые приблизили бы Россию к передовым европейским государствам и США. Нельзя сказать, что революция закончилась безрезультатно: образовались политические партии, которые получили право заниматься политической деятельностью. Появилась Государственная Дума (парламент) с совещательным голосом. Но иметь Конституцию России было отказано. Демократизация страны вновь откладывалась на неопределенное время. 1 августа 1914 года Россия вступила в I мировую войну. В Европе "заварилась" кровавая каша, потрясшая современников. Империалистическая бойня изменила ход мировой истории. Россия держала гигантский фронт (от Балтийского до Черного моря). Да еще Кавказский фронт. Да еще Россия оказала помощь Франции, отправив на Западный фронт армейский корпус. Война затягивалась. Военное, экономическое положение России ухудшалось. У части общества сложилось мнение, что причина бед - "неспособный" император. 2 марта 1917 года Николая II вынудили отречься от престола. Россия стала Республикой, которой управляло Временное правительство (до созыва Всероссийского Учредительного собрания). С марта по октябрь 1917 года события в России развивались стремительно, оставив в назидание немало поучительных уроков. "Февраль" показал, что свобода, не ограниченная волей государства, способного применить силу для установления правопорядка, превращается во вседозволенность и ведет к гибели общества, государства. Свобода должна стоять рядом с правопорядком. Воспользовавшись ослаблением государства к власти в стране пришли большевики, самая радикальная российская партия. В ночь с 24 на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное выступление матросов, солдат, рабочих. Временное правительство арестовали. Вечером 25 октября в Петрограде открылся II съезд Советов. Старый ВЦИК, ЦК партий меньшевиков, эсеров осудили выступление большевиков. После того, как представители оппозиционных парий покинули съезд, руководство съездом перешло к большевикам. Л.Каменев сообщил делегатам о победе восстания против Временного правительства. Съезд принял декреты о мире, о власти, о земле и утвердил новое правительство - Совет Народных Комиссаров, которое возглавил В.Ленин. Диктатура пролетариата, осуществленная на практике, "переломила" исторический процесс как эволюционное поступательное движение по восходящей линии от простого к более сложному. 5 января 1918 года состоялось первое и последнее заседание Учредительного собрания. Большевики предложили делегатам принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Делегаты от "контрреволюционных" сил отказались. Тогда большевики заявили, что распускают собрание.[1] Ни большевистское правительство, ни депутаты Учредительного собрания не были готовы к компромиссу, ни практически, ни теоретически. "Выяснить отношения" предстояло в открытом столкновении сторон. Война на уничтожение, как тогда думалось, должна была решить все проблемы. В стране разразилась кровопролитнейшая гражданская война, которая принесла многочисленные жертвы, разрушения. Россия оказалась на грани гибели... Классическое учение коммунизма (марксизм-ленинизм) строится на конфликте, в основе которого - антагонизм интересов буржуазии и пролетариата. Мир между ними невозможен. Выход из исторической коллизии - в столкновении сторон не на жизнь, а на смерть. Переход к коммунизму неизбежен. Поэтому капитализм должен уступить место на исторической сцене новому обществу. Свои против своих Гражданская война в России приобрела международный характер, и по охвату вовлеченных в нее стран, национальной принадлежности участников, исторической значимости может быть приравнена к событию глобального, мирового масштаба. 25 октября, накануне II съезда Советов, и в ходе его первого заседания, до того, как меньшевики, часть эсеров и бундовцы покинули съезд, большевики предполагали образовать Совет Народных Комиссаров (СНК) в качестве Временного рабоче-крестьянского правительства, которое будет осуществлять свои функции до созыва Всероссийского Учредительного собрания. После того, как представители перечисленных партий оставили съезд, и руководство съездом перешло к большевикам, очевидно, последние изменили свои планы - на съезде было избрано правительство (СНК), не предполагавшее свое временное существование. Большевистское правительство приступило к исполнению принципиальных экономических мер: был установлен контроль над Государственным банком, в распоряжение СНК перешли золотой запас страны, наличные денежные средства и эмиссия денег. Это, естественно, вызвало самую негативную реакцию владельцев и сотрудников экспроприируемых структур, их откровенный и скрытый саботаж (неисполнение) распоряжений новой власти. 20 декабря была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф.Дзержинским. ВЧК РСФСР стала органом, непосредственно организующим борьбу с контрреволюцией. Недовольство друг другом нарастало. Неправомерные, с точки зрения российского буржуазного истеблишмента, меры большевиков спровоцировали праворадикальные силы на террористические акты. 2 сентября 1918 года в связи с покушением на В.Ленина и убийством председателя петроградской ЧК М.Урицкого большевиками был объявлен "Красный террор" (в качестве ответа). В первый день красного террора в Петрограде было расстреляно 900 заложников, в Кронштадте - 512.(4) Гражданская война закончилась. Советская власть устояла, но страна была разорена и опустошена. Потери России в гражданской войне были гигантскими: на фронтах погибло - 800 тыс. человек; от испанки умерло - 3-4 млн. человек; от тифа, дизентерии, оспы - 2.1 млн.; от петлюровского террора погибло - 300 тыс. человек.(5) С политикой большевиков была не согласна часть тех классов, социальных слоев, которых большевики считали своей опорой или своими союзниками: в 1920-1921 годах Тамбовскую губернию охватило широкое крестьянское восстание, получившее название "антоновского мятежа", в 1921 году против большевиков восстали матросы Кронштадта. Причиной вооруженного выступления крестьян стала продразверстка, обрекавшая крестьян на голод и разруху. В подавлении "антоновского" восстания активно участвовали герой гражданской войны "красный маршал" Г.Котовский, "красные латышские стрелки". А против спрятавшегося в лесу отряда повстанцев по приказу М.Тухачевского был применен боевой отравляющий газ, который, однако, не принес им вреда. Известный российский тележурналист А.Сладков в одном из своих фильмов рассказал о том, что в первой половине 20-х годов СССР при содействии Германии приступил к производству опасного вида боевых отравляющих веществ - иприта. В производстве безответственно нарушались техника безопасности труда и требования охраны здоровья рабочих. Экономическая свобода при НЭПе неизбежно вела к воспроизводству частнособственнических отношений. В середине 20-х годов появились свои "красные капиталисты". Так, Г.Котовский владел двумя фабриками по переработке хмеля. После смерти В.Ленина в партии развернулась ожесточенная борьба. В руководстве ВКПб) сложились группы: часть видных большевиков и большинство членов партии на местах шли за И.Сталиным, другие - тянулись к Л.Троцкому. В 1923 году политика НЭПа переживала кризис: значительно выросли цены на промышленные товары, а цены на продовольствие - упали. В.Ленин - тяжело болен. Контролирующая большинство в ЦК тройка Зиновьев-Каменев-Сталин начинает борьбу против Л.Троцкого. (ранее Л.Троцкий обвинял И.Сталина в узурпации власти над бюрократическим аппаратом). В 1924 году, 21 января, В.Ленин умирает. На XIII съезде РКПб) новый председатель СНК А.Рыков осуждает Л.Троцкого за "нападки" на аппарат, приравнивая последний ко всей партии. Съезд резко осуждает "троцкизм", требуя от Л.Троцкого отказа от фракционной деятельности. Г.Зиновьев претендует на роль преемника В.Ленина. Л.Троцкий критикует его за это. На пленуме ЦК становится известным "Завещание Ленина". ЦК вопреки мнению В.Ленина переизбирает И.Сталина на пост Генсека. И.Сталин организует массовый набор в партию 230 тыс. рабочих ("ленинский призыв". Принятые в 1924 году "партийцы", среди которых оказалось немало случайных и прагматичных людей, поддержали И.Сталина. Л.Троцкий терял популярность, а с ней - и власть. Теоретик, блестящий оратор, Л.Троцкий оказался не лучшим бойцом в аппаратной борьбе. И.Сталин "переключается" на Г.Зиновьева. Но Г.Зиновьев и Л.Каменев требуют исключения Л.Троцкого из партии. Между "товарищами" начинается война компроматов. В январе 1925 года на пленуме ЦК Л.Троцкого смещают с постов наркома по военным и морским делам и председателя РВС. Наркомом по военным и морским делам назначается М.Фрунзе, его заместителем - К.Ворошилов. Тройка Зиновьев-Каменев-Сталин распадается, появляется "новая оппозиция" Г.Зиновьева и Л.Каменева, И.Сталин предлагает тезис о "построении социализма в отдельно взятой стране" в противовес тезису Л.Троцкого о "перманентной революции". В 1925 году Л.Троцкий вместе со своими сторонниками развивает идею "сверхиндустриализации". Чтобы сделать возможным построение социализма в крестьянской стране, к тому же, "отдельно взятой", Л.Троцкий предлагал осуществить в СССР форсированную индустриализацию, однако, за счёт деревни. Вокруг идеи "сверхиндустриализации" возникает группа, возглавляемая Л.Троцким, Г.Зиновьевым, Л.Каменевым. К 1926 году они, лишившись важных постов, утратили власть. В борьбе идей и их конкретных носителей И.Сталин объединяется с Н.Бухариным, А.Рыковым, М.Томским, которые позже будут осуждены за "правый уклон". Н.Бухарин обвиняет сторонников "чверхиндустриализации" в том, что она ведет к "внутреннему колониализму" и ослаблению "смычки" между городом и деревней. Н.Бухарин даже призывает крестьян: "Обогащайтесь!" И.Сталин лавирует между "левыми" и "правыми". Осенью 1927 года попытки оппозиции заручиться поддержкой рабочих предприятий проваливаются. В ноябре 1927 года Г.Зиновьева и Л.Троцкого исключают из партии. Повод - организация нелегальной типографии и октябрьской манифестации. Л.Троцкий был отправлен в ссылку в г. Алма-Ата. Неспособность и нежелание сторон найти взаимоприемлемое решение ради интересов народа и государства, привели к тому, что был выбран курс, подорвавший силы страны. В 1929 году Л.Троцкий был выслан из СССР. После убийства С.Кирова в 1934 году, когда в стране началась кампания преследований и расправ, Г.Зиновьев, Л.Каменев в 1936 году были расстреляны. М.Томский - покончил жизнь самоубийством в 1936 году, С.Орджоникидзе - нарком тяжелой промышленности, умер от инфаркта (или застрелился) в 1937 году. Обратите внимание на официальный уровень образования отстраненных от власти большевистских руководителей и других известных личностей: Л.Троцкий (учился в уч. Св. Павла в Одессе и Николаеве), А.Рыков (1-й курс Казанского ун-та), М.Томский (незаконнорожденный сын слесаря и швеи, 3 кл.), Л.Каменев (1-й курс Московского ун-та), Г.Зиновьев (домашнее образ.). На место Г.Зиновьева (Коминтерн) "заступил" Н.Бухарин (с 1926 г., 4 года Московского ун-та). Далее: А.Луначарский (из дворян, нарком просвещения РСФСР, Цюрихский ун-т), М.Литвинов (нарком иностранных дел РСФСР, реальное уч.), В.Менжинский (из дворян, зам. Председателя ВЧК, Председатель ОГПУ, С-Пб. ун-т), С.Киров (Первый секретарь Ленинградского Обкома ВКПб) с 1927 года, городское уч.), А.Бубнов (нарком просвещения РСФСР, учился в Московском сельскохозяйственном ин-те), М.Тухачевский (военное офицерское уч.), К.Радек (Краковский ун-т), Л.Каганович (учился в сельской шк.), В.Куйбышев (из дворян, кадетский корп.), М.Горький (2 г. начального уч.), М.Шолохов (4 кл. гимназии).(6) Образование, уровень культуры пришедших к власти революционеров, несомненно - "слабое звено" всех народных революций. Противостоять отсталости, косности в послереволюционном социальном пространстве огромной России - вчерашней полуфеодальной страны, было нелегко. Отстранение в конце 20-х - начале 30-х годов от руководства страны ряда большевистских деятелей, довольно образованных, привело к ситуации, когда чаша весов в сознании руководящей верхушки перевесила в сторону отсталости, провинциализма, патриархальности. К концу 30-х годов в политическом руководстве страны почти не осталось людей, обладавших стратегическим мышлением и видением перспективы. В конце 30-х годов, перед войной, партийное и государственное руководство СССР состояло из: И.Сталин - Генеральный секретарь ЦК ВКПб) (Сравните: Н.Хрущев - Первый секретарь ЦК КПСС, Л.Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС), председатель СНК с мая 1941 года, М.Калинин - председатель ВЦИК, В.Молотов - председатель СНК до мая 1941 года, нарком иностранных дел, К.Ворошилов - нарком обороны до мая 1940 года, Л.Берия - нарком внутренних дел. Теперь посмотрим уровень образования руководителей СССР: И.Сталин (5 кл. духовной семинарии), М.Калинин (из крестьян, 3 кл.), В.Молотов (4 курса С.-Пб. политехнического ин-та), К.Ворошилов (из рабочих, учился в земской шк.), С.Буденный (из казаков, курсы кавалеристов для мл. чинов), Г.Ягода (из семьи рабочего-печатника, среднее образ.), С.Орджоникидзе (из дворян, 2 кл. училища), А.Микоян (из крестьян, учился в духовной семинарии), Н.Ежов (3 кл. начального уч.), Л.Берия (из крестьян, механико-техническое строительное уч.).(7) Историк Ю.Жуков отмечает, что, закончив начальное училище, Н.Ежов (добавлю, и другие большевистские деятели с аналогичным образованием - Авт.) в области арифметики умел только складывать и вычитать; умножение и деление не входили в программу таких школ. Не удивительно, что Н.Ежов представлял И.Сталину записки с предложениями, например, провести чистки среди филателистов, так как они могли заниматься шпионажем. Конечно, все руководители СССР - способные, целеустремленные личности, в той или иной степени занимались самообразованием. Но базовое, системное образование - фактор принципиальный. Те будущие большевистские руководители, кто в свое время имел возможность поступить в университеты и институты царской России, не могли благополучно закончить обучение. В конце 19 - начале 20 веков в вузах России действовали студенческие кружки, общества, в которых формировалось идеологическое, политическое инакомыслие как культурное явление, как оппозиция, в т.ч., революционная, радикальная, недемократическому монархическому режиму, не желавшему перемен в обществе. Уже на первом курсе молодые люди вовлекались в революционную деятельность и оставляли учебу или отчислялись из вуза. Это была пора, когда молодые люди, вступая в жизнь, посвящали ее борьбе за лучшую долю народов России. "Классовая борьба" внутри страны в 20-30-е годы велась широким фронтом, включая: - Политическое соперничество видных большевистских деятелей и их сторонников, развивавших разные взгляды на социалистическое строительство в СССР, перерастало в уголовные преследования и физическое уничтожение побежденных. - Внесудебные расправы (в виде судебного фарса) над советскими гражданами, входившими в различные профессиональные группы и составлявшими целые социальные слои. - Идеологическую борьбу с религиями, репрессии против священнослужителей, погромы, разграбление культовых объектов. - Широкое распространение доносительства (чаще - клеветнического характера, по любому поводу, в том числе, бытовому и личному). Кроме того: - Естественную для любого государства деятельность по искоренению или уменьшению уголовных преступлений, изоляции их исполнителей, которая временами приобретала идеологическую и политическую окраску, носила массовый, но, в то же время, скрытый от общества характер. Во второй половине 20-х и в 30-е годы в СССР право фактически отсутствовало, суды функционировали формально. "Правосудие" вершили карательные органы, руководимые партийными организациями ВКПб): ГПУ - ОГПУ - НКВД. Система Гулага фильтровала, отсеивала физически "человеческий материал", используя их как рабов при строительстве различных объектов, выжимая из людей все силы. Будто в насмешку, в 1936 году была принята Конституция СССР, а через год в стране начался "Большой террор". Результаты "победы социализма" в СССР в гуманитарной сфере были печальны. По данным комиссии "по установлению причин массовых репрессий против членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), избранных на XVII съезде партии" под председательством П.Н Поспелова, работавшей в 1956 году, в 1937-1938 годах было арестовано по обвинению в антисоветской деятельности 1548366 человек и из них приговорено к высшей мере наказания - 681692.(8) Многочисленные человеческие жертвы - "достояние" не одной России и ее "социалистической революции".[2,3] Преимущественно, не очень просвещенные или совсем не просвещенные, апологеты и неофиты революционного марксизма в стране, утратившей значительную долю культурного богатства предыдущих поколений, низвели его идеи до примитивной практики "социалистического строительства". "Мировая революция", войны Приступив к созданию общества без эксплуатации, без частной собственности на средства производства, большевики бросили вызов всему миру. И вызов подкрепляли активными действиями. В области внешней политики РСФСР сразу выделились два направления: содействие победе мировой революции и защита страны от внешнего противника. От успеха или неуспеха мировой революции зависела судьба революции в России. В.Ленин, другие большевики рассчитывали, что после произошедшего завоевания ими государственной власти в России мировая революция произойдет в ближайшее время. Однако "к концу 1920-х годов партия большевиков в целом отказалась от теории мировой революции. Внешнеполитические интересы вынудили правительство Советского Союза установить дипломатические отношения с капиталистическими державами и отказаться от открытой военной агрессии в их адрес, равно как и открытой поддержки там революционных движений. Сталин отказался предоставить европейским коммунистическим партиям военную помощь Советского Союза, и в 1925 году[4], опираясь на статью Ленина о Соединенных штатах Европы, выдвинул идею о возможности построения социализма «в отдельно взятой стране». Данная идея была выражением теории Ленина об «откате революций» и вызывалась требованием укрепления советской власти и нуждами социалистического строительства. В условиях «отката революций» в мире, наблюдавшийся к середине 20-х годов, первоочередными задачами виделись полномасштабное социалистическое строительство и реконструкция народного хозяйства на базе социализма. Окрепший экономически и политически СССР должен был выступить надежной базой поддержки будущих революционных движений. В 1936 году из «сталинской» Конституции СССР было убрано упоминание о Мировой Советской Социалистической Республике, в результате чего социалистические республики Восточной Европы, а также Китай, не вошли впоследствии в состав СССР, а в 1937 году репрессиям были подвергнуты сторонники Льва Троцкого, призывавшего коммунистов не останавливаться на достигнутом в России." - Википедия. Экспорт мировой революции, помимо политических, экономических и других мер, не исключал возможное участие России в военных действиях на стороне мятежных сил в других странах. В 1922 году Советской Россией была оказана военная помощь Турции в свержении власти султана (поставки оружия и боеприпасов). В 1933 году к власти в Германии пришла фашистская партия во главе с Гитлером. Под его руководством Германия начала усиленно вооружаться. На Дальнем Востоке военную активность проявляла Япония. Готовилась вторая попытка капиталистических государств уничтожить Советскую страну военным путем. Но Гитлер жаждал мирового господства, не только - уничтожения СССР. Этим объясняется тот факт, что СССР в 30-е годы проводил противоречивую внешнюю политику, по сути, политику выживания. В 30-е годы СССР участвовал в трех конфликтах: на КВЖД - 1931 год, на оз. Хасан - 1938 год, на р. Халхин-Гол – 1938 год, и в трех войнах: в гражданской войне в Испании (добровольцами): 1936-1938 годы, вел военные действия в Польше в сент.-окт.1939 года, развязал советско-финскую войну: дек.1939 - янв.1940 годов. Руководству СССР было не до мировой революции - стояла задача сохранить первое в истории государство, выбравшее путь создания общества без эксплуатации. Один из "политологов", помолчав, сказал: - Оба моих деда пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны... До войны один был музыкантом-аккордеонистом, другой - военным летчиком. Извещение пришло только на одного деда, о том, где и как закончил свои дни второй дед - неизвестно до сих пор... Дед-музыкант с женой (моей бабушкой) и сыном (моим отцом, который тогда, естественно, был ребенком) некоторое время жил в Бухаресте. Там он руководил оркестром. Бухарест тех лет связан с именем Петра Лещенко... Похоже, и на аккордеонистов в СССР тогда смотрели как на предателей... Ведь хорошие, концертные аккордеоны производили в Германии. Но дед вернулся в Советский Союз (гражданство Румынии или другой страны он не принимал). Тут началась война, его забрали на фронт... В отношении деда-летчика доподлинно известны только фамилия и имя - Варфоломеев Федор. Мне удалось частично восстановить картину его жизни в 30-е годы, сопоставляя детали, нюансы из рассказов мамы и какие-то факты, сведения из военно-исторической литературы... Я сделал вывод, что дед служил в бомбардировочной авиации. Семья жила в центре города Воронеж, в доме, который в народе называли "Утюжок". Дед был командиром эскадрильи, и ему полагались автомобиль с водителем и дача под Воронежом... В 30-е годы в Воронеже создавалась бомбардировочная авиация СССР. На базе самолета АНТ-6 конструкции А.Туполева в НИИ ВВС разрабатывались первые советские бомбардировщики: ТБ-1, ТБ-3... Самолеты собирали в Москве на заводах N 22 и в Филях. Инженерам, рабочим не хватало квалификации, сверху (как это было всегда в Советском Союзе) давило начальство: быстрее, быстрее... Кстати, все это, во многом - следствие гражданской войны... Сколько, что называется, кадровых рабочих погибло в годы гражданской войны! Значительная часть инженерно-технической интеллигенции покинула страну... Когда перед страной встала задача индустриализации, обнаружилась острая нехватка технических кадров... Большую помощь в подготовке квалифицированных рабочих оказала Германия. Директор московского автомобильного завода И.Лихачев ездил в Америку, чтобы посмотреть заводы Г.Форда... Да, так вот, в воинские части, таким образом, самолеты поступали с многочисленными производственными огрехами, которые устранялись уже в авиационных частях... Можно представить, в какой напряженной атмосфере служил дед: это все равно, что ходить по лезвию ножа... В семье, конечно, не знали, какие трудности преодолевал дед - рассказывать о службе, как и везде в армии, даже близким не разрешалось... К счастью, "каток" репрессий деда не задел... Первый боевой опыт дед получил в советско-финскую войну... Бомбардировочная авиация принимала активное участие в наступательных операциях в Финляндии: финская армия располагала слабыми средствами ПВО, бомбардировщики РККА сбрасывали бомбы на мирные финские города, попадало и своим... пораженные объекты горели... Честно говоря, у меня возникло подозрение, возможно, ошибочное, что ВВС РККА использовали, помимо обычных бомб, какие-то зажигательные боеприпасы... Как в душе дед реагировал на то, что видел, тем более, если он в этом участвовал, я никогда не узнаю... В ходе боевых действий в конструкциях бомбардировщиков обнаружился ряд недостатков, которые устраняли уже после окончания советско-финской войны. В конструкцию самолетов вносили изменения, их надежность и эффективность проверяли в испытательных полетах... До начала Великой Отечественной войны оставалось менее полутора лет... Во время одного из испытательных полетов, самолет, которым управлял дед, стал терять высоту, двое членов экипажа выпрыгнули с парашютом, дед, естественно, решил дотянуть до аэродрома... Но до аэродрома самолет не долетел, упав на лес... Дед получил тяжелую травму головы... Предполагаю, что из-за травмы головы деда из армии комиссовали... Когда началась война, он записался в Добровольческий полк (опять же - моя гипотеза), который формировался, если я не ошибаюсь, в сентябре 41-го года... Маму и бабушку эвакуировали в Среднюю Азию... Жестокое, страшное время... "Политологи", опустив головы, шли в молчании... Время было позднее, уличные прохожие почти не встречались. Впереди, через пару сотен метров стояла группа парней и девушек, оттуда доносился счастливый, беззаботный смех... Слева по дороге проезжали редкие машины... Вечерняя Москва светилась множеством огней... Конфликты, войны, в которые втягивался СССР, разумеется, отнимали жизни у многих советских людей, губили их здоровье: "В ходе боев на КВЖД советские войска потеряли 199 человек убитыми, 27 умершими от ран, 22 умершими от болезней... В Испанию было послано около 3 тыс. советских военных советников и специалистов, участвовавших в боевых действиях... Потери военных советников и военных специалистов составили 198 погибшими, в том числе не менее 93 летчиков... Потери советских войск в боях у Хасана составили 759 убитых, 100 умерших от ран и болезней, 6 человек погибших в результате несчастных случаев и 95 пропавших без вести... Потери Красной Армии во время боев на реке Халхин-Гол составили 6472 убитыми, 1152 умершими от ран, 8 умершими от болезней, пропавшими без вести 2028 человек... По официальным советским данным, безвозвратные потери... [в военном конфликте в Польше, продолжавшемся с 17 сентября по 5 октября 1939 г.], составили 1475 человек. Из этого числа было убито 973 человека."(9) В ходе советско-финской войны 1939-1940 годов "советские войска понесли... гораздо более значительные потери, чем финские. РККА потеряла 126 875 человек убитыми, пропавшими без вести и умершими от ран... Огромные потери понесла Красная Армия и в боевой технике. В боях с противником было уничтожено 650 советских танков и 226 самолетов."(10) В 30-е годы в Европе в некоторых капиталистических обществах, признававших либеральные демократические ценности, установились фашистские режимы, в других - фашистские партии пользовались популярностью и выступали влиятельной политической силой. Европейская социал-демократия перестала играть в революционность и антибуржуазность - образовать общий антифашистский фронт не удалось. Формально демократические правительства, фашистские режимы были едины в одном - в желании уничтожить первое в мире государство, провозгласившее своей целью построение социализма. И как бы сегодня не передергивали смысл событий, связанных с пактом "Молотова - Риббентропа", как бы не пытались обвинить СССР в развязывании войны наряду с Германией, факты остаются фактами: II мировую войну начали: в Европе - гитлеровская Германия, в Азии - Япония. А правительства Англии, Франции, Чехословакии потворствовали амбициям Гитлера, подталкивая его к войне с Советским Союзом. Человек в культурном надломе В планах большевиков, В.Ленина было строительство новой социалистической культуры, создание нового человека. Человеческое общество не может жить без нравственных принципов, морали. В.Ленин писал: "Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата."(11) В отношении других классов и групп: крестьянства, буржуазии и т.д. (количество которых в России составляло абсолютное большинство) моральные представления заменялись соображениями политической целесообразности: союзники, классовые враги и т.п. В стране с преимущественно неграмотным населением создать передовое общество нельзя. Поэтому важнейшей задачей, вставшей перед новой властью, была борьба с неграмотностью. Но пока шла гражданская война, осуществление задачи приходилось откладывать. В годы гражданской войны и в ходе "классовой борьбы" погибло или умерло от болезней, от голода немало представителей интеллигенции, деятелей культуры. В 1922 году по распоряжению В.Ленина из России была выслана "буржуазная профессура", составлявшая цвет интеллектуальной мысли России: философы Н.Бердяев, Н.Лосский, М.Франк и др. Вместе с ними навсегда покидал Родину молодой талантливый ученый Питирим Сорокин, которого назовут отцом американской социологии. НЭП задавал свои экономические и культурные стандарты: работали биржи, аукционы и т.д. Культура в СССР в 20-е годы развивалась по следующим направлениям: - успешно трудились получившие международное признание ученые и ученые-"самородки", специалисты (М.Богданов, В.Вернадский, К.Циолковский, И.Мичурин, А.Макаренко); - была создана принципиально новая система образования (сочетала овладение научными знаниями и трудовое воспитание); - в повседневную жизнь масс внедрялась физическая культура (заводы, фабрики, учреждения, учебные заведения); - началась подготовка технических кадров (рабфаки, ФЗУ); - велась борьба с неграмотностью (сопровождалась борьбой против церкви, против влияния "буржуазной" культуры); - театр вышел на улицу, к народу (уличные представления остро сатирического политического (антибуржуазного) содержания и пр.); - появилась советская литература. Зарождалась советская литературная фантастика ( А.Толстой, М.Булгаков, А.Беляев); - "расцвело" искусство плаката, имеющего агитационно-просветительскую направленность и демократичную форму; - развивалось авангардное искусство, появились кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм (В.Кандинский, К.Малевич и др.); - авангардные архитектурные проекты осуществлялись в Москве. Вообще, 20-е годы в СССР были временем большой идейной свободы и смелых экспериментов. К примеру, Советское правительство поддержало эксперименты профессора И.Иванова по скрещиванию человека и обезьяны. Советское правительство выделило деньги на организацию экспедиции в Гималаи под руководством Н.Рериха, которая состоялась в 1924-1928 годах. Не исключено, что целью экспедиции был поиск таинственной Шамбалы. Много шума наделали события, которые можно было бы объединить в тему "семья и любовь в социалистическом обществе". "Нездоровую" активность в этой области проявляла видный деятель большевистской партии А.Колонтай. Она выступала против семьи, считая ее явлением буржуазным, в основе которого лежат материальные интересы, эксплуатация, унижение. Резонансным делом стал суд в Москве над держателем притона, который представлял свое "начинание" как модель какой-то новой свободы. А.Колонтай выступила на суде в защиту "новатора". Суд, уступая авторитету А.Колонтай, оправдал главного фигуранта дела. В 1924 году руководство страны отправило А.Колонтай послом в Норвегию, потом в Мексику, потом - в Швецию (с 1930 г.). Без сомнения, москвичей и гостей столицы в 20-е годы шокировало поведение "фанатов" общества "Долой стыд". Они появлялись на улицах совершенно нагие с перекинутой через плечо лентой, на которой было написано название общества, очевидно, означавшее призыв "к действию". В 1923-1925 годах в Москве действовал детский интернат с сексуальным уклоном, если так можно выразиться. Видимо, руководствуясь идеями З.Фрейда, "воспитатели" интерната поощряли в детях проявление сексуальной свободы. Через интернат прошел сын И.Сталина Василий. Директор интерната выступила в Европе с лекциями о "достижениях" подведомственного ей учреждения Патриархальная Европа была "у шоке". Сегодня - наоборот. (См. фильм "Красная Мессалина: секс и большевики". Разумеется, сведения, которые приводятся в телевизионных фильмах, нуждаются в дополнительном подтверждении. - Авт.) В конце 20-х годов период относительно свободных поисков закончился. Тараном "по-живому" военно-идеологическая машина ВКПб) двигалась к "светлому будущему". Наступили мрачные 30-е годы. Но, культура развивалась. В 1929 г. Л.Утесов создал первый в СССР джазовый оркестр, который сначала назывался "Теа-джаз". Л.Утесов и его оркестр пережили репрессии, Великую Отечественную войну и пользовались огромной популярностью среди советского народа. В 1934 году, на мой взгляд, начинается эпоха советского кино. Начальник Главного управления кинематографии (ГУКФ) Б.Шумяцкий выступил с идеей создания в СССР центра по производству кинофильмов, аналогичного американскому Голливуду. От замыслов по созданию советского Голливуда вскоре пришлось отказаться из за нехватки средств. Но их хватило на создание нескольких замечательных фильмов и, среди них, музыкальной комедии "Веселые ребята" (реж. Г. Александров, 1934 г. вып.) Согласно распоряжениям заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Н.Крупской в библиотеках страны уничтожали книги "буржуазных" писателей и, в частности, произведения Л.Троцкого. Советские парки - явление особенное. Они организовывались по единому идеологическому стандарту, и поэтому - все были похожи. "Кино" и "танцы" в парках в те годы стали основной формой досуга трудовой советской молодежи. В экологически благоприятных регионах страны открывались дома отдыха, санатории, в т.ч., ведомственные. Более всех в этом отношении выделялся Крым. В летние каникулы работали пионерские лагеря. Производство предметов широкого потребления для советских людей практически не осуществлялось. Деревянную мебель, некоторые металлические предметы быта (например, корыто для стирки) граждане для себя изготовляли сами или заказывали у различных умельцев. Многие женщины шили дома "на заказ". Жилищное строительство не велось. Миллионы советских людей ютились в коммуналках, подвалах, бараках. Квартиры в "приличных" домах занимали номенклатурные партийные и советские работники, разное начальство. Им полагалась домашняя прислуга. В Москве возвели ставшую знаменитой "сталинскую высотку", в которой жили представители высшей советской элиты. В 1936 году по инициативе М.Горького был образован Союз писателей СССР. Творческим методом советской литературы объявлялся метод "социалистического реализма". Творческий процесс при социализме, как представлялось, не мог быть стихийным. Он должен был соответствовать идеологии партии и всячески содействовать созданию нового общества. На сохранившихся кадрах кинохроники за 1938 год видна демонстрация, участники которой несут транспорант. На нем написано: "Если враг не сдается, его уничтожают. М.Горький." Страну охватило безумие "Большого террора" или "ежовщины". В 1937-1938 годах были репрессированы (расстреляны, осуждены на длительные сроки заключения в лагерях) многие деятели науки и культуры. В 1938 году в СССР вернулась поэтесса М. Цветаева (в 1941 г. она повесилась. Это случилось в маленьком городе Елабуга, куда она эвакуировалась с сыном по распоряжению начальства). А.Ахматова в Ленинграде выстаивала очереди, чтобы передать посылку сыну Л.Гумилеву, отбывавшему заключение в лагере, и писала горькие стихи. Б.Пастернак незаметно жил под Москвой и переводил зарубежную литературу. Масштабные военные парады демонстрировали народу и всему миру готовность Советского государства отразить агрессию любого противника. Страна готовилась к войне. Подготовка к войне, естественно, вела к усилению милитаризации жизни, культуры. Война заставила понять многие простые вещи. Вот только человеческая жизнь не стала цениться больше... Культура СССР в 20-30-е годы развивалась благодаря и вопреки... Партия большевиков и советское государство старались установить тотальный, в первую очередь, идейный контроль за культурной жизнью общества, что привело к прямым репрессиям против деятелей культуры и уничтожению целых направлений в науке, искусстве. С другой стороны, факт того, что культура не была отдана на откуп рыночным отношениям, а государство не отстранилось от нее, определил сохранение и дальнейшее развитие советской многонациональной культуры. Морально-нравственное состояние советского общества было крайне противоречивым. До войны, в 30-е годы, во время войны (особенно, в первые ее годы) в государственных органах, в советском обществе распространялись подозрительность, доносительство, аресты по ложным обвинениям, жестокие допросы и избиения, моральное издевательство, запугивание и склонение к предательству родных и близких, друзей, расстрелы, гибель в лагерях по причине нечеловеческих условий, многолетние сроки заключения, "поражение в правах", жизнь в поселениях, изъятие детей из семей "врагов народа" и воспитание их в отдельных интернатах... и все это в нарушение элементарных прав. Во время правления И.Сталина пострадала значительная часть советского общества, другая часть избежала этой участи, но, "счастливчики" боялись оказаться в поле зрения "органов", многие - жили в страхе и ожидании. Здоровое нравственное начало сохранилось в советских людях удивительным образом. А в годы В.О.в. произошел небывалый нравственно-духовный взлет советского народа. Война закончилась исторической победой СССР, породившей новые надежды. Но довольно скоро началось возвращение "на круги своя"... Подъем культуры СССР произошел в середине 50-х годов после смерти И.Сталина. И общее соображение: Жизнь советского народа, "низов", так сказать, нельзя назвать культурной, несмотря на реальные достижения в этой области. Повседневность жизни простых советских людей удручала. "Убивал" примитивный быт. Выпивки и пьянство, ругань, мат, рукоприкладство в семье, драки в той или иной степени сопровождали жизнь большинства советских людей. Сталинские методы "классовой борьбы", бесчисленные "посадки" и репрессии на практике привели к тому, что элементы лагерной субкультуры, привычки, жаргон, песни "блатных" и уличной шпаны широко распространились в советском обществе. Работа далеко не всегда приносила удовлетворение, а нередко - не приносила его вовсе. Государство же требовало от человека постоянного самопожертвования и героизма. Неужели в те годы действительность была столь безысходна вопреки официальной пропаганде? А как же целина? ("Ой, ты, земля целинная..." - звучало во дворе) А полет Ю.Гагарина в космос? Конечно, и мы гордились достижениями нашей Родины... Но они были где то там, далеко, у нас же была своя жизнь... Да, память о войне держала цепко: "лишь бы не было войны...". И мама, и бабушка , и другие повторяли эти слова как заклинание... Власть "советска", "народна" власть и после И.Сталина относилась к людям отнюдь не по отечески... Оставалось только мечтать и тешить себя мыслью о том, что где то все же существует счастье. А может, счастье должно прийти при коммунизме, который, по утверждению руководства страны, находился не за горами?.. Инакомыслие и нравственность Во второй половине 80-х годов, в период "перестройки", я, как и многие граждане страны, внимательно следил за новостями из Москвы, из республик, из городов, где подобно очагам лесных пожаров разгорались тревожные события. Понять из газет, из телетрансляций, что происходило на съездах народных депутатов, разобраться в выступлениях, в интервью М.Горбачева было невозможно. Как-то, перед очередным выпуском новостей, на телеэкране быстро сменялись кадры-картинки, информирующие о жизни страны. Один эпизод панорамы касался, если мне не изменяет память, г. Ленинграда: над массой людей возвышался необычный транспорант. Кто жил в Советском Союзе, помнит знамена, плакаты, значки, на которых в профиль были изображены К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. И, вот, на транспоранте, который промелькнул перед моими глазами, точно так же были изображены профили А.Сахарова, Д.Лихачева, А.Солженицина. Я подумал: А, ведь, действительно, абсолютное большинство советских граждан видят в этих людях совесть нации. Но теперь я считаю, что к тройке нужно присоединить Д.Гранина. Для меня, для людей, живших в Советском Союзе, с именем А.Сахарова, с именами А.Солженицина, других "диссидентов" связано явление инакомыслия. Инакомыслие в современном идеологическом, политическом понимании возникло, очевидно, в Советском Союзе. В стране господствовала однопартийная система - политической оппозиции не существовало. Всякое инакомыслие, особенно, политическое подавлялось. Декларация ООН по правам человека, принятая в 1948 году, руководством СССР неофициально воспринималась как документ, выражающий буржуазные ценности. В 50-е годы, после смерти И.Сталина и разоблачения культа его личности, осуждения чудовищных массовых репрессий в СССР "задышалось" свободней. СССР демонстрировал успехи: в 1949 году он овладел атомным оружием. В 50-е годы в Советском Союзе были созданы первая в мире атомная электростанция, первый в мире атомный ледокол ("Ленин". А в США в это время свирепствовал маккартизм или "охота на ведьм" (яростный антикоммунизм и антисоветизм). Несмотря на освоение целинных земель продовольственную проблему в СССР решить не удавалось. В 1956 году советские войска подавили выступление оппозиции в Венгрии, серьезно ухудшались отношения с Китаем. Международный московский молодежный фестиваль 1957 года скрасил подпорченный имидж страны. В СССР приезжали зарубежные гости - "друзья СССР" (известные артисты, актеры). В конце 1958 года Советский Союз вывел на орбиту первые искусственные спутники Земли - в истории человечества началась космическая эра. Это означало, что СССР обладает средствами доставки ядерных боеприпасов и способен нанести удар по территории США. Рубежным событием в истории страны, наряду с другими событиями тех лет, стал 22 съезд КПСС, который состоялся в октябре 1961 года. Съезд проходил в непростое время. Международный фон тревожил: 1 мая 1960 года американский летчик Ф.Пауэрс на самолете У-2 незаконно вторгся в воздушное пространство Советского Союза в разведывательных целях. Был сбит средствами ПВО СССР. Остался жив и находился под следствием в КГБ. Осенью завершилось возведение бетонной стены, отделившей восточную часть Берлина от западной части. Внутренняя жизнь страны также складывалась неоднозначно: 1 января 1961 года в Советском Союзе осуществили денежную реформу (деноминация рубля - 10 руб. стали 1 рублем), которая привела к снижению уровня жизни населения. В СССР произошли события международного значения: 30 октября 1961 года Советский Союз успешно испытал водородную бомбу (о предстоящих испытаниях Н.Хрущев объявил на 22 съезде КПСС). 12 апреля 1961 года в СССР состоялся первый в истории полет человека в космос. Землю облетел летчик-космонавт СССР Ю.Гагарин. 22 съезд КПСС принял третью программу КПСС - программу построения коммунизма в СССР. Предстояло решить три задачи: - построить материально-техническую базу коммунизма; - перейти к коммунистическому самоуправлению и бесклассовому обществу; - воспитать нового, всесторонне развитого человека. "Неадекватными" выглядят сегодня тезис о "полной и окончательной победе социализма" в СССР и вывод об углублении "общего кризиса капитализма": последний назван "загнивающим"… Как бы там ни было, КПСС, СССР в международной политике продолжали совершенствовать принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Министр иностранных дел СССР А.Громыко в своей книге "Памятное" писал: "Мирное сосуществование государств с различным общественным строем нашло свое выражение еще в ленинском Декрете о мире... Отношения СССР и США, всех стран социализма и капитализма в семидесятых годах знали период разрядки и взаимовыгодного сотрудничества. А принцип мирного сосуществования в те годы стал все более учитываться де-факто. В этот период было найдено решение ряда проблем. В отношениях между странами, принадлежащими к различным социально-экономическим системам, получили развитие политические контакты. Между странами были заключены известные договоры и соглашения. Положение о мирном сосуществовании из документа об основах взаимоотношений между СССР и США 1972 года... по существу было воспроизведено и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Женеве в ноябре 1985 года СССР и США объявили, что ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей."(12) В конце 1950-х годов А.Сахаров выступает против испытаний ядерного оружия. Будучи одним из разработчиков термоядерной авиационной бомбы, он принимал самое непосредственное участие в ее испытании. Несомненно, увиденное им потрясло его. Он прекрасно понимал, какую опасность для человечества таит ядерное и термоядерное оружие. "В 1968 году написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована во многих странах. Тогда же начал публиковаться в New York Times (сахаровские материалы перепечатывались и другими изданиями), призывая к установлению партнёрских отношений с США, обличая «сталинский террор», вторжение СССР в Чехословакию, политические репрессии в отношении инакомыслящих, лояльную к советскому режиму научную интеллигенцию и т. д."(Википедия) В 1970 году А.Сахаров стал одним из трёх членов-основателей "Московского Комитета прав человека" (вместе с Андреем Твердохлебовым и Валерием Чалидзе). "В 1970-х - 1980-х годах в советской печати проводились кампании против А. Д. Сахарова (1973, 1975, 1980, 1983). 29 августа 1973 года в газете «Правда» было опубликовано письмо членов Академии наук СССР с осуждением деятельности А. Д. Сахарова («Письмо 40 академиков»). 31 августа 1973 года в газете «Правда» опубликовано «Письмо писателей» с осуждением Сахарова и Солженицына."(Википедия) А.Сахаров открыто высказывался за отмену смертной казни в СССР. В 1975 году ему была присуждена Нобелевская премия мира. В 1979 году он публично протестовал против ввода советских войск в Афганистан. В 1980 году А.Сахаров был выслан в г.Горький, лишён звания трижды Героя Социалистического Труда и званий лауреата Сталинской и Ленинской премий. В "перестроечные" годы выступал с трибун съездов народных депутатов. 14 декабря 1989 года А.Сахаров умер - не выдержало сердце. В октябре 2017 года в Москве на проспекте А.Сахарова планируется установить общенациональный памятник жертвам сталинских репрессий. К 40-летию статьи А.Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" В.Фельдблюм написал статью, посвященную памяти выдающегося ученого и правозащитника-гуманиста. В ней он подчеркнул: "Вопреки распространённому мнению, А.Д.Сахаров не был противником социализма. Так, в вышеупомянутой статье он недвусмысленно сказал: "Доказана жизнеспособность социалистического пути, который принёс народу огромные материальные, культурные и социальные достижения, как никакой другой строй возвеличил нравственное значение труда". А вот ещё высказывания из той же статьи: "Без социализма буржуазный практицизм и эгоистический принцип частной собственности рождал "людей бездны"... Только конкуренция с социализмом, давление рабочего класса сделали возможным социальный прогресс ХХ века и, тем более, дальнейший, теперь уже неизбежный процесс сближения двух систем". Этот исторически неизбежный процесс сближения советского социализма и западного капитализма А.Д.Сахаров назвал "социалистической конвергенцией". Теперь некоторые сознательно или непреднамеренно опускают первое из этих двух слов. Между тем, А.Д.Сахаров подчёркивал большое значение социалистических нравственных принципов в конвергентном процессе. По его мнению, конвергенция - это исторический процесс взаимного обучения, взаимных уступок, взаимного движения к общественному устройству, лишённому недостатков каждой системы и наделённому их достоинствами. С точки зрения современной общеэкономической теории, это - процесс всемирной социалистической эволюции, вместо той мировой революции, которая, согласно Марксу и Энгельсу, должна была бы стать могильщиком капитализма. В своих трудах А.Д.Сахаров убедительно доказал, что в нашу эпоху мировая революция оказалась бы равносильной гибели человечества в пожаре всеобщей ядерной войны."(13) Некоторая конвергенция произошла после "русской" революции в октябре 1917 года и образования СССР, и имя ее "продукта", на мой взгляд, современное неолиберальное западное общество. С другой стороны, мы видим совсем уж неожиданный симбиоз, достигнутый в современном Китае. Итоги и перспективы Отцы-основатели марксизма, большевики все многообразие мира пытались втиснуть в "прокрустово ложе" единой теории мирового революционного движения и единой тактики политической борьбы. Если новое общество нужно воплощать немедленно, "здесь и сейчас", то, очевидно, что без диктатуры не обойтись - господствовавшие классы всегда сопротивляются всеми возможными и невозможными средствами, в т.ч., военными. Неравномерность развития даже среди капиталистических стран, усталость от мировой войны определили отсутствие условий, необходимых для победы мировой революции. В России НЭП оживил экономическую деятельность, обеспечил рост благосостояния в городах. Но одновременно произошло возрождение частнособственнических отношений. Появилась реальная опасность реставрации капитализма в Советской стране. Закономерные явления - дискуссии, споры по вопросам выбора пути революционных преобразований, превратились в ожесточенную борьбу между группами, демонстрировавшими разные подходы к развитию. Немалую роль сыграли личные отношения политических противников, черты характера И.Сталина. Но, прежде всего - желание И.Сталина утвердить свою единоличную, авторитарную власть. Судьба страны, жизнь миллионов людей зависели от того, какая группировка одержит верх, и кто именно придет к власти. Ответом И.Сталина и его сторонников на все проблемы становились жестокие репрессии: расстрелы, заключение в лагеря на 10-20 лет и др. Война амбиций большевистских "вождей" отвлекала общество от поиска и выработки целостной, эффективной, системной политики, способной вывести страну из кризиса. Развитие событий в СССР в 20-30-е годы показало полную неготовность И.Сталина и многих других большевистских руководителей решать возникающие проблемы демократическими методами: посредством диалога, компромиссов и т.д. Сказалось отсутствие необходимой культуры - общей и политической. В начале 1918 года демократический компромисс был маловероятен, реально страна могла двигаться только по буржуазно-демократическому пути. Социалистические преобразования можно было осуществить лишь ценой "большой крови", что и произошло. Во второй половине 20-х годов у России появилась возможность развиваться более гармонично, без огромных жертв и затрат. Но эта возможность не была использована. К концу 30-х годов можно было подвести некоторые итоги "социалистического строительства": К достижениям могут быть отнесены: - индустриализация страны; - создание систем образования, здравоохранения; - образование многонационального государства СССР, создание фундамента развития многонационального общества, многонациональной культуры; - воспитание "нового" человека (происходило в течение 3-х поколений). У основной массы советских людей появилась такая черта, как нестяжательство. Но, думаю, главное, что отличало большинство советских людей - обостренное ощущение нравственных коллизий жизни. В "провалы" запишем: - сельское хозяйство, колхозный строй; - демократию, политические свободы; - судебную и правовую системы. Был выбран и осуществлялся ошибочный путь - создание атеистического общества. Россия, СССР потеряли в 20 веке миллионы своих граждан убитыми, умершими от ран, болезней, голода. Большое количество граждан покинуло свою Родину, спасая себя и свои семьи от угрозы гибели, от преследований и дискриминации[4]. Выходцы из России, СССР живут сегодня на всех континентах. Даже в Антарктиде недавно был сооружен православный храм юрисдикции РПЦ. Глобальный характер "русской" (российской) эмиграции очевиден. К понятию "Русский мир" можно относиться по разному, но, тем не менее, "Русский мир" - данность, отрицать которую нельзя. В 20-30-е годы практически всех "буржуев" уничтожили, не только экономически, но и физически. Врагов Советской власти, мнимых и действительных, пересажали и частично расстреляли. А уже во времена Брежнева непомерно расплодились, как грибы после дождя, "подпольные миллионеры", точное число которых не знал даже всесильный руководитель КГБ. "Человеческую природу не изменить", - думали одни, и вполголоса говорили другие. Теперь по умолчанию считается, что капитализм - единственно верный путь развития. Как отметила "бабушка" правозащитного движения в СССР и в новой России, руководитель московской Хельсинской группы (с 1996 г.) Л.Алексеева, из небольшой группы людей движение правозащитников превратилось в серьезную гражданскую силу. По ее словам, правозащитное движение в России заменяет оппозиционную партию, отсутствующую ввиду слабости оппозиции. Столбовой дорогой развития мировой цивилизации становится глобализация. Важнейшим условием развития мировой цивилизации в ближайшей перспективе является свободное движение товаров, денег, людей. Оно может быть обеспечено капитализмом, но не социализмом. Тем временем, в нашей жизни, рядом с нами создаются условия для небывало мощного развития социальных отношений: информация становится живоносной кровью в организме современной цивилизации, на ее основе складываются новые знания. Производство знаний обретет и уже постепенно обретает общечеловеческий характер. Присвоение произведенных знаний станет (и уже становится) общечеловеческим. Когда состоится безбарьерный планетарный рынок - система свободных коммуникаций и свободного перемещения товаров, денег (скорее всего, электронных), людей и что очень важно - информации, тогда капитализм достигнет пика своего развития... Вот тогда-то и встанет вопрос о возвращении к теории и практике коммунизма (в определенном смысле). Но это будет, в некотором роде, уже другой мир... Потерявшие актуальность и ошибочные идеи марксистско-ленинского варианта коммунизма, сталинизм, транснациональный глобализм, фашизм (во всех его вариантах), религиозный экстремизм (исламский фундаментализм и пр.), международный терроризм, войны, конфликты, оружие массового поражения и, в первую очередь, ядерное оружие, решение споров, проблем с помощью силы в начале 21 столетия для цивилизации морально находятся "вне закона". Во втором десятилетии 21 века политическая и информационная ситуация в мире изменилась: аналитику, прогнозирование, даже научную фантастику вытеснили информационные "пиар"-акции, "фэйковые" политические сценарии на ближайшее будущее и т.д. Оксфордский словарь признал "словом года" слово "постправда" (post-truth). Объективной истины нет, есть интерпретации фактов и событий, - заявил с экрана телевизора в своей лекции "СМИ и ложь" один известный со времен "перестройки" российский журналист. Я воспринял это утверждение как квинтэссенцию философии, которую исповедают современные СМИ. СМИ образовали новую реальность: параллельную реальность, псевдореальность или "СМИ-реальность". В 2016 году на экономическом форуме в Давосе (Швейцария) говорилось о предстоящей 4-й индустриальной (промышленной) революции[5]. Примечания: [1]. Большевики, а затем левые эсеры покинули зал заседаний ночью в знак протеста. Оставшиеся депутаты продолжили работу и приняли следующие документы: закон о земле, провозглашавший землю общенародной собственностью; обращение к воюющим державам с призывом начать мирные переговоры; постановление о провозглашении Российской демократической федеративной республики. - По Википедия: ЗАКОНЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ИЗДАННЫЕ ОТ ИМЕНИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ - С. 6. [2]. Голландская, английская, американская революции привели к относительно небольшому числу жертв. Французская революция в этом отношении отличилась весьма заметно. Период революции с сентября 1793 года по июль 1794 года называют эпохой террора или просто - Террор. По приблизительным данным количество убитых (в основном - жирондистов) составляет от 16 до 49 тыс. (Википедия). Французский историк П.Генифе писал: «Общий итог Террора насчитывает, следовательно, минимум 200 и максимум 300 тысяч смертей, или примерно 1% населения на 1790 г. (28 млн. жителей)». Всего же, по его подсчётам, за годы революции и наполеоновских войн Франция потеряла 2 миллиона человек.(См.: https://thequestion.ru/questions/6783/izvestno-li-chislo-zhertv-velikoi-francuzskoi-revolyucii) Уничтожение "ядовитых насекомых" значило для якобинцев (самого радикального движения французской революции) "творить добро". Гильотина, изобретенная якобинцами, стала символом революционного насилия. [3]. Самой кровавой войной в истории США была гражданская война 1861-1865 годов. Ее жертвами стали почти 1,1 миллиона человек, из которых более 620 тысяч человек погибло (примерно 2% населения). Есть оценки в полтора миллиона жертв и около 750 тысяч погибших. На этой войне было более 10 тысяч сражений, битв, боев и стычек. Война принесла огромные разрушения, особенно в штатах Юга (Конфедерации), которые основательно разорили, а затем много лет оккупировали северяне.- См.: http://www.warconflict.ru/rus/catalog/ ?action=shwprd&id=1412 [4]. Полян П. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию:.. Количественный пик еврейской эмиграции из России в США пришелся на 1900-е годы - 704,2 тысячи человек12. С конца XIX века усилилась еврейская эмиграция в Канаду - 70 тысяч человек за 1898-1920 годы, что составило около 50% иммиграции из России и 80% еврейской иммиграции в Канаду. Примерно столько же евреев эмигрировало до 1914 года в Палестину… Первая волна (1918-1922) - от 1, 5 до 3 млн. человек... Вторая волна (1941-1944) - не более чем в 0,5-0,7 млн. человек (“невозвращенцев”)... Третья волна (1948 – 1989/1990) - приблизительно полмиллиона человек... Четвертая волна (1990 - по настоящее время) - это, по сути, первая более или менее цивилизованная эмиграция в российской истории... Ее количественные оценки нужно обновлять ежегодно, поскольку волна эта хотя уже и не в самом разгаре, но далеко еще не закончилась. - См.: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251analit01.php [5]. Четвёртая промышленная революция (англ. The Fourth Industrial Revolution) - прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0), обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг. Изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие. Вызываемая к жизни экономической целесообразностью и привлекательностью повышения качества жизни, четвёртая промышленная революция несёт в себе риски повышения нестабильности и возможного коллапса мировой системы, в связи с чем её наступление воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит ответить. - Википедия. Сноски: (1). К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест коммунистической партии. Соч., т. 4, с. 447. (2). К.Маркс. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. Соч., т. 7, с. 91. (3). Прогр. РСДРП - http://www.agitclub.ru/center/comm/zin/ 1903project4.htm (4). По Википедия: Федюкин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972. С. 96. Ильин-Женевский А. Большевики у власти. Л., 1929. С. 133. Смильг-Бенарио М. На советской службе. Архив русской революции. Берлин, 1921. Т. 3. С. 150. Арансон Г. На заре красного террора, Берлин, 1929. С. 54. (5). Потери России в первой мировой и гражданской войнах - раздел История, История России ...1917-1920 Данилов В., д. и. н... (6). По материалам Интернета. (7). Там же. (8). По Википедия: Перейти к:Интернет против телеэкрана; К вопросу о масштабах репрессий в СССР // В.Земсков. (9). См.: Соколов Б. СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века. - https://military.wikireading.ru/10203 (10). См.: http://www.akirama.com/2017/03/18/1646/ (11). Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1967. - Т. 41. (12). Громыко А. Памятное - https://biography.wikireading.ru/54235 (13). Фельдблюм В. Социалистическая конвергенция (памяти Андрея Дмитриевича Сахарова) - www.civitas.ru Эволюция - путь Разума "Разделяет не пропасть, а разница уровней." С.Лец. Неудачный опыт международного "коммунистического строительства", прежде всего, драматический опыт создания нового строя в СССР, ясно показал, что К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, другие коммунистические лидеры недооценили значение основополагающего фактора - исторической готовности общества к столь значительным изменениям. Сегодня мы понимаем, что в 19-20 веках общество и сам субъект развития - человек находились (и находятся сегодня) на недостаточном уровне, если хотите, цивилизационного развития. Переход к иным общественным принципам с этого уровня невозможен. Очевидно, что развитие технологий оказывает влияние на социальную жизнь. Но ядром общества по прежнему является комплекс социально-экономических отношений, "завязанных" на формах частной собственности на средства производства. Противоречия современного общества должны быть разрешены и "сняты", но только не путем насильственной экспроприации. Есть учение (и теория) коммунизма, а, вот, учения капитализма нет (тем более, отсутствует единая теория капитализма). Теоретические знания о капитализме идут "от жизни"... Поэтому, говорят об идеологии, но не о теории. К началу 21 века капитализм стал всеобъемлющей мировой системой. Классическое буржуазное общество - саморегулирующееся, автоматически настраивающееся посредством частных отношений общество. Принципы либерализма: частная собственность, верховенство закона, разделение властей, свободный рынок. Liberte! Egalite! Fraternite!: Свобода! Равенство! Братство! - провозглашалось в девизе Великой Французской революции. Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.), Декларация независимости (США, 1776 г.), Конституция США (1787 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Конституция Франции (1791 г.), Декларация прав человека (ООН, 1948 г.), Хельсинский акт (1975 г.) - правовые и политические документы, ставшие завоеванием цивилизации и являющиеся достоянием всего человечества, впрочем, как и сочинение Т.Мора "Утопия" (Англия, 1516 г.), и, на мой взгляд, "Декрет о мире" (Россия, 1917 г.), и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Россия, 1917), и принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем (СССР, 1961 г.), и вся третья программа КПСС (1961 г., да, да, не возмущайтесь, не смейтесь), и правовые, политические документы Древнего Востока, и труды выдающихся мыслителей разных культур и эпох. Тенденции общемирового развития (т.е. 1. Тенденции, формирующиеся на протяжении всей истории человечества. 2. Тенденции, теоретически вырастающие из деятельности цивилизаций, культур, религий, народов, государств, классов, социальных и профессиональных групп, всех личностей, составляющих человечество): - Виртуализация экономики. - Становление Мирового Коллективного Разума (Н.Моисеев). - Приближение к пониманию ценностей экологии развития, в частности, концепции ограниченного или рационального гуманизма (Н.Моисеев, А.Назаретян). На мой взгляд, самая важная теоретическая посылка заключается в том, что знания, а не средства производства, могут стать не только общенародной, но и общечеловеческой формой собственности (В.Межуев). Имея ввиду, что мышление является основным признаком сознания, Мировой Коллективный Разум Н.Моисеева можно понимать как организованное мышление человечества. Его составляющие: все логики, выработанные человечеством: формальная, диалектическая, множественная, математическая; искусственный интеллект и его техническое обеспечение: ЭВМ (прежде всего, суперкомпьютеры); глобальные коммуникации: транспортные, трубопроводные линии, Интернет, мобильная связь, JPS, ГЛОНАСС, печатные СМИ, радио, телевидение, орбитальные спутниковые группировки, МКС. Согласно марксистко-ленинской теории процесс строительства коммунизма должен был пройти две фазы (два этапа): 1-я фаза - социализм, 2-я фаза - собственно коммунизм. Социализм, в первую очередь, является способом, системой мер, нацеленными на решение задач догоняющего развития. Другой причиной (и целью) может быть выживание, самосохранение общества. В условиях угрозы независимости, суверенитету, существованию нации понятно желание отгородится от внешнего мира, откуда эти угрозы исходят (опора на собственные силы). Страна оказывается в положении автаркии. Социализм - наиболее подходящая форма общественного устройства для страны с многоукладной экономикой и даже феодальными и родовыми отношениями. Он позволяет мобилизовать ресурсы, людские, экономические, военные, контролировать их использование и управлять процессами жизнедеятельности государства довольно эффективно. Социализм, таким образом, становится спасением для слаборазвитых стран. Зрелый планетарный рынок предполагает единообразие в уровнях развития стран, регионов и не предполагает деления мира, к примеру, на развитые и развивающиеся страны. Теряется смысл ведения такого бизнеса, при котором производство выносится в слаборазвитые страны, где и зарплату рабочим можно платить меньше, и не выделять необходимые суммы на экологическую безопасность... При осуществлении свободного планетарного рынка: 1. Социализм как средство решения задач догоняющего развития или как средство самосохранения оказывается не нужным. 2. "Снимается" тезис о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране (или группе стран). 3. Отпадает необходимость в революциях (скачкообразных переходах на более высокий уровень развития, осуществляемых насильственным путем). Так что, время социализма (понимаемого в качестве комплекса методов, направленных на решение задач догоняющего развития или в качестве комплекса мер по выживанию) уходит... Итак, коммунизм (социализм) в России, других странах, регионах пытались реализовать, осуществить раньше уготованных им развитием срока. В этом - главная причина исторической неудачи. Поэтому же цели и лозунги социализма в теории, идеологии, революционной и политической борьбе разошлись с практикой "строительства социализма". Это обстоятельство предельно усилило трагизм революционного перехода к новому обществу в России и ожесточенность военных столкновений СССР с капиталистическими государствами. С социализмом в недозревшем обществе у нас и в других странах получилось то, что, наверное, должно было получиться... В.Ленин не был ни наивным "кремлевским мечтателем", ни примитивным кровавым тираном, который только и делал, что "прогибал мир под себя". Он верил, что потенциал нового строя позволит создать более совершенное общество с более эффективными экономикой, наукой... Но все трудности объективного характера оказались второстепенными по сравнению с инерцией человеческой натуры, которая способна "поставить крест" на лучших начинаниях... СССР просуществовал только 74 года, в то время, как капитализм и сегодня не исчерпал всех своих возможностей. Хотя, перспективы его ныне не выглядят столь радужно как недавно... Неолиберальный капитализм в начале 21 века завяз в кризисе... Нужно время, чтобы отделить зерна от плевел. Эволюция, а не революции понимается сегодня единственно приемлемым и естественным путем развития цивилизации. © Евгений Прилуцкий, 2017 Дата публикации: 06.08.2017 10:18:31 Просмотров: 1777 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |