Вечный лжец
Светлана Осеева
Форма: Рассказ
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 11530 знаков с пробелами Раздел: "Ли Шин Го. ПРИТЧИ ДРЕВНЕГО ТИБЕТА" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Из книги "Ли Шин Го. ПРИТЧИ ДРЕВНЕГО ТИБЕТА" - планируется к изданию в 2009, Издательсткий Дом Павленко, Киев _______________________________________ ВЕЧНЫЙ ЛЖЕЦ Железные вороны выклевали глаза Из головы лжеца Деревья вонзили стальные шипы В тело лжеца Вечножелезная осень и её листопад – Мудрость лжеца (Ли Шин Го) Тхаганапа, который всю свою жизнь не мог открыть рот без того, чтобы не соврать, жил на востоке Индии. Его карма была отягощена в предыдущих рождениях настолько, что родился он в одной из самых низших каст и с детства ощутил на себе, что такое бедность, унижения, побои и голод. Он научился лгать всем, кто встречался у него на пути. Неистребимая потребность говорить неправду стала его натурой, а язык, что называется, был без костей. Он легко сочинял небылицы, чем вводил в заблуждение многих, кто развешивал уши, слушая его лживые речи. Иногда с помощью выдуманных историй он вызывал у тех, кто не знал его, сострадание, и таким образом выманивал у простаков деньги или еду. Так продолжалось много лет. Однажды он сидел, прикинувшись слепым, на стволе упавшего дерева и просил подаяния, придумывая на ходу, как бы ещё разыграть или обмануть кого-нибудь. Мимо проходил монах, многолетняя практика которого позволила ему стать настолько проницательным, что он без труда видел все мысли и грехи в душе и сознании любого человека. Проходя мимо поваленного дерева, на котором сидел плут, он спросил, обращаясь к Тхаганапе: - Что ты делаешь здесь? - О, мудрейший... – начал было Тхаганапа, собираясь рассказать незнакомцу какую-нибудь жалостливую историю. - Я слепой от рождения, сирота, обо мне некому позаботиться. Если бы не милосердные люди, вроде вас, я бы давно умер от голода и нищеты... - Я не буду слушать твоё враньё! – перебил его монах. – Чем больше ты врёшь, тем тяжелее становится твоя карма, и если так будет продолжаться, ты рано или поздно возродишься в аду, несчастный! Оглянись вокруг – не так много осталось дураков, которые верят тебе. Подумай, что будет с тобой дальше? Ты не сможешь найти пропитание, так как тебе никто не поручит самой простой работы, зная о том, какой ты обманщик. Из твоего рта будет исходить зловоние, слова станут бессвязными. Скоро ты станешь забывать то, что сказал, за мгновение до этого, и закончится всё это тем, что ты забудешь, как тебя зовут и утонешь в своих нечистотах. Уж не говоря о том, что в следующей жизни твой язык будет огромным, как лопата, но неподвижным, и ты сможешь издавать разве что мычание, как бессловесное животное! Тхаганапа был потрясён словами монаха. Он испугался, подумав о будущем: откуда же ему было знать, что может выйти из его вранья в последующих перерождениях? - О, мудрейший... Позволь спросить у тебя: какой ад ожидает таких, как я? Ведь моё враньё не смертельный грех, я лишь таким образом добываю себе скудные средства к существованию. И неужели боги настолько слепы, чтобы упечь в один и тот же ад убийцу, разбойника и мелкого мошенника, нанесшего вред на несколько несчастных медяков? - Видно, невежество твоё велико... - смягчился монах. – Я расскажу тебе, что может тебя ожидать. Ты думаешь – ад, это большая комната, в которой толпятся все грешники разом? У богов достаточно места для того, чтобы каждому воздать по заслугам! Четыре горячих ада ожидает их, из каждого – четыре выхода, но за каждым из адских врат находится ещё шестнадцать адов! И если убийце и разбойнику суждено возродиться в пылающей преисподней, то твой ад – для слепцов, не только закрывших глаза и уши перед истиной, но и кормящих доверчивых простаков собственными заблуждениями. - Что же это за ад такой? – спросил мошенник, окончательно упавший духом. - Ты можешь оказаться в лесу Асипаттра – в Мечелистном лесу, где царит вечная железная осень. Бесконечный листопад отсекает у несчастных, попавших туда, то, что служило средством для их грехов. И если у вора меч, летящий с дерева, отсекает руки, то тебе будет отсекать язык, и так – пока не окончится твоя жизнь в этом аду. Но после этого тебя ожидает Аяхшалмаливана – Лес железных шалмали. Они покрыты шипами в шестнадцать пальцев длиной и всё время вертятся вокруг своей оси. Тебя окружат ещё и железные вороны, которые выклёвывают грешникам глаза и проглатывают их. А зачем глаза тому, кто и в земной жизни обходился без них, предпочитая быть слепцом? - Простите меня... – смутился он. – Меня зовут Тхаганапа, и я большой лжец, меня нельзя слушать и верить мне, ибо за всю жизнь я не сказал ни слова правды. В детстве я боялся отца, и поэтому лгал, чтобы не попасть под его горячую руку. Потом вынужден был врать, чтобы получить хоть какие-то средства к существованию! Если бы не моя ложь, я не дожил бы до сегодняшнего дня! - Ты оправдываешься, хотя и знаешь, что никто кроме тебя не виноват в твоём вранье. Ты врёшь потому, что боишься всех и вся, но обвиняешь в этом других. Ты лжёшь из лени и корысти, ради куска хлеба! Ты врёшь даже себе... Боишься работы, жизни, незнакомых людей, боишься себя самого, поэтому уподобил себя животному, загнанному в угол... Ты боишься смерти, но неужели ты думаешь, что жизнь человека, который испытывает постоянный ужас перед жизнью, может быть долгой? - Что же мне делать? – спросил Тхаганапа, и ему впервые в жизни стало стыдно. - Если ты готов изменить свою жизнь и перестать пресмыкаться перед кем бы то ни было – медитируй. Только тогда сможешь стать победителем, рассеять свои страхи в истинном знании о мире и о себе самом. - О, если бы вы могли научить меня этому! Но как же я, лгавший всю жизнь, смогу говорить много правды сразу? – взволнованно вскочил Тхаганапа с поваленного дерева. - Успокойся! Я научу тебя методам, которые не помешают твоей склонности к вранью. Тхаганапа просиял и приготовился внимать учению о Дхарме. Учитель дал ему наставления, которые подходили его телу, уму и наклонностям. - Ты знаешь, как можно вымыть водой воду, попавшую в ухо? Знаешь, как вышибить клин клином? Точно так можно лгать, но лгать так, чтобы то, что ты говоришь и думаешь, не было ложью. Посмотри на всё, что тебя окружает. Что ты видишь истинного? Тхаганапа промолчал, так как не знал, что ответить. - Нет ничего истинного! – воскликнул учитель. – Медитируй, пока не придёшь к убеждению, что в мире ничего истиннного не существует! Все шесть чувств – ложны. Когда я смотрю на тебя, я вижу слепца и калеку, а тем не менее это не так. Даже интуиция ложна, так как её искажают наши эмоции. Все предметы смеются над нами, ибо то, что мы видим, то, к чему прикасаемся – совсем не то, что есть на самом деле. Все знания недостоверны, а значит, умножают ложь этого мира. Жизнь во всех её проявлениях не более, чем иллюзия... Ложны слова, ибо не отражают сути вещей, ложны формы, ибо лгут о содержании. Взгляни на красивую женщину, идущую по улице – разве её красота не лжёт? Она торгует своим телом, а за её прекрасной внешностью скрывается завистливая и злобная душа. Медитируй, пока не поймёшь, что правды о мире не существует. - Выходит, всё – полное надувательство? – растерялся Тхаганапа. - Конечно! - невозмутимо подтвердил учитель. – Созерцай до тех пор, пока окончательно не увидишь, что обман – это обман. И если, глядя на обман, ты будешь думать, что это нечто истинное, ты снова и снова будешь вращаться в колесе сансары, увеличивая свои и без того нелёгкие страдания. Сосредоточься на лжи, но дойди до конца в понимании того, что ложь – это ложь, и более ничего. Тхаганапа оставил ремесло мошенника, старательно медитировал, и его ум пришёл к зрелости. Семь лет прошло, прежде чем он уверился, что всё, что отражается в сознании – ложно. Вещи в его глазах потеряли свою достоверность, и наступил день, когда мир перестал быть реальностью в сознании Тхаганапы. И тогда страх перед миром отступил от него. Когда нет надежды – нет и страха. А когда нет страха – наступает понимание. Тхаганапа впервые почувствовал, что дышит свободно, и то, что он видит вокруг, более не мучает и не пугает его. Но одновременно в его душе появилось горькое презрение к миру, который только и знает, что обманывает чувства и смеётся над разумом. Именно тогда учитель появился вновь. Улыбаясь, он сказал: - Я вижу, ты достиг больших успехов! Твои глаза смотрят прямо и не бегают по сторонам. Но также я вижу, что в сердце твоём поселилась горечь. А между тем твоя печаль – тоже не истинна. - Почему? – удивился Тхаганапа, который уверился в том, что понял о мире всё. - Дело в том, что вещи недействительны, и мир, состоящий из вещей – также недействителен! Даже в смысле ложности. По природе и вещи, и мир – пусты... И только наше сознание придаёт им свойства истинности или ложности. А значит, наше сознание обманывает нас, когда наделяет предметы ложными свойствами... Мир вечен. Это человек рождается и умирает, появляется и исчезает, придаёт своё, выдуманное, а значит ложное, значение вещам, которые не имеют ровным счётом никакого значения... Созерцай это, и ты освободишься от заблуждений. Ещё семь лет медитировал Тхаганапа, и наконец, перестал придавать значение вещам, символам, знакам и своему отношению ко всему этому. Его дыхание стало чистым, отношение к вещам – ясным. Теперь не было ни одного человека, или вещи, или звука, которые могли бы заставить его вздрогнуть. Ни жизнь, ни смерть больше не пугали его, ибо стали равны в его глазах. Когда наступает видение подлинной природы ума, двойственности больше нет... Тхаганапа видел, как в пространстве возникают цвета и формы, но само пространство не было окрашено ни в один из этих цветов. Видел он также, как из глубин сознания появляются мысли и вещи, но ум его более не был запятнан ни добродетелями, ни пороками... Когда учитель навестил его в последний раз, Тхаганапа приветствовал его, и оба мастера предались беседе. - Я вижу, в тебе не осталось никаких предрассудков: мир больше не поражает тебя в самое сердце, ты победил его... Мысли твои больше не затмевают Свет, ни добродетели, ни пороки больше не смущают твоё сознание. Ты смотришь прямо, твои движения стали плавными и естественными. Такого уже не испугает ни жизнь, ни смерть... – сказал старец, обратившись к ученику. - Значит, нет ни ада, ни рая... – ответил Тханагапа. - Ад и рай – в человеке, а не вне его, - улыбнулся йогин. – Если в тебе нет больше ни ада, ни рая, ты чист и светел – откуда же взяться греху? Радуйся, чёрное колесо сансары больше не властно над тобой, боги благословили тебя... Тханагапа ничего не ответил, лишь с благодарностью посмотрел в глаза учителю. Мир, вечный, мерцающий и переменчивый, кружился вокруг него, но больше не причинял ему страха и боли. Ни холод, ни зной, ни голод не имели власти над его мыслями и чувствами. Тхаганапа обрёл чудесную силу и стал воплощённым сиддхой. Его имя, означавшее „великий лжец”, произносили с благоговениением, но оно уже не имело для него никакого значения. Он реализовал все свои возможности, которые карма скрывала от него самого, и стал известен, как один из сильнейших гуру. Многим посчастливилось быть у него в учениках и познать тайну, освобождающую человеческое сознание от мучительных предрассудков. Прошло много лет, прежде чем Тхаганапа, в бодрствующем разуме, ясном сознании, исполненный милосердия, понимания и любви ко всем живым существам, вернулся туда, куда возвращаются все великие учителя - исчез, как пылинка, растворившись в сиянии бесконечного света. (С) Ли Шин Го Книга написана С. Осеевой в соавторстве с Петром Солодким. Фрагмент книги. Приобрести полностью можно ЗДЕСЬ: http://argentium-book.mylivepage.ru/blog/868/2897 © Светлана Осеева, 2008 Дата публикации: 29.08.2008 08:24:40 Просмотров: 3596 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |