Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Воевода

Александр Литровенко

Форма: Рассказ
Жанр: Ироническая проза
Объём: 11262 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Крепка рать воеводою, а воевода никудышный и рать немощная.


Воевода.
Крепка рать воеводою, а воевода никудышный и рать немощная.

Некий скандально известный в определённых кругах «учёный» на стыке науки и выдумки сделал потрясающее открытие. Креативный мудрец, ссылаясь на сигнал из космоса, без формул и ссылок, на скорую руку «накопав» несколько корявых примеров, заключил: любым процессом, будь-то производство или творчество, военное дело или наука, медицина или спорт, финансы или сельское хозяйство может успешно руководить менеджер. По большому счёту с этим никто и не спорил, новизна открытия заключалась в том, что руководителю необязательно разбираться в тонкостях и нюансах порученного процесса – ему вполне достаточно быть крепким хозяйственником и к этому приложится успех и процветание в любом деле.
В большом прогрессивном и где-то даже демократическом государстве прошли выборы верховного правителя. Новый глава государства, не мудрствуя лукаво, на все посты назначил надёжных нужных людей, чтобы легче было страной править и всюду иметь поддержку и словом и делом. (Сейчас говорят: «Собрал свою команду!»). Получилось, вроде, славно, да одно важное место пустует – нет на должность воеводы подходящего человека. Правитель вспомнил о новом открытии и задумался: «Что это я, в самом деле, себе голову морочу? Нешто в моей громадной державе нет хороших менеджеров?!» Поглядел вокруг внимательнее, а тут в нужное время, в нужном месте оказался, можно сказать, случайный в ратном деле персонаж, но хороший бизнесмен и крепкий хозяйственник. Весьма кстати о нём ненавязчиво нашептал и доверенный человек, как такому не поверить?! Указал руководящий перст на гражданина, что на глаза попался и назначил его правитель на место воеводы.
Конечно, в стране и до этого существовала немалая армия, были и опытные бывалые офицеры, достойные стать во главе войска, да верховный правитель, по новой моде, предпочёл отдать вакансию человеку в ратном деле неискушённому.
Многие бывалые витязи и рыцари, не раз принимавшие участие в турнирах, боях и сечах по знаниям, опыту и заслугам претендовали на высокую должность воеводы, да Фортуна распорядилась иначе. Пришлось заслуженным стратегам и тактикам подчиняться человеку в ратном деле не сведущему…. А куда денешься? Устав обязывает и субординация.
А новый воевода уставы знал плохо; в тактике и стратегии ведения боя не разбирался, но должность ему сильно понравилась. Ещё бы, не понравиться – всюду почёт и уважение, а из державной казны денежки исправно поступают не малые. На самые высокие приёмы теперь не вызывают, а приглашают. А всякие вельможи при встрече низко кланяются и первыми руку подают. К тому же верховный правитель боевых задач не ставит, а как раз наоборот велит на кордонах не шалить, чужеземных ратников не задирать. Коли тамошние хулиганы какое непотребство затеют, увещевать их добрым словом…
Однако вскоре верховный правитель пригласил воеводу на ковёр и намекнул, что к войне не готовиться, но слухи поползли, что басурмане на державных кордонах затевают дела непотребные, надо бы войска подтянуть, да «в полной красе» супостату показать – может он тогда поостынет, с перепугу-то. Человек военный по призванию, понял бы слова правителя, как желание провести большие маневры. Воевода был менеджером и понял всё по-своему. Решил он отделаться такой себе «пиар-акцией», переодеть всё воинство в одежду нового покроя. Чтобы мероприятие лучше заметили и оценили, пригласил в разработчики формы известного модельера. Портняжка, правда, специализировался на гламурных нарядах прекрасным дамам, но для служивых расстарался – такую одежду скроил, любо-дорого посмотреть. Не остался в стороне и воевода – самолично повелел погоны, что простого человека от служивого отличают перенести с плеча на грудь. (Народ-то всякие насмешки по этому поводу выдумывать стал, намекая – теперь служивые на пупке службу несут!) Выдумка не понравилась даже рядовым ратоборцам, что ж говорить об офицерах, которые всегда щеголяли звёздами на плечах…
Погоны на новом месте, как оказалось, не главный недостаток новой формы. То ли в чём дизайнер просчитался, то ли подрядчики, которые одежонку шили, где-то не тот материал поставили, но плохо воины в этом снаряжении природные катаклизмы переносили - мёрзли и даже болели, чего раньше не замечалось. Молва о дефекте дошла и до верховного правителя – осерчал царедворец, помрачнел, даже желваки на щеках ходуном пошли от злости. Понял воевода, не к добру такое настроение у благодетеля, нужно срочно что-то новое придумать, чтобы ситуацию быстро исправить, а то, не ровен час, как назначили неожиданно, так и пнут, не задумываясь, с «хлебной» должности. Оно, конечно, следовало срочно какую-нибудь викторию одержать, или всех ратников в поле вывести, учинить бои потешные, да из самых больших пушек пальнуть, тогда, может статься, правитель воеводу и зауважает. Только в тех вопросах, где оружие нужно применять, полководец разбирался слабо, а с теми, кто разбирается хорошо, советоваться не любил и решил мудрый руководитель провести «отвлекающий маневр» - внедрить в войсках аутсорсинг. Слово, звучное, иностранное, а обозначает совсем простое понятие – обслуживание хозяйственных нужд армии гражданскими организациями. Только кто ж знает это простое понятие? Нет, народ в стране живёт не глупый, но держать в голове множество не очень нужных слов, большинство не хочет, а воспринимает по звучанию, кому чего в голову взбредёт.
Сам правитель человек просвещённый, да и советников под боком пруд пруди, так что истинный смысл мудрёного выражения понял сразу, но идея ему, как видно, понравилась в принципе и была воспринята благосклонно. Это ж какой прогресс – теперь ратники с утра до вечера «грызут» науку побеждать и не отвлекаются на всякие приборки, чистку картошки и другие работы не связанные напрямую со службой Отечеству. Но радовался правитель ровно до тех пор, когда посчитали затраты на реформу, и оказалось, что незначительное нововведение дорогое удовольствие для казны.
На этом всё и застопорилось, а настырный радетель Отечества решил ратников заморским оружием осчастливить, будто оно сподручнее своего будет. А о том невдомёк бизнесмену и крепкому хозяйственнику, что оружейников местных, как есть, без работы оставил и по миру пустил, да и продают заморские купцы не самое лучшее оружие – больше то, что устарело. При случае басурманин своё изделие чужеземцам, ни за какие деньги не продаст, потому на войне торговые законы не работают. В конце концов против новшества всё воинство воспротивилось, и сам правитель засомневался.
Но воевода вошёл в раж – никак ему не сидится без нововведений. Как-то за кофием донесли специалисты, что в далёкой стране за хорошие деньги строят большие боевые корабли. Загорелся стратег идеей и решил себе такой заказать, даже два. И, хотя правитель всегда и всюду объявлял своё государство мирным и воевать не собирался, а корабли как раз таки атакующего класса, договор всё же подписали. Может, державе такое пополнение не помешало бы, только зачем чужие верфи работой загружать, коли на своих мастера без дела сидят, а сработать заказ могли не хуже. Опять же и выгоднее это.
Однако у воеводы руки чешутся – страсть как хочется ещё «пользу Отечеству принести», чтобы все это заметили да оценили. Но всякое преобразование денег немалых требует, а где их взять, коли никакой прибыли ведомство не приносит, а что казна выделяет, едва хватает концы с концами свести в делах текущих.
Главный военный вельможа не зря происходил из когорты бизнесменов – разбирался человек в делах коммерческих и быстро сообразил: есть много вещей, которые без особого ущерба для ведомства (так ему казалось) можно на торги выставить. Хоть ту же землицу. Сколько её приспособлено на всякие нужды! Скажем пушку пристрелять, или потешные бои устроить, опять же новых служивых ратному делу обучить. Коли где-то ужаться, а в другом месте совсем отказаться от наделов, так что-то вполне можно и продать небедным людишкам. То же с теремами и прочими строениями. Да что там терема, настоящие дворцы за ведомством числятся, в которых испокон веков науки изучали, что вели к победам.
Обдумал новоявленный негоциант ситуацию и решил с правителем совет держать, а то, чего доброго, в тати попадёшь и на кол посадят, а кому это надо? При случае хитрый муж и замолвил словечко в начальственное ушко:
-А что, отец родной, коль мы в военном ведомстве от излишков избавимся через открытые торги, чай средства появятся и смогу я, на державную казну не покушаясь, кучу реформ провести и поднять воинство на небывалую высоту.
Забота о державном благе правителю понравилась. Он и сам давно считал, что разросшееся войско следует сильно сократить, поскольку врагов у страны почти не осталось – защищаться не от кого, а дармоедов кормить незачем (как-то не заметил мудрый человек, что при этом число чиновников в державе уже перешагнуло все мыслимые рубежи). Предложение предприимчивого бизнесмена прозвучало своевременно, и было принято благосклонно!
Когда есть договоренность или хотя бы согласование о бизнесе с «высокой крышей», можно смело приступать к реализации проекта. Воевода и приступил. Не сам, конечно, (при его-то должности торги вести несподручно), а для такой надобности отыскал подходящую «красну девицу».
Уж девица, так девица – умница и красавица! Талантов пруд пруди: хоть спеть, хоть сплясать; может опус написать, сочинить стишутки и на музыку переложить. При случае картину намалюет – хоть в галерею выставляй. А самое главное в делах воеводы разобралась она быстро и всё как надо повернула.
Что греха таить, заходил к ней другой раз добрый молодец после трудов праведных отдохнуть, взглянуть на высокое искусство, да вкусить, что Бог послал. Конечно, и о делах обмолвиться время было. А дела премудрая искусница такие творила, что думные дьяки диву давались, да перчить или даже слово молвить никто не смел, поскольку ведомство у воеводы особое - критике и обсуждению не подлежит. Зато между собой неглупые вельможи удивлялись, как такое возможно, государственный товар продаётся, а в казну, если поступают, то незначительные крохи???
В общем, бизнес воеводы, можно сказать, расцветал махровым цветом, а его настоящее детище хирело и чахло без заботливого глаза. Новых реформ военачальник так и не затеял, а убыток у ведомства значительный обозначился. Благо в те времена никакой басурман на кордоны державы не покушался, но такое не всегда бывает…
Когда в стране случились следующие выборы и пришёл другой правитель, коммерческие проделки воеводы пересчитали и прослезились, поскольку никакой пользы Отчизне они не принесли. Конечно, вопрос этот спорный, наверное, кому-то что-то понравилось, да новый верховный правитель решил назначить воеводой человека в ратном деле сведущего, которому и меч в руках держать доводилось и порох нюхать, так что бизнесмена-менеджера с ответственного поста сняли, а его помощницу даже хотели судить праведным судом. Только красавица перед судом пустила слезу и пожаловалась, если что не так сделала, то не по умыслу, а по недомыслию, так это не вина её, а беда. Ясное дело – какой спрос с убогого (Повинную голову меч не сечёт!). Пожурили красавицу, придумали ей незначительное наказание и отпустили с миром…


ЛИТРОВЕНКО А. М.







© Александр Литровенко, 2016
Дата публикации: 16.05.2016 19:57:19
Просмотров: 2690

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 66 число 61: