Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Владислав Эстрайх



Бродский и ... или Рубцов...

Анатолий Шлёма

Форма: Эссе
Жанр: Литературные манифесты
Объём: 11045 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати



Предисловие:
Из пьесы «Дачники». (Стихи Власа)
«…Маленькие, нудные людишки
Ходят по земле моей отчизны,
Ходят и — уныло ищут места,
Где бы можно спрятаться от жизни.
Все хотят дешевенького счастья,
Сытости, удобств и тишины.
Ходят и — всё жалуются, стонут,
Серенькие трусы и лгуны.
Маленькие, краденые мысли…
Модные, красивые словечки…
Ползают тихонько с краю жизни Тусклые, как тени, человечки…»…
Бродский и…или Рубцов?.. 1. Фрагменты мыслей о Бродском…

…Видимо, я какой-то ущербный... Но не понимаю я его (Бродского), не лежит к нему сердце, не радует ум, всё какое-то чужое, не наше, не настоящее, не российское, не земное, ну не моё!...
По началу, я ведь и в самом деле сильно расстраивался. Ну как же так? Это же, все таки, лауреат Нобелевской премии, - а её, по моим тогдашним понятиям, кому попало на дают, - и ведь, по мнению многих, он - гений, известный на весь мир... Почему Пушкин, Блок, Есенин, даже Ахматова нравится, даже Маяковского понимаю - а вот Бродского ну никак? О современниках говорить не буду, не корректно как-то, «большое видится на расстоянии»… И серьезно опасался, что видимо я лишен какого-то особенного «поэтического слуха», - как у некоторых музыкального, - что некий важный, необходимый душевный орган, для понимания его возвышенной поэзии, у меня отсутствует, словом - тупой...
…Однако, сразу же скажу, что умышленно, особо, объемно я его и не читал. Даже вообще, не читал специально, чтобы его понять, разобраться. Так, попадались иногда, случайно на глаза отдельные фрагменты, строки или стихи, чаще всего - в публикациях в Сети, под заголовками типа "Великое стихотворение И. Бродского..." или "Пронзительное..." или "Гениальное..." А иногда даже категорически усиленное утверждением, что "после его прочтения ваша жизнь круто изменится и уже никогда не будет прежней...". Ну да!.. Ну конечно!.. А как же иначе?
…Ну, а остальная, считающая себя таковой, «продвинутая» в этих делах публика охотно все это подхватывает, тиражирует и радостно, и громко «трубит» в унисон. Все же хотят себя приобщить и почувствовать «истинными» знатоками и ценителями «настоящей» поэзии! А, мне кажется, - если его поэзию очистить от приписанной ему приторной шелухи гениальности, - Бродский очень даже простой. Он, как раз без каких-либо «фокусов» особенных каких-то ритмов, рифм, "вывернутых", сложных для простого человека, ассоциативных рядов и метафор. Все как будто написано специально и написано специально не сердцем, а умом. И, как будто написано, для уже изрядно «ширнутых», «под кайфом» или просто подпивших, «чувственных» и сентиментальных особ, с открывшимся им «третьим глазом»…
…Нет, конечно, есть и у Бродского что-то вроде "великого", значимого, что-то о судьбах «настоящих» поэтов, «удобряющих собой нашу землю». Но, опять же, это, - как мне кажется, - только для очень не искушенных и опять же, «чувственных» и сентиментальных особ, с открывшимся им «третьим глазом»… Есть много примеров талантливого, «великого» и получше, на эту же самую тему, но приводить их конкретные строчки, по такому очевидному поводу, не буду. Зачем?, кто хотел услышать, тот услышал, а кто нет, тем более ...


Продолжение будет...

Предисловие:
Продолжение. 2. Фрагменты мыслей «обо всём»…
Бродский и...или Рубцов... 2. Фрагменты мыслей «обо всём»…


…Но, тогда кто же велик?.. - Да, по-моему, их-то, как раз, не мало, всех и не перечислишь, не упомнишь. Скажу крамолу, их много и среди нас, «засоряющих интернет» на Планете писателя, Фабуле и других интернет порталах. Тех, кто не ограничил свои переживания своих «мук творчества», только собою и своей одинокой, «камерной», - не камерой!, - каморкой, «сиротскими слезами», «мильёном камерных терзаний» только для узкого круга «избранных», а по мне так, «для понта». А тот, кто ещё и жадно вбирал в себя все вокруг, весь окружающий мир, смотрел на него с любопытством и с разных его сторон, пытался его понять, и искал в нём не только свой путь, а главное, видел и других людей вокруг. …Кто видел свою огромную страну, - среди деревьев видел лес, - и мысли и чувства о них впускал в себя и выпускал щедро, широко, и искренно, и не через голову, а через сердце. Тот, кто не только их мерил, - для себя, - на точных, но скупых, скрупулёзных, но бездушных аптекарских весах но и ими щедро и искренно делился… Тот, кто не только хаял, а кто был с людьми вокруг и со своей страной, - во всех их бедах, радостях, горе, победах, испытаниях, лишениях и торжествах. А.., а не как запечные сверчки, коротающие свой век в комфортной для них тесноте и темноте «Бруклинских печек»…
…Я уверен, что, как такового «гения» Бродского, нет и никогда не было в мировой литературе, скажите мне, где еще его читали и читают как не у нас? Мне кажется, что он всегда был и предназначался «к употреблению» только в России, что он так и не выпрыгнул из «коротких штанишек» бруклинской черты оседлости, так и не одолев языкового барьера (слухи ходят), Бродский и теперь существует исключительно в России. Нет?.. Мне кажется, что просто нам хотят «впарить контрафакт», просроченный, лежалый товар. Хотя, по большому счету, мне наплевать на него и его «залежалый товар»!.. Мне, - как бы это по скромнее, помягче и пооригинальнее выразиться, - «мне за державу обидно». Но, не за ту, что была в недавнем прошлом, а нынешнюю, заново возрождающуюся, державу…

Продолжение будет.

Предисловие:
..."Моё слово громкое зазвенит, буду я когда-нибудь знаменит. Мне поставят памятник на селе, буду я и каменный на веселе.". Николай Рубцов.
Бродский и… или Рубцов… 3. Фрагменты мыслей об Н.Рубцове…

…Улетели листья с тополей -
Повторилась в мире неизбежность...
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват...
Что с деревьев листья улетели?..

* * *

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

…Прочел… Прочел еще… И еще, и еще раз прочел… Вот это - стихи… И это, собственно, самое главное – это стихи, однозначно, для меня – это настоящие стихи...
***
Мне кажется, что о любых стихах, вообще о любых произведениях, можно сказать только так: мое это или нет, нравится, не нравится. И тут ни для кого и для меня тоже, не должно и не может быть ни авторитетов, ни великих ценителей или знатоков, ни «гениев» ни «лауреатов». В данном примере, тут я могу сказать точно: мое, просто в точку, моё!... А, по большому счету, дело даже не в лучше-хуже, а в том что эти строчки я ощущаю, - каким-то, мне не понятным, звериным чутьём, - как свои, как родные. Как будто, почему-то, мною не воплощенные в реале, «на бумаге», мысли, чувства, мечты и даже порой кажутся и вовсе моими...

***
…Но, бывает, встречается и не моё… Почему не мое, я этого не могу объяснить толком, - вообще, ни как не могу объяснить.
Например, вот это, автора специально оглашать не стану:
А вот и последний день лета.
Последний день августа. Это -
Порог, за который ни шагу.
Ни греку сказать, ни варягу
И вправду, мне нечего. Или
Меня в этот мир не влюбили?
Но я уплываю на лодке,
Затиснута, будто в середке
Меж прошлым, которого нету,
И теплой прозрачностью лета.
Ну, не цепляет меня, не звучит, не льётся, «не поётся»…
***
…У меня тоже есть "не моё" , «чужое» и его немало. Есть "не моё" и среди казалось бы маститых авторов. Например: тот же Тарковский, Гребенщиков, тот же Бродский, не всё, но кое-что из Окуджавы, - да, да... И это, наверное, хорошо, а то бы все мы были поголовно влюблены друг в друга. Нет?!.

***
…Все верно, все так. Это как спортсмен или актер - может, но не знает как, а тренер или режиссер знает как, но сам не может. Я сам иногда смотрю на свои же творения как на ущербных, - своих, родных, но ущербных, - детей. Нет, конечно, мне часто, особенно по началу, самому нравится то, что я сам написал, но проходит какое-то время и я понимаю, что это как-то мелко, не по настоящему, словом - "художественная самодеятельность". Пробовал "ремонтировать", но это все впустую, этому ремонту, как и обычному, - нет конца и краю, а что толку, окончательного варианта нет. Все просто, ведь достаточно открыть томик Пушкина, - при чем в любом месте, - ...и все сразу становится на свои места...

***
…Ну, что тут скажешь, бывает. Мы сами и наши дела, в том числе и поэзия, творчество вообще, - не всегда, - да и не должны всегда, - нравиться всем людям, всем, всем. Мы, как и все, что вокруг нас, в природе, - разные и в этом наверное и есть главный смысл нашего земного бытия. Когда-то я написал: "С точки зрения волка: морковка - совершенно бесполезная вещь, а вот заяц - очень даже полезная. А с точки зрения зайца: волк - живодер и скотина, а морковка - очень вкусная и полезная вещь. И, наконец, с точки зрения морковки: волк - премилое животное, а заяц - живодер и скотина! Разные мы!"... Но, все таки!...
Толи дело – это:

…Да, я любил. Ну что же? Ну и пусть.
Пора в покое прошлое оставить.
Давно уже я чувствую не грусть
И не желанье что-нибудь поправить.
Слова любви не станем повторять
И назначать свидания не станем.
Но если все же встретимся опять,
То сообща кого-нибудь обманем…
Или:
…Не грусти! На знобящем причале
Парохода весною не жди!
Лучше выпьем давай на прощанье
За недолгую нежность в груди.
Мы с тобою как разные птицы!
Что ж нам ждать на одном берегу?
Может быть, я смогу возвратиться,
Может быть, никогда не смогу.
Ты не знаешь, как ночью по тропам
За спиною, куда ни пойду,
Чей-то злой, настигающий топот
Все мне слышится, словно в бреду…
…Браво! Вот это «не самодеятельность», это настоящая поэзия. Поэзия легкая, простая, всем понятна и всем доступна.., тем и хороша…





Послесловие:
***
Вместо эпилога.
…Где-то прочел, примерно следующее: «Самый, пожалуй, неоспоримый признак истинной поэзии – это ее способность вызывать ощущение самородности, нерукотворности, самовоспроизводимости, без изначальности стиха». …И мне тоже, порой кажется, что эти и другие настоящие стихи, на самом деле, никто не сочинял, не создавал, что поэт, автор, только их, уже готовыми нашел и извлек из вечности, из «золотого запасу», где они всегда, — хотя и скрыто, тайно, — пребывали. Как-то Толстой сказал об одной пушкинской рифме, то есть о наиболее «искусственном» элементе поэзии: «Кажется, эта рифма так и существовала от века». И это, конечно, свойство, характерное не только для пушкинской поэзии, но и для подлинной поэзии вообще. Лучшие стихи Николая Рубцова, без сомнения, обладают этим редким свойством. Когда читаешь, - извлеченные из «золотого запасу», - его чудные стихи……….



© Анатолий Шлёма, 2024
Дата публикации: 17.03.2024 11:30:41
Просмотров: 744

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 49 число 26: