Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Два князя, две политики

Сергей Вершинин

Форма: Статья
Жанр: Публицистика
Объём: 19909 знаков с пробелами
Раздел: "Немного истории."

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Непостоянство Даниила Галицкого привело к тому, что, впоследствии, Галицко-Волынское княжество растворилась в Польско-литовском государстве, перестав существовать. Политика Александра, не была подхвачена его сыновьями. Владимиро-Суздальские князья стали приводить татар друг на друга. Ввергая Русь в очередную междоусобицу. Продолжая делать то, что и делали до "нашествия", они совершенно забыли истинную цель, дружбы отца с Батыем.


Политика – дело иногда шумное, иногда тихое. Потомки, рассуждая о деяниях великих, служивших стране верой и правдой, подчас весьма неблагодарны. Особенно это хорошо получается в России. Как-то мы легко отрекаемся от бывших кумиров, приобретаем новых и тут же отрекаемся снова. «Ради красного словца не пожалеешь и отца» – стало девизом многих статей-однодневок, вместо идеологии коммунистического интернационализма порой слышатся нотки псевдо-патриотизма, круто замешанного на национализме.

Наблюдая за событиями на Украине, остро ощущаешь, как некие силы, желая в республике «демократии», манипулируют оппозицией, подтачивают основы государства, вносят смуту и неуверенность в завтрашний день. Анализируя происходящее на Днепре, я вспомнил о статье написанной давно, почти десять лет назад, опубликованную в Казахстане. Сначала, я хотел ее адаптировать, под новые реалии, но, после перепрочтения, раздумал. Привожу читателю написанное в том, изначальном виде. Почему? Думаю, вы без труда догадаетесь.


«...история предков всегда любопытна для того,
кто достоин иметь отечество».
Н. М. Карамзин.

Как-то просматривая календарь на новый 2004 год, на маленьком отрывном листке, я прочел сухие строки: «Князь Александр Ярославович Невский. Русский полководец, причислен Русской Православной церковью к лику святых». Тоскливо засосало где-то под ложечкой, захотелось рассказать о Великом русском полководце и политике, об том непростом времени более подробно.

Я пришел домой и сел за компьютер. Сделав набросок статьи, я понял: повествуя только про святого Александра, рискую быть однобоким, предвзятым, что всегда претило мне как профессионалу. Был ведь, еще один князь древней Руси, современник Невского, дела которого, на протяжении многих лет историки, по разным политическим или личным причинам, то чрезмерно возвеличивали, то незаслуженно умалчивали. Даниил Романович Галицкий – князь Галицко-Волынской земли, недруг «…пагании» и защитник Земли Русской, увековечивший свое имя победой над «...татарове», стал картой, – козырным тузом в рукаве, которую вынимают на свет лишь тогда, когда это выгодно. Не будем повторять ошибок прошлого и постараемся взглянуть на середину далекого от нас столетия глазами обоих князей, добавив только последствия, о которых им не дано было знать.

Как-то, еще в студенческие годы, мне в руки попался опус о России маркиза Кюстина, некое репринтное воспроизведение «La Russie en 1839», написанный в форме путевых заметок. Большой «знаток» русской современности XIX столетия, – тем не ограничился, полез в прошлое Руси. Анализируя, делать выводы. Вот, как русский мыслитель Г.В. Вернадский отозвался о творении француза: «Книга Кюстина – одно из звеньев большой цепи европейского русофобства, одно из проявлений ненависти Европы к России и страха Европы перед Россией...».

К словам великого человека остается лишь добавить: сие повторяется, повторяется и повторяется. Где же исток, того великого противостояния? Не между Россией и Западом или Россией и Востоком, а болезненного, внутреннего противостояния, образу внешней политике, прозванного в XIX веке борьбой Западников и Славянофилов. На мой взгляд: одно из его начал, обострение ярко обрисовывается в правление Даниила Галицкого и Александра Невского.

Официальная история первой половины XIII столетия, в своем большинстве, обозначается как нашествие татаро-монгольских орд: не только на Русь, но, и на Европу, Кавказ, Китай и даже Японию. Волна кочевых народов, под руководством монгольских ханов, сотрясла Евразийский континент, круги разошлись и за его приделы. Но, под впечатлением «глобальной Азиатской катастрофы», мы часто забываем (или помогают забыть), о не менее грозной экспансии католицизма в страны Востока и Балтии.

Приведу вам только несколько дат: 1204 г. – взятие Константинополя крестоносцами. Образование Латинской Империи и постепенное ее расширение за счет земель Византии. 1210 г. – завоевание Ливонии немецкими рыцарями. 1216 г. – папой Римским утверждается орден Доминиканцев (Инквизиция). 1226 г. – Фридрих II дарует привилегии Тевтонскому ордену на завоевание Пруссии. Кондрат Мазавецкий отдает Тевтонам польскую Хелминьскую землю. 1237 г. – При поддержке папы Григория IX, гроссмейстер крестоносцев Герман фон Зельц объединяет два могущественных ордена – Ливонский и Тевтонский, в единый военный союз с паритетом удара на восточных славян («Драг нах Остен»). Меньше чем за 40 лет (со дня основания), под непосредственным руководством Ватикана, верные папе братья Христовы, монахи-воины святой Марии Тевтонской, подмяли под себя большую часть южного и восточного побережья Балтийского моря, от Нарвы до Вислы.

Когда Запад и Восток группировался, накапливал силы, что же происходило на Руси? Междоусобица!

Киев – Мать городов Русских, переходил из рук в руки. Относительно-временное спокойствие на границах, я бы сказал - затишье, губило русских князей в братоубийственной сваре. Мелкие стычки: с половцами на юго-востоке, с Венгрией и Польшей – на западе, Швецией, Ливонскими и Тевтонскими рыцарями – на севере, не беспокоили их. Даже такое тяжелое, но временное потрясение – битва на Калке, не остановило и не объединило Юго-Западную и Северо-Восточную Русь.

А тем временем, вопреки законам природы, на русские удельные княжества-полугосударства надвигались тучи сразу с двух сторон. И грянул гром.

Нашествие из Великой Степи 1237-1239 гг. ошеломила, Русь оказалась не в силах противостоять крупному, хорошо обученному войску. Сильные, но малочисленные дружины русских князей гибли, подобно каплям воды в большом огне. В великой битве с «...татарове» клали голову и князья, княжеские вотчины оставались безначальные, это, как непечально, способствовало к объединению мелких уделов. Постепенно, на политической арене древней Киевской земли, выделяются два князя способных объединить Русь, – Даниил Романович на юго-западе и Ярослав Всеволодович на северо-востоке. Оба русских князя хотели единства: процветания и могущества своей родине, но видели это по-разному.

После гибели старшего брата Юрия Всеволодовича на реке Сити, в сражении против войск Батыя 1237 г., Ярослав становится великим князем Владимиро-Суздальской земли. Сын Ярослава – Александр получает в удел отчину – Переяславль-Залесский и призывается князем в Новгород. Победа на Неве 1240 г. над шведами и разгром объединенного воинства двух рыцарских орденов, на Чудском озере в 1242 г., (в основном, низовскими полками Владимиро-Суздальского княжества, присланными сыну Ярославом) возвеличило молодого князя. Впоследствии, в летописях и в «Житие Александра», деяния Невского затмили дела отца. Но, по двум поездкам Владимирского князя Ярослава в Орду в 1243-1245 гг., можно предполагать о его большой лепте во внешнюю политику Руси, продолжателем которой и стал Александр.

Дружба Ярослава и Батыя (именно дружба) не вызывает сомнения. В 1246 году Владимирский князь, с сыновьями: Александром и Андреем, прибывает в столицу монгольского государства Каракорум. От имени Батыя Ярослав присутствует на курултае феодалов Монголии по поводу избрания нового Великого хана. Что происходило на съезде монгольских нойонов, какой позиции придерживался на нем Ярослав, смутно и непонятно. Единственный источник: папский легат в Монголии монах Иоанн де Плано Карпини, русская летопись ограничивается словами: «представился в иноплеменицех, ида от кановичь (т.е. из Каракорума)».

Плано Карпини – лицо заинтересованное, и его версия: отравления Ярослава в Каракоруме, вызывает сомнение. Но, справедливости ради, не стоит отбрасывать ее совсем. Дело в том, что великая империя Чингисхана, разделенная на сыновей, внуков и правнуков, уже к тому времени перестала быть монолитом. Наследие Темучина разъедала ржа престолонаследия. На курултае Великим ханом был избран Гуюк, сын Угэдэя и меркитки Туракины – злейший враг Батыя, и дружба Ярослава с правителем Золотой Орды вполне могла сыграть роковую роль.

Еще один факт вызывает настороженность: хан Гуюк поощрял православие (в войсках служило много монголов, – христиан несторианского толка) и был враг папизма. Плано Карпини сообщает, что Владимиро-Суздальский князь умер от яда, поданного ему матерью хана – импульсивной сибирячкой Туракиной, получившей донос от боярина Федора Яруновича. Будто Ярослав вступил в контакт с папой Иннокентием IV на Лионском соборе.

Остается вопрос: кому было выгодно обвинить русского князя (отца победителя рыцарей-монахов) в тайном соглашении с папистами? Чтобы ответить на него, переместимся на юго-запад Руси в Галицко-Волынское княжество.

Монголо-татарское нашествие коснулось далеко не всю Русь. Из восьми полугосударств-княжеств четыре: Полоцкое, Смоленское, Турово-Пинское княжества и Новгородская республика были только частично или совсем нетронуты.

Северная часть Владимиро-Суздальской земли, путем сдачи, уцелела. Главные города княжества: Владимир-на-Клязме и Суздаль, в правление Ярослава, быстро отстроились заново. Галицко-Волынское княжество было изрядно потрепано, но многие города татары так и не смогли взять. Благодаря умелому руководству Даниила уцелел и Холм – главный город Волынской земли. Монголы прошли по Европе «к последнему морю» и, через Болгарию и Молдавию, ушли на Волгу.

Подобно Новгороду, к 1240 г. Галицко-Волынская земля представляла лакомый кусочек уж разрезанного Великой степью пирога. В 1243-1244гг. Ростислав Михайлович Черниговский (сын Черниговского князя замученного в Орде) женился на дочери короля Венгрии Белы IV. Вместе с воеводой тестя Фильнием и Флорианом Войцеховичем Авданцем, – воеводой короля Малой Польши Болеслава Стыдливого, Ростислав вторгся на Волынь.

Польско-русско-венгерской рати, князь Даниил противопоставил союз с литовским князем Миндовгом и Кондратом Мазовецким. 17 августа 1245 г на реке Сан, около Ярослава (Карпаты), состоялось решающие сражение. Даниил Галицкий наголову разгромил польско-венгерское рыцарство: «поверг стяже бана Фили (Фильния) и разруши полк его…». Бела IV был так напуган, что поспешил заключить мирный договор с Даниилом и отдал младшую дочь в жены Льву Данииловичу – сыну русского князя.

Что же напугало короля Венгрии? Поражение Фильвия большое, но не смертельное для венгерского королевства. Предположение испуга Белы IV, можно найти в русских летописях: «Немцы же (скорей всего, это общее название народов Европы), дивящиеся оружию татарскому, беша бо кони в личинах и коярех кожаных и людье во ярыцех, и бе полков его светлость велика...». Далее говорится: «Сам же (Даниил), еха по обычаю Руску...». Войска Даниила Галицкого были одеты по-татарски?!

Весьма странно, – это не Москва XIV столетия, а Юго-Западная Русь 1245-1250 гг. Может быть, то были татары? И не за услугу ли в военной помощи, прибывший к Даниилу Галицкому посол Батыя, в том же 1245 г, от имени хана Золотой Орды произнес знаменитое: «…Дай Галич!»? Совсем не важно, было ли татарская помощь Галицкому князю «…велика» или, то был лишь маленький отряд, во главе с послом Батыя, сам факт поддержки Ордой Галицко-Волынского князя имел огромное значение.

Плата оказалась непосильной. Явно обескураженный Даниил Галицкий осенью 1245 г. отъезжает к Батыю.

Батый Галицко-Волынского князя встретил ласково. Пробыв в Сарае около месяца, Даниил сумел расположить к себе монгольского хана. Получив ярлык на правление: «...поручена бысть земля его ему», став «мирником» Батыя, он отбыл домой. Дружба с одной стороны и номинальное подчинение с другой, политически были выгодны обоим. Батый обезопасил свою западную границу от внезапного нападения крестоносцев, Даниил - получил киевский престол (князь Киева, по старине, считался правителем всей Руси).

Но князь Волыни, в силу тяготения к Европе (как сам, так и его бояре), не может долго довольствоваться таким положением дел. Победив Запад с помощью Востока, Даниил решает совершить обратное, – Галицко-Волынский князь, тайно ища дружбы с папой, становится вождем русских «западников».

Самое время вернутся к Лионскому собору. В 1245 г. в Лионе, папа римский Иннокентий IV объявляет крестовый поход христиан на татар. На соборе присутствует Михаил Черниговский. Вернувшись в Чернигов, в 1246 г. князь призывается в Сарай. Батый дает ему возможность оправдается, но Михаил отказывается, принимая мученическую смерть.

События в Золотой Орде, эхом, отозвались в далеком Каракоруме. После смерти Ярослава на Владимирский стол взошел его брат, Святослав Всеволодович. В 1248 г. его сместил Михаил Ярославич Тверской (по прозвищу Хоробрит, старший брат Александра и Андрея), назревала новая династическая свара. Обездоленные сыны Ярослава: Александр и Андрей, едут в Каракорум за ярлыком на правление.

К тому времени, хан Гуюк умер, всем заправляла вдова – найманка Огуль Гаймыш. Она игнорирует старшинство в престолонаследии и не подтверждает права Святослава Всеволодовича. Более того: Гаймыш отдает Владимиро-Суздальское княжество Андрею. Александр же получает ярлык на Киев, отданный Батыем Даниилу.

Хотели этого сами молодые князья? Наверное, хотели. Но, со стороны ханши ярко прослеживается линия посланца папы Римского на столкновение интересов. Дальнейшее ослабление «нашествием» сильной Руси.

В 1249 г. Андрей садится на Великий стол во Владимире-на-Клязме, Александр посылает в Киев своего тиуна, но из этого ничего не выходит, Киевская земля не принимает князя Северо-Восточной Руси. Отношения с Новгородскими боярами снова обостряются и в 1251 г. Ярославич уезжает в Орду Батыя, становится побратимом его сына Сартака, - приемным сыном самого хана.

Многие события 1250 г. резко обостряют обстановку: правление Бату-хана, да и сама его жизнь, зависает в неопределенности.

В Каракоруме грядет новый курултай, от результатов которого зависит величие или смерть Батыя. Князь Литвы Миндовг принимает крещение по латинскому обряду и вступает в военный союз с Римом. С юга-запада Руси, до Золотой Орды доходят гнетущие сведенья: Даниил Галицкий получает из рук римского папы корону и становится королем Малой Руси. В том же 1250 г. Владимиро-Суздальский князь Андрей женится на дочери Даниила Галицкого: «Оженился князь Ярославич Андреи Даниловною Романовича».

Через династический брак, двух самых могучих русских княжеств, тайно создается антиордынский союз юго-западной и северо-восточной Руси. Именно в такой час, тяжелый для Батыя, Александр протягивает ему руку дружбы (не о какой зависимости речи быть не может).

Восстание (вернее, присоединение к сторонникам крестового похода на татар) Владимиро-Суздальского княжества произошло в 1252 г. На усмирение младших Ярославичей: Андрея и Ярослава, Батый посылает «Неврюеву рать», в рядах которой состоит и Александр с дружиной. В сражении при Северном Переславле владимиро-суздальцы терпят поражение. Великий князь Андрей бежит в Швецию, а Александр с великим почетом входит во Владимир.

В 1253 г., на курултае в Каракоруме, Великим ханом выбирают царевича Мункэ – ставленника Батыя. Хан Бату, старейший из рода Борджигитов, делаться обладателем неограниченной власти на западе империи – улуса Джучи. Все внимание восточной ее части переключается на багдадский халифат.

Русь, которой, Римом, было уготовано стать центром противостояния папы и татар (путем союза с Западом), уходит от ненужной ей войны. Каракорум для русских князей перестает существовать, главным местом политических страстей становиться Сарай.

В 1254 г. князь Галицкий захватывает болоховские земли: «все городы сидящие за татары», нойон Куремша выступает из Золотой Орды с войском, - в поход на Юго-Западную Русь, усмирять строптивого Даниила. Нашествие «татарове» на Луцк и Владимир-Волынский были отражены; князь Даниил Галицкий победил: «держаше рать с Куремсою и николи же не боялся Куремсе».

Независимость Галицко-Волынского княжества продержалась до 1259 г. Так и не получив никакой помощи от Запада, Даниил был вынужден смерится, когда из Орды пришел Бурундай «...со множеством полков татарских». По приказу Бурундая, были срыты укрепления Данилова, Стожеска, Львова, Кременца, Луцка и Владимира-Волынского, – Юго-Западная Русь признала над собой ордынцев.

Почему же, Александр Невский не участвует в освободительной войне против монголо-татарского ига? Более того, помогает обратной стороне укрепиться на Руси. Обида? Желание завладеть отцовским уделом, принадлежавшим ему по праву старшинства?

Такие версии выдвигают многие историки. Английский ученый Д. Феннел, в книге «Кризис средневековой Руси», прямо обвиняет Александра в попустительстве и личных, корыстных целях. Но, так ли это?

Л.Н. Гумилев, в труде «Древняя Русь и Великая степь», придерживается, совершено, обратной точки зрения и с его доводами трудно не согласится.

Александр Невский в 1250-1254 гг. проявляет себя не только, как выдающийся полководец, но и как незаурядный политик. Что ждало Русь, поднимись она против татар под эгидой Римско-католической церкви? Еще большее разорение и, в конечном итоге, духовная и этническая смерть. Как выразился Г.В. Вернадский: «Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу». Александр это понимал, как никто из князей Северо-Восточной Руси того времени.

Понимала то, и Православная церковь. Печатник (канцлер) Даниила Галицкого Кирилл, уехавший в 1246 г. в Никею (после временного падения Константинополя, средоточие всего Православия), в 1247 г. став митрополитом Киевским и всея Руси, после коронации Даниила в1250 г., не вернулся в Киев, а уехал во Владимир-на-Клязме и поддержал Александра. Постепенно, центр Православной Руси переместился на северо-восток (Новгород, Владимир).

Политика Александра Невского последовательна, она устремлена на борьбу с католицизмом на Руси с помощью Степи. Малоизвестный поход Александра в 1256 г., – из Новгорода до Капорья, от Капорья в Финляндию, до самого Баренцева моря, как нельзя это доказывает.

Победы Русского князя на Севере останавливают Тевтонский орден и спасают народы Поморья от фактического истребления. Мощный натиск русских воинов приводит к тому, что в 1260 г. литовский князь Миндовг отрекается от католической веры и ищет дружбы с Александром. Даниил Галицкий вновь отворачивается от Запада. Создается новый союз: трех самых активных и талантливых князей Восточной Европы. Но чем бы закончилось такое содружество, нам не суждено знать.

14 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды, умирает Александр Невский, в том же году убивают Миндовга, Даниил Галицкий умирает в следующем 1264 г.

Невольно вспоминаешь смерть Ярослава Всеволодовича, история повторяется - в смерти Александра винят Орду. Но, как тогда быть, с такой своевременной смертью еще двух князей намечавшегося союза? Князей, способных на то время повернуть историю в нежелательную для папы римского сторону. Историю не только своих стран, но и Евразии.

Непостоянство Даниила Галицкого привело к тому, что, впоследствии, Галицко-Волынское княжество растворилась в Польско-литовском государстве, перестав существовать.

Политика Александра, не была подхвачена его сыновьями. Владимиро-Суздальские князья стали приводить татар друг на друга. Ввергая Русь в очередную междоусобицу. Продолжая делать то, что и делали до "нашествия", они совершенно забыли истинную цель, дружбы отца с Батыем.

Наступила полная зависимость Восточной Руси от Золотой Орды. Из четырех сыновей Александра, только самый младший – Даниил, которому не светило Великое Владимирское княжение, при любом раскладе, вспомнил о заветах отца - укреплять и объединять Северо-Восточную Русь не против татар, а в противостояние католической экспансии, под эгидой Рима. Получив в удел крохотный город Москва, Даниил Александрович, его дети и внуки - князья Московские, воплотили в жизнь идею своего великого предка Александра Ярославовича Невского, сохранив православную веру и сведя на нет все усилия «Драг нах Остен» - похода на восточных славян, Россию.


© Сергей Вершинин, 2012
Дата публикации: 20.08.2012 15:35:40
Просмотров: 2607

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 52 число 66: