Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Таинственная леди, или Визуальная поэзия

Николай Сухомозский

Форма: Очерк
Жанр: Документальная проза
Объём: 7083 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Персональный сайт: http://http://http://www.suhomozskiy.ru



Даже если вы не тонкий ценитель искусства, наверняка что-нибудь да слышали о художественных стилях – готике или барокко, маньеризме или рококо, ампире энд романтизме. Не говоря уже о не столь отдаленных по времени реализме, модерне и прочем импрессионизме. Однако глубоко уверен: даже специалист, познавательный “флюс” которого раздуло до размеров Монблана, вряд ли сходу определит, что же собой представляют работы американки Лоны Стен. А именно большущие полотна, нарисованные ...строчками собственных стихов.
Да, были Симеон Полоцкий, Аполлинер и другие. Но то, что рисовали они по сравнению с американкой, - эскизы, не больше.
Объединил два высоких жанра в один, усовершенствовав стиль гохуа, китаец Ци Байши. На деле же он элементарно на каждое полотно наносит рифмованную «сопроводиловку».
Куда ближе к нашей героине британец Джейми Пул. Но только «ближе». Неоспоримый факт: он создает картины из поэтичных строчек. Однако ему, ох, как далеко до Стен. Во-первых, стихи он нарезает из печатных изданий. Во-вторых, не он их автор. И, наконец, в-третьих, полотна его (безусловно, талантливые) – черно-белые. А это, согласитесь, уже совершенно иной коленкор!
Увы, Лону Стен знают в мире куда хуже, чем многих ее коллег. По одной-единственной причине – она по сложившейся неписаной, но строго соблюдаемой традиции, не афиширует собственных передвижений: ни по холстам, ни по миру.
Поэтому, если вы – не счастливчик, знакомый с «таинственной леди», как окрестили ее близкие друзья, вам предоставляется блестящая возможность уникальный жанр «потрогать собственными мозгами». Благодаря встрече писателя и журналиста Николая Сухомозского с Личностью, принципиально избегающей тусовок.

– Лона, понять, как из обыкновенных букв получается, допустим, человеческое лицо или дерево, выше моего разумения. Особенно, если учесть, что эти буквы представляют собой слова, строки и целые строфы стихов. А как все начиналось?
- В детстве я писала стихи, пробовала рисовать. И все время испытывала чувство некой неудовлетворенности. Мятущаяся душа стремилась создать на холсте песню: чтобы с него звучала музыка. Однако композитором я не была. Поэтому после долгих метаний пришла идея заменить ноты ...красками.
Так родилась визуальная поэзия, в которой собственные стихи я кладу на музыку художественной кисти.
- И чем рисуете?
- Использую специальную ручечку с тончайшим пером.
- А краски?
- Краски использую акриловые. Ну и, естественно, стихи…
- Используете любые понравившиеся?
- Нет. Только собственные!
- А что появляется первым: поэзия или идея картины?
- Бывает по-разному.
- Конкретнее, пожалуйста!
- Например, в случае с полотном, подаренным украинскому музею, сначала был образ. Я много читала о постигшей тогда еще советскую республику ядерной катастрофе. И поняла, что не смогу спать спокойно, пока не увижу все собственными глазами.
Прилетела в Киев, побывала в районах отселения. Десятки встреч с теми, кто продолжает жить на территории, пострадавшей от взбесившегося “мирного атома”.
Отсняла сотни метров фотопленки.
Переполненная впечатлениями, по возвращении в США, написала полотно “Жаждущие любви”. Которое, кстати, впоследствии передала в один и киевских приютов.
Увы, душа никак не успокаивалась - я как будто что-то не доделала. Снова и снова перебирала снимки. И когда держала в руках слайд, запечатлевший дерево без корней, поняла: вот она – квинтэссенция трагедии!
Лишенное какого-либо будущего дерево, портрет пожилой женщины, снятый мною в Зоне, и вышитый украинский рушник (первая пеленка новорожденного) и “тяжелый” элемент, испепеляющий все живое, стали главными «действующими лицами» картины “Вырванные с корнем”.
Но прежде я, естественно, написала стихи на эту трагическую тему. Кстати, строчки буквально из меня выплескивались.
- А почему фон тут голубой? Цвет холодный, да и, на мой взгляд, не совсем точно передает ощущение выжженной земли.
- Понимаете, доля меня именно он – символ радиации.
- Интересно, почему?! У меня она, к примеру, больше ассоциируется с докрасна раскаленной магмой.
- Свидетели катастрофы, те, кто 26 апреля 1986 года находился в районе бедствия, в один голос утверждали: в ту страшную ночь видели над разрушенным блоком голубоватые мерцающие блики. И я подумала: наверное, это и есть цвет радиации.
- Лона, вы – первооткрыватель, по крайней мере, поджанра в искусстве. Не кружит голову слава?
– Нет и еще раз нет! Слава – ее ведь нельзя потрогать руками. Это все равно, что попытаться удержать рукой ветер. Тщетная попытка!
Кроме того, никогда не была одержима идеей известности. Подлинное счастье для меня – видеть, что мое творчество заставляет звучать струны людских сердец. И никакая «мирская слава» с этими ощущениями никогда не сравнится!
- Только ли тема Чернобыля связывает вас с постэсэсэровским пространством?
- Это было только начало. Конечно, тема никуда из моего творчества не уйдет и дальше. Но появилась еще одна забота – дети.
- Простите, а сколько их у вас?
- Сразу и не ответишь, - вдруг грустнеет Лона.
- Я вас чем-то обидел?!
- Нет, что вы?! Просто речь идет не о моих детях в сугубо биологическом смысле. А о ежедневно несчастных, умирающих от голода, холода, болезней во всех уголках нашей такой прекрасной Земли.
- Под заботами вы подразумеваете благотворительность?
- Можно, пожалуй, сказать и так. Знаете, виртуальная поэзия хорошо продается. Однако, как человек глубоко верующий, я не хотела пускать в душу библейских менял. Но видеть обреченные взгляды малышей, какого бы цвета кожи они не были, - моральная пытка, пожалуй, куда страшнее других принципов. Я вдруг поняла: счастье одних – это лишь молчание несчастья других.
И стала продавать свои произведения, а деньги направлять на нужды обездоленных детей. Вот и перед приездом сюда материально поддержала детдом в Мексике.
- Значит ли это, что и в Киев вас привели не только творческие дела?
- Вы не ошиблись в предположении. В этот раз я нахожусь в Украине как член благотворительной организации “Восточноевропейская миссия”, существующей исключительно на пожертвования. Мы уже оказывали помощь детям школы-интерната для слабовидящих, а также Иванкова, Славутича, Бородянки.
Понимаем: это капля в море. Но, с другой стороны, разве не из капель состоит океан?
- Лона, а как вы относитесь к утверждению, что благотворительность значительно больше порождает потребностей, чем устраняет нужд?
- Только не там, где дело касается детей!
- Кстати, а наши бизнесмены, они как-нибудь участвуют в акциях “Восточноевропейской миссии”?
- О, здесь существует проблема! Добровольные помощники у нас появились. Но что касается людей состоятельных…
В вашей стране, к сожалению, не разработан даже упрощенный механизм благотворительности. К примеру, в США пропорционально сумме пожертвований уменьшаются налоги. В Украине же непростительный законодательный вакуум в столь специфической сфере дискредитирует саму идею меценатства. Остается уповать на Бога…
- …и надеяться, что когда-то единственной религией моих небедных сограждан станет непреодолимая потребность сопереживания.


© Николай Сухомозский, 2013
Дата публикации: 15.07.2013 10:39:15
Просмотров: 2464

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 6 число 84:

    

Рецензии

Владислав Эстрайх [2015-01-16 21:53:04]
К сожалению, не смог найти в сети работы Лоны Стен.
Но, не умаляя её заслуг, вынужен заметить, что родоначальницей визуальной поэзии госпожу Стен назвать никак нельзя. Просто потому, что за несколько веков до неё этим занимался, например, Симеон Полоцкий. А потом - Аполлинер, Кэрролл...

Ответить
Согласен! Спасибо за уточнение. Хотел отредактировать, но нигде не нашел соответствующей опции. Кстати, мог бы и картину Лоны выставить, но тоже не вижу, как...
Владислав Эстрайх [2015-01-16 22:06:02]
В левом меню есть ссылка "Ваши произведения". Если Вы зайдёте туда и нажмёте на карандашик рядом с нужным произведением, то сможете его отредактировать. А вот с размещением картин сложнее - такой функции у нас, к сожалению, нет.
Сделал правку. Просто запамятовал, что "чрез туда" нужно заходить...
Ув. Владислав!
1. Вы своим уточнением подвигли меня - хотя и с опозданием -на поиски Лоны. Вот линк на ее сайт - www.poetryart.net/
К сожалению, я не знаю английского, а переводчик гугла - сами понимаете.
2. И все пришел к выводу (ошибочному?), что Лона ушла намного дальше Полоцкого, Аполлинера, Кэрролла...
Удачи!