Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Литровенко



Об особенностях национальной идеологии России

Евгений Прилуцкий

Форма: Статья
Жанр: Публицистика
Объём: 23436 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Национальная идеология России призвана определить направление развития российского общества, сориентировать его движение в сторону новых ценностей, сохраняя ценности традиционные.


Об особенностях национальной идеологии России

Перед Пасхой (2013 г. - Авт.) премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в англиканской газете The Christian Times заметил, что "Великобритании не следует стесняться проповедовать слово Господне и быть христианской страной".
В ответ 55 английских писателей и лауреатов Нобелевской премии написали ему открытое письмо, в котором "британские интеллектуалы, относящие себя к иным верованиям или являющиеся атеистами, упрекнули главу правительства в том, что он не придерживается в общественной жизни нейтральной позиции в отношении религии. "Премьер-министр имеет право быть верующим. Однако его характеристика Великобритании как "христианской страны" имеет негативные последствия для политики и общества в целом. Имеющиеся факты показывают, что нет оснований называть Великобританию христианской страной". (1)
Очень показательный выпад.

Путь Европы

Признаться, до сих пор мне не совсем было понятно, к чему стремится европейская правящая элита. Теперь все становится на свои места. Несомненным завоеванием европейской цивилизации явилось равенство всех членов общества перед законом, во всяком случае, декларируемое. Сегодня общество, опираясь на судебные органы, исполнителей буквы ювенальной юстиции, лишает, не задумываясь, родителей их детей, а детей - родителей. Некоторое время назад заговорили об одобрительном отношении в Европе, Америке (Слава Богу, не всех граждан) к гомосексуализму, законодательном оформлении двуполых браков, о праве таких "родителей" усыновлять детей. Недавно ЕС оформил признание "третьего пола": его получили трансвеститы (меняющие пол в результате человеческого вмешательства) и транссексуалы (люди, от природы, при рождении имеющие признаки обоих полов). В борьбе за новое мировоззрение удары получает прежде всего религия. Мы были свидетелями требований к Греции сделать открытой монашескую республику на Афоне, на землю которой с 8 века не ступала нога женщины. Это нарушение прав человека! Уже несколько лет строгая традиция нарушается: среди туристов, посещающих Афон, встречаются и женщины. Судебным преследованиям подвергаются священники, имевшие смелость негативно высказаться о гомосексуализме. Крестики на службе носить нельзя, так как это оскорбляет религиозные чувства нехристиан. Невольно возникают вопросы: К чему ведут западные правящие круги, приверженцы так называемой гендерной идеологии? Европейский идеал сконцентрирован в человеке. По размышлению приходишь к выводу, что идеальным европейцем будет (если будет) некое абстрактное существо непонятного пола, подобно ежу ощетинившееся правами. Весь мир подчинен удовлетворению его желаний. А желания у него останутся, в основном, плотские. Эго такого существа будет раздуто до вселенских масштабов. Оно будет стоять в центре мироздания, оно будет Богом, потому что истинный Бог ему не нужен. Западный идеал человека равно удален от добра и от зла. Обществу все равно, какую сторону человек выбирает, главное, чтобы он платил налоги, не нарушал закон и не угрожал безопасности других. Но какой безопасности? Физической. Духовная и нравственная безопасность человека западное общество не интересует.
На Западе Ф.М.Достоевский является самым читаемым русским писателем. Но там плохо усвоили его произведения и, особенно, его знаменитую формулу: "Если Бога нет - значит все дозволено". Достоевский им не указка, хоть они его и читают. Как и Иисус Христос. О чем это я? Ведь большинство тех же англичан уже не считают себя христианами.
И еще одно наблюдение: во многих современных государствах Европы, в США, некоторых других странах осуществляются важнейшие мечты марксистов 19 века. Им позавидовали бы и большевики России в 20 веке. Ну как же - высшей ценностью на Западе становится человек ("Человек - это звучит гордо!" - устами Сатина заявил "пролетарский писатель" М.Горький в пьесе "На дне". Реализуется лозунг "Все для человека". О материальном изобилии я уж и не говорю. Потрясающе! Хотя любому здравомыслящему и образованному жителю планеты сегодня ясно, что это- тупиковый путь. Без духовности и нравственности человек превращается в животное. Читатели, надеюсь, не будут возражать, если от их имени или от имени большинства из них, я скажу: такое "светлое будущее" нам не нужно...
А мы (Россия, русский народ) знаем, куда идем?..
Национальная идеология России и должна определить направление развития российского общества, сориентировать его движение в сторону новых ценностей, сохраняя ценности традиционные.

Куда мы идем

В период "перестройки", пользуясь "гласностью", некоторые советские мыслители и философы (Н.Моисеев, А.Назаретян) начали говорить об идее ограниченного гуманизма. Суть ее заключается в том, что эгоцентризм человечества (антропоцентризм) должен быть чем-то ограничен. Думаю, естественно-историческим ограничителем гуманистического "разгула" человечества могут быть только Бог, религиозное мироощущение, а также право на существование и деятельность "братьев по разуму", если таковые встретятся.
По-моему, в человеческом обществе всегда действуют внешний и внутренний регуляторы. Внешний регулятор - это государство: законы, суды, чиновничество, полиция, армия. Внутренний регулятор - нравственные и моральные представления людей, их ценности. Так уж получилось, но, к примеру, в России исторически развивался преимущественно внешний регулятор, а внутренний проявлял и проявляет себя слабо. Отсюда извечная тоска по "сильной руке", претензии к государству, которое обязательно должно что-то сделать, с другой стороны, шатания, беспредел, чинимые русским человеком, опьяневшим от свободы и почувствовавшим ослабление вешнего контроля.
Телевизионные ток-шоу В.Соловьева пользуются заслуженной популярностью. В одном из выпусков программы активно обсуждался и затронутый президентом вопрос о том, что есть русский человек. Среди участников была И.Прохорова, которая, надо сказать, отнюдь не является "дамой, приятной во всех отношениях". Она попыталась сбить накал эйфории, но другие участники обсуждения ее не поддержали. А ведь в ее позиции есть и рациональное зерно, заслуживающее внимания. Думаю, реальная проблема состоит в следующем: существует ли опасность того, что формирование национальной идеологии, национальной идеи будет сопровождаться в России ростом русского национализма и шовинизма, усилением русского имперского сознания? Если да, то что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Предвидя возможную разницу мнений, хочется спросить: А может и нет никакой опасности в русском национализме и шовинизме или в русском имперском сознании? Но как же тогда быть с "высшей моральной ценностью", имеющей, по словам президента, такое большое значение для русского человека, с его душевной распахнутостью во вне, в мир, в общество? И вопрос совсем уж в стиле пятой колонны: а может мы все выдумываем, так сказать, восхваляем себя?
Во второй половине 20 века один из западных исследователей предложил понятие мобилизующего мифа. Мне кажется, это очень интересное и точное понятие. В любой идеологии, тем более, национальной, мобилизующий миф представлен в той или иной степени. В 19 веке и в начале 20 века Турция приступила к решению задач модернизации. Идеолог турецкого национализма Зия Гек-Альп в поэме "Красное яблоко" использовал мифологические и легендарные образы турецкого исторического сознания. Прародиной турок оставался "предвечный Туран". А священным животным для них является волк, выведший когда-то на дорогу заблудившиеся турецкие племена. (2) Не перестаешь удивляться человеческой способности фантазировать, когда узнаешь, что, например, украинцы - пришельцы с Венеры. Подтверждений можно привести множество. Но в таком случае, наличие в формирующейся российской национальной идеологии мобилизующего мифа вполне допустимо. Таким образом, для задач развития не столь важно, соответствуют действительности представления народа о себе или нет. Рефлексия самосознания здесь очень сложная.
А может махнуть на все рукой и вслед за Тютчевым сказать: "Умом Россию не понять, в Россию можно только верить"? То есть, пространство национальной идеологии - среда иррациональная. Но и без рационального подхода нам не обойтись. Национальная идеология может быть условием решения практических задач развития, а может быть и мифологемой, призванной тешить наше самолюбие. На самом деле, одного без другого не бывает. Национальная идеология укрепляет веру народа в себя, приводит его в состояние"восхищения собой", содействует его эмоциональному подъему и воодушевлению. Политические партии, руководство государства, правительство вырабатывают практические, выверенные задачи развития и добиваются выполнения намеченных планов, опираясь на эмоциональный подъем народа.

Православная Россия

Но мы хотим знать точно, ясно и недвусмысленно, кто мы, русский народ. После развала СССР россияне искренне радовались возвращению права на существование религий, а православные - возрождению церкви. Однако, религиозный ренессанс проходит противоречиво. Сегодня многие православные разочаровались в своих ожиданиях.
Осквернение и поджог храмов, "крестоповал", убийство священников. Такого не было со времен большевистского нашествия на церковь. В годы Великой Отечественной войны, столкнувшись с реальной угрозой уничтожения СССР и порабощения его народов, руководство страны вспомнило о Боге.
После войны советская власть взяла объекты церкви под охрану, считая их общенародной собственностью.
Экстремистских выпадов граждан в сторону церкви не наблюдалось. Что же случилось с распадом СССР?
Ослабление государства и правоохранительной системы, атеистическое воспитание в Советском Союзе и его последствия, целенаправленное разжигание антирелигиозных и антихристианских настроений стали причинами враждебного отношения к церкви части населения. С одной стороны, многокилометровые очереди в храм Христа Спасителя на поклонение поясу Пресвятой Богородицы и святым дарам волхвов, с другой - убийство священников и порча церковного имущества - и все это происходило в одной стране, совмещалось в сознании одного народа. Но и сама церковь (РПЦ) дает повод для появления негативного к ней отношения.
РПЦ превратилась в корпорацию, настойчиво охраняющую собственные интересы. Напоминая приснопамятную КПСС, православная церковь мало чем отличается от обычного российского министерства, только дресс-код другой. В остальном - бюрократическая организация хоть куда. Внутри церкви между клиром и мирянами растет настоящая пропасть. РПЦ на современном этапе развилась в информационно замкнутую организацию. Время от времени ее потрясают скандалы, сопровождаемые сплетнями, слухами и домыслами. Когда скандал уже скрыть невозможно, о нем становится известно обществу. О том, что происходит между скандалами, можно только догадываться.
РПЦ, видимо, запустила пробный информационный шар, заявив о намерении участвовать в выборах депутатов. Негативная реакция общества, очевидно, вынудила ее оставить эту затею. И, хотя, церковь отступила и избрала иной путь, амбициозность ее растет на глазах.
Несколько последних лет в православной среде муссируются разговоры о желательности и даже необходимости установить в России православную государственность. Многие православные мечтают о возрождении в России монархии и империи. Все они не считаются с тем, что Россия - уже другая, что это - передовая, светская страна и в ней, согласно конституции, религии, церковь отделены от государства, а возвращение к монархии было бы для нее шагом назад. Сегодня крепнут те, кого я бы назвал "новыми православными русскими". Они видят будущее России в сочетании капитализма с православной государственностью, а также с православной общественной моралью. Они забывают или не хотят думать о том, что Россия - многонациональная страна, в которой представлены различные мировые религии. Это - опасный для России путь.
По данным, исходящим из РПЦ, 40% россиян являются православными, противники церкви говорят о 3%. Причина столь существенной разницы - в методике подсчета. РПЦ относит к православным всех, кто при опросе сказал, что придерживается православных религиозных взглядов. Критерии противников церкви, насколько мне известно, более строгие. Ясно, что положение дел с определением количества членов православной общины России весьма проблематично. Тяжелое наследие СССР - атеизм.
Значительная часть россиян, ориентирующихся на европейскую культурную идентичность, в первую очередь, русских, молодых и старых, не верит в Бога и отрицательно относится к религии. Еще одна немалая часть россиян вовлечена в различные секты, в том числе имеющие деструктивный характер.
Совокупность характеристик состояния православия в стране, по-моему, позволяет сделать вывод, что православие не может быть сегодня основой национальной идеологии России. Не могут быть ею и другие представленные в России мировые религии: ислам, буддизм, иудаизм. Это понятно. Верующие этих религий составляют в России национальное и религиозное меньшинство.
Современная Россия - страна светская и пусть остается такой дальше. Именно здесь, мне кажется, лежит фундамент национальной идеологии России. Русский народ - русское государство - Россия - многонациональная Россия. Таков, на мой взгляд, смысловой алгоритм национальной идеологии России. Российское государство является инициатором и организатором возрождения и всестороннего развития страны. Оно объединяет россиян, различающихся по национальному происхождению и религиозным взглядам.
Таким образом, национальная идеология России - прежде всего, идеология, в которой главным действующим лицом выступает государство Российское.

Мессианизм и русский народ

Мессианская роль России - неотъемлемая черта русского национального самосознания. Мессианизмом "заражены" и другие народы мира: американцы, поляки (Польша - невеста Христова), конечно, евреи. Перечень можно продолжить. Истоки русского мессианизма нужно искать, по-моему, в особенностях страны и истории русского народа.
Россия географически расположена на стыке европейского и азиатского континентов. Культурно Россия соединяет Запад и Восток, коммуницирует между ними. Огромная территория страны, ее необозримые просторы должны были создавать ощущение значительности исторической судьбы проживающего на них народа.
"Святая Русь" - мифологема, одна из первых и почти затерявшаяся в ландшафте мессианских представлений русского народа. Выбрав православие, Русь стала преемницей православной Византии. Московское царство объявило себя "Третьим Римом" и, тем самым, приняло эстафету руководства православным миром. "Святая Русь" - концентрированное выражение высокого морального и духовного предназначения России, как оно видится русскому народу.
В 18 веке Россия стала мощной военно-морской державой. В 19 веке, победив Наполеона Бонапарта, Россия взяла на себя роль охранительницы Европы от революционных движений, а затем - добровольной помощницы славянских народов Балкан.
Мессианизм можно разделить на региональный и мировой.
Мессианизмом мирового масштаба "заболело" большевистское руководство РСФСР, потом - руководство СССР.
Советская Россия, русский рабочий класс - впервые в истории строили справедливое, счастливое общество. Республика увидела свою главенствующую роль в подготовке мировой революции.
Возникший вокруг Советской России СССР прилагал немалые усилия для организации защиты международного рабочего движения от усиливавшегося фашизма. Прежде всего усилиями СССР была разгромлена фашистская Германия. КПСС оказывала существенную поддержку тем странам, которые избрали путь "социалистического развития" или"социалистической ориентации". Советское руководство считало для себя возможным подавлять антисоциалистические выступления, как это было в Венгрии и Чехословакии. Советские войска вторглись в Афганистан, чтобы оказать "интернациональную помощь дружественному афганскому народу" и удержать эту страну в сфере влияния СССР. Советский Союз возглавлял "социалистический лагерь". Им противостоял "лагерь империализма" во главе с США.
Советский Союз, представлявший, согласно КПСС, братскую семью народов во главе с русским народом, исходил из того, что именно он указывал остальному миру путь к светлому будущему человечества - коммунизму.
СССР прекратил свое существование, и новая, демократическая Россия набирает силу. И снова встал вопрос о роли России в мире.
Многие народы живут себе спокойно, едят, пьют, спят, рожают детей, путешествуют, копят денежки в банках, обустраивают свое гнездышко. Русскому народу этого мало. Он хочет, чтобы о нем знали и говорили все. Он хочет быть первым и лучшим во всем. А иначе ему жизнь не в жизнь.
Русский народ - большой народ. Он чувствует свои огромные возможности и поэтому претендует на заметную роль в истории мировой цивилизации.

Русский мир

В 20 веке Россия пережила несколько революций и две мировые войны. Волны эмиграции, в первую очередь, русского населения, формировали озера русских диаспор на всех континентах, кроме Антарктиды. Русских или их потомков сегодня можно встретить не только в Европе и Северной Америке, но и в Южной Америке, Африке, Азии, Австралии. Образовался "Русский мир".
"Русский мир" - реальное мировое пространство проживания тех, кто причисляет себя к русским или причастен тем или иным образом к России. "Русский мир" - это уникальный феномен глобального масштаба, и подобными мирами обладают, наряду с Россией, только Испания, Португалия, Франция, Китай, а также Великобритания вместе с Ирландией. Он насчитывает до 300 миллионов человек. (3)
"Русский мир" - это культурное пространство, в котором смотрят российское телевидение, слушают российское радио, читают русскую литературу, российские журналы и газеты, регулярно посещают Рунет. Там стараются помнить традиции русских праздников, русской кухни. Там сохраняют русский язык.
"Русский мир" - это особое психологическое пространство, где определенным образом проявляются русский национальный характер, русский менталитет.
Вы всегда сможете понять соотечественника, если захотите. Вы разделите с ним тоску по Родине, если таковая у него есть. Вы расскажите ему о красоте русской природы, и он будет взволнован вашим рассказом. Вы почувствуете в нем собрата, даже если он плохо отзывается об СССР и коммунизме.
Вы вместе будете переживать о настоящем и будущем России.
Если вы живете за границей, среди людей другой национальности, культуры, психологии, говорящих на другом языке, то вы рады встретить русскоязычного незнакомого человека, особенно в первое время, а он, тоже проживая вне своей Родины, рад вам. И вы, скорее всего, поймете друг друга с полуслова. Но вы можете превратиться во врагов, если разойдетесь в оценке конкретных политических шагов России или в отношении к лидеру российского государства.
В определенном смысле "Русский мир" заменил ушедший в прошлое Советский Союз. Я часто думал о том, что "советский народ" не был идеологемой, как писали в "перестройку" публицисты. Это была реальность.
Есть также русские, полностью ассимилировавшиеся в инонациональной среде, утратившие национальные корни, разорвавшие связи с Россией. Они не хотят что-либо менять в своей жизни. Такие бывшие русские находятся вне "Русского мира".
"Русский мир" - это культурное пространство, а не политическое пространство.
Исторической родиной для представителей "Русского мира" является Россия. Современная Россия не бросает соотечественников. Она, по возможности, поддерживает с ними связь, интересуется их жизнью. Россия выступает ныне собирательницей всего русского в мире.

Заключение

Русская культура - идеалистична. В своих лучших образцах она показывает небывалую нравственную и духовную высоту и чистоту помыслов. Русская культура в этом отношении уникальна.
Идеалистичной следует назвать, по моему мнению, и традиционную индийскую культуру.
Чем же выделяются в мире некоторые народы и страны?
Своей экономической мощью превосходят других США, Китай. Мировым банкиром по прежнему остаются США, а самым популярным платежным средством - доллар. Технический прогресс в мире обеспечивают прежде всего США, Япония. Военными супер-державами являются США и Россия, обладающие разветвленным военным производством и накопившие самые больше запасы ядерного оружия.
Первым начал освоение космоса СССР. США обогнали его в космической гонке, высадив своих астронавтов на Луне.
Экономическая, финансовая, техническая мировые ниши заняты. Россия достаточно уверенно держится в военной и космической нишах. Мировая "морально-духовная ниша" свободна, и в ней по праву может разместиться Россия. Она выстрадала это право своей непростой историей и многочисленными жертвами.
В отличие от России прагматизм в подходах к жизни особенно характерен для США и американского народа, очень прагматичны китайцы. Такими мы их знаем и, наверное, в этом их особенность. Национальная идеология России, о которой мы говорим, должна отражать мировые и отечественные потребности развития, а также демонстрировать и усиливать достоинства русского и других ее народов.
Стержнем национальной идеологии России, по убеждению автора, может стать задача по утверждению в жизни россиян и в мире высоких моральных ценностей, исторически присущих русскому национальному мировоззрению: справедливости, правды, великодушия и, возможно, в будущем - ценностей православия, веры в Христа.
Идеология, поднимающая над обществом знамя справедливости и правды, обязана опираться на историческую реальность, а не на мифологию.
Выход из, казалось бы, неразрешимого спора между западниками и славянофилами о судьбе России, начавшегося в 19 веке, на мой взгляд, найден в начале 21 века. Россия самоидентифицируется в идее русской цивилизации, уникальной, многонациональной. Она не забывает свои славянские истоки и открыта славянскому миру. Она не отгораживается и от западной цивилизации, если та признает ее право на существование. Она принимает и евразийскую идею. Россия воплощает в себе соединение Запада и Востока. Не случайно, двуглавый орел на гербе России как бы смотрит на Запад и на Восток, которым, согласно Р.Киплингу, не сойтись вовек.
Великая русская культура и российская культура в целом предоставляют России действительную возможность заявить о себе как о центре мировой культуры. Очень важен еще один момент - государство, провозглашающее своими идеологическими ценностями справедливость и правду, в этом мире должно быть сильным: и экономически, и политически, и в военном отношении.
Всячески почитая мир и никому не угрожая, Россия стремится стать страной с развитой экономикой, передовой наукой, высокой культурой и благополучной жизнью народа.
Вероятно, из числа единиц в человеческой истории российская государственная идеология может постулировать нравственные ценности, но не политические и исключительно национальные ценности, за которыми стоят, как правило, эгоистические интересы.
Национальная идеология России должна вписываться в глобальные мировые процессы. За ними - будущее, нравится это кому-то или не нравится.
Мы стоим перед новыми вызовами и угрозами развития. Угрожает ли глобализация многообразию человеческой цивилизации? Не станет ли будущий глобальный мир унифицированным, однообразным и не утратит ли он важный источник своего развития - разнообразие национальных форм человеческой жизни и религий? Это вопросы, на которые предстоит ответить нашим потомкам уже через несколько столетий...

(1).См.:www.pravoslavie.ru/news/70150.htm.

(2). "Красный Восток". М., 1926.

(3). Википедия – свободная энциклопедия: https://ru.
wikipedia.org/wiki/Русский_мир.


© Евгений Прилуцкий, 2017
Дата публикации: 10.08.2017 14:04:24
Просмотров: 2027

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 78 число 32:

    

Рецензии

Владислав Эстрайх [2017-08-11 12:55:26]
"С одной стороны, многокилометровые очереди в храм Христа Спасителя на поклонение поясу Пресвятой Богородицы и святым дарам волхвов, с другой - убийство священников и порча церковного имущества - и все это происходило в одной стране, совмещалось в сознании одного народа."

А это очень легко совмещается в сознании любого народа. Очень легко. И если эти вещи исчезнут из сознания, то тоже, скорее всего, вместе. И катализатор будет один: рост общего уровня образованности, в широком смысле этого слова. Вот, например, с искренним и глубоким интересом к науке плохо совместимы убийства священников и погромы церквей (как и любые убийства и погромы). И - совпадение? - с ним столь же плохо совместимы и многокилометровые очереди к деталям гардероба.
Кто громил церкви в 1917-м? Лично Ленин с Троцким? Нет, те же самые мужики, которые вчера разбивали там лбы и готовы были, наверное, так же "рвать за веру", как нынешние активисты. Их ревностность в том и другом действе объяснялась одной и той же причиной. Ныне её называют IQ.

Поэтому с мыслью "Если Бога нет, всё позволено" я не могу согласиться. Кстати, называть эту мысль формулой не совсем корректно, т.к. сформулирована она у Достоевского не была (в отличие от Лактанция, который её действительно сформулировал). Зато у Достоевского было сформулировано вот что:
"Исчезла бы великая идея бессмертия, и приходилось бы заменить её; и весь великий избыток прежней любви к Тому, который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку."

Впрочем, при всей гениальности Достоевского, процитированное выше тоже вырисовывалось задолго до него - ещё у Демокрита. Которого, думаю, сложно обвинить в безнравственности.

Ответить