Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Свобода выбора - на языке фрактальной геометрии

Наталья Гвелесиани

Форма: Эссе
Жанр: Размышления
Объём: 10476 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Наталья ГВЕЛЕСИАНИ


СВОБОДА ВЫБОРА - НА ЯЗЫКЕ ФРАКТАЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Помнится, еще в школьные годы я заметила, что в зависимости от самочувствия-настроения-взгляда на вещи - можно видеть в одной и той же реальности несколько разное.
Например, я специально всматривалась в подавленном настроении, например, в лес, и думала, что вот - завтра это плохое настроение пройдет и лес несколько измениться.

Так какой же лес настоящий - тот, что виден в подавленном, приподнятом, или в обычном состоянии? (Этот вопрос живо волновал меня, так как получалась, что действительность неоднородна и меняется в зависимости от изменений во мне. Она как бы текуча).

Думаю, что открытие фрактальной структуры Вселенной объясняет не только эту разницу, но и ее глубинные причины.

Вся Вселенная - состоит из фракталов.

Фрактал - это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

Попробую перевести с помощью художественных ассоциаций то, о чем говорит нам фрактальная геометрия – на язык древней мистической философии. (Конечно, немного домысливая).

Существуют два мира - мир наблюдателя и мир наблюдаемого. Если в наблюдателе есть порядок, то он - будет видеть и порядок, и отклонения от него. Но при этом стремиться внести в беспорядок изначальный Порядок.

И наоборот - тот, в ком нет порядка, видит вокруг один беспорядок. А зачастую - и вносит его.

Это - два крайних варианта.

Между ними - существуют промежуточные варианты реагирования наблюдателя на наблюдаемое, откуда вытекают и разные способы их взаимодействия, а точнее, взаимопроникновения.

Когда наблюдатель находится в более гармоничном состоянии - то он выделяет фракталы, тоже находящиеся в более гармоничном состоянии.
Так как в фрактальной геометрии существует закон самоподобия, то в данном случае к его взору притягиваются - близкие его состоянию объекты (фрагменты, являющиеся подобиями целого).

Если же внутренне (духовно-нравственно, либо вследствие какого-то изъяна в мировоззрении, вследствие психологического или физического дискомфорта или болезни и т. д. ) наблюдатель не в лучшей форме, то в его поле зрения автоматически попадают (притягиваются) фракталы в более дисгармоничном состоянии.

Порядок деформируется, когда идет нарастание дисгармонии. Например, кровеносные сосуды вокруг здоровой клетки ветвятся гармонично, а вокруг раковой тоже ветвятся, так как все равно структурно остаются фракталами, то есть подобиями целого, которое всегда гармонично, но - уже образуют спутанные узоры.

Вспоминается миф о падении Первоангела. (В разных модификациях он лежит в основе всех мировых религий).
Падение Первоангела - это и есть деформация прежде гармоничной фрактальной структуры.
Структура осталась все той же, но в ней нарастает дисгармония.

Таким образом, окружающая действительность содержит в себе множество миров - иерархию миров, которая может набирать гармонию, а может ее терять. (А на все про все есть свои законы и закономерности - причем, большинство из них не открыты). И выбор наблюдателя, обусловленный его мировоззрением, общим развитием, духовно-нравственным, а также психологическим и физическим состоянием и т.д. - является ключевым.

В окружающем мире - есть все, но это не отменяет свободу выбора!

Чем более гармоничен наблюдатель - тем гармоничней его планета!..

А если где и есть беспорядок, то такой наблюдатель непременно постарается устранить его!.. И первым делом - в самом себе, что станет толчком к набору высоты (изначальной Гармонии).

(Про то, что такое фракталы - можно узнать подробней, например, из замечательного познавательного фильма "Фрактал Мандельброта, бесконечность, хаос и порядок". Или любого другого познавательного фильма).

P. S. Ну, я так и думала - я сразу это почувствовала - что умение видеть фракталы ярко выражено у аутистов. (Но конечно, не только у них - это может быть у мистиков и мистически мыслящих ученых, поэтов, художников и т. д.). Это я сразу предположила, как только начала смотреть фильмы про фрактальную геометрию.
Тем более, что ученые обнаружили избыток связей (синапсов) между нейронами лобных долей коры головного мозга у людей с расстройствами аутистического спектра – есть даже гипотеза, что этот -то избыток и является причиной расстройств. Любопытно, что нейронная структура мозга напоминает напоминает ветвящееся дерево (фрактал). В данном случае аутистический мозг - это более густое и разветвленное дерево, в сравнении с мозгом нейротипика.

Ну и я не ошиблась.

Темпл Грандин (всемирно известная женщина-ученый с синдромом Аспергера) считает, что у аутистов - выражено структурное мышление (то есть фрактальное - как она сама поясняет в собственной книге):

«Однажды я выступала с речью в одной технологической фирме в Силиконовой долине, и я обратилась к вопросом к некоторым сотрудникам, которые писали для нее код. Они сказали, что визуально представляют себе все дерево программирования, а потом просто печатают код каждой ветви из своего разума. Я вспомнила мою подругу с аутизмом, Сару Р. С. Миллер, компьютерного программиста, которая рассказала мне, что ей достаточно посмотреть на структуру кода, чтобы тут же заметить в ней отклонения.

Затем я позвонила моей подруге Дженнифер Майерс, другому компьютерному программисту с аутизмом. Я спросила ее, видит ли она ветви программирования. Нет, ответила она, у нее нет подобного визуального мышления, когда она изучала компьютерные технологии, у нее была тройка за графический дизайн. Но она мыслит в структурах. «Написание кода — это как кроссворд или судоку», — говорит она. (Конечно, кроссворды включают слова, в то время как судоку основаны на числах. Однако их объединяет мышление структурами).

Когда я поняла, что мышление в структурах — это третий вид мышления помимо мышления в картинках и мышления в словах, то я начала замечать его примеры повсюду. (На данный момент эта третья категория — всего лишь гипотеза, хотя я обнаружила определенные научные доказательства в ее пользу. Это полностью изменило мой взгляд на сильные стороны аутистов).

Разумеется, я не первая заметила, что структуры — это часть того, как мыслят люди. Например, математики изучали структуры в музыке на протяжении тысячелетий. Они обнаружили, что можно описать аккорды, ритмы, гаммы, переходы между октавами и другие музыкальные характеристики в терминах геометрии. Недавние исследования открыли, что если изобразить отношения между этими характеристиками, то получаются диаграммы, напоминающие ленту Мебиуса.

Конечно, композиторы не думают о своих произведениях в подобных терминах. Они не думают о математике. Они думают о музыке. Но каким-то образом они приходят к математически значимой структуре, что по сути делает ее универсальной даже до появления математики.

То же самое относится и к изобразительному искусству. Поздние работы Винсента ван Гога содержат закручивающиеся и переплетающиеся структуры в небе — облака и звезды, которые он рисовал, как будто они были вихрями из воздуха и света. Как оказалось, это они и были! В 2006 году физики сравнили турбулентные структуры ван Гога с математической формулой турбулентности жидкости. Картины относятся к 1880-м годам. Математическая формула была открыта в 1930-х. В то же самое время турбулентность ван Гога в небе почти полностью соответствовала турбулентности в жидкости.

Брызги краски на картинах Джексона Поллока, хоть и кажутся случайными, содержат интуитивное понимание структур природы. В 1990-х годах австралийский физик, Ричард Тейлор, обнаружил, что картины следовали фрактальной геометрии — серии идентичных структур в различных шкалах, как матрешки, вложенные одна в другую. Картины относятся к 1940-м и 1950-м. Фрактальная геометрия была разработана в 1970-х. Тот же самый физик обнаружил, что он даже может отличить подлинного Поллока от подделки, просто проанализировав работу с точки зрения фрактальных структур.».
(Темпл Грандин, Ричард Панек "Аутичное мышление в Силиконовой долине".

Художник-аутист Стивен Вилтшер, увидев Нью-Йорк с высоты вертолета и облетев его за 20 минут, смог с точностью до деталей нарисовать панораму города. Позже выяснилось, что Стивен Вилшер способен изобразить любой город, побывав в нем лишь однажды.

Специалисты списывают все это на способности саванта - главным образом, на фотографическую память.

Но, на мой взгляд, дело отнюдь не в выдающейся памяти, а в умении видеть закономерности в фрактальной структуре. Не память, а способность интуитивно схватывать закономерности позволяет художнику проникать в то, что невидимо большинству и воспроизводить его матрицу.

Люди, находящиеся в аутистическом спектре - не фотографы-натуралисты, а обладатели более целостного, холистского, фрактального мышления. Странно, что до сих пор на это не обратили должного внимания, хотя с выхода в 1977 году революционной для науки книги Бенуа Мандельброта «Фрактальная геометрия природы» прошло треть века.

По всей видимости, упрощенный мир правильных форм евклидовой, да и нееквлидовой геометрии, по законам которой функционируют в социуме многие искусственно созданные объекты - узок и однобок для тех, кто мыслит фракталами. Узок мир стандартов, которым руководствуется рационально организованное общество и его наука.

Возможно, именно столкновение объемного, фрактального (базирующегося на холистском принципе) и линейно-логического мышления, принятого в современном социуме, и порождает многочисленные нарушения у тех, кто не смог вписаться в линейную парадигму.

СЕНСОРНАЯ ПЕРЕГРУЗКА, которая наблюдается у так называемых аутистов (на самом деле, как все, наверное, уже поняли, эти люди отнюдь не больны) - ее наличие является для специалистов симптомом - обусловлена отнюдь не перегрузкой мозга, неспособного схватывать Целое, отчего реальность, которую он обрабатывает, распадается на тысячи мелочей.
Дело в том, что мозг человека, мыслящего фрактальными структурами, вынужден постоянно переводить свои представления на язык другой парадигмы - более плоской, линейной. А также переводить на свой язык то, что хотят сообщить ему имеющие принципиально иной способ мышления. А это, помимо всех прочих неудобств, включая затраты дополнительного времени на такой перевод, что приводит к проигрышу в непосредственном общении - дополнительные энергетические затраты, что и вызывает, по всей видимости, снижение жизненного тонуса.

(Автор - Н. Гвелесиани)


© Наталья Гвелесиани, 2015
Дата публикации: 06.05.2015 16:15:27
Просмотров: 2905

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 35 число 40: