Изучаем фауну России. Обыкновенная щука
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 21323 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные в статье материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии. Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, в связи с остротой экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Организуя процесс изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать задачи обучения детей, развития их интеллекта, но и осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время). СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Обыкновенная щука - рыба отряда Щукообразных, семейства Щуковых. Она по справедливости считается самой хищной пресноводной рыбой, её недаром называют акулой пресных вод. Физическая сила, быстрота плавания, замечательная острота чувств и необыкновенная хищность составляют самые выдающиеся её черты. Она стрелой плывёт в воде, движимая мощным хвостом; зорко следит за тем, что происходит вокруг и бросается на добычу с почти безошибочной точностью. Удивительная рыба! Не пора ли познакомиться с ней поближе? • Внешний облик Длина тела щуки - до 1,5 метров, масса до 35 килограммов (обычно до 1 метра и 8 килограммов). Голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленоватая, серо-желтоватая, серо-бурая. Спина рыбы темнее, чем брюхо. Бока с крупными бурыми или оливковыми пятнами, которые образуют поперечные полосы. Непарные плавники желтовато-серые, бурые с тёмными пятнами; парные — оранжевые. Спинной и анальный плавники расположены близко к хвосту. В некоторых озёрах встречаются серебристые щуки. Тело щуки имеет удлинённую, стреловидную форму. Голова не только широкая, как уже указывалось ранее, но и сильно удлинённая; нижняя челюсть выдаётся вперёд. Зубы на ней имеют разные размеры и служат для захвата жертвы. Зубы на межчелюстных костях скелета помельче, направлены острыми концами в глотку и могут погружаться в слизистую оболочку. Благодаря этому добыча легко проходит в глубину ротовой полости, а если она пытается вырваться, глоточные зубы поднимаются и удерживают жертву. Для щук характерна смена зубов на нижней челюсти: внутренняя поверхность челюсти покрыта мягкой тканью, под ней расположены ряды из 2—4 замещающих зубов, которые примыкают сзади к каждому действующему зубу, образуя с ним единую группу. Когда рабочий зуб выходит из употребления, на его место становится своим основанием соседний замещающий зуб той же группы. Сначала он мягок и неустойчив, но потом плотно прирастает основой к кости челюсти и укрепляется. • Распространение и места обитания Распространена эта замечательная рыба в пресных водах Евразии и Северной Америки. Живёт она обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных водах. Заселяет реки, проточные озёра, водохранилища и даже пруды. Может также встречаться и в опреснённых частях морей, например в Финском заливе Балтийского моря. Живёт она и в горных водоемах, на высоте до 1500 м. При существенном снижении содержания кислорода, растворённого в воде, у этой рыбы наступает угнетение дыхания, поэтому в водоёмах с очень неблагоприятным кислородным режимом щука часто погибает. Обитает щука под обрывистыми берегами, в сильно захламлённых местах, придерживается ям, коряг и зарослей подводной растительности. Предпочитает неглубокие места, где концентрируется молодь рыб, которой она питается. Поскольку добычу свою щука подкарауливает, она выбирает для засады места с удобным обзором. В основном щука ведёт оседлый одиночный образ жизни. Собирается эта рыба в небольшие стаи только поздней осенью, перед ледоставом, и ранней весной, в период нереста. • Питание В течение года интенсивность питания щуки неравномерная. Она значительно уменьшается весной, в нерестовой период; летом во время смены зубов на нижней челюсти, а также поздней осенью в период ледостава. Питается щука только в светлое время суток, причём периодически. Хорошо изучена тактика охоты этой рыбы. Щука держится в зарослях водной растительности. Обычно она там неподвижна и, затаившись, внезапно бросается на добычу. Щука, в отличие от многих других хищников, обычно не преследует свою жертву, исключая открытые водоёмы, где отсутствуют подходящие укрытия. Пойманная жертва проглатывается почти всегда с головы. Если щука схватила её поперёк тела, то, перед тем как проглотить, она быстро разворачивает добычу головой в глотку. Кроме клыков, которыми хищница хватает и убивает добычу, на нёбе, языке и отчасти на щеках щуки имеются зубы-щеточки, способные подгибаться и принимать горизонтальное положение, остриями в сторону глотки. Эти острые зубы-щеточки необходимы щуке не только для удержания добычи, но и для облегчения заглатывания. Когда жертва пытается вырваться из пасти, зубы щуки своими острыми концами упираются в неё и не дают выскользнуть, проталкивая дальше в глотку. При нападении щука ориентируется при помощи зрения и боковой линии, органы которой развиты не только на средней линии тела, но и на голове (в основном на передней части нижней челюсти). Основой питания щуки являются представители многих видов рыб. Пожалуй, наиболее известные из них - плотва, окунь, ёрш, подлещик, пескарь, голец, бычок-подкаменщик. Замечено, что колючего окуня или ерша щука проглатывает не сразу, а предварительно умерщвляет его, держа во рту. Как уже было отмечено ранее, не брезгует щука и представителями своего вида. Весной и в начале лета этот хищник охотно поедает лягушек и только что перелинявших раков. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, а также мышей, крыс, куликов и белок, переплывающих реки во время своих миграций. Крупные щуки могут напасть даже на взрослую утку, особенно в период линьки, когда эти птицы не поднимаются из воды в воздух. Стоит отметить, что жертвами щуки часто бывают рыбы, длина и вес которых достигают 50 %, а иногда и 65 % от длины и веса самого хищника. Переваривание пищи продолжается 3-4 дня. В питании щук среднего размера - длиной около полуметра - преобладают многочисленные и малоценные рыбы, поэтому щука является необходимой составляющей рыбного хозяйства. Её отсутствие в озёрах ведет к резкому возрастанию численности мелкого ерша и окуня, которые, не являясь ценными промысловыми рыбами, конкурируют с ними за пищевой ресурс, поедают их икру и мальков, чем значительно снижают численность тех видов рыб, которые важны для человека. • Размножение и развитие В естественных водоёмах самки щуки начинают размножаться на четвёртом, реже на третьем году жизни, а самцы — на пятом. Нерест щуки происходит при температуре 3–6 °C, сразу после таяния льда, возле берега на глубине 0,5–1 м. Во время нереста рыбы выходят на мелководье и шумно плещутся. Обычно на нерест сначала выходят самые маленькие особи, а последними - самые крупные. В это время щуки держатся группами: 2–4 самца у одной самки; возле крупных самок — до 8 самцов. Самка плывёт впереди, самцы плывут за ней, отставая примерно на половину корпуса. Они либо прижимаются по бокам к самке, либо стараются держаться непосредственно над её спиной. Из воды в это время постоянно появляются спинные плавники и верхние части спины рыб. Во время нереста щуки трутся о кусты, корни, стебли камыша и рогоза и другие предметы. На одном месте рыбы долго не задерживаются, всё время перемещаются по нерестилищу и мечут икру. Одна самка щуки в зависимости от размера может откладывать от 17,5 до 215 тысяч икринок. Икринки крупные, около 3 мм в диаметре, слабоклейкие: могут приклеиваться к растительности, но легко отделяются от неё при стряхивании. Через 2–3 дня клейкость пропадает, большинство икринок скатывается с растений, и дальнейшее их развитие происходит на дне. Нормальное развитие эмбрионов в икре щуки на дне в непроточной воде возможно только потому, что весной при низкой температуре вода относительно сильно насыщена кислородом, а по мере прогревания воды концентрация кислорода в ней быстро падает. Таким образом, чем раньше щуки начинают нереститься, тем меньше икры гибнет. Если после нереста щук происходит быстрый спад воды, это приводит к массовой гибели икры. Такое явление часто наблюдается в водохранилищах, уровень воды в которых непостоянен. В зависимости от температуры воды развитие икры происходит в течение 8—14 дней. Личинки, которые из неё выводятся, имеют 6,7—7,6 мм в длину. По мере рассасывания остаточного желточного пузыря личинки переходят к питанию внешними ресурсами: мелкими ракообразными - циклопами и дафниями. При длине 12—15 мм щуки уже могут охотиться на личинок карповых рыб. Нерест карповых рыб обычно происходит после нереста щуки, что обеспечивает питанием щучий молодняк. После достижения размера 5 см щука полностью переходит на питание мальками других рыб, преимущественно карпов. Если щуку такого размера держать в аквариуме и кормить мелкими ракообразными, она погибнет, так как затраты энергии на добычу корма не возмещаются питательными веществами, имеющимися в такой добыче. На скорость роста молоди щуки большое влияние оказывает количество кормов в водоёме. При острой конкуренции за пищу рост щук идет крайне неравномерно: длина рыб одного возраста может отличаться в 2—2,5 раза. Мелкие особи становятся добычей больших. Замечено, что иногда, при значительной нехватке кормовых ресурсов, щуки длиной 3—4 см уже прибегают к каннибализму. При достаточном количестве пищи молодь щуки растёт очень быстро и в возрасте 4 месяцев может достигать 20-25 см в длину. На втором году жизни эти рыбы могут достигать веса 5 кг. • Роль в природе и жизни человека В природных условиях щука является регулятором численности различных видов рыб. Мальки и молодые щучки поедаются другими, более крупными хищниками: рыбами, птицами, охотящимися в воде млекопитающими (например, выдрами). Даже крупные щуки могут стать объектами нападения орлана-белохвоста, имеющего размах крыльев около двух с половиной метров. В теле щуки, как и других животных, могут обитать различные паразитические беспозвоночные, использующие его как благоприятную среду для своего развития. Останки тел погибших щук являются пищей для бактерий гниения и различных животных-падальщиков. Таким образом, эти хищные рыбы играют важную роль в природных экосистемах. Щуку довольно широко разводят в прудовых хозяйствах. И это вполне объяснимо. Её мясо содержит 1—3 % жира и является диетическим продуктом, особенно если рыба поступает в розничную торговлю в живом виде. Крупная щука – традиционная мечта рыболова-любителя и рыболова-спортсмена. У пойманной рыбы можно приблизительно определить возраст. Результаты, собранные и обобщённые за несколько последних столетий, указывают на то, что возраст щуки в природных водоёмах обычно не превышает 25 лет. Достоверно задокументирован вылов 33-летней щуки, но это единичный случай. Встречающиеся в популярной литературе рассказы о щуках гораздо большего возраста, вероятно, следует отнести к категории легенд. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Почему щука имеет широкую пасть? 2. Почему тело щуки окрашено в неяркие тона, имеет пятна, полоски или пестрины? Как можно назвать такой тип окраски животного? 3. Почему спина щуки тёмная, а брюшная часть её тела светлая? 4. Почему пойманной рыбе, как правило, не удаётся вырваться из челюстей щуки? 5. Какова тактика охоты щуки? В чём её преимущества, а в чём – недостатки? 6. Почему щуке удаётся совершить стремительный бросок вперёд при нападении на другую рыбу? 7. Каким образом щука заглатывает свою добычу, и почему это осуществляется именно так? 8. Что такое боковая линия рыбы и как она работает? 9. Назовите некоторые виды рыб, представителями которых питается щука. 10. Какие позвоночные животные, кроме рыб, могут стать жертвами щуки? 11. Что такое каннибализм и как он проявляется у обыкновенной щуки? 12. В какое время года и в каких условиях происходит нерест у щук? Как это можно объяснить? 13. Какова зависимость между температурой воды и растворимостью в ней кислорода? 14. Как влияет на скорость роста щук кормовая база того водоема, в котором они обитают? 15. Почему в водоёмах, где нет щук, нередко падает численность ценных для человека видов рыб? 16. Какую ещё роль могу играть щуки в природных сообществах? 17. Какого возраста достигают щуки в условиях дикой природы? 18. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения. «Что может быть лучше летнего отдыха в деревне?! Медленно плыву на лодке по течению вдоль берега небольшой реки, любуюсь окрестностями. Впереди слева густые заросли водной растительности. Рядом с ними резвится стайка небольших рыб. И вдруг в этих зарослях замечаю большую затаившуюся щуку. Вот она чуть шевельнулась. Её белое тело как будто вздрогнуло от напряжения, а затем вновь замерло. Хищница явно готовилась к нападению. Между тем, ничего не подозревающие рыбёшки, резвящиеся в стае, приблизились к той части зарослей, где затаилась коварная охотница. Ещё мгновение – и она стрелой рванулась вперёд! Я даже не успел заметить, как одна из небольших рыб оказалась в её длинных узких челюстях! Остальные рыбёшки бросились врассыпную. Хищница остановилась, тряхнула головой, расположенной на гибкой шее. Неуловимым движением челюстей щуки пойманная рыба была мгновенно развёрнута хвостом к голове хищницы. А дальше началось заглатывание пойманной жертвы целиком. Мне было очень жалко наблюдать за тем, как во рту щуки сначала исчез хвост несчастной жертвы, затем её туловище, и осталась видна только её голова с большими глазами, которые, как мне казалось, были наполнены ужасом… Нет, терпеть это было уже невозможно! Я вскочил, схватил весло и сильно ударил им по воде, недалеко от места, где происходила неравная борьба двух рыб. От страха и неожиданности щука разжала челюсти и метнулась в одну сторону, а спасённая мною рыбёшка – в другую! Я почувствовал себя вершителем судеб! Настроение моё улучшилось и оставалось таким до самого позднего вечера…» 19. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления. КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ Широкая пасть щуки позволяет ей проглотить достаточно крупную добычу. Неяркая, достаточно тёмная окраска тела сливается с фоном дна или толщи воды, неподвижная щука напоминает лежащую на дне корягу. Пятна, полоски или пестрины разрывают контуры тела, делают его похожим на не связанные друг с другом фрагменты. Более светлое брюхо рыбы может напоминать серебристую поверхность воды или находящийся над ней воздух, если смотреть на животное снизу. Такую окраску тела можно назвать маскирующей или покровительственной. Преимущества тактики охоты щуки заключаются во внезапности нападения, его быстроте и точности. Недостатки заключается в том, что потенциальными жертвами хищницы могут стать только те рыбы, которые сами по неосторожности или случайности оказались рядом с ней. Кроме того, если добыче всё-таки удаётся вырваться из челюстей щуки, жертва этой неудавшейся атаки имеет большие шансы спастись, поскольку хищница, как правило, не преследует тех, за кем охотится, а лишь подкарауливает их и неожиданно нападает. Стремительный бросок вперёд щука осуществляет за счёт активной и стремительной работы мышц хвоста, который позволяет сильно оттолкнуться от воды с помощью хвостового, спинного и анального плавников. Напомним, что у щуки последние два максимально приближены к хвостовому плавнику. Щука заглатывает пойманную рыбу с головы, поскольку в ином случае ей мешали бы заострённые иглы (костные лучи) плавников жертвы. При заглатывании добычи с головы её плавники прижимаются к телу и не являются помехой для хищницы. Нерест у щук происходит в ранневесеннее время, когда температура воды уже достаточно высока для обеспечения развития эмбрионов в икринках, но ещё содержит в себе много растворённого кислорода. Дальнейшее повышение температуры воды приведёт к снижению концентрации растворенного в ней кислорода (т.к. при повышении температуры воды растворимость газов падает), что могло бы стать причиной гибели икры. В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: Тело щуки, особенно при взгляде сверху, не окрашено в белый цвет. Исключением являются рыбы-альбиносы, но в условиях дикой природы они долго не живут, поскольку такие особи хорошо заметны и для их потенциальной добычи, и для ещё более грозных хищников. Следовательно, они либо погибают от голода, либо в челюстях более сильных, чем они, природных врагов. Причём происходит это в очень раннем возрасте. В рассказе же речь идёт о крупной, а следовательно, о взрослой или даже старой щуке. Челюсти щуки широкие, а не узкие. Шейного отдела у рыб нет. Пойманная добыча заглатывается с головы, а не с хвоста. Даже испуганная щука не смогла бы «выплюнуть» уже почти проглоченную рыбу. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ОБЫКНОВЕННОЙ ЩУКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о щуках, живущих в водоёмах России. 2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных. 3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания. 4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности. 5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования». 6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка. ЛИТЕРАТУРА 1. Брем А. Рыбы и амфибии. – М.: Издательство АСТ, 2000. 2. Брем А. Жизнь животных. – М, 2003. 3. Животный мир Молдавии. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – Кишинёв. – 1981. 4. Жизнь животных. В семи т. / Гл. ред. В.Е. Соколов. Том 4. Рыбы. – М., 1983. 5. Кучеренко С. Хищнее щуки рыбы не найти… // Муравейник. - 2005. - № 6. 6. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М., 2010. 7. Нерест щуки и его особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://charka.org.ua/shuka/nerest_shuka.html, свободный. (Дата обращения: 25.03.2021). 8. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М., 1991. 9. Обыкновенная щука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sevin.ru/vertebrates/index.html?Fishes/80.html, свободный. (Дата обращения: 25.03.2021). 10. Самые большие щуки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myfishinghome.com/fish/pike/pike-records/, свободный. (Дата обращения: 26.03.2021). 11. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - №6. 12. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7. 13. Франк С. Иллюстрированная энциклопедия рыб. – Прага: Артия, 1975. 14. Щука // Наша флора и фауна. – М., 2013. - № 1. 15. Щука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щука, свободный. (Дата обращения: 25.03.2021). © Александр Кулев, 2022 Дата публикации: 22.02.2022 22:05:24 Просмотров: 1067 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |