Большая глина
Борис Тропин
Форма: Рассказ
Жанр: Размышления Объём: 5252 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
И кому надо, и кому не надо отпостились на эту тему. Я долго собирался, да всё недосуг было. А в субботу сподобился наконец. Денёк был хороший солнечный. Вот и выбрался, посмотрел, впечатлился. Заявляю категорически: Не верьте тем, кто утверждает, что инсталляция Урса Фишера напоминает… Как бы это без грубостей … Обзывали её по-разному: вежливо – глюковина, фекалии, просто – дерьмо и совсем проще некуда – говно. Не верьте! Ничего подобного! Какашки они и формы другой, и цвета, и запаха, и размера, конечно. Ничего похожего! А набросились на этот арт-объект потому, что у нас так принято. Если появляется нечто, непохожее на то, про что нам в школе объяснили, сразу набрасываемся. Это наша традиция. Новое всегда и везде воспринимается в штыки, а у нас тем более – дурят же постоянно! Отсюда недоверие и подозрения всяческие. Вот установили эту штуковину – сразу гречка подорожала! А дальше что? А дальше – всё! Как выживать будем? Не запретят ли Википедию или YouTube? А дети на это посмотрят – что подумают? Они и так думают не то, что надо. Да и вообще, что это такое?! И кто позволил? Почему московская власть разрешила в центре города такое непонятное безобразие? Масса вопросов сразу. А зачем? Это же надо от повседневных забот и проблем отвлечься, как-то в сторону общей культуры подумать, мысли раскинуть широким веером, забытой извилиной шевельнуть. А не у каждого она есть, не у всех получается, да и не все хотят. А забот и проблем жизненно важных у всех полно. Нам выживать надо и не отвлекаться. Мыслительный процесс вообще подозрителен в наших условиях и сильно всех настораживает – неизвестно куда завести может. И не поощряется это. А если начнешь ненароком в чем-то сомневаться, что-то анализировать, пытаться разгадать – тут же окрик сердитый: «Что, самый умный!?» - и человек тут же скукоживается – не-не, я как все, спешит оправдаться. А если твердолобый и несговорчивый – вали отсюда! – Родина таких не любит. Вот и набросились. На скульптуру можно – не накажут. Демонстрация какашечного мнения у нас всегда под аплодисменты. Будто многие только и ждут, чтобы кто-нибудь кого-нибудь поскорей обговнякал, но, конечно, не просто так, а с огоньком, фантазией. Объяснять неподготовленному человеку, что современное изобразительное искусство давно отошло от прежних эстетических канонов, бесполезно. Хотя еще в 90-х наши продвинутые ребята заявили об этом грубо, но доходчиво, развернув транспарант со словами: «Любители красивого, идите в жопу!». Однако набросились на скульптуру, и скульптора не только какашечники. Критикуют и солидные люди. Эти из конкретных соображений: идеологических, политических, охранных, групповых… Они многого добились, им уже хорошо, и они за стабильность. Но как бы хорошо им не было, жизнь и искусство может существовать только в движении. И вот пожалуйста! Иные времена, иное искусство. Если раньше было принято восхищаться приукрашенной похожестью: ой, виноград, как настоящий, ой, птичка на ветке того и гляди зачирикает, Пётр-1 как живой, а Екатерина-2 ну такая раскрасавица! Сейчас художнику нет надобности заниматься копированием и украшательством. Для этого есть фото, видео, дизайнеры, визажисты, телевизор… Хотя и копиисты остались, и даже востребованы. Современный художник выступает сегодня в качестве – пророка в своём отечестве и даже мессии. А это очень раздражает законопослушное население. Никакие фото, видео не дают адекватного представления об инсталляции Урса Фишера «Большая глина № 4». Эта штука не для виртуальных цацок, её надо самому увидеть. Если надо, конечно. Обговнякать и так можно, заочно. А если интересуешься, другое дело. Я заинтересовался и пошел. Иду по Крымской набережной, Якиманской, слева Царь, справа ЦДХ, Музейон. Вдоль реки и Водоотводного канала ухоженные ряды декоративного кустарника. Люди прогуливаются. Внизу по реке и каналу утки плавают. Люблю это место. Хорошо там и всё знакомо. И вдруг… Светло-серебристая комковатость огромных даже издали размеров, и вызывающе ни на что непохожая. Несоразмерность этой штуки с мелкими козявками в разноцветных одёжках, снующими вокруг, сразу вздёргивает сознание из привычной среды. Недаром автора называют провокатором. Это, действительно, явный вызов. Ну и как к нему относиться? Здесь вообще неуместна дихотомия: нравится – не нравится. Эта штуковина для стимуляции общего мышления. И мысли, действительно, возникают. Но, увы, не в нашу пользу. Здесь Великий Творец, преисполненный сочувствия планете, лихорадочно вибрирующей под давлением нерационального поведения человеческих масс, взялся за перевоссоздание человека и мира. Разочарованный результатами прежней работы, Он лепит, набрасывая огромные куски серебристой субстанции в новой попытке создать Человека с большой буквы. Непростая работа! - И что же они так быстро мельчают, - недоумевает Творец, упорно продолжая работу, - Я же лепил их по образу и подобию Своему. Что Я сделал не так? И замер вдруг, оборвав труды свои, поражённый мыслью – а так ли светел и хорош Мой образ?! Так ли качественно подобие? Задумался и руки опустились. Четвёртая попытка перевоссоздания человека – и снова неудача. 18 – 26 сентября 2021. © Борис Тропин, 2021 Дата публикации: 27.09.2021 11:21:06 Просмотров: 1318 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |