Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Озеро Сары-Челек

Ольга Рязанцева

Форма: Рассказ
Жанр: Сказка
Объём: 13514 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Озеро Сары – Челек.

Палящее солнце, вдоволь поиздевавшись над селянами, спрятало свои лучи за фиолетовым забором зубчатых гор. Белоснежные вершины гор зарделись румянцем, гордясь тем, что в гости к ним пожаловало само светило. Долгожданная прохлада освежающим ветерком пробежала по селу и остановилась, запутавшись в бархатных ветках джиды, серебристых тополей и колючего карагача. Тут и там слышатся голоса людей, с удовольствием покинувших свои убежища для того, чтобы успеть до наступления сумерек управиться со всеми своими делами. Одни стерегут свою очередь, чтобы запрудить протекающий вдоль домов арык и направить живительную воду на пересохшие и поникшие грядки с огородной мелочью. Другие доят коров, сепарируют молоко, пригоняют с пастбищ скотину.

Наконец, дела поделаны, корову улеглись и, отдуваясь, развязно жуют свою жвачку. Можно теперь и поужинать. Нет уж сил ждать созревающий в казане плов, дурманящий запах которого дразнит чуткие ноздри, бежит по селу, заставляя припозднившихся путников поспешить к своему дому, где ждут уже разостланные достарханы с румяными лепешками и ароматным чаем.

Семья расположилась во дворе, на дощатом настиле, огороженном с трех сторон перилами. На достархан торжественно водружаются разноцветные подносы с ароматным пловом. Отец пробует кушанье, кивает головой, и семья не спеша принимается за трапезу.

Вдруг лай Барса заставил всех посмотреть на открывающиеся двери мощных деревянных ворот. Смеясь и толкая друг друга, во двор вошли два папиных шофера ( папа тогда работал в колхозе заведующим гаражом). Они несли что-то тяжелое, провисающее до самой земли.

- Баеке, - почтительно обратился один, что постарше, к нашему отцу, - мы Вам привезли подарок, скоро 9 мая, а Вы воевали!

Папа приподнялся, заулыбался, пригласил гостей поужинать с нами. Но, попробовав хлеб, чтобы хозяева не обиделись, они вежливо отказались: дома ждали жены и дети. Пока они говорили, младший из шоферов уже нёс большой тазик, висевший на наружной стене нашей бани. Не успели мы и глазом моргнуть, как ловким движением рук ребята опорожнили в таз мешок. Все ахнули! В тазу лежал настоящий усатый сом с выпученными грустными глазами, длинными усами и мощным хвостом!

Дети бросились гладить невиданное чудо, мама улыбалась, прикидывая, сколько же в нем килограммов и надолго ли хватит его нашей большой семье.

Один папа ошарашено смотрел на подарок, не зная, что сказать, как поступить в данную минуту. Один за другим мы замолчали, глядя на своего отца, недоумевая, почему он не радуется такому подарку. Наконец он обрел дар речи. Смущенно извинившись, он сказал, что он очень рад, но принять такой подарок не может, пусть они не обижаются и забирают рыбу своим семьям.

- Почему, баеке, мы ведь из-за уважения к Вам везли этого сома с самого озера Сары- Челек, хотели Вас порадовать, - обиженно заговорили ребята.

- Я знаю, что эта рыба с Сары – Челека, - спокойно сказал отец, - но я не ем такую рыбу, простите меня еще раз.

Шоферы опять затолкали рыбу в мешок и, извинившись, ушли. Все посмотрели на расстроенное лицо своего отца и ничего не стали спрашивать, тем более, что плов начал остывать, и его надо было срочно доедать. Только за чаем мама осмелилась спросить немного успокоившегося отца о причине отказа принять подарок. Тяжело вздохнув, отец сказал:
- Этого сома поймали в озере Сары – Челек, куда человеку ходить нельзя: там на дне озера, в мраморном храме обитает Бог Хо!
Мы все так и подпрыгнули на месте, чувствуя, что сейчас наш папа расскажет очередную то ли быль, то ли сказку, но такую чудесную и красивую, что в неё захочется поверить.
- Папа, расскажите нам о Боге Хо, - наперебой стали мы просить своего отца.
- Хорошо, только дайте мне слово, что вы не будете пугаться и среди ночи будить меня, чтобы я вас успокоил, - смеясь, начал торговаться наш сказочник.

Не будем, не будем, - наперебой пообещали мы, подкладывая под головы подушки, чтобы удобнее было слушать.

- Давным-давно, десять тысяч лет тому назад,- неторопливо начал наш сказитель, - на юго-восточном склоне Чаткальского хребта, высоко в горах, в долине, которая находится недалеко от города Ош, жило племя золотых людей в одежде из рыбьей чешуи. Они пришли в цветущую долину со стороны Поднебесных гор и поселились на берегу полноводной реки, берущей свое начало далеко за горами, сдерживающими напор Большой воды, сейчас эту бурную реку называют Ходжа – Ата.

Край этот был благодатный: рыбы в воде было видимо – невидимо, в хвойных лесах водились косули, медведи, зайцы, лисы. На пышных деревьях сновали хитрые куницы, а в тенистых зарослях прятался чуткий дикобраз. Черной молнией взмывали ввысь хищные беркуты, зорко высматривая добычу, а на горных вершинах красовались архары с мощными витыми рогами.

Золотые люди в одежде из рыбьей чешуи истово поклонялись своему Богу Хо, который жил в мраморном водоеме, в храме Большой воды. Это был огромного роста человек с головой рыбы и крепким телом мужчины. Через своих жрецов, людей с золотой кожей и золотыми волосами, Бог Хо управлял своими подданными: он научил их земледелию, скотоводству, ремеслам, наукам.

Долина расцвела: кругом благоухали сады с абрикосами, гранатами, персиками. До самой земли свисали ветки чудесных яблок, слаще которых не было еще в подлунном мире. Племя росло, богатело. А в озере можно было рыбу ловить голыми руками: форель, маринка были совершенно не пуганными, потому что никто их не ловил и не ел. Чудесное племя кушали плоды с деревьев и овощи, которые они выращивали на берегу полноводной реки. Были они добрыми и отзывчивыми на чужую боль, поэтому и жили долго и счастливо.

Но раз в сто лет умирал у них один жрец. Чтобы восполнить потерю, золотые люди выбирали самую красивую девушку своего племени и отводили её к реке. Из темных бурлящих вод медленно выплывал Бог Хо и целовал избранницу в губы. Через год красавица рожала золотого мальчика, который и становился вскоре жрецом Бога Хо.

Так и жили эти чудесные люди, пока не нашли тайные тропы к ним племя диких необузданных воинствующих хамранов. Жуткий вой шакалов возвестил страшную беду водному племени, но не умели они воевать, не умели убивать – вот беду и встретили с раскрытой головой. Диким рычащим барсом обрушились кровожадные хамраны на племя Бога Хо, разграбили благодатную долину, растерзали невинных людей в одежде из рыбьей чешуи, и потекли реки крови прямо в мраморный храм Бога Хо. Прибежал на берег оставшийся в живых золотой жрец и, воздев руки к нему, закричал в потемневшие пенистые воды:

Ты приди, восстань, Свет очей моих!
Тьма накрыла нас на полях твоих!
Течет кровь рекой твоих слуг, Бог мой!
Защити, укрой нас своей рекой.

Услышал зов своего жреца мудрый Бог Хо, поднялся со своих глубин – вспенилась, забурлила река вокруг него. Глянул Бог на свою долину и не узнал её в дыму пожарищ и моря крови. Вскипело страшным гневом сердце Великого защитника людей, приоткрыл он рыбьи губы свои, и по долине пронесся пронзительный вибрирующий звук, который не смогли выдержать ни злобные хамраны, ни горная перегородка, отделяющая долину от Большой воды: рухнула она с великим грохотом и треском. Хлынул бесконечный бурный поток ледяной воды и затопил благодатную долину и хамранов, посягнувших на свободу миролюбивого племени Бога Хо.
Так и образовалось великое озеро, которое люди назвали впоследствии Сары – Челек, что означает «желтый ковш». Но желтым озеро бывает только осенью, когда в чистые воды с берегов смотрят золотые деревья, в изобилии растущие вокруг озера. А ковшом его назвали потому, что никто еще не достигал дна этого озера, настолько оно глубоко, – печально закончил свой рассказ наш сказитель и, поникнув головой, замолчал.

Мы не могли сказать ни слова. Укрытая шубой, тихо шмыгала своим носом плачущая Маринка. На душе было страшно и неуютно, перед глазами проплывали страшные картины гибнущего племени золотых людей. Первая опомнилась мама. Пытаясь приподнять упавшее наше настроение, она нарочито грубовато сказала:

- Ну, отец, опять ты нагнал жути на детей! Не было этого, не было! Одни выдумки! Только расстраивать мастер. Посмотри на Маринку! Ребенок плачет, а тебе и дела нет!

- Пусть поплачет, - философски проговорил наш рассказчик, гладя дочку по черненькой головке, - кто умеет плакать, тот вырастит хорошим человеком. Но, мать, это не выдумки, а правда!

- А почему Вы так думаете, папа? – спросила я.

- А потому! – сказал твердо отец, и мы поняли, что история здесь не кончается.

- В 1936 году, - продолжил свой рассказ отец, - из Москвы на озеро Сары – Челек, расположенное вдалеке от жилья, приехала группа ученых из географического общества во главе с профессором Ипатовым. С ним была красавица-ассистентка Лиза. Высокая, черноволосая, голубоглазая – чистая Фея! В группе проводником и переводчиком был Олимжон Касымов, узбек. Остановились они на берегу озера, чтобы переночевать и наутро продолжить свой путь. Было еще светло, когда они наладили костер, вскипятили чай, достали сухие лепешки.

Вдруг со стороны озера к ним подошел одетый в старую потрепанную одежду старик. Это был хранитель озера Сары – Челек Ульчи. Он живет здесь всю свою жизнь и оправляет обряды, связанные с Богом Хо. Он-то и рассказал приехавшим легенду о своем озере. Только рассказывал он об этом с серьезным лицом, совершенно не допускающим двусмысленное толкование фактов, т.е. рассказывал то, что в действительности было. Вскоре он поднялся и ушел в сторону озера в свою лачугу, видневшуюся на берегу.

- Красивая легенда, только грустная, - вздохнув, сказала Лиза, взяла полотенце и пошла к озеру умываться. Только она наклонила голову, чтобы плеснуть на лицо воду, как из глубины медленно поднялась огромная рыба с большими грустными глазами. Прежде, чем ассистентка успела сообразить, что делать, рыба показалась из воды и мягко поцеловала её прямо в губы. Лиза страшно закричала, зовя на помощь. Рыба грустно взглянула напоследок, повернулась и, оттолкнувшись от берега мускулистыми мужскими ногами, величественно исчезла в глубине темных вод.

На крик прибежали профессор Ипатов и переводчик.
Лиза кричала:

- Меня поцеловала огромная рыба с ногами человека, это Бог Хо, это он!

Она бесновалась, рвала на себе одежду, в кровь изодрала губы, потом притихла и замолчала. Но как только к ней подходили с утешениями, она опять кричала и плакала.

Утром к ним подошел старик Ульчи, посмотрел на беснующуюся Лизу и спросил, что они намерены делать. Экспедиция не могла задерживаться долго в этой местности, надо было ехать дальше. Они отвезли Лизу в наманганскую психиатрическую больницу, а сами двинулись дальше по своему маршруту.

Целый год они не встречались с бывшей ассистенткой. В Москву она приехала через год после того случая. На все вопросы она отвечала, что ничего не помнит.

Только санитарка больницы, в которой лежала больная Лиза, рассказывала, что Лизу постоянно навещал какой-то старик. Пациентка оказалась беременной, и через положенное время родила беленького мальчика с золотыми волосами, которого и забрал при выписке к себе этот старик, что навещал её.

А киргизы, живущие неподалеку от озера, видели на берегу Хранителя озера с золотоволосым мальчиком, которого он бережно вел за руку.

_Боже мой! – всплеснула руками старшая сестра Алтынкуль, - значит это правда!
- Да, я верю в это: мы многого не знаем. Есть много необъяснимых фактов, которых нельзя объяснить или опровергнуть, - отвечал отец. –Но есть истина, с которой не поспоришь: люди должны жить в мире, уважать и любить друг друга, тогда Высшие силы поймут нас и откроют перед нами свои завораживающие тайны. Вот недавно в озере утонул мальчик. А ведь старики предупреждали, что нельзя в этом озере плавать – не послушался! Камнем пошел ко дну, как только отплыл немного от берега, будто кто-то схватил его и уволок в темную глубину. Надо уважать стариков, они многому могут научить. В той семье будет лад, где старший – мудр, а младший – послушен.

- Папа, а почему Вы не взяли сома, это же подарок, от которого нельзя отказываться: обидишь человека?- спросила Гульсун, которая была старше меня на два года.

- Голова сома очень похожа на лицо Бога Хо! Сома есть нельзя: грех.- ответил отец, вертя в длинных пальцах тонкую пиалу с чаем. – А скажите мне, мои дети, к какому роду вы принадлежите?
- Род ольчи, - хором ответили мы.
- А как звали старика Хранителя озера Сары – Челек? – продолжал допрашивать нас отец.
- Ульчи, - озадаченно проговорили мы.
-Теперь вы поняли, почему нам нельзя есть рыбу из озера Сары – Челек? Наш род берет начало с берегов этого святого озера. Именно поэтому в нашем роду нет-нет да и рождается на удивление всем ребенок с золотыми волосами, - торжественно закончил свой очередной рассказ наш сказитель, не спеша поднялся и тихо пошел отдыхать в свою комнату.
Все долго еще обсуждали услышанный рассказ, а у меня из головы не шел мальчишка- киргиз с соседней улицы, Сапарбай. Голова у него была огненно-медная, почти золотая. Ох, и не любила я его! Ябеда страшный, врун, каких поискать! При каждом удобном случае я с ним дралась до первой крови.
- Значит этот Сапарбай тоже из нашего рода? – подумала я. – Вот уж никак не ожидала. Ну ладно, раз так! Завтра же с ним помирюсь! Он злой, потому что все его дразнят! А жить надо дружно, так сказал наш папа!
Решив так, я легко вздохнула и побежала в дом: там мои сестры уже готовят постели, ведь завтра в пять утра надо вставать: машина ждать не будет, ей на табачное поле надо везти людей.





© Ольга Рязанцева, 2014
Дата публикации: 27.02.2014 20:23:43
Просмотров: 2994

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 37 число 71: