Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Литровенко



Марина Шамсутдинова

Дневник (всего записей - 8)
Лента дневника

Страницы: 1 

Марина Шамсутдинова [2011-09-22 16:56:06]
Мария Китайская. рецензия на мою книгу
Мария Китайская. Статья.Журнал «Сибирь» № 1 2008 стр 184-187

СТИХИ, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ ЗАПОМНИТЬ

О книге М.Шамсутдиновой «Нарисованный голос» Иркутск, 2007

Перед нами книга молодой поэтессы и состоит она из трех тематических циклов стихотворений, поэмы «Божественный ветер»; вступительное слово – Ст.Куняева.
Поэма «Божественный ветер», безусловно ,заслуживает внимания как читателей, так и критиков, по нескольким причинам. Основная из них – сама тематика произведений. Далеко не каждый молодой поэт, особенно в наше время, с его искаженной ценностной ориентацией, возьмется за написание исторической поэмы. Шамсутдинова же выбрала такую страницу истории нашего края, о которой написано немного, в частности художественных произведений. Речь идет о пленных японцах, пропавших в слюдянских лагерях времен Второй мировой войны. Пленных японцев автор рассматривает именно как пленных, людей, которым «не повезло» с эпохой, со страной, с верой, - так пишет поэтесса о своих героях. Но пишет она не об эпохе, не о лагерях и даже не о войне, а о людях. Она очень живо представляет японскую часть жизни в Сибири через удачно найденный образ старого самурая, который не мог работать, но научился жить и в плену, мастеря и продавая детские игрушки.

Одобряли его старушки
(Жалость женская широка),
Наливали ему за игрушки
В кружку теплого молока…

В этих строчках мы находим истинное выражение души простых русских людей. Пусть где-то война , а японцы пленные, и значит враги. В Сибири всегда было принято жалеть стариков, детей, независимо от вероисповедания и обстоятельств, по которым они здесь оказались. Лирическая героиня Шамсутдиновой искренне гордится тем, что живет в Сибири, восхищается своими земляками:

Иной сибиряк чалдон —
Дитя неподкупной тайги.
Чувствуешь силы в душе? — беги.

Есть в поэме и другие строки, на которые хотелось бы обратить внимание. Простыми словами автору удается передавать весьма сложные и противоречивые вещи:

Можно судьбою играть,
Плыть по жизни под парусами,
Но землю, где умирать,
Всегда выбирайте сами!

— призывает Шамсутдинова, описывая старого японца убежать из плена. Стоит задуматься, откуда у молодой поэтессы такая сила и свобода мысли и слова.
Поэма притягивает своей самобытностью, необычным разделением на главы. Также следует обратить внимание на посвящение под заголовком «Судьба»Божественного ветра» : «»Всем не вернувшимся домой посвящается», и это значит – не японцам и не русским, а просто всем, кому «не повезло с эпохой», кто дошел до той черты, когда не исполняется последние желание – умереть на Родине. «Я пожалела обреченных», - говорит поэтесса.
Здесь интересен подход и к истории, и к творчеству. Многие стихи действительно заставляют задуматься. В стихотворении («Прибыль от миража» цикл «Высокий плен»)задан вопрос:

Кто на весы положит след от кометы?
Кто просчитает прибыль от миража?

Но уже в начале стихотворения становится ясно, что вопрос риторический:

Капиталист, мой моралист в законе.
Легче простить, чем что-нибудь вам объяснить.

Поэтесса особо тонко чувствует настроение эпохи, в которой живет, и передает его в творчестве. Этому и посвящен цикл «Высокий плен».
Но нельзя не сказать и о недоработках. Даже название сборника— «Нарисованный голос» - несколько надуманное, что в общем-то автору не свойственно. И стихотворение , давшее название сборнику, трудно назвать удачным.
Безусловно , тема, затронутая в нем, весьма актуальна. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Однако строчки :

Нарисованный голос на белой бумаге
Распадется на тысячу узеньких строчек.
Чтобы врать по инету, не надо отваги,
Ведь слеза эти строки совсем не омочит.

—ни на язык не ложатся, ни слух не радуют. Как будто действительно написаны компьютером, который долго и мучительно подбирал слова. Так же немного странно, как в продолжение, звучит стихотворение «Нанизывал слово на слово»:

Накалывал каждую букву,
Как бабочку или брюкву…

Рифма, конечно, звучная, а в целом, действительно, «бездумно и бестолково».
Стихи о любви(цикл « Верните женщину в любовь») также трудно оценить однозначно. Есть просто замечательные : «Верните женщину в любовь (Давшее название циклу), забавная и ироничная «Памятка сыну», пронзительное « Все пожары собраны в окурке», есть и другие. В них обращают на себя авторские метафоры «Сердце стучит, славно ткется любви полотно…», сравнения : «И березы, как зебры, в белесом лесу…». Марине удается виртуозно играть на противоречиях: «Но даже в «убью» мне слышится: «Я люблю…»Наверное нужно быть Поэтом, чтобы это услышать. Строчка « не люблю мужчин, которых я люблю…» (стихотворение «Попытка самоанализа»)на первый взгляд кажется надуманной и бессмысленной, но из следующих строк становится ясно, что именно автор хотел сказать:

Они чуть-чуть подлей, чем остальные.
Мне врут, а я их, в сущности, терплю .

В целом стихотворение достаточно емкое и глубокое, только название не слишком точно передает смысл. Создается впечатление, что стихотворение и название сочинялись отдельно друг от друга.
В сборнике также есть стихи искренние, написанные в душевном порыве, но и по содержанию и по форме больше подходящие для альбома девочки- старшеклассницы, чем для серьезной книги:

Я тебя никогда не брошу,
Потому что ты самый лучший…

Пламень небесный в ней тихо погас,
Ты выпил все солнце из карих глаз.

Мы смертны — бессмертна любовь.

Наивно, вызывает ностальгию по первой любви.

Цикл «Хлебом кормила птиц…» объединяет и стихи о любви «Прости, мой друг, ведь ты, к несчастью, дорог…, «Русак», «Не мое это было счастье…», и философскую лирику «Сироты Млечности», «Земля без людей», «С кротостью помолюсь…», «Бой принять…» Цикл получился лиричным, очень глубоким, почти в каждом стихотворении найдутся строчки, которые хочется запомнить и процитировать:

Горлом хлынула песнь,
То не вопль на Ти Ви.
Если что-то и есть —
Это Спас-на-Крови.

Город бьется в сетях золотой паутины…

Мы кололись паршивыми иглами,
Собирали в полях коноплю,
Обменявшись в постели бациллами,
Всем подряд говорили: «люблю».

В этих строках продолжается тема современности, затронуты проблемы молодежи, звучит сожаление о «потерянном» поколении начала 90-х. Стихи звучат довольно резко и горько. И в этом же цикле потрясающей нежностью дышат строчки стихотворения «Русак»:

Мой воитель — воин-охранитель,
Верный оградитель мой от страха,
Словно сказки русской светлый житель —
Русый чуб да красная рубаха…

И здесь же — возвращение от сказки к современной реальности:

Не рубаха — рыжая футболка,
Не кольчуга — камуфляжный китель…

При помощи приема параллелизма создается образ современного воина. В других стихотворениях лирическое настроение передается при помощи описаний природы. Так, интересна ассоциация с весной (в природе и в жизни) в стихотворении «Как лист зеленый пожелтеет день…»

Все станут ждать, когда отверзнув слух,
Вдруг встрепенется солнечный петух,
Разбудит свой курятник оголтелый,

Достойным завершением как цикла, так возможно, и сборника прозвучали бы озорные строчки из стихотворения «Прости мой друг…»

И обронила слово, как слезинку,
На волосы, что жарче янтаря.
Простите непутевую Маринку,
Я вас прощаю, проще говоря...

Эти строки своеобразный ответ Ст.Куняеву на его рецензию, в которой он пишет, что « В XIV веке ее бы сожгли на костре,да и сейчас не поздно».
Пусть эта шутка останется шуткой, а молодой поэтессе Марине Шамсутдиновой остается пожелать расти в мастерстве,не теряя при этом смелости взгляда и свежести восприятия.

Показать отдельно

Страницы: 1