Ольга Девш Афоризм - не яблоко Ньютона
Юрий Тубольцев
Форма: Статья
Жанр: Публицистика Объём: 5372 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Рецензия Ольги Девш - литературного критика-дегустатора, эссеиста, редактора отдела критики журнала «Лиterraтура», главного редактор сетевого критико-литературного журнала «ДЕГУСТА.РU», литературного критика «Печорин.нет» - на произведения Юрия Тубольцева. В современном русском языке термин афористика в значении «создание, собирание и изучение афоризмов» был впервые зафиксирован только в конце 1970-х годов, как и термин афорист, то есть автор афоризмов. В отличие от уже давно состоявшейся науки о пословицах – паремиологии – наука об афоризмах не имеет до сих пор четко оформленного эпистемологического статуса, предмет и задачи размыты из-за недостаточного количества фундаментальных исследований. Несмотря на внушительную подноготную развития афоризма как литературного жанра в европейской литературе и ряде национальных литератур Востока, в литературоведении не нашлось пока ни теоретика, ни историка, взявшихся бы за него всерьез. Размытость жанра усложняет идентификацию групп афоризмов. Так, можно отнести к афористическим фразам цитаты из известных литературных произведений, песен, кинофильмов и реплики популярных публичных лиц, героев шоу-бизнеса, спортсменов, политиков (причем характер высказываний не однобокий: это, например, как мотиваторы Стива Джобса, так и «перлы» Виктора Черномырдина). Однако с таким же успехом в афоризмы записывают антицитаты, то есть переиначенные «ушедшие в народ» дословные выдержки из классических, как правило, текстов. Новый лад, новый смысл знакомых цитат приравнивается зачастую к оригинальности афоризма. Хотя вся суть афоризма в большинстве интерпретаций сводится к уникальности высказанной мысли, ее свежести, краткости и емкости, а также социально-общественной востребованности. Вечные философские, метафизические темы раскрываются в истинном афоризме с впервые найденного ракурса, без повторений и аллюзивных игр, а повестка, актуальная в обществе со вчера на сегодня и немного завтра, является в настоящем афоризме, подобно Афродите, ошеломительно первородной, в ослепительной новизне. Читатель должен обновить свой уровень представлений о мире, прочитав короткое изречение. И вынести для себя цимус: обобщенное суждение теоретически или практически значимого содержания. Но, подчеркну еще раз, суждение – самобытное (если мы не примешиваем к сиянию чистого афоризма другие мимикрирующие формы устного народного творчества, фразеологизмы, интернетовские (де)мотиваторы, крылатые фразы и т. п.). У афоризма всегда есть автор. Самостоятельно, неординарно мыслящий автор. Юрий Тубольцев азартно претендует на это звание. Его сборничек «Параллели парадоксов» действительно парадоксален: начиная с первого, весьма бородатого, высказывания Тубольцева борются за право называться афоризмами. Сражаются со свойственной настоящим мужчинам снисходительной саркастичностью, что особенно заметно в сентенциях о женщинах («Если любишь женщину – забудь про истину», «Женщина – это зло, которое добреет от цветов», «Если у вас есть любые вопросы к женщине – вы неандерталец», «Женщина – это конфета с сердцем»), хоть и не всерьез, наверное, такой шовинизм, вероятно, в пародии дело, и автор убедителен в ней как никогда. Но убедительность афориста Тубольцева, к сожалению, не распространяется на иные общечеловеческие темы, которые он затронул с явным намерением открыть каждую сто вторую матрешку как диву: «Чем выше трибуна, тем меньше в словах истины», «Жребий – король судьбы», «На Руси грабли существуют для того, чтобы никогда не ослабевала и вечно усиливалась загадка таинственной русской души», «Жизнь – это вечно повторяющийся фальстарт. До вожделенного старта не доживает никто», «Рассказывая о других – ты рассказываешь о себе» и т. д. Впрочем, будем, конечно, справедливы. Есть в «Параллелях парадоксов» и удачные фразы, вполне похожие на максимы. К примеру: «В жизни всё приедается, если много жуёшь», «Одежду надо подбирать по размеру карманов», «Твоя цель ставит тебя на твое место», «Не устраивай курице разбор полетов». Эти афоризмы получились потому, что в них естественное остроумие автора преобладает над эрудированной сатиричностью, которой Тубольцев нередко перенасыщает мысль, делая ее, как ни закрути, вторичной и бессмысленно модифицированной, а значит, не настигающей в полной мере читателя. А жанр афоризма тем и сложен, что требуется простота формы и отражающая общие смыслы уникальность содержания. По сути, афоризм – это новый ответ на риторический вопрос. Ответ, который проявляет индивидуальность автора, заостряет внимание, образно говоря, не на всем видной луне, а на ее темных пятнах. Парадоксальной должна быть личность афориста, без притягиваний за уши старых изречений и аллюзий формулирующая свои параллели. У природы нет одинаковых творений. Кто сказал, что человек так же не сумеет? Ольга Девиш Юрий Тубольцев, современный поэт-неврифмист и минькатурист, афористик и эклектик, философ, амбасcадор минимализма, культуртрегер, мастер абсурдной миниатюры и парадоксальных сценариев, постфутурист, авангардист, писатель и публицист. Закончил Государственный Университет Управления по специальности менеджмент, Высшую Школу Европейских Культур по специальности культурология. Автор статьи: Девш Ольга. Литературный критик-дегустатор, эссеист, редактор отдела критики журнала «Лиterraтура», главный редактор сетевого критико-литературного журнала «ДЕГУСТА.РU». © Юрий Тубольцев, 2024 Дата публикации: 18.06.2024 15:53:01 Просмотров: 1032 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |