Аполлон и музы
Александр Учитель
Форма: Миниатюра
Жанр: Историческая проза Объём: 3448 знаков с пробелами Раздел: "Все произведения" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Аполлон и музы В образе Аполлона слилось несколько никак не связанных между собой богов, которых нетрудно различить по разным эпитетам этого бога: Ликий (Λύκειος – "волчий" – бог – защитник от волков, Пеан (Παιάν – "врач" – бог лечебных заговоров, Пифий (Πύθιος – "пифийский" - убийца дракона – Пифона, Сминтей (Σμινθεύς – "мышиный" – бог, насылающий эпидемии, Феб (Φοι̃βος – "лучезарный" – бог солнечного света. Все это были местные боги: Ликий почитался в Спарте, Пифий – в Дельфах, Сминтей – на Лесбосе, Феб – на Делосе. Сам же Аполлон, под крышей которого все они собрались, происходил, по-видимому, из Малой Азии, где он впервые появляется в форме Appaliunas в договоре между хеттским царем Муваталли и Алаксанду, царем страны Вилуса, которую принято отождествлять с Троей (Илион, первоначально - Вилион). Этот бог фигурирует в договоре как один из его гарантов со стороны Вилусы, а у Гомера Аполлон тоже представлен покровителем Трои, что и позволяет (кроме очевидного сходства имен) отождествить обоих богов. Его имя значит, по всей видимости, по-лувийски "(оглядывающийся) назад", то есть - смотрящий в будущее – провидец. Дело в том, что на Древнем Востоке говорящий представлялся не идущим вдоль вектора времени навстречу будущему, оставляя прошлое позади, как в современных языках, а стоящим лицом к известному ему прошлому и спиной к неведомому будущему. В самой Греции самым древним был Пеан, упомянутый уже в микенскую эпоху в списке богов из Кносса в форме pa-ja-wo-ne (KN V 52, в дательном падеже). Зато у Гомера именно Сминтей появляется в первой же песни Илиады, где он насылает эпидемию чумы на греков по просьбе своего жреца Хриза. Мышь была его культовым животным, поскольку мыши уже в древности считались переносчиками эпидемий. Однако, слово σμίνθος, от которого образовано имя Сминтей – не греческое: по мнению анонимного комментатора Илиады, это слово значило "мышь" по-критски, то есть на до-греческом, "минойском" языке острова Крит. Сминтей действительно упомянут в кносском архиве в форме si-mi-te-u (KN Am 827), но в качестве личного имени человека, а не бога. Образованные от слова σμίνθος топонимы встречаются также в Троаде и на острове Родос. Все это, кстати сказать, лишний раз подтверждает теорию Маргариты Финкельберг о принадлежности минойского языка к анатолийской группе. По-гречески мышь будет μυ̃ς, а на беотийском диалекте – μου̃ς. Беотийский диалект я припомнил не случайно: именно там, в Беотии находилась гора Геликон и "долина Муз" – традиционное место обитания этих спутниц Аполлона. Само же слово Муза есть не что иное, как женская форма μου̃σα от беотийского μου̃ς (s в этом слове корневое, ср. русское мышь или английское mouse). Остается только предположить, что в Беотии произошло слияние образов Пеана и Сминтея, чтобы мыши могли превратиться в прекрасных дам, покровительниц искусств! Представить себе такое развитие их образов не так уж сложно: ведь покровитель музыки и пения Пеан был первоначально богом лечебных заговоров и заклинаний, а использовать эти заговоры приходилось, чтобы излечить болезни, посланные "мышиным богом" Сминтеем. © Александр Учитель, 2010 Дата публикации: 14.01.2010 23:35:02 Просмотров: 4492 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииВладислав Эстрайх [2010-02-10 22:15:51]
"Само же слово Муза есть не что иное, как женская форма μου̃σα от беотийского μου̃ς (s в этом слове корневое, ср. русское мышь или английское mouse)."
Убит )) Неожиданная этимология )) Большое количество интересных и неизвестных мне вещей узнал из Вашего небольшого очерка. Спасибо! Ответить Александр Учитель [2010-02-11 10:30:46]
Рад, что Вам понравилось.
|