Нравоучения в тексте Ефросина "Сказание о Дракуле-Воеводе"
Денис Требушников
Форма: Эссе
Жанр: Публицистика Объём: 17499 знаков с пробелами Раздел: "Средневековье" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Введение Влад Цепеш, сын Влада Дракулы, родился в 1433(34)г. Будучи юнцом, она провел несколько лет у турок в плену вместе с отцом, принадлежавшему к Католическому Ордену Дракона - как знак защиты Церкви от ереси Богомилов, двумя веками ранее расплодившихся в центральной и восточной Европе. Приход турок повернул историю в другое русло, высветив на XV-ом веке клеймо Дракона, в качестве библейского образа Дьявола. И этим Дьяволом стал Влад Цепеш, ошибочно называемый Дракулой, ибо это прозвище носил его отец. Не было тогда земель Румынских, были разрозненные территории, где вопреки ожиданиям даже не думали об уходе феодализма. Именно это возвысило Дракулу (для простоты передадим отцовского прозвище легендарному сыну), именно феодализм помог убить его. В комментариях Я.С. Лурье к "Сказанию о Дракуле-Воеводе" слишком популистски дается объяснение "Мутьянской земли", да, это Валахия, и восточная часть ее, но не было единой Валахии: была Высокая (восточная) Валахия и Западная Валахия, рядом же находились и Венгрия, и Придунайская Моравия, и Чешская Моравия, и Трансильвания, и Молдавия, и Карпатия. В "Сказании..." лишь одно место отражает предвзятость Ефросина к Дракуле и его злодеяниям, признавая его, или даже одобряя некоторые его действия, особенно супротив турок-магометян; это момент принятия Владом католической веры, но именно это место так возбуждает западных историков и мистиков, несведущих, что Православие страшнее Католичества, но оно тихо, как спящее лихо, и с тем смиренно. Ефросин выстроил "Сказание..." в виде поучительных историй - открытое нравоучение и наставление - это отличительная черта средневековых текстов, как западных, так и восточных, тем они интереснее и актуальнее в день сегодняшний, когда пафос отцовского наказа, преобразился в пафос ситуации, когда автор описывает явление, не предлагая поучения читателю. Нравоучения Ефросина по тексту "Сказания..." "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят" - вот смысл истории с послами, шапкой и гвоздями. Дракула своим поступком не только призрел обычаи турок, но и развеселил свое окружение, в тому же дал понять христианам, что обычаи Церкви ставит выше государственных. Как принято на мессе снимать мужам головные уборы, так это он сохраняет, ибо традиции своего народа выше иноземных. Несомненно, выставление послов посмешищем - давняя забава. И без гвоздей, любо смотреть, как чужаков поругивают, ибо в человеческом сознании, человек иного племени не всегда даже человеком именуется. Этот обычай сохранился с тех времен, когда селение делалось из родственников, племени; отсюда и западная молва, будто на востоке живут люди с лисьими головами, оборотни и прочие твари. Однако Дракула в забаву для себя не нарушил закон другого государства, не принизил величие султана, и это выражается в одной его фразе "И азъ хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите". Лукав Влад Цепеш, не отнимешь. Живой ум, способный просчитать возможные последствия - это ли не величие государя! Султан рассердился и пошел войной, но Дракула был к этому готов, иначе бы не нанес контрудар, ночью. Поступок опрометчивый, однако Дракула - воевода, который сам обучался военному ремеслу у турок - несомненно знал все их слабые стороны, и этим пользовался. Здесь Ефросин восхваляет тактические и стратегические способности государя. Впрочем, честие и доблесть, как несомненный воин, Дракула ставил на первое место. "Ты еси не муж, но жена", нет нужды говорить, почему Влад награждал раненых в грудь, а колосажал раненных в спину. Еще Христос говорил: "подставь другую щеку", но о спине Иисус не говорил, наоборот, он принимал судьбу, образно, лицом к врагу. Мужчина, поставивший спину, струсив, автоматически, по мнению Дракулы, мужчиной не являлся. В рамках того времени, на войне - это более чем актуально. Султан же повернул, как пишет Ефросин, от слов: "Кто хощет смерти помышляти, той не ходи со мною, остани зде". Этой фразой Дракула не только призвал воинов биться до смерти, а трусов даже не вступать, от них пользы мало, тем самым поднял дух всего войска, но и устрашил противника, ибо эти войны идут побеждать, иного им уже не надо. А воин, жаждущий победы, словно берсерк, не почувствует боли, и будет убивать, пока кровью сам не истечет. Данное поучение говорит о том, что государь должен быть не только полководцем, но и уметь предотвращать смерти своих воинов, заставив врага бежать о слова. Несомненно, это был дипломатический ход. Наставление в третьей истории о султане гласит: "Худший из врагов - твой друг; лучший из друзей - твой враг". Но история ценна не подробностями тактических маневров Дракулы, и не хитростью его дипломатии, а лишь одним моментом, мало заметным, но если приглядеться то ее значение перекрывает все, и делает из Влада не просто воеводу, а героя христианского мира. Разграбляя селения турок, он освобождает всех христиан, уводит их к себе и поселяет на христианских землях, иными словами Дракула не только заботится о воинстве, но и о подданных Церкви, которые в потомстве дадут еще христианских воинов и их жен. Несомненно, именно это витало в голове Дракулы, когда он замышлял эту десятидневную операцию: а задумывая план, он опирался на данные разведки и жадность султана с его послом, а "бесплатный сыр, лишь в мышеловке". На этом Ефросин заканчивает рассказ о Дракуле в качестве полководца и продолжает сказание о нем, как о государе. Следующим отрывком Ефросин предопределяет ход последующего нравоучения. Тиран держал на кольях столько людей, сколько перед ним открылось не праведников. За все, что не установлено Церковным Законом, Дракула казнил. Жестоко, но справедливо в рамках того времени: для всего одно наказание - смерть, преступление есть преступление, сильно оно или нет. Ложь есть ложь, и Дракула, как видно из "Сказания...", не врал, а говорил правду, как бы она не выставляла его жестоким и кровожадным. Логика видна: его страшиться будут лишь те, кто ведет себя не по законам Божиим, а кто честен с людьми и чист перед Богом - того минует кара государя, и боятся ему нечего. "Забывший страх, для смерти слаще, среди других он прочих чаще, скрывается во смертной пасти..." - Элинан из Фруамона "Триумф Смерти", предположительно XII-ый век. И примером вышесказанного служит история с колодцем. "и, елико оно время пребысть, никтоже смеаше ту чару взяти". Страх перед смертью выше собственной корысти, а страх перед государем, который может облегчить переход к смерти, еще выше. Однако сколько путников могли теперь сказать, что они пили из золотой чары! И рассказывая в других странах, путники, несомненно, удивляли слушателей этой историей: "какой же воспитанный народ", "какой хороший государь", "какой щедрый государь", "как же в той стране хорошо". Нет сомнений, что подобная история так и влияла на некоторых людей, не знакомых с истинными законами Влада Цепеша. И что делает Ефросин в доказательство: приводит историю о бедняках. Истинно по христианским законам Дракула предложил нищим быть "беспечалны на сем свете" (ошибка в переводе Творогова: "счастливыми на этом свете", он освободил их от печали на этом свете, даровав счастье в Раю, ибо убиенные безвинно туда и попадают. Дракула принимал на себя грех не из-за того, что он был плохим христианином, а потому, что был хорошим христианином и желал того же людям, просто он - государь, а эта ноша тяжелее. Бедняки умерли сытыми, очистились во пламене, как о том говорил Иоанн Креститель (Предтеча): "Придет Тот, Кто будет крестить (омывать) во огне, отделяя семена от плевел". И словно комом, Ефросин приводит историю о двух католических монахах, и тут же видно, каков Дракула. Он развел их, ибо понимал, что вместе они будут говорить об одном - это объясняет то, что Влад хорошо разбирался в людях. Один из монахов указал на бесчинства государя, и в мертвых видит мучеников. Это правильно, Дракула об этом знал, поэтому и сказал монаху, что он тоже станет мучеником, и не соврал. Второй же указал на то, что власть королевская в католических странах дается от Бога, а посему, коли государь от Бога установлен, то и деяния его Богом писаны. Это же характеризует Влада, как человека грамотного и осведомленного в духовных учениях не только "греческыя веры", но и "латинскыя" и "магометанскыя". Венгерскому монаху, жившему у соседа он сказал "Ты еси разуменъ муж". Приехал из "Угорскыя" земли, из низин Венгрии купец, и остановился на ночь. Телегу с добром, пишет Ефросин: "по его заповеди остави ... на улици града пред полатаю". Интересный момент, показательный для иностранцев, недоверчивых к жителям иной местности. Население Высокой Валахии настолько честно, что можно оставить воз с товарами и государь за это отвечает. Разумеется, по закону жанра и по обыкновению человеческому - товар пропал. Дракула возместил ущерб и добавил сверху, проверить честность самого купца - показательно и поучительно будет для иных в любом разрешении ситуации: если отдаст лишнее - он честен, и тогда Влад скажет, смотрите, даже венгерские купцы честны со мной и перед вами, а вы крадете их добро, как псы блохастые кость у царской псины; если купец не скажет о лишней монете, Влад его казнит: "готовъ бых и тебе с симъ татемъ на колъ посадити", - скажет, что этот купец пытался обворовать народ, он сам не лучше псины с блохами, и нечего ему было жаловаться на грабеж, если сам обирает покупателей своего товара. В любом случае Дракула остался бы верным своим законам, он честен - это отличает его от прочих тиранов, и когда надо он милует так же милосердно, как Римский Папа, или мать - своего ребенка сладостью. Купец поступил разумно, не зарылся в прибыли, а торгует для народа - этим он спас себе жизнь. На следующей истории можно не заостряться, она показывает заповедь о прелюбодеянии и чужеложничестве. Изменившая женщина не должна более рожать, нарушив брак, сотворенный Господом на Небесах, равно как дева должна хранить девственность - самое ценное в ее жизни - для мужа, т.е. до венчания. Все перечисленные зверства, можно сказать, это каноническое наказание Дракулы с его неестественно выраженными жестокостью и кровожадностью. Поучительна и полезна для семейных уз история о "сихомахе" и его жене. Православие говорит, что в семье хозяин муж, ибо жене дана была власть, только с яблоком она намудрила, поэтому Бог передал власть в семье к мужу. И жена должна еду готовить мужу и одевать его, работать для мужа, чтобы ни в чем не нуждался он, пока работает для нее и защищает ее. А коли жена красива, но ленива, коли не обучили ее премудростям женской работы по дому, тех Дракула ненавидел, что также сочетается с упоминанием Ефросина в начале "Сказания..." о православной вере. Не должно так быть установлено в семье, что златорукий муж за зря работает. Об этом же Ефросин намекает в истории о бедняках и пожелании Дракулы: "никтоже не будеть нищь в моей земли, но вси богатии". Именно эта история приводит соображение Влада об устройстве семьи. История о приеме пищи среди наколопосаженных весьма двояка. С одной стороны, может показаться, что Дракула разгневался на слугу из-за того, что тот не хотел переносить смрад тела тленного, и тем самым противился государственной политики государя. С другой стороны, Ефросин не объясняет, Дракула мог воспринять слова так: ты принес мне пищу и воротишь от нее нос, тогда, что за пищу ты мне принес? Опять же в обоих случает кара за все одна: "Тамо если ти выского жити, смрад не можеть тебе доити". Неуважение к государю и разнеженный нос благими травами - не то, что отличает мужчину от женщины, привыкшей вдыхать ароматы, чтобы понравится другим, к слову сказать, в средневековье женщины душились и наносили ароматические масла еще чаще, чем сегодня, поэтому благоухание нередко превращалось в смрад цветущей лаванды - дьявольской травы, от которой в оном поле спасения нет, название же трава получила потому, что по легенде, дьявол не выносит едких запахов. К Владу Цепешу-Дракуле это, видимо, не относилось. Мужчина, воин, который хоть раз был на поле брани, и уносил тела своих умерших не будет страшиться запаха смерти и гниенной плоти. Так думал Влад. Если присмотреться, то любая казнь, любое наказание является отнятием неприятного для человека: бедняков лишил печали; слугу лишил смрада; жену сиромахи рук; монах сам проверит, мученики ли посаженные или нет; женщины не смогут родить не от мужа... В этом видится некая закономерность. И снова Ефросин возвращается к дипломатии. История вновь показывает мудрость Влада и, прежде всего, честность, так же уважение к собеседнику, в данном случае, к послу. Позолоченный кол - это щедрость, показывающая, что Дракула не желает богатства, что мошна - не его богиня, и деньги не кабалят его, ибо памятует он об сребрениках Иуды. Поэтому Ефросин приводит другую историю, хотя не понимает ее до конца. Золото в железных бочках - не для него, не для дьявола - он отторг от себя золото, выбросив его в реку, чтобы не возбуждало его. Бондарей же казнил потому, что они могли догадаться для чего железные бочки, и завладеть золотом или рассказать о нем другим людям. Как никто не подобрал монеты Иуды, так пусть никто не подберет монеты Дракулы - так он рассуждал. Разумеется, Ефросина переполняет горе за убитых бондарей, как и всякий, он - человек - за кровию греха не видит, поэтому и называет действие Влада окаянством, а самого его - тезкой дьявола. Пленение Дракулы Венгерским королем, как видно из "Сказания..." проходило достаточно плодотворно. Влад, привыкший с детства к плену, не мог умереть узником. Заметно, и об этом рассказывает Ефросин, чем же коротал время Дракула: ловил крыс и птиц, мучил их, хотя такого государя кормили и содержали в палатах, а не в камере - слишком он был высокопоставлен, герой народа в борьбе против турок. Если бы король хотел его сгноить в темнице, то отправил подальше, а не 4-5 миль к северу от Буды; однако слова "птици на торгу покупая" не сочетаются с сырым и замшелым узилищем с холодными каменными стенами. Взаперти научился шить, значит, было у кого, и чему учиться. Несомненно, многое почерпнул в заключении Дракула, а так как он был еще и грамотен, то несомненно обучился неким премудростям книжным, хотя бы у того католического монаха, которого отпустил с щедрым вознаграждением. И разумея, сколько же грехов он совершил, мучая людей, а Ефросин не пишет, что зверства над людьми продолжались, можно предположить, что он нашел хороший выход: очищение от грехов. Ему стоило покреститься в латинянскую веру, чтобы смыть с себя бесчинства и былую кровожадность. Поэтому, кто предложил первым: сам ли Влад или король, - не имеет значения - выйдя из заточения Влад был чист от грехов и в довесок досталась жена, которая дала ему трех сыновей, даже если одного, и то хорошо для монарших династий. История о приставе и воре. Дракула жил в Пеште в отдельном доме, и судя по истории весьма немалом, жил как государь. Этот момент показывает, что Влад учился не только шить, но и местные законы изучал: убить разбойника - норма вещей, ибо он творит бесчинства, а пристав поступил именно так. Поэтому Дракула и говорит: "Зло никое ж учиних, но онъ самъ себе убил". Король рассмеялся потому, что и тут не солгал Влад, сказал правду, кто по-разбойничьи ищет разбойника, тот не отличается от оного сам, а коли он уже разбойник - то суд ему как по разбойнику: смерть. "О времена, о нравы!". Далее Ефросин не пишет, что Влад девять лет скрывался от того же Венгерсого короля у своего друга: короля Штефана, а когда князья погнали Штефана, то уже Дракула приютил его у себя сев на трон в своей Валахии. За дружбу отплачивают дружбой, мог бы нравоучить Ефросин, если бы знал. Заключение Дракула оставил большой след в борьбе против турок, стал народным героем, и породил множество легенд, которые до ужаса смущают детские и взрослые умы своей мистикой и жестокосердием. И подобно Дионисию Старшему - тирану Сиракузскому - он вошел в летописи, взял и славу, и позор. Но к своим зверствам Дракула приобщился именно в плену у турок, где наказания были настолько ужасны, что повсеместное среди славян колосажание кажется легким помешательством или даже потешной игрой. Крики, грязь, навоз и кровь - вот на чем вырос Дракула. Естественно, что современные психологи могут сказать: тяжелейшая психологическая травма, полученная с детства, привела его к кровожадности в зрелом возрасте". Они правы. Любая детская психологическая травма - гипертрофируется в зрелости: в этой категории людей находится большинство маньяков и серийных убийц. Отрицать, что Дракула не был одним из них, нельзя, но его ум, рассудительность и проницательность - компенсируют этот недостаток, делая из Влада Цепеша - героя государства, икону борца с турецкой интервенцией. Дракула именно "зломудръ", а не "жесток и мудр", как дается в переводе О.В. Творогова, зломудрствование его велико, и переоценить уроки, которые он нам оставил через Ефросина, нельзя. Список использованной литературы: 1) Портал "Институт русской литературы (Пушкинский Дом)" РАН, " 2) Библия. 3) Мишель Монтень, "Опыты" в 3-х томах, пер. Бобовича; М.: "Терра", 1991г. 4) Разговоры с иконописцем: о. Дмитрием, г. Великие Луки. 5) Аудиозаписи лекций богослова А.И. Осипова, 2006г. 6) Видеолекции богослова А.И. Осипова по православному телеканалу "Союз", 2007-2008г. 7) Иоанн Павел II, "Катехизис Католической Веры". 8) Элинан из Фрумона, "Триумф смерти", в пер. Гаспарова "Стихи о смерти". 9) Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ), "feb-web.ru" 10) История вампиризма и истории Румынии XV-го века. © Денис Требушников, 2009 Дата публикации: 04.02.2009 17:26:44 Просмотров: 3559 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |