Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Награда

Александр Мецгер

Форма: Рассказ
Жанр: Просто о жизни
Объём: 8861 знаков с пробелами
Раздел: "Все произведения"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати





Девятое мая – день, когда мы начинаем вспоминать о ветеранах. С детства в моей памяти возникает лицо старого изможденного деда. Его медали и орден до сих пор хранятся у нас.
Я знал, что он не был нам родственником и как - то попросил рассказать бабушку о нём.
История, услышанная мною, взволновала меня до глубины души, и я решил написать о последних днях его жизни.

НАГРАДА

Холодным мартовским утром в больницу привезли старика. У него была парализована правая сторона. Как выяснилось, родственников и близких людей у него не было, и присматривать за ним выпало на долю санитарок. Этот факт сразу повлиял на их отношение к лежачему больному. Так как старик вел себя смирно и не мог пожаловаться, то мало кто на него обращал внимание. Неизвестно по какой причине, но особенно жестоко и грубо с больным обходилась санитарка Нина. В свою смену она почти его не кормила и даже не давала воды.
- Не подохнет, - говорила она другим санитаркам, - меньше будет, есть, и пить, меньше будет проситься на судно. На ее поведение старший медперсонал не реагировал. На зарплату санитарки желающих мало работать. Дед молча сносил обиды. А когда была смена Нины, он притворялся спящим. Не шевелился даже тогда, когда санитарка вытаскивала у него из-под подушки деньги. Но, не смотря на все эти неприятности, старик выздоравливал. Не прошло и два месяца с момента поступления его в больницу, как он стал самостоятельно передвигаться. Однако никакие лекарства не могли залечить самую тяжелую рану старика, которая явилась причиной его сердечной болезни.
Федор Матвеевич каждую ночь с неослабевающей болью вспоминал трагедию, постигшую его в то злополучное утро. Старик жил один в своем уютном домике. Когда три года назад скончалась его жена, ему казалось, что жизнь потеряла смысл. Но фронтовые друзья вовремя поддержали Федора Матвеевича, и он свыкся с мыслью, что в последние годы жизни его удел - одиночество. Приходила девушка из социальной защиты, она помогала ему по хозяйству. Но короткие диалоги с ней не спасали от тоски и воспоминаний о прошлом.
Однажды, на улице он подобрал маленького беспомощного щенка, чтобы хоть с кем – то можно было общаться. Через год щенок превратился в ласкового преданного кобелька, понимающего хозяина с полуслова. Его умненькая мордочка постоянно была настороже, словно подкарауливала желание хозяина. А он так привязался к Шарику, что не мыслил дня без него прожить. Тот стал для старика кем – то, вроде члена семьи.
В то мартовское утро Федор Матвеевич прокапывал канавку для талой воды. Шарик вертелся рядом, весело виляя хвостом. Неожиданно через приоткрытую калитку к ним во двор вбежала огромная соседская овчарка. При виде Шарика она злобно оскалилась. Старик, испугавшись за своего друга, поднял лопату, чтобы отогнать собаку. Овчарка вместо того, чтобы убежать, как того ожидал Федор Матвеевич, накинулась на него самого. На защиту хозяина выскочил Шарик. Старик со страхом наблюдал, как овчарка рвала его любимца, но ничего не мог сделать.
Когда прибежала соседка, хозяйка овчарки, было поздно. Шарик весь в крови, бездыханный лежал на грядке. У Федора Матвеевича не хватало воздуха в груди, сердце сдавила боль, от которой потемнело в глазах. Он попытался что-то сказать, соседке, но та зло выкрикнула:
-Сами виноваты, нечего махать лопатой, - и, не извинившись , увела собаку.
Федор Матвеевич хотел подойти к Шарику, но, пошевелившись, почувствовал такую боль в сердце, будто по нему полоснули ножом. Едва доплелся до дома с намерением принять лекарство.
Очнулся уже в больничной палате в ту минуту, когда ему ставили капельницу.
Приближался любимый праздник Федора Матвеевича - День Победы, тогда он надевал награды и шел на центральную площадь, чтобы встретится с фронтовыми друзьями. С каждым годом их становилось все меньше, и от этой мысли на сердце становилось тревожно: « Кто же не придет на площадь на этот раз?»
Но сейчас даже приближение любимого праздника не радовало Федора Матвеевича. Он думал о том, что надо возвращаться в пустой дом, Где нет его любимца Шарика. Что стало с его тельцем? Закопал ли его кто? Может быть, он там и лежит, никому ненужный на грядке?! Даже приход военкома с двумя офицерами для вручения очередной юбилейной медали не поднял ему настроения.
А больнице все удивились, когда узнали что этот тихий дедок - ветеран Великой Отечественной войны , подполковник запаса, удостоенный высоких правительственных наград. Тут же выяснили, что во время войны он потерял свою семью и после войны женился во второй раз, но детей с новой женой у него не было. Несколько лет назад он похоронил жену и живет один. И что у него имеются собственный дом, высокая пенсия, сбережения. И нет наследников. Последний факт сильно повлиял на отношение санитарки Нины к старику. Ей уже перевалило за пятьдесят. Имея солидные объемы и не очень приятную наружность, она давно поставила крест на своей личной жизни. Единственной ее целью стало воспитание любимого сыночка, нигде не работающего, спившегося оболтуса, сидящего у нее на шее. И Федор Матвеевич, в данном случае, был шанс.
У санитарок не возникло никаких сомнений относительно намерения Нины женить на себе старика. Теперь она носила ему из дому пирожки, а в ночные смены наливала ему перед сном стопку водки. Даже несколько раз, искупала старика и перестирала ему нижнее белье. Эти знаки внимания были приятны Федору Матвеевичу, и, когда она заговорила о том, что ему нужна женщина для ухода за ним, старик был уже готов дать положительный ответ. Дело шло к выписке, и в одну из смен Нина принесла какие-то бумаги для подписи. На его немой вопрос, она ответила, что оформляет документы на опекунство. Еще несколько раз она приносила бумаги и Федор Матвеевич, полностью своей будущей жене, без вопросов их подписывал.
Весна была в самом разгаре, когда Федор вышел из больницы. Цветы белой кипенью обволакивали изумрудную зелень деревьев. Старик не мог надышаться весенней свежестью. Но какое-то смутное предчувствие беспокоило его, мешало полностью насладиться утренней прохладой.
- Где же Нина? - оглядывался он, в надежде увидеть женщину, - Почему не встречает?
Он впервые забеспокоился с неделю назад, когда Нина не вышла на работу. Его уверили. Что у нее все в порядке, просто она пошла в отпуск. Тогда он попросил передать ей, что его скоро выписывают, пусть встречает. И вот не встретила…
« Может быть, ей не сообщили о моей выписке?» - мелькнула успокаивающая мысль. Другой причины не было. Тяжело вздохнув, Федор Матвеевич, опираясь на палку, медленно побрел домой.
Дома его ждал неприятный сюрприз. По его двору ходили незнакомые люди. На вопрос « Что они тут делают?» они ответили, что купили этот дом и даже показали документы.
Только сейчас старик заподозрил неладное, но еще теплилась надежда на то, что Нина решила поселить его у себя. А этот дом продать. Найти Нину не составило большого труда.
- Что приперся? – заявила она, не впустив старика даже во двор.
От возмущения у него перехватило дыхание.
- А как же мой дом?- наконец, промямлил Федор.
- А я даром, что ли с тобой нянчилась?- Нина с ненавистью плеснула ему в лицо водопад обидных слов и захлопнула перед носом калитку.
Сердце снова напомнило о себе, но Федор Матвеевич не мог поверить в такую подлость.
В милиции ему сказали, что они ничем не могут помочь, и посоветовали обратиться в суд.
Близился вечер. Болели ноги, и от голода свело желудок. За весь день у Федора не было ни крошки во рту, но больше не это волновало его, а мысль: « Где ночевать?»
Кроме нескольких друзей - однополчан у него, пожалуй, и не было таких знакомых, к кому он мог обратиться за помощью. Но проситься к ним на ночлег не хотел, так как понимал, что у каждого из них своя семья, свои проблемы. Его приход вызовет недовольство их домочадцев, а причинять неудобства Федор никому не желал. Присев на скамеечку, старик прижал руку к груди, пытаясь остановить болезненный стук сердца.
-Федор Матвеевич, что вы здесь делаете? - услышал он удивленный голос. Он поднял голову и увидел знакомое лицо. Одна из бывших теперь соседок с интересом смотрела на него.
- Мы думали, что вы нашли себе женщину и порадовались за вас,- сказала она.
У Федора Матвеевича слезы потекли из глаз, и ему захотелось кому-нибудь открыть всю свою боль. Слушая старика, соседка сочувственно кивала головой, и, когда Федор Матвеевич излил свою душу и замолчал, она взволнованно проговорила:
- Пойдемте, у меня переночуете.
Старик обрадовался, что, наконец, нашелся человек, который посочувствовал ему и с благодарностью принял предложение. Всю ночь Федор Матвеевич ворочался на кровати. Его мучили вопросы : « Неужели мы защищали Родину и отдавали свои жизни ради того, что сейчас творится? Почему на старости лет мы стали никому не нужны, и о нас вспоминают лишь в День Победы?»
Только под утро уснул Федор, и снилась ему война. И он, молодой и сильный, бежит в атаку на врага.



© Александр Мецгер, 2009
Дата публикации: 05.05.2009 11:36:24
Просмотров: 2905

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 76 число 76:

    

Рецензии

Людмила Рогочая [2009-05-08 20:43:45]
Господи! Александр, как тяжело читать, а ещё тяжелее видеть всё это. Старики такие доверчивые. "Доброе слово и кошке приятно", а тут - беспомощный старик. Я приведу кучу примеров и похлеще вашего случая. А с приходом капитализма вылезло на поверхности столько жестокости, цинизма.
Я прочитала Ваш "Беспредел". Верю! Спасибо за правду.

Ответить