Три дня в конце мая
Николай Лемкин
Форма: Рассказ
Жанр: Антиутопия Объём: 18385 знаков с пробелами Раздел: "Все произведения" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
«Три дня в конце мая» (антипедагогическая поэма) Н.Е. Лемкин ....Встать! Смирно! Господин директор, личный состав учителей средней школы номер пять для проведения совещания собран! Завуч заискивающе согнулась. ...Вольно, начинайте – сквозь зубы выдавил шеф. К 2028 году реформа образования в России была практически завершена, задачи, поставленные партией и правительством, выполнялись в полном объёме и в заданные сроки. Россия отреклась от предрассудков дикого СССР, и пошла по пути развитых стран – Мозамбика, Буркина-Фасо, Нигерии, Сенегала... Расцвело высшее образование. В крупных городах практически не осталось подвалов и брошенных гаражей, не превращённых в академии, или хотя бы в университеты. Профтехучилища и «ремеслухи» становились «колледжами» и «лицеями». «Колеж иминни В.В Жыриновскова праводит набор учящися на бисплатнае абучение по спициальнастям- Юрист-аблакат, булгахтер со знанием пирсанальнава кампутира, Фельшыр-икстрасенс. Астролог. Учитиль рускава языка. Менежир. Срок абучения - три года апщежытии придаставляиця для ина гародних» Подобными объявлениями были обклеены столбы, заборы, мусорные баки. Россия пришла и к всеобщему среднему образованию. Ещё в январе 2008 года было приказано учить до возраста 17 лет без права изгнания под любым предлогом, переводя из класса в класс с двойками, ну а дальше пошло – поехало! ---...Итак, господа педагоги, у нас на повестке дня три вопроса - персональное дело учителя истории. Иван Иванович, это мы о вас поговорим! Дальше - подведение итогов учебного года в свете решений последнего пленума партии, и знакомство с новыми поправками в законе об образовании... Завуч закончила речь, нервно одёрнула блузку и уселась на своё место. ---...ну, чё, козёл поганый, вставай! - директор из-подлобья глянул на старого, седого мужичка с перебинтованной головой. ---...Я, товарищи... ---...Твоих «товарищей» мы в девяносто третьем перестреляли, в Белом доме, мразь красножопая!- истерично взвился директор. ---Извините, господа, забылся... Тут ведь чего случилось - иду я с уроков, тихонько так, вдоль стеночки, а из – за угла толпа из шестого «А». Ну, тут они меня и того... избили, короче говоря... Учитель стоял, понуро свесив голову и теребя галстук. Галстук висел боком, узел болтался почти на пупке – именно так «по – жириновски» полагалось носить его в соответствии с последними указаниями министра образования. ---...в общем, три месяца в больнице, чуть инвалидность не дали – мямлил учитель. ---...ты погромче, а то не слышно, - взвизгнул комиссар ячейки «Ихних», патриотической молодёжной организации при правящей партии. ---...как пакостить, так первый, а как отвечать, так в кусты!- встряла завуч. ---...господа, поспокойней, поспокойней! ---...куда тут – спокойней? Он детей в стресс ввёл, они так взволновались, что потом опрокинули автобусную остановку! ---...они же были пьяными – мямлил историк. ---...из–за тебя и напились! От переживаний! От нервов это всё! Личный состав кричал из всех сил. Историк был виновен – это ясно! Дети не нападут на кого попало, это он довёл их до этого эксцесса! Историк влип по самые уши, ему грозило увольнение по статье «непрофессионализм». Учитель виноват во всём и всегда – именно на этом принципе строилась «реформа», ну а общество было беспощадно к виновникам. В соседней школе ученики третьего класса только что зверски изнасиловали учительницу математики, сейчас она сидела в сизо, следствие разбиралось – чем она довела детей до такого тяжёлого нервного срыва? Грозило ей до пятнадцати лет строгого режима. Райком партии дал указание навести порядок в школах. И без указания было ясно – порядок нужен! Школа за побитого историка получила пять штрафных баллов, её рейтинг упал, упали и заработки учителей... беда! Всеобщую истерику прекратил директор школы. ---...а ну, заткнулись, сволочи! Сделаем так – выгонять пока не будем. ---...как так? – зароптали преподаватели. ---...ПОКА не будем! Скоро выборы в Госдуму, мы получили разнарядку проголосовать следующим образом – семьдесят три процента за правящую партию, пятнадцать – за «Справедливую партию», десять – за «ЛДПР», и... два процента – за КПРФ, вот пусть он за неё и голосует! Зал разразился хохотом – старику предстояло ходить с клеймом «комуняки»! ( Российской элите было неудобно перед миром за однопартийную систему власти, вот она и держала на коротком поводке тройку мелких, декоративных, ничего не решающих партий.) ---...теперь об итогах, я думаю – педсовет проводить не будем, и так время потеряли. Давайте вкратце. Классные руководители по очереди вставали и докладывали – учеников столько то и столько, на «два» и «три» нет, на «пять и четыре» – столько то. Естественно, все учились хорошо и отлично, поскольку оценки определяли зарплату учителя. ---...Пятый «А», учеников шесть, на «пять и четыре» – пять человек, на «три» – один. ---...???? В зале повисла гробовая тишина. ---...чего, чего? Троишник?- директор поперхнулся,- Как? Кто? Почему? Ещё штрафные баллы школе! Позорище! ---...Вова Грызлин... ---...тройки откуда?- взорвался директор. ---...ну, он вообще не был ни на одном уроке за год... ---...а ты куда смотрела, сучка? ---...я ходила к нему домой, с родителями беседовала, так они же вечно пьяные – сквозь рыдания оправдывалась классная руководительница. Директор был взбешён! Райком партии бросил его на этот фронт для наведения порядка. Проработав до этого двадцать лет надзирателем в колонии строгого режима, имея гигантский опыт работы, он счёл за лёгкую шутку воспитать учителей в духе новых веяний – поклонение ВЛАСТИ, ПРЕЗИДЕНТУ, ПАРТИИ... Как же он ошибся! Легко было с молодыми учителями, выпускниками педколледжей – это были настоящие «граждане», воспитанные в почитании начальства, власти, готовые за лишний рубль нагишом бегать по улицам. Но вот – старики!... Ну, не был ребёнок в школе всего лишь год, так поставь ты ему «четвёрку», тебя что – убудет? Ну, занят он был... Может, девок тискал, может – в запое был, а чего такого? Если он по три – четыре года в одном классе, то ему уже семнадцать лет, он уже может быть женатым, а ему – тройку? ---...ну, так не пойдёт! – директор кратко пересказал в адрес подчинённых запас ненормативной лексики, накопленной за годы работы в зоне. Школы содержались местным бюджетом, естественно, в бедной местности и школы были бедными. Закон требовал искать «инвесторов», сдавать помещения в аренду. Два этажа из трёх пятая школа сдала под «Бутик» и стриптиз-бар. Якобы несуществующие подвалы заполнили китайцы. Крышевал китаёзов Тимур со своей командой. Тридцатилетний небритый чеченец Тимур числился учеником третьего класса, что давало ему массу преимуществ перед обычной кавказской братвой – статус беженца позволял ему парковать свой «Хаммер» хоть посреди улицы, и плевать на прочие законы. ---...ты не переживай, хорошо хоть не уволили... ---...да ведь обидно, меня чуть не убили, а я же виноват! Уйду в вечернюю... Трое стареньких учителей курили за углом школы, и тяжко рассуждали о жизни. По закону от 2007 года учитель обязан курить именно там – среди учеников. Было это и накладно и опасно – детишки «стреляли» сигареты, ну это ещё куда ни шло, но, не угодив ребёнку, можно было нарваться на крутые неприятности. ---...да ты чё, козёл, я те чё – лох такое курить? А ну пойдём поговорим! Такая увертюра предшествовала избиению за углом, и хорошо, если событие оставалось неведомым директору, иначе – разбор на ту же тему, с которой я начал своё правдивое повествование – вина учителя перед ребёнком. ---...в вечернюю? ---...да это я так, с горя... Работать в вечерней школе соглашались единицы. Жуткая безработица гнала из разворованного райцентра в большие города, желательно – в Москву. Строить особняки, рубить баньки, холуйствовать горничными и охранниками. Бизнесмены, нефтяники, паханы, и депутаты создавали «рабочие места» вокруг себя. Хозяева жизни позволяли маргинальной плесени жить на своих объедках. Но даже безработица не могла загнать человека учить детишек в вечерней школе. ---...Разрешите? Школьный участковый милиционер (должность такая появилась в начале двадцать первого века) вошёл в кабинет. ---...вот, господин директор, что я нашёл....- прошептал он. Участковый протянул две затрёпанные книжки. Директор с интересом крутил в руках невиданные вещи – не комиксы, по которым проходило обучение, а КНИГИ... ---...ас Пушкин – это про лётчиков что ли? ---...нет, стихи, понимаете ли... ----...это как? ----...ну, это когда слова так хитро расставлены, ну вроде как: ...меня милый провожал, всю дорогу руку жал, А у самых у дверей навалял мне пи... дюлей... ---....аааа, это я знаю: ...хорошо в краю родном, пахнет сеном и говном, Выйдешь в поле, сядешь срать – далеко тебя видать! Ах, какая благодать!.. ---...Не, здесь не такие – про любовь - зашептал мент. ---...Камасутра? ---...не – «контра!» Директор побледнел – в стране бушевала сексуальная революция, но в глубоком подполье тлела сексуальная контрреволюция. ---...а это что? О! Про нашего чеченца! Ты смотри – «Тимур и его команда»! Гайдар! Ты смотри, он правильный финансист – о рэкетирах пишет! Надо почитать! Учителя загасили окурки, и через кусты пробирались в школу. ---..ха, а я и не знал, что ты девственница!- небритый пятиклассник застёгивал джинсы. ---...дурак, это я колготки не успела снять! В кустах кипела жизнь. Шёл месяц май, месяц – шалунишка, до каникул оставалось два дня. Учителя сдавали отчёты. Власть требовала участвовать в «Президентских программах», обещая по сто тысяч рублей победителю. ---...ты не топай, слышь! Стрелка качается! На весах, принесённых с кухни, лежала папка с бумагами, «Порт-фолио», как это нарекла власть. Учителя сами на себя собирали всякие документы, характеризующие их тягу к учительскому труду, их умение нанести детям непоправимую пользу. ---...три кило двести... ---...жидковато для первой категории! ---...а я вот на пять набрал! ---...ещё бы, ты чай на картоне печатал, а у меня принтер только «Снежинку» берёт... Победитель получит награду за ВЕСОМЫЙ вклад в дело образования. Давно забытые, оболганные комуняки называли это – Просвещением, от слова «свет», реформаторам приглянулось слово «образ». «Образование» Создать «образ» «нового» человека! «Новый» человек был трёх сортов – элита, средний класс и третий. Третий сорт, «маргиналы», «электорат», «быдло», почти брак, но именно третий сорт и должен был быть самым массовым. Он гнил в болотах, качая нефть, дох в шахтах, добывая платину и никель, создавая богатства для элиты. Элита же жила в Англии и США, тратя силы и здоровье на покупки яхт, «яиц Фаберже», футбольных клубов. Элита не щадила себя, изнуряясь «киданием понтов». «Образовывалось» общество соответственно – маргиналы в массовых школах, элита – в платных гимназиях, средний класс – почти там же, но подешевле. Дальнейшие пути расходились. Элита училась в Кембридже, закончив его, и уже почти понимая английский язык, заканчивала учёбу в Оксфорде. Средние получали дипломы в родном отечестве, но тоже за деньги. Маргиналы тоже могли получить высшее образование, естественно, более дешёвое, суррогатное, на «бюджетных» отделениях... Реформаторы собрали на помойках цивилизации всё самое мерзкое, и объявили это великим достижением. Деньги стали религией и инструментом, выдавив на обочину такие предрассудки как «совесть», «талант». Творчески применялись и ценности из советского прошлого, такие как чинопочитание и страх перед властью. Стоило президенту сказать о вымирании маргиналов, как тут же ему докладывали о резком улучшении рождаемости и снижении смертности. Вроде, как и беременность сократилась с девяти до одного месяца! Да и умирать стало неприлично – не огорчать же власть такими мелочами! Первого марта двухтысячвосьмого года президент похвалил реформу образования – оплату по количеству учеников, и по качеству работы... Качество образования – категория эфемерная. Уже не учитываются медали, золотые и серебряные, пускавшие сельское быдло в МГУ и даже – МГИМО! Нельзя было, как успех считать и поступление выпускника в ВУЗ, или техникум – власть велела готовить рабочие кадры для олигархов. Победы в олимпиадах? А сколько победителей на всю «Новую Россию»? Оставалось одно – оценки и количество второгодников. ---...господа, попалась мне в руки интересная книжонка...- директор собрал учителей, чтобы поделиться впечатлениями. ---...Гайдар, царствие ему небесное... Все вскочили и перекрестились. ---....так вот, написал он интересную книжонку, скажу вам, юмористическую, сплошные приколы! Директор сам был результатом реформы образования, поэтому и читал по слогам, и смысл прочитанного осознавал шиворот навыворот, ну а уж пересказать прочитанное.... ---...пацаны... Хе-хе-хе... ну, короче, спёрли у мужика мотоцикл, прямо из гаража, а перед этим понты кидали – вроде как старикам помогают! Я чё думаю – а не включить ли нам изучение этого труда в курс экономики? Элементы, так сказать, приватизации под трёп о гуманизации... Коллеги, охотно заахали и заохали... ---...а теперь опять Иван Иванович... да встань ты, мразь коммунистическая, с тобой, тварь, член правящей партии разговаривает! В наступившей тишине поднялся старенький историк. ---...курил, понимаете ли, он два дня назад за углом, да и испугал Петеньку с Машей, они в кустах практикум по половому воспитанию проводили, вот и документ имеется! Сексопатолог из детской поликлиники пишет. Не может, понимаете ли, теперь Петенька больше чем два часа подряд, это самое.... Учительницы горестно заохали, мужички завистливо заёрзали. ---...тебя, старый импотент, куда понесло? В кусты – то ты нахера попёрся? ---...на урок опаздывал... ---...опаздывал он! А школе ещё два штрафных балла! Учителя взвыли, пересчитывая потерю в зарплате. Жил когда-то историк не в подвале. Была когда–то у него роскошная квартира в панельном доме, была жена и два сына были. Позарился он на ипотеку под залог своей «хрущёбы», да и потерял всё. Банк квартиру отнял, жена ушла, сыновья сгинули в «зонах». Ивана Ивановича я не описываю, ибо описывать тут практически нечего – серенький, сутулый, невзрачный человек, потерял жизнь в школьных коридорах, сжёг нервы на педсоветах, растерял мозги на курсах повышения квалификации. Власть переписывала историю под свои нужды, и вот уже Николай второй не виновен ни в «кровавом» воскресении, ни в «Ленском расстреле», мало того - он канонизирован как великомученик... Колчак уже не палач Сибири, а герой... Генерал Краснов – не соратник Гитлера, а борец со Сталиным... Передовица в правительственной газете могла опрокинуть все ранее полученные знания, перемешать и даты, и события, факты и их интерпретации. По правде говоря, реформы сделали историка человеком без профессии. Пищали крысы в кожухах теплотрассы, гудели насосы, подвал дома был полон жизни, историк стряхнул тараканов с ноутбука, свернул грязный матрас в форме кресла, ---...ну, что же, господа, вы сами заставили меня пойти на это! Конец учебного года – самое коммерческое время в системе образования, Родители покупали переводы своих чад в следующий класс, чада покупали правильные ответы по ЕГЭ... Комиссия из департамента нагрянула неожиданно, как инфаркт, перепугав учителей, сорвав массу выгодных сделок. Нервозность и страх заполнили учительскую и коридоры школы. Целый день под знаменем с медведем десяток мрачных чиновников листали документы. На следующий день личный состав преподавателей был согнан в актовый зал. ---...Встать! Смирно! ---...Садитесь, садитесь, господа...- председатель комиссии брезгливо махнул рукой. Кривые ухмылки стайкой пробежались по лицам членов комиссии. ---...ну, что же, не будем тянуть кота за хвост, начнём сразу мочить в сортире... Личный состав подобострастно хихикнул. ---...итак, господин директор школы номер пять, как это вы дошли до жизни такой, что начали бороться с линией партии, правительства и лично дорогого Президента? ---...кккак эт-то? Директор на глазах уменьшался в размерах ---...как, как? Да вот так! Понимаете ли! Как у вас в школе Гайдар появился? Директор впал в столбняк – Егор Гайдар был канонизирован, так же как и Чубайс, и президенты, неужели его объявили врагом народа? Когда? Газеты читать надо, газеты! ---...Гайдар – это же Гайдар...- замямлил директор. ---...который Гайдар? Который? – председатель комиссии впал в истерику. ---...а разве их... сколько? ---...сколько – сколько, трое их! ---...ух, ты! ---...вот те и «ух»! ---...а ты самого коммунистического в школу притащил! Аркадия! Ты что, гад, коллективизм воспитываешь? Учителя с ужасом вникали в происходящее. Новая Россия строилась по принципу «человек человеку – волк, товарищ и брат», основа процветания – деньги, индивидуализм и цинизм. В Древней Греции слово «идиот» не было ругательским – так назывались люди, живущие вне интересов общества, вне политики, сами по себе. Идиотизация всей страны была планомерной – никакой политики кроме разрешённой, никакой оппозиции, а тут на те вам! ---...хорошо, что нашёлся в вашей школе порядочный человек, написал нам, Иван Иванович, встаньте! Историк поднялся под завистливые взоры коллег. ---...с сегодняшнего дня вы директор, ну а с вашим предшественником будут разбираться, где надо. Власть топтала своих единомышленников, это ценилось и поддерживалось. Гусинский, Березовский, Ходорковский – таких было легион, нужных сегодня, гонимых завтра, традиции Ягоды, Берии жили и процветали... На даче бывшего директора нашли пакет аммиачной селитры, и напрасно тот доказывал, что это – удобрение, и что нет у него алюминиевой пудры... И получил он семь лет строгого режима. Историк принял школу. ---...встать! Смирно! Господин директор, личный состав преподавателей школы номер пять для проведения педсовета построен!.. Историк брезгливо скривил губы -...Вольно, сволочи, опять у нас проблемы – опять штрафные баллы!... Начинался месяц июнь... 2008 г. © Николай Лемкин, 2008 Дата публикации: 17.09.2008 07:19:21 Просмотров: 3226 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииМихаил Лезинский [2008-09-18 00:11:07]
Коля , вот такое письмо я получил с ПРОЗЫ , где я тоже печатаюсь . Неужели эти стихи написал ты ? Не хочется верить !
Михаил! Читал на каком-то сайте Вашу переписку с Николаем Лемкиным. Некая Гиллео с Прозы.ру привела его слова о трагедии 11 сентября. Полагаясь на Ваши добрые отношения с ним, скажите - это могут быть его слова? У меня в голове не укладывается... Заранее благодарю. С уважением Я. К. "Я хохотал от счастья в тот вечер! Я обзвонил всех друзей-смотрите! Я рад, что ЭТО случилось! Я не зверь. Я школьный учитель. Америка от имени Аль Кайды вмазала себе по мордасям... Отмечу годовщину весело-там погибли не люди, а граждане поганой ошибки цивилизации. Николай Лемкин 09.09.2008 19:58 " • Отказываюсь верить! Ты же талантливый писатель ! Ответить Михаил Лезинский [2008-09-17 09:49:57]
Шик , блеск , красота! Педагогический бум , превосходно описанный Николаем Лемкиным , встречался и в прошлом , когда Акулы от педагогики пытались заставить нас писать по новым правилам . Дескать , как слышится , так и пишется . И вместо слова заЯц , требовали писать заЕц .И много ещё слов требовалось окучивать . Тогда отбились дружными усилиями писателей всех мастей и сословий .
Коля Лемкин вспомнил ЖирЫновского , а я его никогда не забывал... Вот тута , Николя , прочти про ентого человека , который с некоторых пор стал НЕ СЫНОМ ЮРИСТА . Очерк был напечатан в израильской газете под названием : " Владимир Жириновский:ИСТЕРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ в интерьере мифа, анекдота и реальности " , а потом перепечатан в США . www.wplanet.ru/index.php?show=text&id=170 Ответить |