Осенняя песня
Вера Козубская
Форма: Рассказ
Жанр: Любовно-сентиментальная проза Объём: 7086 знаков с пробелами Раздел: "Все произведения" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Была весна. А девочка любила осень – с дождями, ветром слякотью… И ей казалось, что другие не любят осень совершенно не заслуженно. И она писала об этом стихи. Даже весной об осени. Всё цветёт, благоухает, а она о том, как всё увядает и грустит. Не любят осень – дождь и ветер, Не любят осень… Ну и пусть. А мне милей всего на свете Её томительная грусть Почему осень? Она и сама этого не знала. Но осенью томительное ожидание чего-то светлого и радостного было особенно острым. И самое первое стихотворение она написала именно осенью, когда за окном шёл затяжной дождь, а деревья и кусты безжалостно трепал ветер. А ещё осенью она пошла работать и принесла маме первую зарплату. Но мама заплакала. Девочка думала, что это от радости, что теперь жить будет легче. А мама плакала потому, что врачи категорически запрещали девочке работать и одновременно учиться в вечерней школе. Но на одну мамину пенсию жить было невозможно, а на работу маму не брали потому, что она почти ничего не видела. О ней говорили: инвалид. А девочка не могла этого принять Инвалидом был безногий старик, что жил в соседнем доме. Он пил водку и громко ругался матом. А мама была такая молодая, такая добрая и ласковая. И очень беспомощная. А ещё мама в отличие от девочки любила солнце. В солнечные дни она лучше видела, чем в пасмурные. И потому, когда в окно стучал дождь, девочка читала маме стихи. Весёлые стихи о грустной осени. По воле ветра, как в танце бешеном, Кружатся листья под звуки осени… А потом появился Он! Он пришёл в класс в середине учебного года, что-то не сложилось в дневной школе. Его папа был большим начальником на большом заводе, и мальчик ни в чём не нуждался. Он был одет с иголочки и не работал. А девочка работала и одета было в то, что сама перешила из маминых вещей или из вещей маминых подруг. Но она влюбилась. Это произошло ранней весной, а в стихах она написала: Ах, осень, осень, что ж ты сделала, Я этой встречи не ждала… Осень у неё была и во всём права, и во всём виновата. В этот раз её вина была в том, что мальчику, у которого папа был большим начальником, не нужна была девочка, у которой папы не было совсем, а мама – инвалид. А ещё он был красивым мальчиком, а она не очень красивой девочкой. Длинноногая, худенькая и бледная. В сочетании с изготовленной кустарным способом одеждой это смотрелось не ахти как. А ещё он хорошо учился, легко как-то, свободно. А она не очень хорошо, т.е. неровно. Уставала на фабрике, пропускала занятия из-за того, что работа была в две смены, а учёба в одну. А ещё она часто лежала в больнице. Но зато в городской газете публи- ковались её стихи. А иногда и в областной. Её дразнили поэтессой и считали чуточку ненормаль- ной, потому что она писала: Я жизнь люблю, и солнце, и ненастье, Дни радости, печали и труда, Мне каждый новый день приносит счастье, И жаль, что он уходит навсегда… Но никто не верил, что её жизнь достойна любви. А она и в самом деле любила свою нелёгкую жизнь, как только можно её любить, когда тебе всего семнадцать. Была весна. Вернее, это уже было лето. Холодное, дождливое, но лето. В школе шли экзамены. Сдавали геометрию. Мальчик сдал первым и на «отлично». Она отвечала вслед за ним, и совсем неплохо. Отвечала и жалела, что он этого не слышит: геометрия – единственный из негуманитр- ных предметов, который она знала. И день ей этот нравился. Девочка решила, что именно сегодня она обязательно прочтёт мальчику стихи, которые написала специально для него. И после экзамена пошла его искать. Мальчик был в актовом зале. Он сидел за пианино и что-то тихо наигрывал. Ребят там было много, все ждали собрания, на котором должна была идти речь о выпускном вечере. Но рядом с ни не было никого. -Хочешь стихи? – спросила она. -Валяй, - ответил он. Девочка сначала хотела обидеться на это равнодушно-пренебрежительное «валяй». Но потом передумала – другого такого случая может не представиться. И тихо начала читать: Я б хотела стать песнею, Чтоб твоим петься голосом, Или ветром весенним. Чтоб твои гладить волосы… Когда она закончила чтение, он с удивлением спросил: - А где осень? -Какая осень? – не поняла девочка. -Твоя, которую ты любишь, - ответил мальчик. Она даже не удивилась, что он знает о её отношении к осени. Не удивилась потому, что ей хотелось закричать: «Я тебя люблю! И зимой, и летом, и осенью». Но она не закричала. Просто глаза её наполнились слезами. -Ну, ладно, - не заметив этого, сказал мальчик. –Тогда я сам тебе об осени расскажу. И он заиграл «Осеннюю песню» из «Времён года» Чайковского. Она слушала и уносилась далеко-далеко от действительности. Туда, где нет ни мальчика, который её не любит, ни фабрики, которая забирает все силы, ни школы, где она далеко не самая лучшая ученица, ни убогой квартиры с удобствами во дворе, в которой они жили вдвоём с мамой. А был только праздник… Праздник её любимой осени. Роскошный и печальный, необыкновенный и неповторимый. Мальчик закончил играть, встал, громко хлопнул крышкой пианино и спросил: -Ну как? Она не ответила. Он обиделся и вышел из зала. А она всё пребывала в грёзах, и только что услышанная музыка в её душе уже преобразовывалась в поэтические строки: И тишина… И снова твои руки На клавиши, как осень, опустились, И грустью переполненные звуки О чём-то вместе с нами загрустили… Домой она шла какая-то просветлённая – улыбалась тусклому солнцу, покрытому тучами небу и спешащим навстречу ей людям, и думала о том, что когда допишет стихотворение, то обязательно прочтёт его мальчику на выпускном вечере. Но накануне выпускного ей стало плохо с сердцем и её увезла «скорая помощь» прямо из школы, с последнего экзамена. А когда она вышла из больницы, мальчика в городе уже не было, он уехал поступать в столичный институт. И поступил. Больше они не виделись. Потом девочка выроста, и к ней пришла большая взрослая любовь. Потом любовь ушла и началась полная забот и проблем взрослая жизнь, далёкая от музыки и поэзии. Но когда ей становилось особенно грустно, она ставила на старенький проигрыватель свою любимую пластинку с «Осенней песне». Пластинка нестерпимо скрипела, но возвращала её в прошлое. В тот школьный актовый зал, где эту мелодию играл для неё мальчик. Который никогда её не любил, но как никто другой понимал состояние её души. И она снова писала стихи об осени. Но читать их было совершенно некому. © Вера Козубская, 2010 Дата публикации: 25.10.2010 22:43:30 Просмотров: 2755 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |