Черепахи, их жизнь в природе и в неволе
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 22080 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Черепахи часто содержатся в условиях неволи, что позволяет организовать исследовательскую работу школьников, нацеленную на изучение этих своеобразных животных. В данной статье педагог найдет необходимую информацию о них, а также – инструкцию для учащихся, которая позволит направить деятельность юного исследователя «в нужное русло». Статья написана педагогом-биологом, длительный срок содержавшим представителей разных видов черепах в своей квартире и проводившим разнообразные наблюдения за ними. Черепахи представляют собой один из отрядов класса Пресмыкающиеся. Это очень древняя группа рептилий. Они покрыты твердым прочным панцирем, состоящим из спинного (карапакс) и брюшного (пластрон) щитов. Их образовывают видоизмененные реберные и другие кости, поэтому черепаху нельзя извлечь из панциря, не повредив части ее скелета. Сверху панцирь большинства черепах покрыт роговидными пластинками, идентичными нашим волосам и ногтям. Форма, размер и количество пластинок (щитков) – важный видовой признак. Исключение составляют водяные мягкотелые и кожистые морские черепахи, которые таких щитков не имеют. Прочность панциря не безгранична: при падении на камни или на асфальт он может повредиться. Орлы, желающие полакомиться свежим мясом, сбрасывают черепах на скалы, после чего без проблем до него добираются. У наземных черепах карапакс высокий, куполообразный. У большинства видов, ведущих водный образ жизни, он низкий и обтекаемый. Роговые щитки, покрывающие панцирь, растут в течение всей жизни животного. У видов, ведущих сезонный образ жизни, когда бодрствование сменяется спячкой, рост рогового вещества панциря в период активной жизни усиливается, а во время длительного сна снижается. Так на щитках образуются кольца, напоминающие годовые кольца у деревьев. По ним можно определить примерный возраст животного. У черепах, живущих в неволе и не впадающих в спячку, узнать возраст по кольцам нельзя. Все черепахи любят тепло, но даже уроженцы жарких пустынь не могут долго выдерживать прямые солнечные лучи в самые жаркие часы суток. В это время животные отдыхают в глубоких прохладных норах или вообще уходят в летнюю спячку.Впоследствии она нередко может плавно перетекать в зимнюю [1]. Среди черепах есть преимущественно растительноядные виды, или, наоборот, хищники. У представителей многих из них рацион существенно меняется с возрастом. При размножении черепахи (даже пресноводные и морские) откладывают яйца на суше, зарывая их в песок или в другой подходящий субстрат. Развитие у них прямое. СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ЧЕРЕПАХА(Testudo horsfieldi) Представители этого вида черепах встречаются севернее всех других видов: они живут на части территории бывшего Советского Союза, а также в некоторых азиатских странах, в том числе в Пакистане, Иране и даже в Китае. В настоящее время она успешно размножается в неволе. Как и у других видов, у самцов среднеазиатской черепахи более длинный хвост и несколько вогнутая нижняя часть панциря - так называемый пластрон. Лапы у этих черепах очень сильные, а верхняя часть панциря – карапакс – относительно плоский. Это позволяет им в родных местах легко закапываться, чтобы укрыться от палящего солнца или морозной зимы [5]. Результаты моих личных наблюдений за поведением черепах, содержащихся в условиях террариума, позволяют констатировать, что эти животные проявляют некоторую степень сообразительности и способны к образованию уловных рефлексов. При приближении к террариуму человека голодные среднеазиатские черепахи подползали непосредственно к переднему стеклу помещения, в котором они находились, с явной надеждой получить корм, и в этой ситуации трудно было бы не пойти им навстречу… Некоторые авторы отмечали, что среднеазиатские черепахи, выпускаемые на пол квартиры, достаточно легко запоминали дорогу к кормушке, а по самой квартире перемещались индивидуальными «любимыми тропами». Наблюдая за своими домашними питомцами, я замечал, что между особями среднеазиатских черепах существуют значительные различия, выражающиеся в степени двигательной активности и аппетите при идентичных условиях содержания. Интересно, что фактором, активизирующим, например, пищевое поведение конкретного животного, является активность другой особи, уже приступившей к питанию. Когда я содержал среднеазиатских черепах в одном помещении с пустынными грызунами монгольскими песчанками, мне приходилось видеть смешные случаи преследования малоподвижными рептилиями вертких грызунов с ярко выраженным желанием отобрать у них кусок капустного листа. При этом рядом лежали «ничейные» листы капусты, которые некоторое время оставались без внимания «увлеченных погоней» пресмыкающихся. Я многократно обращал внимание на тот факт, что после окончания приема пищи практически у всех среднеазиатских черепах обычно наблюдается значительное снижение двигательной активности. Мои рептилии были склонны к длительному проявлению стереотипных поведенческих реакций. Конкретный пример: черепаха перемещается вдоль стенки террариума, разворачивается на 180 градусов и движется вдоль той же стенки в обратную сторону. В противоположном углу террариума ситуация повторяется. Такое безостановочное ползание «вперед-назад» может продолжаться десятками минут. С таким же упорством среднеазиатская черепаха может «рыть нору» в углу террариума. При этом она сильно скребется и гремит панцирем, что может сильно раздражать находящегося с ней в одной комнате человека. Особенно неприятными кажутся эти настойчиво и многократно повторяющиеся звуки в ночное время (например, в ситуации, когда человек хочет заснуть). Эту особенность сухопутной черепахи, безусловно, нужно учитывать при принятии решения о том, стоит ли заводить ее в качестве домашнего питомца. Справедливости ради нужно отметить, что в большинстве случаев через некоторое время после выключения в террариуме источника света и тепла двигательная (и в частности – роющая) активность черепах снижается или прекращается вовсе, т.к. температура их тела постепенно падает, а вместе с ней – и уровень обмена веществ этих холоднокровных животных. Особого обсуждения заслуживает популярная в наше время идея совместного содержания представителей разных видов животных и растений, создания «искусственных экосистем» в домашнем террариуме. У меня лично был, к сожалении, неудачный опыт совместного содержания пустынных животных – среднеазиатских черепах и монгольских песчанок. Песчанки, временно содержащиеся без укрытия, неожиданно принесли потомство – голых, слепых, беспомощных детенышей. Случилось это тогда, когда наша семья была на работе. Вернувшись вечером домой, я с ужасом увидел в челюстях черепахи окровавленное тело одного из детенышей песчанок, которое с видимым удовольствием поедалось рептилией. Остальные детеныши, видимо, уже были съедены ранее. Таким трагическим образом в результате моей неосторожности подтвердился малоизвестный факт о всеядности сухопутных черепах. При этом бесспорно, что растительная пища в их рационе, безусловно, играет доминирующую роль. Я поставил в помещение с черепахами и песчанками увесистое, с широким основанием, утяжеленное укрытие для грызунов, которое рептилии были бы неспособны перевернуть. Мне казалось, что таким образом решил проблему взаимоотношений между представителями этих видов животных. Но я снова ошибался. Через некоторое время обнаружились странные кровоточащие раны на задних конечностях своих среднеазиатских черепах. Длительные наблюдения дали свои результаты. Оказалось, что песчанки периодически подбегали к черепахам сзади и кусали их за нижние части конечностей! Причины этого поведения «остались за кадром», но факты были очевидны. Как известно, зубы у грызунов острые, самозатачивающиеся, поэтому постоянная агрессия песчанок в отношении черепах не могла быть без последствий для внешнего облика и состояния здоровья последних. Представителей этих двух видов животных пришлось срочно рассаживать в разные помещения, а черепахам - оказывать срочную доврачебную помощь… Каков же вывод? Очевидно, что попытке совместного содержания представителей разных биологических видов должно предшествовать глубокое изучение их биологии по литературным источникам. Акцент в этом изучении должен делаться именно на выявлении особенностей взаимоотношений между животными разной видовой принадлежности. Затем, после совмещения живых биологических объектов в одном помещении, необходимо проводить длительные наблюдения за их взаимодействием. Если оно носит агрессивный характер, который может быть опасен для представителей какого-либо из видов, рассаживание животных необходимо, и медлить с этим нельзя. При этом надо понимать, что заранее всего не предусмотришь… Затруднительно содержать сухопутных черепах и совместно с комнатными растениями, которые используются для декорирования террариума. Если черепахи смогут до них добраться, то эти растения будут съедены или сломаны мощными конечностями и панцирями рептилий. Я вижу три выхода из этой ситуации. Выход первый: живые растения в горшках устанавливаются на каменный уступ или устойчивую полку у задней стенки внутри террариума. Тогда цветы окажутся недоступными для сухопутных черепах, которые не умеют лазать и, как правило, не рискуют это делать. Выход второй: живые растения помещаются около задней прозрачной стенки террариума, но снаружи, что обеспечит их недосягаемость для рептилий. Выход третий: на задней прозрачной стенке террариума с наружной стороны можно закрепить красивую цветную заставку с изображением комнатных растений (например, кактусов), что создаст иллюзию фрагмента природной среды, характерной для сухопутных черепах. Право выбора – за каждым любителем террариума… КИТАЙСКИЙ ТРИОНИКС (Pelodiscus sinensis) Второе название этого вида животных – дальневосточная кожистая черепаха. Живет она в озерах и реках. Внешне она резко отличается от многих других видов черепах. Ее округлый панцирь обтянут мягкой кожей, не имеющей роговых щитков. Шея у животного длинная, мордочка вытянута в хоботок с ноздрями на самом его кончике. Это позволяет скрытно находиться под водой, выставив хоботок наружу для дыхания. Лапы с перепонками между пальцами, хвост короткий, тело уплощенное. Черепаха эта отличный пловец и ныряльщик. От воды она далеко не уходит, на берегах лишь греется, а пищу свою промышляет в воде, подкарауливая рыбешек, ракообразных, моллюсков, червей, насекомых и их личинок. Наибольшая длина панциря черепахи по его верхней стороне 35 см [4]. Триониксы очень ревностно относятся к своей территории и нетерпимы даже к особям того же самого вида. Если купить двух маленьких черепашек, со временем одна из них неизбежно будет расти быстрее и станет задирать соседку. Последствия драки бывают тяжелые, потому что у этих черепах кожистый ранимый панцирь. В появившиеся в результате сражения раны может попасть грибковая инфекция, к которой эти животные очень восприимчивы. Болезнь часто заканчивается смертельным исходом. В целом можно признать, что триониксы агрессивнее других водяных черепах, что необходимо учитывать при содержании этих рептилий в неволе [5]. Крошечная черепашка этого биологического вида по случайности попала ко мне в феврале 2003 г. Как показал личный опыт, миниатюрное животное с длиной панциря 5-7 см. уже больно кусалось. «Бульдожью» хватку маленьких, но невероятно сильных челюстей с острыми режущими краями я помню до сих пор, несмотря на то, что с того момента прошло уже много лет… Невозможно было представить себе заранее, что укус такого субтильного существа может быть столь болезненным. Смешно было наблюдать, как черепашка при дыхании вытягивает свою длинную шею вверх, пытаясь достать узким хоботком с выдвинутыми вперед ноздрями поверхность воды, чтобы совершить очередные выдох и вдох. Находясь постоянно в воде, животное любило надолго выставлять из нее верхнюю часть головы с ноздрями и глазами. При этом нижняя часть головы, шея, туловище и конечности оставались в водной среде. Моя черепаха была очень подвижна, она активно перемещалась в основном по дну акватеррариума или вблизи него. Здесь же она находила «укромные уголки», в которых она пряталась от сильного освещения и отдыхала. Перемещаясь в нижней части искусственного водоема, часто «обнюхивала» и внимательно осматривала различные участки дна, погружала свой хоботок в песок. Любила находиться и у поверхности, опираясь конечностями сверху на плавающие водные растения. Плывущий в толще воды корм черепаха брала неуклюже, иногда промахиваясь. Пищу, лежащую на дне, наоборот, захватывала челюстями достаточно точно, с первого раза. Привыкнув к кормлению с пинцета, моя черепаха следовала за рукой человека, поднесенной сверху почти к поверхности воды, очевидно, ожидая пищу. После окончания процесса питания, «на сытый желудок», черепаха дольше, чем обычно, проводила на дне акватеррариума в состоянии неподвижности. При этом рот животного был открыт, что, видимо, обеспечивало дыхание путем активного газообмена с водной средой через слизистую оболочку ротовой полости. КРАСНОУХАЯ ПРЕСНОВОДНАЯ ЧЕРЕПАХА (Trachemys scripta elegans) Представители этого вида ведут водный образ жизни, поэтому их лапы снабжены мощными перепонками. Отличительный признак вида – пара желтых, оранжевых или красных пятен – «ушей», располагающихся по бокам головы. Длина карапакса до 28 см. В природе она распространена от восточных штатов США до Северо-Восточной Мексики. Встречается в мелких водоемах с заболоченными берегами. В последнее время часто встречается в местах, значительно удаленных от районов первоначального обитания. Такое расселение связано с тем, что в одних случаях черепахи убегают от своих владельцев, а в других – люди выпускают надоевших животных в ближайший водоем. Выпущенные в естественные водоемы Германии и других европейских стран красноухие черепахи прижились там благодаря довольно мягкому климату. Более того, есть сведения, что «американцы» вытесняют европейских черепах из их традиционных мест обитания. На родине этих черепах холодная зима и жаркое лето. В период активности черепахи проводят большую часть своего времени, нежась под солнечными лучами. При температуре ниже 15 градусов С они становятся вялыми, а при 10 градусах С впадают в спячку, зарываясь в донный ил[1]. Основные корма в неволе – рыба, новорожденные мыши, дождевые черви, креветки. Кроме этого, охотно поедает ряску, капусту, салат. Спариваются черепахи в течение всего года. Яйца откладываются с июля по сентябрь [3]. В июне 2001 г. ко мне в качестве «подарка» попала молодая красноухая черепаха с традиционной для представителей этого вида болезнью – размягчением панциря. К счастью, болезнь находилась на одной из первых стадий своего развития, и животное удалось вылечить. Как известно, это заболевание возникает в связи с недостатком кальция в организме рептилии и проявляется на общем фоне нарушения обмена веществ и дефицита витаминов группы Д. Если болезненное состояние животного не зашло слишком далеко, изменить сложившуюся ситуацию можно, регулярно предлагая рептилии мясо или рыбу с некоторым количеством минеральной добавки (мела, костной муки, мелко растертой скорлупы от куриных яиц). Таким же образом следует поступать и в профилактических целях, стараясь предупредить появление у рептилий первых признаков дисбаланса веществ в организме. Однако, проблема заключается в том, что красноухие черепахи чаще всего поедают корм в воде. При этом минеральная добавка самопроизвольно отделяется от основного корма (мяса или рыбы) и в организм питающегося животного не попадает. В самостоятельном же виде, без сочетания с основным кормом, минеральная добавка черепахой не поедается. Мною был найден простой и доступный выход из описанной выше ситуации, который позволяет эффективно вводить минеральные вещества в организм больной рептилии. Нужно взять кусочек мяса, обвалять его в мелко растертой скорлупе, после чего плотно обжать пальцами со всех сторон. Скорлупа в данном случае плотно прилипает к мясу и, попадая в воду, самопроизвольно от него не отделяется даже в процессе заглатывания корма черепахой.Регулярная подкормка больного животного минеральными добавками нередко способствует быстрому выздоровлению, если параллельно проводится витаминизация организма животного (солнечные ванны; облучение рептилии с помощью кварцевой лампы; предложение пресмыкающемуся кормов, содержащих витамины групп А, Д, Е). Естественно, все эти действия по оздоровлению животного должны быть строго дозированными. Правильное оборудование «жилища» для красноухой черепахи – дело не совсем простое. При содержании ее в аквариуме с водой, нужно не забыть о том, что рептилии необходим участок суши, на который она могла бы выбраться в случае необходимости, отдохнуть и погреться. Поэтому здесь же, на необходимой высоте должен быть расположен электрический источник света и тепла (например, обычная лампа накаливания), согревающая поверхность «островка» до температуры 30 – 35 градусов С. Здесь холоднокровное животное с непостоянной температурой тела в нужный для него момент будет активизировать протекающие в организме химические процессы. Необходима и аквариумная грелка с терморегулятором, погруженная в воду и закрепленная с помощью присосок на стенке или дне искусственного водоема. Оптимальная температура воды – приблизительно 25 градусов С. В случае, если естественная температура воздуха в комнате не опускается ниже этого показателя, аквариумную грелку использовать не обязательно. Здоровая красноухая черепаха, содержащаяся в оптимальных условиях, подвижна, любопытна, обладает хорошим аппетитом и достаточно интересным поведением. Однако необходимо учитывать, что крошечный черепашонок со временем обязательно вырастет и превратится в достаточно крупное увесистое животное с длиной панциря в 20 см., а то и более. Аквариум или акватеррариум, который использовался для его содержания вначале, безусловно, уже не подойдет взрослой рептилии. Об этой проблеме следует подумать еще перед приобретением совсем молодого, миниатюрного пресмыкающегося. Кроме того, относительно крупное взрослое животное достаточно много ест и, соответственно, выбрасывает во внешнюю среду большое количество отходов, которые загрязняют и портят воду. Следовательно, будут нужны мощные аквариумные фильтры и регулярная уборка помещения, в котором находится рептилия. Поэтому перед принятием решения о том, заводить ли дома маленькую плавающую в воде черепашку, следует очень серьезно подумать… Об этом совсем нелишним будет поговорить с учащимися, имеющими склонность к содержанию у себя дома разнообразных животных и не всегда представляющими себе возможные последствия этих действий. При этом следует подчеркнуть особо, что ответственность за жизнь и здоровье домашнего питомца полностью лежит на его хозяине. Если все-таки черепаха уже принесена в дом, было бы неразумным не использовать эту ситуацию в учебных целях. Преподаватель биологии может предложить школьнику провести разнообразные наблюдения и опыты над рептилиями, руководствуясь предложенной ниже инструкцией, разработанной автором данной статьи. Инструкция по изучению черепах, содержащихся в условиях неволи 1. Познакомься по литературным источникам с распространением, биологическими особенностями изучаемого тобой вида черепахи. 2. Используя литературу для любителей террариума, выясни, как правильно содержать представителей данного вида черепах в условиях неволи. 3. Подробно опиши террариум или акватеррариум, в котором находится изучаемое тобой пресмыкающееся и сравни это описание с уже известными тебе правилами содержания рептилий в неволе. 4. Внимательно рассмотри и подробно опиши особенности внешнего строения изучаемой тобой черепахи (размеры и форму тела, его окраску, внешний облик панциря и конечностей, расположение органов чувств). Объясни, почему это животное имеет именно такой облик. 5. Обрати внимание на скорость передвижения черепахи в террариуме или акватеррариуме, а также - на ее способ перемещения в пространстве. Если черепаха является пресноводной – сравни особенности ее передвижения на суше и в воде. 6. В процессе проведения повторяющихся наблюдений и с использованием соответствующих электроприборов выясни, сколько времени проводит твоя пресноводная черепаха на суше, а сколько - в воде при разных внешних условиях (температура среды, степень освещенности). 7. Проведи несколько наблюдений и таким образом выясни, сколько времени черепаха проводит в неподвижности, а сколько – в активном состоянии при определенной температуре воздуха в террариуме. Сделай вывод о степени активности животного в данных температурных условиях. Если животное содержится у тебя дома – измени температуру воздуха в террариуме на несколько градусов (в пределах допустимых величин) и проведи несколько повторных наблюдений. Сравни полученные результаты, сформулируй выводы. 8. Проведи несколько наблюдений и выясни, сколько времени черепаха проводит в неподвижности, а сколько – в активном состоянии до и после кормления. Сравни и объясни полученные результаты. 9. Если твоя черепаха пресноводная – проведи несколько наблюдений и выясни, сколько времени животное проводит на суше до кормления, а сколько – после. Сравни и объясни полученные результаты. 10. Если животное находится в твоем домашнем террариуме, в процессе проведения наблюдений и опытов изучи особенности его питания. При этом дай ответы на следующие вопросы: - Какие виды кормов поедаются рептилией наиболее охотно? - От чего зависит, приступает ли животное к питанию, или нет? - Как часто питается изучаемая тобой черепаха при различных температурных условиях? - Как черепаха поедает свою пищу и есть ли у нее зубы? 11. Результаты своего исследования оформи в виде компьютерной презентации и расскажи о них на заседании биологического кружка или на уроке биологии. ЛИТЕРАТУРА 1. Гуржий А.Н. Ваш террариум. – М.: Вече, 2005. 2. Кубыкин Р.А. Черепаха. Знаете ли вы ее? / Живые сокровища Казахстана. – Алма-Ата: Казахстан, 1979. 3. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. - М.: Лесная промышленность, 1991. 4. Сосновский И.П. Амфибии и рептилии леса. – м: Лесная промышленность, 1983. – 143 с. 5. Олдертон Д. Экзотические домашние животные: Энциклопедия. - М.: ООО Издательство Росмэн-Пресс, 2002. 6. СуматохинС.В.Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. - 2013. - № 5. 7. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. - 2014. - № 4. © Александр Кулев, 2017 Дата публикации: 23.04.2017 10:38:46 Просмотров: 2741 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |