В защиту квадрата
Кямал Асланов
Форма: Эссе
Жанр: Размышления Объём: 4787 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Литература и искусство по сути своей есть сбитый ритм восприятия окружающей действительности, нарушение общепринятого порядка вещей, общей гармонии, создание собственной системы координат Реальность убаюкивает привычной очередностью колебания воздуха, а тут вдруг вклинивается другая, беспокоящая. Происходит сбой. Идёт, к примеру по улице сонная толпа, спешит на работу, даже головы не поднимает, каждый думает о своём, не ожидая ничего необычного. Поскольку ежедневно видит по дороге одно и то же. И вдруг откуда-то доносятся отголоски разговора на повышенных тонах. А человек существо любопытное, награждённое природой этим качеством для предостережения. Поскольку всё новое, необычное может быть опасным. Потому у прохожего сбивается ритм. Он поднимает голову и ищет источник «опасности». И находит его на той стороне улице, где двое выясняют отношения. Что сразу же утрачивает интерес в глазах прохожего. Внутри всё сцен в жизни он видел немало. Потому из категории необычных событие переходит в обычное. К нему теряется интерес. Но когда человек, вобрав голову в плечи, уже собирается продолжить свой путь, снова происходит необычное. Свара прекращается. Чего по расчётам человека, не должно было случится. Жизненный опыт показывает, что такие сцены так резко не кончаются. Потому снова происходит сбой ритма. Заинтересованный прохожий снова поднимает голову и смотрит на спорящих. Те стоят обнявшись. Что ещё более неожиданно. Но порывшись в памяти, человек находит объяснение и этому. Бывает, что спорящие легко мирятся. Происходящее снова возвращается в категорию привычного. К нему опять теряется интерес Человек может продолжить свой путь. Но тут на той стороне улице один из спорящих падает перед другим на колени. А это уже не лезет ни в какие ворота. Это интересно. И так до тех пор пока наблюдатель не обнаружит, что наблюдая за происходящим уже давно забыл о повседневном, опоздал на работу. Или наоборот, можно представить человека пребывающего в состоянии постоянного возбуждения. Футболиста к примеру, или шоумена, зазывалу на базаре. Привыкшему к такому образу жизни. И вдруг жена затаскивает такого на концерт классической музыки. Или случайно сам сталкивается с уличным музыкантом играющим на свирели, видит мать укачивающую ребёнка. В первую минуту сознание спешащего сопротивляется увиденному. Как можно дудеть беспечно в трубу, когда ждут клиенты и каждый час опоздания стоит сумасшедших денег. Но этот сладкий тянущийся звук.... Он невольно сбивает идущего с ритма. Он останавливается. Борется с собой, уходит, снова задерживается. И так до тех пор пока не поймает себя на том, что лезет в карман, чтобы заплатить музыканту. Так действует театр, сценическое искусство. Держит внимание зрителя неожиданными поворотами сюжета. Будоража спящих и убаюкивающая бунтующих. И поддерживает в человеке интерес к жизни. Интригуя и завораживая. Так работает литература. Хороший поэт подбирает такие слова, так выстраивает их в предложении, что читатель уже не может оторваться от стихотворения. Композитор, подбирает такие звуки в таком сочетании, что слушают его безотрывно до конца. Ибо только возрастающий интерес к происходящему держит зрителя-слушателя в зале, а не идеологические установки, как того хотелось бы иным властвующим идеологам. Только полностью овладев вниманием аудитории, можно попробовать втюхивать ему свои идеи. Это обязательная основа ремесла. Картина должна остановить зрителя и приковать к себе его внимание. Голосующий в театре ногами зритель всегда прав. Искусство начинается с вопросов: убедил-не убедил, заставил задуматься или нет. Чем дольше произведение приковывает внимание к себе, чем больше нюансов обнаруживается в нём со временем, другими словами чем большую жизнеспособность выказывает произведение, живя своей самостоятельной жизнью, тем выше цена. У меня дома уже давно висят три репродукции Пикассо. Одна так вообще не картина, а многократно увеличенный рисунок - спящая женщина. И каждый раз, когда мой взгляд скользит по ним, я нахожу что-то новое, Там обнаруживается неожиданная глубина, тут лишний палец на руке, придающий ей сходство с веером или с крылом, то ещё что-то открывающее новые грани в работах,. Одним словом чем больше смотрю, тем больше для себя открываю. Так и со стихами Бродского и музыкой Баха. А ведь давно живу и сам меняюсь, И картины должны были бы превратиться для меня в привычный фон, обои. Но не превращаются, бередят. Тем самым ещё раз подчёркивая разницу между настоящим искусство и декоративным. Первое живёт и развивается, как сама жизнь, а второе сопровождает и украшает. И все язвительные замечания в адрес Малевича сегодня говорят о том, что прошло сто лет, а его квадрат живёт и беспокоит, А изобличающий пафос передвижников и жизнеутверждающий соцреалистов приказали долго жить © Кямал Асланов, 2024 Дата публикации: 07.10.2024 18:07:36 Просмотров: 458 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |