Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Христианству - две тысячи лет, а мы все еще друзья Иова

Наталья Гвелесиани

Форма: Эссе
Жанр: Размышления
Объём: 23385 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


О современных попытках толкования Книги Иова в ветхозаветном духе.(К вопросу о том, почему в мире существуют страдания, когда Бог есть любовь?).




Наталья ГВЕЛЕСИАНИ




ХРИСТИАНСТВУ – ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ, А МЫ ВСЕ ЕЩЕ ДРУЗЬЯ ИОВА

И две тысячи лет война -
Война без особых причин…
Виктор Цой


Хочу поделиться с вами своими мыслями о ветхозаветной Книге Иова.
И поставить следующий вопрос - так ли уж бесспорна интерпретация отношений между Богом и человеком, изображенная автором ветхозаветной Книги Иова?
В своей статье "Так с кем же боролись поэты-богоборцы?" http://zhurnal.lib.ru/g/gwelesiani_n/hjklghj.shtml я провела мысль, что некоторые русские поэты, окончившие жизнь самоубийством ( вернувшие в метафизическом смысле Богу билет) и задававшиеся вопросами о смысле человеческих страданий в рамках теодицеи, на самом деле боролись с дъяволом, а думали - что с Богом... А думали так потому, что у них были неверные, навязанные обществом, в том числе из числа церковных авторитетов, представления о том, что исходит от Бога, а что - от дъявола. И поэтому их поражение в брани с дъяволом вменяется им в праведность. Они -то как раз и не погибнут, даже если совершили такой грех, как самоубийство. Потому что они не смирились с существованием зла и бросили ему вызов - бросили вызов вплоть до того, что отказались от жизни на такой неправедной Земле.
Но они при этом многое просмотрели и упустили. И жизнь благодатного смиренномудрого христианина все равно выше - намного выше и чище. Так как он понимает, что Бог здесь не причем. Бог в этом мире - такой же страдалец. А почему - этого никто не знает. Почему-то нет другого пути. если даже Бог здесь - пострадавший. Значит, и всем такое предстоит.
Б.П. Вышеславцев пишет в книге "Этика преображенного Эроса" о том. что нельзя принимать на веру букву, нельзя принимать буквально на веру то, что написано в Ветхом Завете. Приведу цитату:

"Закон никогда не содержит в себе непосредственно божественных ценностей (хотя может их иметь в виду); между ним и этими ценностями есть посредник - человеческая природа, и притом природа, искаженная грехом; она формулирует норму в зависимости от искажений и преломляет лучи божественных ценностей в своей среде; преломляет необходимое даже и тогда, когда законодателем является лицо боговдохновенное (Моисей), могущее непосредственно созерцать божественное Совершенство. В этом случае, конечно, нет совершенства положительного закона по несовершенству законодателя и "посредника", но может быть налицо иное несовершенство закона, вытекающее из несовершенства тех, к кому обращен императив закона. "Жестокосердие" закона объясняется не жестокосердием Моисея, а жестокосердием его народа. То, что в законе есть вечного и божественного, это вечные ценности..."

Не Бог попускает страдания, а страдания являются следствием какой-то катастрофы. условно названой грехопадением, в результате чего Земля вместе с человеком и природой стала подвержена закону всеобщей вражды все против всех (закон выживания в природе).
А Бог тут - и сам страдалец на этой Земле.

В сознании же многих людей существует смешение образа Бога и образа дъявола. На этом пункте и произрастает у многих их богоборчество, точнее, псевдобогоборчество.

Бог не творил эту Землю такой, какой мы сейчас ее видим - подверженной закону борьбы за выживание, где все люди и звери питаются друг другом. Такой она стала в результате неизвестной нам катастрофы, которую мы как неразумные дети и излагаем, и понимаем в виде аллегорической сказки о грехопадении Адама и Евы. Этим миром фактически правит Князь мира сего, но он на самом деле не ведает Божьего Промысла и того, как Бог действует в этом мире. И мы не ведаем.
Мир страданий - это сатанинский мир.
Божественный мир - это мир СОСТРАДАНИЯ.

Для того Иисус и пришел на Землю - совсем не так и не таким, каким его ожидали увидеть любители чтения и буквального принятия Ветхого Завета, любители буквы - чтобы показать - вот он я, совсем не такой, каким вы тут себе меня вообразили. Совсем не деспот и не садист. Я не имею никакого отношения к воображаемому вам Богу, который у вас насылает на Иова мучения, а тот должен его хвалить за это. Если вам вдруг захочеться похвалить меня за что-то, то уж хвалите за дело. А все дела у меня теперь перед вашими глазами - попробуйте найти садистские склонности. Уверуйте, что я - это я. Делайте как я, а не то, что говорят вам книги. Отменяется сожжение тельцов ради моего имени. Жертва Богу дух сокрушен. Забудьте прежние представления. А то еще чего доброго мы вспомним времена ацтеков, которые устилали жертвенники живыми человеческими сердцами, вырезанными у несчастных людей. Подумайте, как это печально, что вы даже не чувствуете и не узнаете меня. Это значит, что ваши сердца очень далеки от чистоты и правды. Вам и удобнее, и приятнее тот образ Бога, который вы воображаете. А ведь вы воображаете его по своему подобию. Будь вы лучше, у вас и воображение было бы чище и вы бы узнали меня. Но вам пока что не нужен истинный Бог - вы продолжаете судить о нем по меркам Ветхого Завета, Ветхого мира, ветхого человека. Поймите, человек - это действительно звучит гордо. Смиренномудрие - это не смирение перед пошлостью. Смирение - это целая революция в сознании. Я тут вам ноги мою, а вы все думаете, что я изъясняюсь как торговец индульгенциями в сказке про Иова.
Аналогичен подход к образу Бога в Книге Иова у А. Меня: «Читателя книги может неприятно поразить: как это Бог делает человека ставкой в споре? Но не нужно забывать, что перед нами аллегория, притча, никак не претендующая на точное изображение реальности. Эта почти жанровая по тональности сцена, не лишенная даже оттенка иронии, — лишь литературный прием, призванный раскрыть главную и очень серьезную мысль. Вспомним евангельские притчи. Было бы поистине странно, если бы мы сочли подлинным образом Бога господина, который «жнет, где не сеял», или царя, в раздражении наполняющего свой дворец уличным сбродом.
В том же условном ключе изображены, по существу, и беды, которые Сатана навлек на Иова. Автор нагнетает их, не заботясь о чувстве меры и правдоподобии. Не успевает смолкнуть один горестный вестник, как уже вбегает другой, чтобы поведать о новом несчастье».
Не только Моисеев Закон, а весь Ветхий Завет нельзя читать буквально и даже столь напрямую аллегорично. Европейский мир до Христа не дорос для более духовного понимания многих вещей. Ветхий Завет написан ветхими людьми (пророками, больший из которых - самый маленький в истинном Царствии Божьем по сравнению с христианами) для ветхих людей. Большего они на тот момент просто не могли вместить. Вспомним, как все отреагировали на появление Христа и его речи - никто не ожидал такой новизны во всем - даже лучшие из лучших - даже ближайшие ученики.
Поэтому я думаю, что не заключал Бог никакой сделки с дъяволом на то, чтобы издеваться над Иовом. А просто автор истории про Иова был еще слишком несовершенным человеком и понимал Откровение Свыше в меру своего понимания - довольно жестокого и ограниченного, в духе нравов времени, в которое жил. Автор истории грубо говоря «переврал» то. что чувствовал Свыше. А согласно толкованию А. Меня, он и вовсе в тот период находился в состоянии богооставленности и может рассматриваться скорее как философ, нежели чем пророк, через которого глаголет Бог.

Но вопрос он поставил правильный - за что люди так страдают? И на него можно искать ответы.
Но никакого сговора между Богом-властелином и его сподручником Сатанилом не было - этот вымысел на совести автора этой истории.
Стыдно, господа! Христианству две тысячи лет, а мы все еще – друзья Иова, а не Иисуса.
Наверное, наличие одновременно Провидения и Свободы, свободной воли людей - это какой-то парадокс, недоступный нашему сознанию. Или пока недоступный. Возможно, так проявляет себя закон единства и борьбы противоположностей. Но в этом случае, я думаю, люди все равно не роботы и от них тоже кое-что зависит, а иначе зачем все это - обращение к людям с Откровением о том, какими им быть, если за них уже все предрешили.
В заключение приведу выдержки из прекрасного - глубокого и всестороннего -комментария к Книге Иова протоиерея А. Меня:

«В своих жалобах и обвинениях Иов доходит до самого края пропасти, кажется, что вот-вот он сорвется, и тогда ничего не останется, кроме бунта. Недаром смысл «Иова» пытались свести к богоборчеству только слегка замаскированному(3). Но на самом деле — и в этом весь парадокс книги — она стоит на одной из высочайших ступеней веры, той веры, которая побеждает вопреки всему, бросает вызов самой Вселенной, идет против очевидности и теорий. Автора книги не смущают самые страшные слова, он не замалчивает ничего, что свидетельствует против его веры. Он предельно искренен перед Богом, той искренностью, которая почти граничит с кощунством.
…………………………..
Отвергая ложные облики Бога, Иов пробивается к Богу Истинному.
…………………………..
Больше всего Иов боится обнаружить, что Бог чужд ему и вообще нечеловечен. Повседневный опыт жизни прямо-таки навязывает эту мысль.
Предал Он землю во власть злых, завесил лица судей земли;
А если не Он, кто еще?
………………………….
Со дна бездны Иов обвиняет Бога в жестокости, втайне надеясь, что ошибается.

В этой неотступности проявляется величайшее ДОВЕРИЕ Иова, составляющее самую суть его отношения к Богу. Хотя и разум, и чувства говорят ему, что все вопли напрасны,— он не перестает взывать. Молчание Неба не может поколебать праведника. Он подобен хананеянке, которая кричала вослед Христу.
………………………….
Многие из прежних взглядов исчерпали себя, обнаружив свое несовершенство.
………………………….
Автор «Иова» дает место «новым мехам» и «новому вину». Ненавязчиво, но с силой великой убежденности он подводит читателей к мысли, что богословие Завета еще не полное и не окончательное. Вот почему друзья Иова в конце концов умолкают: они исчерпали свои аргументы перед лицом правды и «безумия веры».
………………………………..
Явившись Иову, Бог не снимает покрова с тайны. Значит ли это, что ответов вообще не существует? Нет, но в данном случае все объяснения были неуместны.
………………………………………..
Иов мог бы услышать о бессмертии человека, о воздаянии в вечности, о воскресении, но ведь его мучило и иное. Почему Бог допускает зло в мире?
………………………………………..
Автор мог бы сказать, что не Бог виновник зла, а те силы мироздания, которые восстали против Него, тем более что об этих силах в книге говорится много раз. Загадочные существа, «проклинающие день», космические чудища Левиафан, Рахав, Змей — все они олицетворяют бунтующий хаос, который Бог до времени сдерживает, но не уничтожает(7). Но и этот ответ неизбежно привел бы к другому вопросу: для чего Творец вообще позволял демоническим существам восстать против «Дня» — вселенской гармонии?
……………………………………….
Христианский ответ указал бы на свободу как главное условие существования мира. В свободе создана тварь, в свободе же она удаляется от Сущего и в свободе возвращается к Нему. Без свободы все бытие осталось бы пляской автоматов. Но как обосновать, как объяснить саму свободу в ее иррациональной действительности? Можно ли извлечь смысл из бессмысленной и темной воли к «ничто», рождающей мятеж против Бога? В Книге Бытия Бог видит мир уже прекрасным и завершенным, ибо Сущий пребывает над временем. Для человека же мир еще творится, проходя через трудные стадии восхождения. Сочетать понятие о свободе твари с волей Бога в рассудочной плоскости — невозможно. Перед антиномией свободы и Промысла ограниченный разум останавливается, будучи не в силах заключить бытие в рамки системы».

Именно поэтому так слабы все рациональные теодицеи, которые пускаются в бескрайнее море на утлых суденышках. Здесь нужен стремительный полет веры, ее великие прозрения. Перед бессмыслицей мирового зла, перед лицом страдания любая теодицея кажется фальшивой и превращается в набор слов. Не в теории заблуждались друзья Иова (тут во многом они были правы); ошибка их в том, что они ограничились рассуждениями. А Иов взывал к Самому Богу, искал ответа там, где умолкают все слова и куда не достигает человеческий разум.
…………………………………….
Потому-то и в речах Ягве мы находим лишь едва уловимый намек на ответ. Он говорит только о том, что автор знает. А знает он пока одно: мысль человека не в силах вместить всех замыслов Провидения.
……………………
Богу неугодна успокоенность человека перед лицом страдания и несовершенства. Протест Иова рожден справедливым чувством, ибо человек, примирившийся со злом, даже из благочестивых побуждении, подавляет в себе святую жажду добра и совершенства, которая есть признак его богоподобия». (А. Мень «На пороге Нового Завета»).
Да здравствует мятежный дух Иова! В нем – глубина смирения, доступная ветхозаветному человеку. Как создатель образа Иова автор Книги Иова – велик, глубок и бесстрашен.

Короче, это можно представить так (Я привожу грубые аналогии и неизбежно утрирую,).

Вот ты. И рядом с тобой – другие люди: родственники, друзъя, приятели, знакомые, незнакомые. И со всеми ты – немного разная. И с каждым говоришь немного по-разному и о разном. C кем ты – наиболее ты? И где ты - настоящая?
Можно ответить, что – ВЕЗДЕ. И это – верный ответ. Но верный он – смотря с какой точки зрения.
(Аналогичный вопрос – где Абсолют (Бог) , когда он проявляет себя, творя Вселенную, развертываясь во Вселенной и пребывая с нами? Он в какой точке – где его найти?).
Однако несмотря на то, что ты – везде и со всеми – это ты, это вовсе не означает, что ты везде ОДИНАКОВА. Более того, у тебя есть стержень, центр твоей личности и всякий раз общаясь с другими, ты (как и все) как бы выходишь из себя, из своего Центра и идешь к другому. И на этом пути иногда можно многое терять. Можно терять себя, немного забывать себя – свой Центр. (Это если ты идешь по снисхождению, а если по восхождению, то в общении с более просветленным чем ты человеком ты. Теряя себя, только приобретаешь – приобретаешь через другого еще больший Свет).
Можно терять так – вот ты и некая твоя подруга, переводящая все разговоры в плоскость грубо-сексуальных шуток.… Ну, ты-то тут ничего не теряешь, даже поддерживая ее грубоватые рассказы про то, что ниже пояса и вовлекаясь в эти разговоры. Ты-то не теряешь своих привычных чувств, у тебя-то все не так, как она рассказывает, ты вообще с ней не на этих волнах общаешься. Как и она с тобой (надеюсь). Легкая беседа о сексе для вас – только предлог для общения. Тут все чисто.
Но представь на минуту, что на твоем месте кто-то не столь определенный в чувствах. И он поддавшись подруге следует за ходом ее рассказа и постепенно оказывается в мире грубой утрированной чувственности… Или представь – на какое-то время и на тебя может найти затмение и ты сначала ПОЧУВСТВУЕШЬ, а потом и скажешь в сердце своем: «Да фигня это все – это мое христианство с его претензиями на невозможное, иллюзорное агапе. Вот как надо жить – так как живет Олеся, отдаваясь всем стихиям и ветрам низа».
И может у тебя порой и возникают такие искушающие тебя мыслечувства.
И вот это и означает МОМЕНТ нисхождения, падения, отхода от своего подлинного Я, своего Центра. Тут может даже такое случиться, что ты и вовсе потеряешь с ним связь и пустишься во все тяжкие и будешь вспоминать себя, прежнюю, со смесью удивления и ностальгии. Так примерно, как взрослые вспоминают о себе в детстве, когда нет обратной дороги.
Религии предлагают отсюда такой выход. Предлагают пойти назад, К Истокам, предлагают заново умалиться, убрать эту свою неглубокую широкость. Которая так разлилась, что уже не море. А почти лужа по своим краям.
Задача – вернуться в Центр своей личности, снова обрести берега. Собрать свои воды, не растекаться до лужи…. Снова вернуться в Детство.

Проведем аналогии с Абсолютом и увидим, что Вселенная как его проявление по мере развертывания тоже может в каких-то местах давать сбои. И чем дальше от Центра(от СВ. ТРОИЦЫ), тем порой хуже, энергии божественной все меньше, грубые наслоения нарастают, нарастает хаос, творятся падшие и адские миры (по мере нисхождения энергии и падения ангелов и людей).
Так вот, буддисты и индуисты считают, что человек создан по подобию Абсолюта и имеет его в себе. И здесь на Земле – он в процессе движения, в процессе так сказать, падения. И ему надо прекратить этот процесс. Надо вернуть свои воды в свой Центр. И по мере того, как ты понемногу возвращаешься в Центр, ты все больше становишься собой, тебе – все лучше и лучше, хотя вокруг еще хаос и все пылает и даже валиться тебе на голову. Ты чувствуешь Свет в себе, Бога – в себе. Он в тебя – вселяется.
И если бы он во всех людей бы одновременно вселился, то у всех бы были такие чистые мысли, такие чистые вибрации, что все бы узрели Фаворский Свет. И невидимо бы перескочили в райские миры, на Новое Небо и Новую Землю. (Как электроны в квантовой физике).

Так вот, христиане (поветхностные из них, у которых все строится на идеологии и законничестве, на голом интеллектуализме) считают, как считали ветхозаветные иудеи (друзъя Иова), что Это Бог(Абсолют) насылает несчастья. И это он в ответе за Хаос. Только они не смели прямо в лицо спросить у такого Бога почему у него такой сатанинский лик и почему он так жесток, почему он насылает на них несчастья. Они предпочитали, ублажая его, псевдосмиренно говорить: «Бог дал, Бог – взял».
А вот Иов осмелился задать эти вопросы.
И это свидетельствует о том, что ему пора выйти за рамки своих прежних мысленных конструкций, особенно если он склонен понимать все по букве Священного Писания. А то он дойдет до богоборчеста (псевдобогоборчеста) – до образа неблагого, злого Бога, которому захочется вернуть Билет. (В этом смысл моей статьи о поэтах-богоборцах).
И что скоро придет Христос, который покажет на своем личном примере каким на самом деле является Бог и каким может стать человек, когда вернется в свой Центр. А может он, человек, стать – таким же, как и Христос, когда воскресит в себе свою божественную природу, центр которой – в его Сердце. ДВОЕ (Бог и человек) должны стать ОДНИМ. Человек должен стать Богочеловеком.

Почему-то это так.
Буддисты и индуисты считают, что Божество, Абсолют, некий Центр Вселенной, начальная точка расширилась, а после она должна сжаться. Вернуться к своим истокам.

И мне вот кажется, что по этой концепции выходит так, что либо Бог не всемогущ, либо он сотворил и свободу, и люди и ангелы вольны по-своему ее использовать, просто все должны понять, что поближе к Центру, у Св. Троице обитать все же получше, чем в практически обесточенных адских мирах, где есть свои круги нисхождения.
Наверное, все так и есть, как говорят православные старцы – все дело в СВОБОДЕ. Есть Предопределение (а фактически духовные, законы Вселенной) и есть -
Некая свобода живых существ (а иначе бы это были управляемые роботы), которая и позволяет нам жить. Без свободы-то жизнь НЕВОЗМОЖНА.
Просто надо всем осознать, что свобода – это осознанная необходимость жить по духовным и физическим Законам Вселенной.

Поэтому как буддисты (все), так и продвинутые христиане считают, что бессмысленно тут предъявлять претензии к Абсолюту. Тем более что буддисты верят в перерождение и мы не знаем, чем отягощены мы в прошлом.
Но это бессмысленно не в том смысле как понимают это друзья Иова. Их почему-то устраивает собственная умеренность, было бы только зло поумеренней, не мучило бы их и их ближних так сильно , а так они вообще-то с ним свыклись.
А Иов жаждет высшей Правды и Красоты.
И это означает, что видимый мир - такой как он есть - ему уже тесен.
И на него могут обрушиться многие беды. Ведь сей мир (от падшей природы до людей) не принимает того, когда в нем чего-то не принимают. Он устраивает такому герою-одиночке массу неприятностей. И выход тут – только в таком поведении, какое было у Христа. Или Будды. Большой разницы тут нет… Ведь оба предлагают сходный нравственный путь.

НЕ В ТОМ РИТМЕ (Суфийская притча).

Однажды один учитель был в большом городе и, когда вернулся, сказал:
«О, я переполнен радостью, я переполнен радостью! Это было так замечательно возвышенно, в присутствии Возлюбленного!»
Тогда его ученик подумал:
«Там были возлюбленный и восторг; так замечательно! Я должен пойти и посмотреть, смогу ли я найти их».
Он прошёл через город, вернулся и сказал:
«Ужасно! Как ужасен мир! Все как будто готовы перегрызть друг другу горло; вот что я видел. Я не чувствую ничего, кроме подавленности, как будто всё моё существо разрывается на куски».
«Да, — сказал учитель. — Ты прав».
«Но объясни мне, — сказал ученик, — почему ты так восторгался, после того как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно».
Учитель сказал:
«Ты шёл не в том ритме, в котором шёл через город я».

------------------

Эй вы, задние, делай как я!
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеей!
В.Высоцкий


Подытожу сказанное.
Вопросы теодицеи как реки сходятся к одному большому вопросу - вопросу СВОБОДЫ. Сотворенный мир невозможен без СВОБОДЫ.
Это единствено разумный ответ на то, как оказалось возможным появление Христа. Если Бог АБСОЛЮТНО всемогущ и мы всего лишь винтики, рабы, которыми ОН манипулирует, то в чем тогда смысл Жертвы Христа? В свете старого, ветхого богословие эта Жертва смотрится какой-то кощунственной комедией - Бог послал на крест Сына для того, чтобы ... умилостивить Самого себя в качестве Отца. Пора распращаться с таким варварским Богом и понять наконец, что мы лелеем в своих душах, принимая такого обрисованного человеческим воображением времен Ветхого Завета Бога-деспота, образ Сатаны. Настоящий же Бог - в образе Христа. Всемогущество Бога истинного идет рука об руку с сотворенной им СВОБОДОЙ. Ведь СВОБОДА - это необходимое (и неотменяемое в силу невозможности совершать невозможное даже самим Господом Богом) СВОЙСТВО И УСЛОВИЕ жизни, творчества. Это - условие творения и функционирования любого мира - от самого распрекрасноо до самого ужасного. Единственное, что может в этой ситуации всмогущий Бог - это поддерживать даже самые падшие и , отпадшие от него миры Энергией своей Любви, вплоть до жертвенного нисхождения в падший мир для того, чтобы вновь обратить его на путь Истины.
А если мы будем по прежнему рассуждать в ветхозаветном духе, то скоро придем к ужасной мысли о том, будто человек - обычный одухотворенный человек, не согласный мириться с страданиями живых существ - духовно и морально лучше Бога.))).
А на самом деле надо преодолеть поойденный этап человечества в его восприятии Бога. Распращаться с буквально понятным ветхозаветным его образом.


© Наталья Гвелесиани, 2011
Дата публикации: 08.06.2011 17:31:11
Просмотров: 2705

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 7 число 71: