Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Изучаем фауну России. Обыкновенный барсук

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 23495 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом и на уроках биологии.



Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Наш сегодняшний рассказ – о животном, хорошо известном каждому, наверное, с детства. Ведь барсук – герой многих сказок и мультфильмов. Да и внешность у него яркая, запоминающаяся. Барсука очень легко отличить от других видов млекопитающих по своеобразному чёрному с белым рисунку на голове. Уроженец Азии, близкий родственник куницы, горностая, ласки и выдры, он относится к семейству куньих, появившемуся на планете в процессе эволюции примерно 40 млн лет тому назад.

• Внешний облик

Барсук – среднего размера приземистый зверь, с узкой вытянутой мордой, короткой шеей и сравнительно коротким лохматым хвостом. Тело у него неуклюжее, широкое сзади и резко сужающееся к голове. Уши у этого животного маленькие, закруглённые. Окраска довольно пёстрая: спинная сторона и бока буровато-серые, вдоль спины проходит тёмная полоса; горло, грудь, брюхо чёрно-бурые или чёрные; морда белая. Этот представитель семейства куньих внешне напоминает маленького медведя. Вес животного – 6 - 16 кг. Масса зверей значительно колеблется по сезонам, особенно сильно увеличивается перед зимним сном. Общая длина тела (вместе с хвостом) может достигать одного метра. Телосложение у барсука плотное, мускулистое. На лапах – мощные изогнутые когти, позволяющие ему быть непревзойдённым мастером по рытью тоннелей. Эти «кинжалы» используются барсуком и для самозащиты. Шёрстный покров представляет собой жёсткие и длинные серые волосы, под которыми скрывается более мягкий и густой подшёрсток. Крупный череп барсука служит местом прикрепления мощных мышц, которые обеспечивают огромную силу его укусу. Зубы у этого животного очень острые, особенно в молодом возрасте.

• Распространение

Род барсуков включает в нашей фауне только один вид – барсук обыкновенный. На территории России барсук распространен широко. Его можно встретить как на Северо-Западе нашей страны, так и на Дальнем Востоке.

Барсук является обитателем самых разнообразных ландшафтов на всём их протяжении от тайги до пустыни. В лесах предпочитает холмистые места, склоны долин и овраги. В степях и полупустынях живёт по склонам холмов и берегам озёр. В горах его норы встречаются по ущельям, горным склонам и оврагам.

• Образ жизни и поведение

Барсуки – общественные млекопитающие, живущие обычно группами, в которых может быть по 12 и более особей. У барсуков есть специальные железы, позволяющие им метить запахом территорию и других особей колонии. Семья барсуков защищает свою территорию от пришельцев из других семей. В этих схватках могут использоваться как когти, так и зубы. Внутри одной и той же семьи конфликты – редкое явление.

Эти животные выкапывают норы, объединяющиеся в сложную систему, состоящую из многочисленных тоннелей и камер. Общая длина тоннелей может быть до 300 м, а количество выходов на поверхность – до 50. Гнездовая камера расположена на глубине 2-3 метров, выстилается сухой травой и листьями. Выход из норы бывает достаточно широк – настолько, что два взрослых барсука могут пролезть в неё одновременно. Для нор избираются южные склоны лесных оврагов, речных долин или холмов с песчаной сухой почвой. Благодаря своей силе барсук очень легко и быстро выкапывает нору. Может полностью зарыться в землю в течение нескольких минут. В таких случаях он пользуется сильными, вооружёнными крепкими когтями передними конечностями, а когда вырытая им земля начинает мешать работе, барсук задними лапами отбрасывает её с большой силой назад. Затем зверь выталкивает землю из норы всей задней частью своего тела, избавляясь таким образом от её излишков. Если при земляных работах барсук натыкается на камни, он выкапывает их, выталкивает задними ногами, либо проталкивает внутри хода и складывает около выхода из норы.

Одна и та же нора занимается зверем много лет. Она поддерживается барсуком в чистоте, ежегодно обновляется, имеет естественную вентиляцию. Все остатки пищи, мусор и прочие отходы уносятся подальше. Туалет – выкопанная в земле ямка – тоже расположен поодаль от входа. Когда ямка заполняется, барсуки прикрывают её листьями и травой, а затем делают новую. Подстилку - сухие листья, мох, траву – барсуки нередко выносят ночью или по утрам из норы, проветривая и подсушивая их. Затаскивая в нору сухую траву или солому, барсук всегда пятится в неё задом.

Этот зверь может проводить в норе до 5-7 месяцев в состоянии зимнего сна. Перед сном зверь тщательно чистит нору, затем изнутри забивает выходы сухими листьями и землёй. Барсук натаскивает в нору листья, настилает себе таким образом пышное, мягкое и тёплое ложе. Затем, кормясь до наступления настоящих холодов тем, что наготовлено в норе про запас, барсук сворачивается в клубок, просовывает голову между передними лапами и погружается в сон. Обычно этот сон продолжается с октября-ноября по март-апрель. Настоящей зимней спячки (сопровождаемой сильным снижением температуры тела) нет, но спит барсук долго. Зимний сон барсука часто прерывается. Если холода непостоянны и наступает оттепель, барсук просыпается и иногда ночной порой выходит из своего убежища. Если повезёт, в это время он может полакомиться мышью. В южных районах своего распространения, где зимы мягкие и непродолжительные, барсуки бодрствуют, а если засыпают, то лишь на короткий срок. За время зимней спячки барсуки сильно теряют в весе. Только что проснувшийся весной барсук очень похож на человека в слишком большой одежде - ведь на похудевшем зверьке серая шкурка болтается при ходьбе или беге…

В летнее время днём барсук отдыхает в норе, а по ночам выходит, чтобы покормиться в окрестностях норы. Передвигается шагом, в случае опасности переходит к неуклюжему, но довольно быстрому бегу. В исключительных случаях (при сильном испуге или выяснении территориальных отношений) может перемещаться со скоростью 25-30 км/ч.

Барсук может взбираться на деревья, если их стволы наклонены. Это он делает в молодом возрасте, когда играет, или будучи взрослым, когда ищет слизней, выползших из укрытий после дождя. Ведёт оседлый образ жизни. В горах совершает вертикальные миграции. Хорошо плавает.

• Питание

Объектами питания барсука могут быть земляные черви, моллюски, насекомые, мелкие птицы и млекопитающие; плоды, корни и другие части растений. Охотно ест ягоды, орехи, жёлуди, различные фрукты, луковицы, сочные корневища и зелёные части растений. Он быстро обнаруживает места, где растительной пищи много, и уходит оттуда, когда её становится недостаточно. В южных частях ареала (например, в Крыму) в рационе увеличивается доля насекомых и других беспозвоночных, а также растительной пищи – яблоки, сливы, груши, виноград, орехи. Дождевых червей барсук весьма искусно вытаскивает из-под земли с помощью острых длинный когтей передних лап. Точно так же поступает он и при поиске личинок насекомых. При «охоте» на дождевых червей этот зверь вырывает небольшие воронкообразные ямки. При добывании личинок насекомых барсук равномерно взрыхляет всю поверхность почвы в зоне поиска корма и переворачивает комки земли. От случая к случаю он кормится даже отбросами, которые находит около человеческого жилья, или подбирает по обочинам дорог погибших под колёсами автомобилей беспозвоночных и позвоночных животных.

Охотник барсук, мягко говоря, неважный. Он способен схватить жертву небольшого размера, которая не сопротивляется, или воспользоваться трупом павшего животного, но бдительная и умеющая быстро бегать вероятная добыча от него ускользает.

Иногда барсук разрывает гнёзда шмелей и ос, с большим удовольствием ест медовые соты с личинками, не особенно заботясь об укусах насекомых: его жёсткий мех, толстая кожа и находящийся под ней слой жира вполне предохранят от активного нападения разъярённых насекомых. Осенью барсук часто питается упавшими с деревьев плодами, а кроме того – морковью и свеклой, если его владения близко подходят к сельскохозяйственным угодьям. Не пренебрегает он и мелкими млекопитающими: мышами, полёвками, кротами. Нападает на ящериц, лягушек и змей.

Весьма прожорлив. Иной раз за одну охоту барсук добывает 50-70 и более лягушек, сотни насекомых, их личинок или дождевых червей. В процессе поиска пищи барсук в основном использует слух и обоняние, которые у него развиты гораздо лучше, чем зрение. К осени барсук отъедается и нагуливает несколько килограммов жира, который служит ему источником существования в течение длительного зимнего сна.

• Размножение и развитие

Половой зрелость барсуки достигают в возрасте 1 года. К размножению эти животные способны на протяжении всего года. Однако нужно иметь в виду, что в северных частях ареала они с сентября по март или апрель погружены в спячку. Барсуки моногамны - их пары сохраняются на протяжении всей жизни. Самка заботливо выстилает подземное гнёздышко для своих будущих потомков мхом, листьями, папоротником и травой. Количество детёнышей от 2 до 6, но обычно 3-4. Они рождаются беспомощными, слепыми, покрытыми редкой белой шёрсткой с хорошо различимыми тёмными полосками на голове. Окраска темнеет в возрасте 10-14 дней. У новорождённых детёнышей барсуков ещё не развита терморегуляция. Поэтому им необходимы нора и присутствие рядом матери. Молодые зверьки очень быстро обучаются контактировать друг с другом и испытывают к этому ярко выраженное пристрастие.

Откормив детёнышей молоком, самка начинает таскать в нору червей, коренья и мелких млекопитающих. Барсучата растут и развиваются быстро. К концу третьей недели жизни у них открываются отверстия слуховых проходов, а в месячном возрасте – глаза. В это же время прорезываются молочные зубы. В возрасте двух месяцев маленькие зверьки вместе со своей матерью впервые выходят из норы и греются под лучами солнца перед входом в своё подземное укрытие. Поначалу зверьки всё время держатся рядом, постоянно касаются друг друга и почти не отходят от входа. Такие контакты придают барсукам запах семьи, облегчая взаимное распознавание, что для них очень важно. Первое, что делают барсучата, выйдя из норы, - ложатся на спину, лапами и зубами чистят друг друга, особенно брюхо. В постоянно используемой норе всегда много блох, поэтому такая чистка бывает совершенно необходима.

В два с половиной месяца молочные зубы начинают заменяться на постоянные. Барсучата начинают выходить на охоту со своей матерью, а с конца лета - начала осени становятся самостоятельными. В это время выводки распадаются, лишь в редких случаях молодые зимуют с матерью. Обычно в октябре начинается расселение молодняка, создаются пары. В возрасте 6-7 месяцев молодые животные достигают размеров взрослых барсуков, но ещё отстают от них по весу. Половой зрелости достигают на втором-третьем году жизни. Линяют барсуки всего один раз в год – летом. Продолжительность жизни барсука – приблизительно 7-10 лет. В природе иногда доживают до 15 лет. Рекорд в неволе – 19 лет.

• Роль в природе и жизни человека

Барсук относится к тем видам, у которых нет очень резких вспышек численности. Количество особей в семье (клане) тоже относительно стабильно. Уничтожая массу вредителей леса, барсуки приносят большую пользу лесному и сельскому хозяйству. Вред от уничтожения гнездящихся на земле птиц мал по сравнению с пользой, приносимой барсуком истреблением вредителей. Норы барсуков часто занимаются другими животными, которые могут пребывать там годами вместе с хозяевами этих удивительных по своей сложности подземных жилищ. В норах барсука можно встретить лисиц, енотовидных собак и даже волков. Семьи лисиц и барсуков обычно занимают разные галереи или горизонты барсучьей норы, практически не контактируя друг с другом. Исследователям приходилось наблюдать совместные игры лисят и барсучат, когда их родители отсутствовали. Но иногда взрослые звери одного вида убивают детёнышей другого. Лиса может напасть на молодых барсуков на поверхности земли, а барсук отвечает ей тем же в норах. Взрослые барсуки иногда становятся случайной добычей волков.

Численность барсуков может уменьшаться из-за преследования их человеком, эпидемий или изменения климата. Иногда причиной гибели барсуков является их попадание под колёса автомобилей. Постоянство численности особей в семье регулируется рождаемостью. Если этих животных становится слишком много, а корма, соответственно, мало, не все взрослые самки оказываются способными к размножению, и рост численности ограничивается. Напротив, когда барсуков мало, беременеют практически все половозрелые самки. В результате возникает экологическое равновесие между барсуками и представителями других биологических видов в природном сообществе.

Пойманные человеком молодые барсуки становятся ручными и настолько привязываются к своему хозяину, что даже следуют за ним повсюду, а будучи выпущенными из клетки, самостоятельно возвращаются туда обратно.

Промысел барсука невелик. Его мех не имеет большой ценности, хотя по-своему красив. В России издавна волос барсука шёл на изготовление кистей, мясо – в пищу, а жир применялся для смазывания обуви и оружия, использовался в медицине. Как полезный зверь барсук заслуживает охраны. Абсолютно недопустимо раскапывание барсучьих нор.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Расскажите о классификации обыкновенного барсука, начиная с систематической категории «Тип».
2. Каковы особенности внешнего облика барсука?
3. Какова связь между особенностями внешнего строения барсука и его образом жизни?
4. Чем объясняется широкое распространение барсука на территории России?
5. Какие ландшафты выбирает барсук для своей жизни и почему?
6. Почему представители разных семей (кланов) барсуков агрессивны в отношении друг друга?
7. Как можно объяснить тот факт, что конфликты между барсуками одной семьи – редкое явление?
8. Какова роль норы в жизни барсука?
9. Чем отличается зимний сон барсука от зимней спячки земноводных и пресмыкающихся?
10. Каково биологическое значение зимней спячки барсука?
11. Почему во время зимнего сна барсуки сильно теряют в весе?
12. Расскажите о разнообразии растительной пищи барсука.
13. Расскажите о разнообразии животных кормов барсука.
14. Почему не все мелкие животные, встреченные барсуком во время поиска корма, становятся его жертвами?
15. Что вы узнали о приёмах добывания пищи барсуком?
16. Почему барсук не боится разорять гнёзда ос и других жалящих насекомых?
17. Какие органы чувств у барсука развиты лучше, а какие – хуже?
18. Что означает понятие «моногамные животные»?
19. Как выглядят новорождённые барсучата?
20. Что позволяет выжить новорождённым барсучатам, несмотря на их беспомощность?
21. Каково может быть значение «солнечных ванн» для барсучат?
22. Какова продолжительность жизни барсуков в природе и в условиях неволи?
23. Почему численность барсуков в природе относительно стабильна?
24. Каково значение нор барсуков для других животных?
25. Как складываются отношения между барсуками и лисицами?
26. Каковы причины, снижающие численность барсуков в природе?

27. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.

«В нашей деревне стояло ещё раннее, но уже тёплое лето. В такую погоду очень приятно было побродить в лесу или в поле, ощущая запах трав и наслаждаясь пением птиц. Недавно я узнал, что на окраине леса, недалеко от реки, в старой норе, которую когда-то вырыли лисицы, поселилась семья барсуков. Я вспомнил, что эти звери относятся к отряду Хищные, семейству Медвежьи. А это значит, что, как и медведь, питаются барсуки исключительно животной пищей. Следовательно, при наблюдении за ними мне нужно быть очень осторожным, чтобы не рисковать своим здоровьем или жизнью. Но соблазн увидеть барсуков был очень велик, и я отправился в путь. Мне повезло – нору этих зверей я нашёл довольно быстро. Затаился за кустом и стал ждать. Скоро из норы выбежали десять детёнышей барсуков в сопровождении своей матери. Маленькие зверьки затеяли беззаботную весёлую игру, а их мать решила отдохнуть. Она легла на землю недалеко от входа в нору и быстро заснула. Вдруг я заметил, что к выводку барсучат подкрадывается средних размеров дворовый пёс, вероятно, прибежавший из соседней деревни. Я выскочил из своей засады с громким криком, напугавшим и собаку, и барсуков. Последние стремительно скрылись в норе, а пёс нехотя потрусил в сторону деревни, постоянно и недовольно оглядываясь. Так я спас барсучиху и её детёнышей от неминуемой гибели! С тех пор прошло уже много лет, но эту волнующую летнюю историю всё ещё хранит моя память…»

28. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

Широкое распространение барсука на территории России, вероятно, связано с его умением приспосабливаться к разнообразным условиям внешней среды. Он практически всеяден; достаточно силён, чтобы постоять за себя при встрече с хищником; проявляет ярко выраженную заботу о потомстве.

Агрессивность между представителями разных семей (кланов) барсуков, вероятно, объясняется острой конкуренцией между ними за территорию для поиска корма и строительства норы.

Конфликты между особями одной семьи весьма редки, возможно, по причине того, что уже в раннем возрасте между животными устанавливается иерархия, позволяющая в дальнейшем не тратить много времени и сил на выяснение отношений. Кроме того, успех каждой особи в значительной степени зависит от благополучия всей семьи. А постоянные конфликты были бы в этой ситуации очень вредны.
Нора барсука - это место его отдыха и зимнего сна, способ защиты от врагов, территория для запасания корма и выращивания потомства.

В состоянии зимней спячки барсук проводит неблагоприятный период своей жизни. При этом температура его тела не понижается до температуры окружающей среды, как это происходит, например, у земноводных или пресмыкающихся. Кроме того, холоднокровные животные, в отличие от барсука, во время зимней спячки абсолютно неподвижны, не просыпаются и не питаются.

Во время зимней спячки барсуки сильно теряют в весе, поскольку их питание в этот период осуществляется лишь эпизодически, в короткие моменты бодрствования. В остальное же время происходит только потеря спящим животным ранее запасённой энергии (в виде подкожного жира).

«Солнечные ванны» для барсучат важны не только потому, что они согревают их тело, но и потому, что ультрафиолетовые солнечные лучи способствуют образованию в их теле витамина Д, который нужен для нормального роста и развития их скелета.

В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: барсук относится к семейству Куньи, а не к семейству Медвежьи. Барсук и медведь не являются исключительно хищными животными, в их рацион входит большое разнообразие растительных кормов. Барсуки не представляют опасности для жизни человека. Самка барсука производит на свет 3-4 детёныша (редко – до 6), но не 10. Мать барсучат вряд ли заснула бы у норы во время прогулки с детёнышами. Скорее всего, она была бы настороже, внимательно наблюдая за своими потомками и за тем, что происходит вокруг. Взрослая самка барсука может оказать серьёзное сопротивление собаке средних размеров, поэтому их стычка вряд ли закончилась бы для барсучихи трагически.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ОБЫКНОВЕННОГО БАРСУКА

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о барсуке. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
2. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
3. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
4. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
5. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристов А.А., Барышников Г.Ф. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Хищные и ластоногие. – СПб, 2001.
2. Барсук // Наша флора и фауна. – М., –2014. - № 87.
3. Бородин П.Л. Наблюдения за барсуком / Мордовский заповедник. - № 8. – 2015.
4. Биология лесных птиц и зверей. Учеб. пособие для лесохоз. и биол. специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1975.
5. Жизнь животных. Том седьмой. Млекопитающие / Под ред. В.Е. Соколова. – М.: Просвещение, 1989.
6. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
7. Мир дикой природы. В лиственных лесах. – М.: Росмэн, 1997.
8. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
9. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - №6.
10. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
11. Флинт В.Е. Млекопитающие СССР. – М.: Мысль, 1970.


© Александр Кулев, 2020
Дата публикации: 11.07.2020 16:32:00
Просмотров: 1690

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 73 число 95: