Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Александр Самулевич



Современная литература




Владислав Эстрайх [2007-12-08 20:49:52]
Стив Айлетт: я могу видеть звуки, могу слышать краски...
"С 1994 года Стив Айлетт задает миру такую литературную трепку, какой тот до сих пор никогда не получал. Конструктивный стиль его писательской манеры уносит вас во взрывное путешествие софтверных чар, многозначительных патронов и искривленных карикатур на существующие социальные стереотипы. Совершенно затягивающий от начала до конца, его последний подарок, "Атом", - не исключение... В нем писательское мастерство Айлетта достигло зрелой точки почти релятивистской безукоризненности... развлекайтесь подвозящим оружие лирическим путешествием сатирических жемчужин, но берегитесь, глубокое погружение может вызвать саморазрушение черепа. Вас предупредили".

Изательство АСТ.


***************************


- Стив, Ваш роман "Шаманский космос" Грант Моррисон назвал "Библией 21 века", а также "Евангелем рэйв-культуры", а Вас - "первым великим неомодернистом нового столетия". Согласны ли Вы с такими определениями?

Стив Айлетт: Я не хотел бы брать на себя ответственность за новую Библию со всеми вытекающими кровавыми последствиями. Рэйв-культура умерла в середине девяностых, нынешние же рэйверы существуют подобно зомби. Я не знаю, что такое "писатель-неомодернист", понял только, что Гранту Моррисону книга понравилась.

- Что в этом мире Вы ненавидите?

Стив Айлетт: Нечестность. Нищету. Ненавижу, когда мне указывают, что я должен хотеть, думать и чувствовать. Ненавижу современное положение вещей в обществе, которое иначе, как лицемерием не назовешь.

- Имеет ли отношение Ваш роман к идеям Уильяма Берроуза, Роберта А. Уилсона и Алистера Кроули?

Стив Айлетт: Я читал их произведения, но идеи... какой смысл повторять их? У меня есть свои собственные. Но мне действительно нравится мысль Уилсона о том, что "карта" не тождественна "территории", символ не равняется вещи. Этого никак не могут усвоить постмодернисты. Намного больше Кроули меня интересует другой маг - Остин Осман Спэр. Спэра не интересовала публичность, хотя делал он то же самое. Тихо копался в своей норе, жил и работал для себя. Что касается Берроуза, я не слишком люблю его тексты, но записи с его голосом слушаю с удовольствием. Он был гением по части словесных и смысловых мутаций, что, впрочем, сейчас широко используется правительством и масс-медиа. Так было со словами "анархия" и "демократия", которые означают сейчас нечто совершенно противоположное. Кстати, я посылал Берроузу свою первую книгу ("The Crime Studio"), чтобы он написал на нее аннотацию. Через неделю Берроуз умер.

- Зачем Вам понадобилось убивать Бога?

Стив Айлетт: Чтобы отомстить и восстановить справедливость. Главная проблема "Шаманского космоса" такова: если бы мы узнали, что Бог существует, что Он действительно создал наш мир, какому наказанию (более того - какой пытке!) его следовало бы подвергнуть, чтобы отомстить за все злодеяния, которые Он причинил нам. В романе последователи культа Интернессинов верят, что если убить Бога, и Бог при этом есть Все, наступит конец света, что само по себе замечательно, ведь мир наш чудовищен и ужасен. Но даже в таком случае месть будет недостаточной, ведь Он отделается относительно легко и за всю творящуюся агонию не ответит. Имея в качестве отправной точки этот сюжет, книга рассказывает о суициде, о депрессии, о мужественной попытке столкнуться лицом к лицу с ужасающей реальностью, о личности, противостоящей бесконечным манипуляциям Власти. Кстати сказать, первое издание "Шаманского космоса" пришлось на те дни, когда "Две Твердыни" были хитом кинопроката в Нью-Йорке, что говорит лишь об одном - единственное, о чем люди мечтают, это убежать от реальности. Они ни за что не хотят читать книги, рассказывающие о свободной мысли, суицидальных культах и встрече с правдой. Они зароют голову в песок и предпочтут Толкиена.

- Не кажется ли Вам, что в "Шаманском космосе" изрядная нехватка чувства юмора?

Стив Айлетт: Обычно в моих книгах по несколько шуток в каждом предложении. "Шаманский космос" - другой, именно в нем я намеренно хотел быть абсолютно честным и прямолинейным. Не так давно я понял - многие читатели не видят, что стоит за моими шутками и спецэффектами. С другой стороны, некоторые люди считают, что смешное в принципе не может быть серьезным. Соответственно, в этом романе я решил полностью выйти из комического пространства. Но, конечно, если люди привыкли к эскапизму, они ничего не почувствуют и здесь... Кстати говоря, один раз у меня был противоположный опыт: я написал роман "Надувной доброволец", где были одни только шутки да чудеса, и никакой, совершенно никакой сатиры. Получился прекрасный образец текста для эстрадного комика, бесконечное шоу Эдди Иззарда. "Шаманский космос" полон праведного гнева и злости. Это ядовитая, токсичная сатира. Она полна невероятных сцен, ужасных, захватывающих. Люди преследуют друг друга на субатомном уровне, проходя через бетонные стены, и подобно этому их гуманистический заряд взрывает препятствия. В этой книге - все на своих местах. Смею вас уверить, это не потеря времени!

- Был ли "Шаманский космос" написан в измененном состоянии сознания? Возможно ли интерпретировать этот роман как психоделическое видение?

Стив Айлетт: Нет. В то же время, употребление наркотиков меня не возмущает. Я, вообще говоря, принадлежу к поколению, для которого наркотики - дело личного выбора, ну, то есть, типа носишь ты шляпу или нет - дело твое. Я предпочитаю обходиться без них - вот и все. Крыша у меня едет и без наркотиков. Можно сказать, что я синэстетик. Это значит - я могу видеть звуки, могу слышать краски и все такое прочее. Минус такого мировосприятия в том, что я слишком сильно реагирую на цвета и формы - это иногда не очень-то приятно, происходит что-то вроде смещения смыслов. Но есть и позитивный момент: еще ненаписанную книгу я могу представить целиком. Она материализуется передо мной, подобно некому объекту, плывущему в пространстве - эдакому витому и разноцветному бубльгуму, налепленному на резной деревянный каркас. Некий извечный, трехмерный тезис. Я при этом остаюсь совершенно нормальным, и состояние сознания тут никакое не измененное, вполне обычное. Что, разумеется, не относится к персонажам "Шаманского космоса" - они перешагивают грань обыденного, у них есть мощь и способность влиять на окружающий мир. Кстати, именно это и стоит за термином "фэнтези"

- Планируете ли Вы продолжить цикл о городке Бирлайт ("The Crime Studio", "Slaughtermatic", "Toxicology", "Atom")?

Стив Айлетт: Да, планирую... В Бирлайте жизнь становится все хуже и хуже. Но книгу - она обещает быть большой - я еще не написал.

- Что Вы можете сказать о современном состоянии литературы?

Стив Айлетт: Лучшие книги и не собираются издавать, в то время как книжные прилавки завалены мертворожденными детьми. Оригинальность среди издателей не в почете, потребители же покупают книги, по которым сняты популярные фильмы, или же то, что советуют модные газеты. Понять это можно - люди работают, устают и не видят ничего, кроме того, что лежит у них под носом. По крайней мере, большинство людей. Между тем, в это самое время современный Вольтер продает на базаре рыбу, а нынешняя мадам Шекспир повесилась у себя в спальне, так и не написав ни строчки.

Беседовал Иткин Владимир
www.top-kniga.ru - Книжная Витрина.

Страницы: 1

Хаали Безфамилии [2011-06-13 05:12:26]
Шаманский космос - интересная вещь. Жалко, что жутко маленькая. И очень агрессивный взгляд на Бога. Как у ребенка на родителей которые отняли у чада леденец

Ответить

Страницы: 1