Ветхий Завет был только предтечей
Наталья Гвелесиани
Форма: Статья
Жанр: Размышления Объём: 14840 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Наталья ГВЕЛЕСИАНИ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ БЫЛ ТОЛЬКО ПРЕДТЕЧЕЙ Письмо к сестре по вере Здравствуйте, дорогая сестра! Послушала и посмотрела вашу замечательную проповедь. И захотелось высказаться по одной из затронутых тем. Хотя в церквях обычно и не поощряются дискуссии. Я считаю, что духовно развиваться, расти можно только включая свой разум. Над прочитанным или услышанным во время проповеди необходимо размышлять, а не просто принимать как некую единственно-правильную истину. Дискуссия – это самый подходящий формат. Когда я уважаю человека, то я позволяю себе иногда не соглашаться с ним. А вас, дорогая сестра, я уважаю и очень ценю за ваше горячее сердце и искренность. Поэтому позвольте мне в чем-то не согласиться в вами! Насчет того, что вы сказали в видео про служение – тут я с вами полностью согласна. Но вы также затронули другую тему – тему того, что Ветхий Завет ничем не отличается от Нового, так как Бог Ветхого и Нового Заветов – это один и тот же Бог. В этом тоже соглашусь с вами – Бог и тут и там один. Однако являет себя Он в двух этих Заветах по-разному. В Ветхом Завете Он явил себя Лицом к лицу только Моисею. А в Новом – предстал Лицом к лицу перед каждым человеком, даже перед последними грешниками. В Ветхом Завете мы имеем дело с людьми, которые еще очень далеки от Спасителя и Спасения. Они еще слишком дики и необузданны. Поэтому Богу приходится из-за их жестокосердия водить их с помощью Моисея по пустыне 40 лет. А в Новом Завете Иисус показывает всем своим обликом и образом жизни - каким должен быть на Земле настоящий Человек. И призывает равняться на себя как на Человека с большой Буквы, который есть одновременно и Сын Божий, Богочеловек. Он призывает нас к большему! К гораздо большему чем то, чем являлся человек в ветхозаветные времена. Поэтому хотя Бог и в Ветхом и в Новом Завете один и тот же. Но духовная информация, духовный посыл, который хочет донести до нас Господь – не одна и та же. В Новом завете эта информация переведена на новый – более совершенный – уровень. Она буквально преображена и явлена всем через Личность и Слово Иисуса Христа. Иисус Христос – это главное, на что мы должны взирать. И чьими поступками и суждениями руководствоваться. Христос «отменяет» закон в том смысле, что преображает его и поднимает в преображенном виде на еще больший духовно-нравственный уровень. Он зовет нас к еще большей высоте! Требует, чтобы мы оторвались от той ступеньки, той относительной высоты, на которой стоял жестокосердный ветхозаветный человек. И встали на новую ступеньку. Да и вообще – чтобы мы поняли, что нет конца духовно-нравственному совершенству и преображенной и постоянно преображаемой духовной Жизни. Итак, мы имеем два Завета. Попробуем поставить их на весы. Какая из чаш перевесит? Та, где Господь еще вынужден скрывать Себя от большинства людей из-за их жестокосердия, нечувствия, непонятливости? Или та, где Он, жертвуя собой, является перед все теми же жестокосердными косными людьми таким, каков Он есть – Лицом к лицу? На мой взгляд, конечно же, перевесит чаша весов с Новым Заветом. Если Ветхий Завет – это, говоря образно, - серебро Слов Господа. То Новый – золото, чистое золото. И в этом смысле они не равноценны. Новый Завет – это тот жен Ветхий Завет, но ПРЕОБРАЖЕННЫЙ, ПЕРЕВЕДЕННЫЙ НА НОВЫЙ ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ. Поэтому именно им мы и должны руководствоваться в первую очередь. Именно он теперь должен быть нашим фундаментом. Мы должны теперь читать и понимать Ветхий Завет через призму Нового Завета. А не наоборот. Возьмем такой пример. В ветхозаветные времена блудниц побивали камнями. Потому что блудницы не могли войти в Царствие Божье. Побивание камнями – это метод для очень диких людей, которые иначе не понимают. Иисус же отпускает блудницу. Он только просит ее впредь не грешить. Вы можете себе представить, чтобы Иисус побил кого-то камнями? Это представить, на мой взгляд, невозможно. Да, Он мог выгнать с хлыстом в руке из храма торговцев. Этот поступок – красив. Но Иисус, побивающий женщин камнями – это совершенно нереально. Нереально и некрасиво. Потому что Он слишком хорош для таких низких поступков, - слишком прекрасен, благороден, великодушен, милосерден. Он пребывает на совсем другом духовно-нравственном уровне, чем люди еще не преображенные Св. Духом. Которые еще руководствуются не преображенными ветхозаветными нормами. Итак, что мы в этом эпизоде берем из Ветхого Завета? Мы берем то, что блуд – это большой грех, мешающий обрести нам подлинное Счастье и подлинное общение с Богом. Потому что Бог слишком прекрасен, чтобы иметь дело с блудницами. Да и человек, каким он должен быть – тоже слишком прекрасен, чтобы жить в грязи. Но теперь мы уже не побиваем блудниц камнями. А перевоспитываем их при помощи кроткой, милосердной проповеди. А иногда – если надо – и жесткой проповеди. Мы никак не можем побивать их камнями! Это дико, некрасиво и даже подло. ПОТОМУ ЧТО В НОВОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНА И НАША ПРИРОДА СТАЛА ДРУГОЙ. Раз уж мы приняли Иисуса Христа как своего Бога и Спасителя, приняли его Св. Дух, то в нас появились и новые чувства и понятия. Взирая на Христа не только снаружи, но и изнутри, чувствуя Его всей душой, мы стали намного тоньше, глубже, лучше себя самих, вчерашних. Себя – ветхозаветных. А если мы стали, преобразившись, лучше, то как мы можем взять камень и кинуть его в женщину, даже если та блудница?! ….Поэтому когда вы, дорогая сестра, в своей проповеди уравниваете оба Завета, то у меня возникает чувство протеста. Мне хочется видеть не две равные друг другу чаши весов, на которых лежат два Завета – Ветхий и Новый. А хочется видеть Истину. Истина же в том, что Новый Завет – это Слово Божье на новом, еще более высоком уровне. Это Слово, зовущее нас к еще большему преображению. Это Слово, обращенное через Иисуса Христа и Его Св. Дух непосредственно к нашему сердцу и разуму. Требующее радикального внутреннего преображения. И поэтому нельзя уравнивать два Завета. Новый Завет – выше, глубже, духовней. И не потому, что изменился Бог. А потому что он явился тут Лицом к лицу и позвал за собой, позвал в еще более высокую высоту и глубокую глубину! Если же мы будем продолжать уравнивать оба Завета, то – совершенно запутаемся. Мы перестанем понимать – как нам поступать в современном мире. Например, то ли побивать блудниц камнями, то ли отпускать их с миром. Мы не можем сидеть на двух стульях – одновременно на Ветхом и Новом Завете как на буквальном руководстве к действию в современном мире. Мы должны сделать во имя Бога и своего духовного возрастания выбор в пользу Нового Завета. А Ветхий Завет от этого не умалится. Наоборот, Господь будет только рад такому умалению. Когда Иисус впервые представ перед Иоанном Крестителем – тот радостно вздохнул. «Вот Он – настоящий Мессия», - так примерно он подумал. «Мне надлежит умаляться, а Ему – возрастать». Ветхий Завет – это, говоря, образно, только предтеча Явлению и Слову Господа нашего Иисуса Христа. Он призван всего лишь приготовить Ему дорогу. ...В проповеди вы также сказали, что некоторые новоначальные христиане находят Ветхий Завет жестоким. И что они - заблуждаются, потому что принимают за жестокость святую требовательность. По моему мнению, это очень хорошо, что у новоначальных возникает такое недоумение. Это значит, что это - люди, выросшие в странах с христианской культурой. Несмотря на массовую невоцерковленность, мы живем в странах, одна из национальных религий которых — христианство. Христианство за свою многовековую историю пронизало через культуру и воспитание все сферы жизни и несколько смягчило нравы людей. Поэтому когда они узнают из учебников истории о человеческих жертвоприношениях и побивании людей камнями — это их глубоко шокирует. И они никак не могут представить себя или своих близких в качестве участников таких действий. Еще более такие люди шокируются, узнав из Библии, что побивание камнями было предписано законами Моисея, которые тот воспринял непосредственно от Бога. И это — хороший шок! Это означает, что сердце и разум человека уже смягчены, уже подготовлены для перехода на новую ступень развития — ступень новозаветную. Знаете, мои ученицы — две девочки-сестры — постоянно дерутся друг с другом. Никто и ничто не может их остановить. И вот взрослые, устав призывать их к миру, вынужденно говорят им: «Ладно, деритесь, раз вы такие дикие, но хоть не бейте друг друга ногами в живот и не бейте по голове». Допущение жестоких методов сопротивления злу в ветхозаветные времена были такой вот вынужденной необходимостью. Раз уж люди все равно побивали друг друга камнями, то Бог попытался ограничить их жестокие казни хотя бы казнями в рамках закона. Установив — когда и за что следует побивать камнями. Это означало, что во всех остальных случаях за камни хвататься нельзя. То есть законы Моисея в те далекие варварские времена на самом деле служили к обузданию дикости,жестокости, насилия! Но не можем же мы руководствоваться ими и сегодня!.. Когда подавляющее большинство населения за многовековую историю христианства уже научилось не бить друг друга в голову и живот. И отказалось от применения камней. Да, конечно, и сейчас встречаются «камни» — людей на войне сжигали в крематориях, убивали во время бомбардировок… Но большинство населения все это не приветствовало и не приветствует. Большинство в наши дни относится к таким вещам как к пережиткам варварства, а не как к норме. Сегодня мы уже подготовлены к восприятию Нагорной проповеди Христа. Например, к восприятию следующих слов: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.;5,38–42).» Поэтому все правильно — современного человека, тем более современных христиан некоторые места Ветхого Завета (например, стремление древних израильтян к кровной мести) должны шокировать. Это — естественная реакция. Просто надо помочь таким людям понять, что если бы Моисей не ограничил «око за оком» некоторыми правилами, то насилие в среде израильтян оставалось бы и вовсе неконтролируемым, оставалось бы масштабным. И что, возможно, человечество так и не дожило бы в этом безумном самоистреблении до Рождества Христова. А главное, надо помочь людям понять, что Ветхий и Новый Завет не равнозначны. Со времени пришествия Иисуса Христа нашим фундаментом стал Новый Завет. Потому что Он содержит в себе в преображенном виде тот же Ветхий Завет. Но Ветхий Завет, поднятый на новый духовный уровень. Можно даже сказать, что если Ветхий Завет — это первая ступень лестницы Иакова. То Новый — его вторая ступень. Или, что еще точнее — это вообще открытая дорога в Вечность. Они в этом смысле — не равнозначны! (Извиняюсь, что опять повторяю эту очень важную мысль!). Нельзя одновременно руководствоваться, например, ветхозаветной заповедью «око за око и зуб за зуб» и — новозаветным «Не противься злому». Нельзя сидеть одновременно на двух стульях! Многие христиане не понимают этого момента и поэтому испытывают смущение. Они не понимают, как им сделать правильный выбор — то ли «Око за око», то ли «Не противься злому» — когда пасторы говорят им, будто и Ветхий, и Новый Завет равнозначны и все, что там говорится — безусловно верно. Да, все было безусловно верно. Но многое — только лишь для своего времени. А наше время требует того, чтобы мы оторвались от первой ступеньки и встали на вторую. Встав же на вторую ступеньку, мы увидим и поймем, что Ветхий Завет необходимо в нашем разуме и сердце трансформировать, преобразить с помощью Св. Духа. Потому что Новый Завет — это и есть все тот же Ветхий Завет. Но — преображенный. И именно ему мы должны отдавать приоритет. Именно его нормами и требованиями руководствоваться. Истины же Ветхого Завета — как вечные нетленные истины, сохранившие значение и в наши дни, так и преходящие правила и рекомендации, пригодные лишь для своего времени — следует рассматривать в контексте опять-таки Нового Завета, сквозь его призму, руководствуясь Св. Духом, стараясь применять все рекомендации с учетом учения Иисуса Христа. Между прочим, ошибки в понимании того, каким должно быть христианское воспитание в семье тоже вытекают из ошибочного уравнивания двух Заветов. Когда родители руководствуются уже давно отошедшей в прошлое соломоновой мудростью «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его», они тем самым нарушают христианское отношение к душе ребенка. Встают в непримиримое противоречие со словами Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14). Мне лично очень нравится отрывок из статьи современного иудейского педагога и проповедника. Он как раз толкует Ветхий Завет: «Мудрецы говорят, что у каждого растения есть свой ангел, который ударяет его и говорит ему: «Расти!». Это значит, что сила, побуждающая к росту, на языке мудрецов называется «удар». Естественно, речь не идет о том, что рядом с каждым растением сидит пухлый розовощекий ангелок с белыми крылышками, держит палочку и ударяет ею по листикам. Мудрецы имеют в виду: существует сила, вызывающая рост. И эту силу они называют «удар», ее воздействие — «ударяет». Так мы можем понять выражение «Кто жалеет розги, тот ненавидит сына». Речь не идет о том, чтобы драть ребенка розгами. Есть методы, с помощью которых можно направить его рост». (Рав Шломо Вольбе). На эту тему у современного российского писателя и педагога В. П. Крапивина есть прекрасная книга — называется «Журавленок и молнии». Хотя в ней нет ни слова о Христе и христианстве, совершенно ясно, что ее главный герой — мальчик Журка — во всех своих поступках является просто образцовым, идеальным христианином. Характер мальчика Журки — и есть настоящий христианский характер. Хотя он многое, очень многое делает не по правилам. Так избавимся же от противоречия в нашем сознании! Противоречия, вызванного отчасти тем, что оба Завета соединены в одну книгу под названием "Библия". И следующей из этого осторожности в обращении со Словом Божьим. Мы слишком боимся погрешить против слов Бога, переданных словами авторов библейских текстов. И нередко впадаем от этого в еще больший грех - грех книжников и фарисеев. © Наталья Гвелесиани, 2020 Дата публикации: 13.05.2020 08:55:12 Просмотров: 1818 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |