Изучаем фауну России. Глухарь
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 24831 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии. Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Организуя процесс изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать задачи обучения детей, развития их интеллекта, но и осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время). СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Когда-то эти древние птицы, современники мамонтов и шерстистых носорогов, обитали по всей Западной и Северной Европе, но к настоящему времени их ареал и численность значительно уменьшились, и весьма обычными эти лесные жители теперь являются только на территории Скандинавии и России. Глухари – удивительные птицы, достойные внимательного изучения и повсеместной охраны. Давайте познакомимся с ними поближе. • Внешний облик Глухарь – самый крупный представитель семейства Тетеревиные, которое относится к отряду Курообразные. Самец гораздо ярче самки, ростом почти с индюка, более 1 м в длину, а весит он 4-6 кг. Окраска его серая или чёрная с мелким струйчатым рисунком. Вид птицы очень внушительный: длинный чёрный закруглённый хвост с белыми пятнами; крупная чёрная голова; длинная шея; зелёный с металлическим оттенком зоб; мощный желтоватый клюв, изогнутый на конце; брови красные, набухшие; «борода» из тёмных перьев. Самка бурая с белыми и чёрными, тёмно-бурыми или жёлтыми поперечными полосами и пестринками, грудь и брюхо в чёрных полосках, подхвостье белое. Весит птица 2,5 – 3 кг. • Распространение, места обитания и характерные черты поведения Распространена эта дневная оседлая птица в хвойных, смешанных и лиственных лесах России. Очень часто глухарь – обитатель северной тайги и глухих горных лесов Европы. На европейской территории России наиболее характерными местообитаниями глухаря служат различные типы соснового леса, а в азиатской части ареала – также лиственничного, пихтового и кедрового. В Рязанской области и Поволжье глухари местами живут оседло в лиственных лесах. Известны залёты этой птицы в лесотундру. На Европейском Севере в течение снежного периода глухарь держится преимущественно в хвойных лесах, причём большая часть гнёзд и выводков встречается в заболоченных борах или вблизи них. Линяющие птицы предпочитают держаться в сырых, заболоченных ельниках. На Южном Урале глухарь обычен на окраине лесостепи, где до зимы живёт в широколиственных островных лесах. Поздней осенью птицы этого биологического вида совершают перелёты в сосняки. На зиму птицы собираются в стаи по 5-25 особей, самцы нередко держатся отдельно от самок. Глухари часто устраиваются на ночь в подснежных камерах, а кормятся почти всё светлое время суток, с перерывом в середине дня. Плотно поужинав перед закатом и насидевшись вдоволь на деревьях, птицы друг за другом начинают слетать вниз, падая прямо в снег. При глубоком покрове им удаётся нырнуть, не сделав ни одного шага, причём так, что снег тут же засыпает их сверху. Если слой снега небольшой, птицы, трепеща крыльями и хвостом, забрасывают им себя. Глухари никогда не ночуют повторно на одном и том же месте, опасаясь привлечь ночных хищников. Двигается глухарь неуклюже, но быстро; летает неохотно и тяжело, часто хлопая крыльями. Полёт почти прямой и без крайней необходимости непродолжительный. Много времени глухари проводят на земле, особенно днём. Они быстро бегают, прекрасно чувствуют себя в густом подлеске. По вечерам птицы нередко посещают просёлочные дороги и галечные отмели, где они заглатывают мелкие камешки, необходимые им для переваривания пищи в желудке. Несмотря на свои большие размеры и неуклюжесть, глухарь – осторожная птица, обладающая прекрасным слухом и зрением. Поэтому охота на него очень трудна. • Питание Состав кормов глухарей резко изменяется с возрастом. Птенцы питаются преимущественно животной пищей – насекомыми и другими беспозвоночными, но с первого же дня поедают и нежные растительные корма – ягоды, цветки и т.п. У взрослых птиц наиболее разнообразны корма весной и в первую половину лета. Это подснежные ягоды клюквы и брусники, хвоя, зелёные части и цветки травянистых растений, насекомые, пауки, наземные моллюски. С середины июля по сентябрь включительно глухари активно питаются ягодами, семенами и зелёными частями растений. Основным кормом в это время часто становятся ягоды и побеги черники и брусники, голубики, вороники, морошки, костяники, малины и других видов растений. В некоторых районах лесной зоны глухари регулярно вылетают на поля, где питаются овсом, рожью, горохом. В сентябре для средней полосы страны характерны регулярные утренние и вечерние вылеты глухарей на осину, вялым листом которой они питаются. В восточных районах России глухари едят осенью тронутую морозом лиственничную хвою. Зимой и ранней весной пища глухарей чрезвычайно однообразна и состоит в основном из хвои и побегов сосны или кедра. Поедают глухари также кедровые «орешки», ягоды и хвою можжевельника, значительно реже - еловую и пихтовую хвою. Глухари, обитающие в лиственных лесах, питаются зимой веточками и почками берёзы, осины, дуба, едят также жёлуди. Запасы зимних кормов у глухаря неистощимы, и недостатка в них он обычно не испытывает. Питаясь в основном хвоёй, глухарь, тем не менее, за зиму не худеет, а даже немного прибавляет в весе. Ведь взрослый самец съедает за сутки около 500 г. хвои… • Брачное токование В середине или конце марта самцы начинают готовиться к току. Они расхаживают по лесу в особой позе: шея вытянута вверх, хвост полностью раскрыт, крылья слегка отставлены, и концы их волочатся по снегу, оставляя на нём борозды. Появление таких борозд в лесу – знак для охотников, что скоро начнётся ток. Весной глухари начинают токовать ещё в утренних сумерках на ветвях деревьев, а заканчивают ток на земле. Апрельским вечером, незадолго до захода солнца, самцы слетаются на токовище, рассаживаются на деревьях и начинают петь. С наступлением темноты пение смолкает и возобновляется примерно за час до первых лучей солнца. Токование происходит на особых местах – токовищах. Ими являются площадки, которые обычно располагаются в редком сосняке. Здесь из года в год собираются глухари. Когда этих птиц в наших лесах было много, на токовищах собирались до 50-100 самцов, теперь обычным считается ток с 3-5 самцами. Как только забрезжит рассвет, отпевшие глухари начинают, громко хлопая крыльями, спускаться на землю. Каждый занимает своё место на токовище. У отдельных самцов место токования на земле и на деревьях строго определенные не только в этом сезоне, но иногда в течение нескольких лет подряд. Самым выгодным считается участок в центре, поэтому не обходится без драк. Птицы дерутся клювами, которыми в мирное время легко перекусывают ветки толщиной в мизинец человека. В битве глухари используют также и свои огромные крылья. При этом они издают шум, со стороны напоминающий звук падающей сосны. В драках глухари могут наносить друг другу серьёзные раны. В процессе пения на земле самцы с шумом подпрыгивают, иногда перелетают с места на место. Характерный, быстро следующий друг за другом двойной шум крыльев (взлёт-посадка) при подскоках глухаря слышен в это время издали. Пение глухаря негромкое и отчётливо слышно на расстоянии до 200 м. Песня состоит из двух частей. Первая часть, «тэканье», состоит из быстрого щёлканья, которое, убыстряясь, сливается в сплошную трель. Затем начинается вторая часть пения – «точение». Одним оно напоминает звук затачивания косы (отсюда и название), другим – звук чистки кастрюли железной щёткой. В общем, эти звуки ни с чем не перепутаешь. Главное – то, что во время исполнения второй части песни самец ненадолго теряет слух и бдительность (поэтому птица и названа глухарём). В литературе имеются разные ответы на вопрос о том, почему глухарь теряет слух во время пения. Некоторые объясняют это явление просто сильным увлечением глухаря, в результате которого он перестаёт обращать внимание на окружающее. Существует гипотеза, согласно которой глухота птицы связана с необычным положением языка и верхней гортани, которые во время песни глухарь втягивает далеко назад, тем самым значительно увеличивая объём глотки, играющей роль резонатора. Существует и такая версия: в слуховом проходе птицы есть специальная железа, пронизанная кровеносными сосудами. Издавая щипящие звуки, птица так напрягается, что железа набухает и перекрывает слуховой проход. Наконец, есть точка зрения, в соответствии с которой скуловая кость глухаря, один конец которой соединён через другие кости с клювом, в определённый период пения своим вторым концом заслоняет слуховую область в черепе птицы, временно лишая её слуха. Однако как бы азартно ни пел глухарь, он прекрасно видит всё вокруг. Ведь он поёт для самки и должен вовремя заметить её приближение. Ну а те, ради кого, собственно, этот спектакль и затеян, уже давно заняли места в зрительном зале, усевшись на деревьях по окраинам тока. Отсюда они внимательно наблюдают за самцами и выбирают себе самого достойного. Выбрав определенного токующего самца, самки слетают к нему на землю. В этой ситуации самцы поют особенно активно. Именно тогда в наиболее полной форме проявляется весь видовой ритуал поведения глухаря на току – активная песня, перелёты, пробежки, подскоки и т.п. Замечено, что больше всего самок концентрируется возле того самца, который сумел отвоевать себе место в центре. Тех же, кто оттеснён к окраинам, порой не выбирает ни одна самка. После токования и участия в спаривании самцы удаляются в глухие места, где происходит линька, и птицы теряют свой брачный наряд. Период наиболее интенсивной линьки – июль, когда меняются маховые, рулевые перья, а также роговой покров клюва и когтей. Во время линьки у глухарей настолько интенсивно меняются маховые перья, что они почти теряют способность взлетать с земли и в случае опасности предпочитают спасаться бегством. • Размножение и развитие Постоянных пар эти птицы не образуют. Самка откладывает 5-12 яиц, жёлто-серых или грязно-жёлтых, покрытых тёмными или красноватыми пестринами. Гнездо представляет собой простейшее углубление в почве, выстланное стебельками, сухой травой, мхом, перьями. Оно обычно находится вблизи токовища, под небольшой елью, возле пней, под прикрытием вывернутого корня и в других подобных местах. Известно, что неудачный выбор места для гнезда нередко приводит к гибели кладки. Самцы не принимают участия в насиживании и выращивании птенцов. Длительность насиживания – 3,5 недели. Самка изредка покидает гнездо, чтобы покормиться, и тогда она прикрывает яйца перьями, сухими листьями, ветками, травой. Ближе к концу насиживания глухарка почти не покидает гнездо. Цыплята вылупляются через 26-28 дней. В средних широтах вылупление происходит в первую декаду июня. Цыплята покрыты сверху рыжевато-бурым, а снизу – желтоватым пухом. Глухарята, едва обсохнув, уже бегают и учатся отыскивать корм. Вес только что появившегося на свет птенца колеблется в интервале от 33 до 45 г. Сначала они живут на вырубках, где в густой траве много насекомых, растёт сочная и сладкая земляника. В полуторамесячном возрасте они полностью переходят с животного корма на ягодный и травянистый. Выводки в это время держатся на ягодных местах, на вырубках и гарях, вблизи моховых болот, поросших сосняком. С десятидневного возраста птенцы вспархивают, а примерно через месяц уже хорошо летают и от опасности спасаются на деревьях. Выводки долго держатся вместе и только осенью начинают распадаться. Всё это время глухарка опекает потомство: кормит, учит находить еду, спасает от хищников. Молодые глухари в первую осень своей жизни ещё не достигают размера взрослых самцов. В возрасте двух месяцев самцы бывают размером с глухарку и заметно отличаются от молодых самок, как по величине, так и по окраске оперения (примесью тёмных перьев). Лишь через год молодые петухи сравняются в размерах со старыми, но и тогда у молодых птиц ещё нет никаких шансов конкурировать со старыми петухами на току. Молодые глухари-первогодки, прилетающие на ток, обычно молчат, иногда только щёлкают или «крекают», однозначно отдавая пальму первенства своим возрастным соплеменникам. Продолжительность жизни этих птиц в условиях дикой природы обычно составляет 5-7 лет. • Роль в природе и жизни человека Несмотря на свои крупные размеры и большую физическую силу, глухарь нередко становится объектом нападения со стороны других животных. Из хищников, охотящихся на глухарей, следует отметить лисицу, лесную куницу, соболя, росомаху, рысь, беркута, ястреба-тетеревятника, филина, орлана-белохвоста, а также каменную и длиннохвостую неясытей. Прежде всего нападению подвергаются птенцы, молодые особи и глухарки. Взрослые самцы глухаря способны постоять за себя, и поэтому врагов у них меньше. Старые самцы глухаря могут стать жертвой росомахи, рыси, филина, беркута, орлана-белохвоста. Более мелкие хищники охотиться на взрослых самцов глухаря обычно не отваживаются, так как имеют мало шансов одолеть крупную птицу. Причины гибели птенцов могут быть самыми различными. Известны случаи нападения на только что вылупившихся глухарят рыжих лесных муравьёв, которые заканчивались для птенцов трагически. В относительно недалёком прошлом, когда во многих регионах страны численность глухаря сохранялась на довольно высоком уровне, промысловое значение этой птицы для человека можно было считать существенным. Мясо глухаря употреблялось в пищу местным северным населением. Велико было и спортивно-охотничье значение этой птицы. Весенняя стрельба токующих самцов считалась один из лучших видов охоты, пользовавшимся мировой славой. Сокращение численности глухаря заставляет обратить серьёзное внимание на охрану этой ценнейшей птицы. Снижение численности глухарей связано с постоянным сокращением мест, пригодных для его обитания; с резким возрастанием посещаемости лесов, особенно в районах, примыкающих к населённым пунктам; с общим сокращением площадей, занятых сосняками и лесами смешанного типа с преобладанием сосны. Привязанность же глухаря к сосне общеизвестна. Она определяет особенности распространения его на всём Северо-Западе России. Деятельность человека, нацеленная на охрану глухаря и восстановление его численности, реализуется в нескольких направлениях. Помимо полного запрета отстрела самок и строжайшего соблюдения сроков, норм и способов охоты; кроме борьбы с браконьерством, она может заключаться в запрещении рубки лесов в окрестностях токовищ. В охотничьих хозяйствах все тока и птицы, слетающиеся на них, должны быть подвергнуты строгому учёту. Результаты наблюдений, проведённых в условиях природы, указывают на тот факт, что при надлежащей охране и наличии спокойных мест для размножения глухарь может хорошо уживаться с человеком и жить даже поблизости от крупных городов. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. По составленному вами плану опишите внешний облик глухаря. 2. Каковы могут быть максимальные размеры и масса тела у самцов глухарей? 3. Каковы внешние отличия между самкой и самцом глухаря? 4. Почему распространение глухаря в пределах его ареала неравномерно? 5. Что означает словосочетание «оседлая птица»? 6. Каково биологическое значение пребывания глухарей в подснежных камерах? 7. Охарактеризуйте полёт глухаря. 8. Почему глухари заглатывают мелкие камешки, которые находят на дорогах или отмелях? 9. Назовите основные растительные и животные корма, которые потребляют глухари. 10. Чем в основном питается глухарь зимой? 11. Почему питание глухаря в зимнее время более однообразно, чем в другие сезоны года? 12. Как ведёт себя самец глухаря в процессе токования? 13. В чём биологическая роль токования глухарей? 14. Как объясняют учёные тот факт, что на определённой стадии пения самец глухаря теряет слух? 15. Как происходит линька самцов глухаря после окончания периода токования? 16. Сколько яиц откладывает самка глухаря? 17. Как выглядят яйца, отложенные самкой глухаря? 18. Где можно найти гнездо глухаря? 19. Что представляет собой гнездо глухаря? 20. Почему временно покидающая гнездо самка глухаря прикрывает отложенные яйца листьями, перьями и травой? 21. Как выглядят только что вылупившиеся птенцы глухаря и что характерно для их поведения? 22. Как изменяется рацион птенцов глухаря с возрастом? 23. Назовите хищных птиц, которые нападают на глухарей. 24. Назовите хищных млекопитающих, которые охотятся на глухарей. 25. В чём заключается роль глухаря в жизни человека? 26. Каким образом можно сохранить глухаря в условиях дикой природы и увеличить его численность? 27. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения. «Много лет я мечтал оказаться на глухарином току. И вот, наконец, мне повезло! Мой новый знакомый – лесник Фёдор Николаевич – однажды пригласил меня к себе в Новгородскую область именно в период токования этих замечательных птиц. Отказаться было невозможно. Я отложил все свои дела, и вот мы уже крадёмся по еле заметной лесной тропинке к токовищу, известному, наверное, только одному Фёдору Николаевичу… Всё слышнее становится брачная песня одного из глухарей. Отодвигаю в сторону мешающую мне ветку ели и вижу крупную птицу, увлечённую своим пением. Всё оперение глухаря сверкает праздничной белизной, крылья плотно прижаты к туловищу, голова опущена вниз, перья хвоста широко раздвинуты, а сам хвост направлен вверх, располагаясь почти вертикально. Было хорошо заметно, что токующую птицу переполняли сильнейшие эмоции. Лесник поднёс палец к губам. Я замер. В этот момент около нашего поющего героя появилась самка, тело которой было окрашено в бурые и коричневые тона. Она выглядела гораздо крупнее самца и вела себя намного спокойнее, чем он. Токование самца стало ещё более активным, более страстным, но тут я совершил непоправимую оплошность. Разминая ноги, затёкшие от стояния в неудобном положении, я сделал неуклюжий шаг назад и наступил на сухую ветку, сломавшуюся под моим сапогом со звуком выстрела! Птицы взлетели легко, стремительно и практически бесшумно. Через мгновение они уже скрылись среди ветвей стоящих поодаль высоких деревьев. Шанс и далее наблюдать глухариный ток был нами безвозвратно потерян. Мы не спеша отправились в деревню. Фёдор Николаевич был разочарован и раздосадован моей неосторожностью, а я, наоборот, очень рад, что мне всё-таки, пусть и недолго, удалось наблюдать удивительное явление природы – глухариный ток, память о котором я, безусловно, сохраню теперь на долгие годы!» 28. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления. КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ Распределение глухарей по территории России неравномерно, потому что далеко не везде имеются благоприятные условия для существования этих птиц. Например, глухарь особенно тяготеет к жизни в хвойных лесах, которые есть не на всей территории нашей страны. Редко встречаются эти птицы в местах активной хозяйственной деятельности человека, а также там, где велика численность опасных для них хищников. Под оседлыми птицами понимаются те, которые не совершают длительных сезонных или иных миграций, а, наоборот, постоянно находятся в пределах одной относительно небольшой по своей площади территории. Пребывание глухарей в подснежных камерах скрывают их от опасных хищников, защищают от сильных ветров и низких температур окружающего воздуха. В подснежной камере, в которой находится птица, гораздо теплее, чем снаружи. Питание глухарей зимой очень однообразно и состоит почти только из одной хвои по причине того, что в данный сезон года практически невозможно найти другие корма (ягоды, семена, свежие листья или молодые побеги растений, насекомых). Биологическая роль токования состоит в демонстрации своих физических возможностей разными самцами и в предоставлении возможности для самок выбрать наиболее сильных будущих отцов своих птенцов. Именно эти самцы способны дать здоровое, полноценное потомство. Самка глухаря прикрывает отложенные яйца листьями, перьями и травой, что позволяет ей сделать свою кладку незаметной для хищников и защитить её от избыточного охлаждения в период временного отсутствия птицы. В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: окраска глухаря преимущественно тёмная, иногда почти чёрная. Белый цвет в его оперении присутствует только в виде отдельных пятен. В процессе токования на земле крылья самца обычно не прижимаются к туловищу, а бывают опущены вниз, и их концы оставляют на снегу или на рыхлой почве характерные следы в виде неглубоких борозд. Голова птицы при этом поднята вверх, а не опущена вниз. Самка глухаря всегда мельче взрослого самца. Полёт этих птиц тяжёлый и шумный. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ГЛУХАРЯ 1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о глухарях. 2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных. 3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания. 4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности. 5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования». 6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка. ЛИТЕРАТУРА 1. Брем А. Жизнь животных. – М, 2003. 2. Биология лесных птиц и зверей. Учеб. Пособие для лесохоз. и биол. специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1975. 3. Все о птицах. – СПб: ООО СЗКЭО , 2007. 4. Всё о птицах России. – СПб: ООО СЗКЭО, 2014. 5. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. – Прага: Артия, 1984. 6. Глухарь // Наша флора и фауна. – М., 2013. - № 5. 7. Жизнь животных. Том шестой. Птицы / Под ред. В.Д. Ильичёва, А.В. Михеева. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с 8. Звери и птицы наших лесов. Детская энциклопедия. – 2010. - № 9. 9. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Т. 1. В 2-х томах. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. 10. Птицы России. Детская энциклопедия. – 2004. - № 2. 11. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6. 12. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7. © Александр Кулев, 2021 Дата публикации: 10.05.2021 22:12:02 Просмотров: 1416 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |