Лирика. Умом Россию не понять
Олег Павловский
Форма: Эссе
Жанр: Литературная критика Объём: 3191 знаков с пробелами Раздел: "Физики и лирики" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
. КУЛЬТУРА. УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ Зто только в кино, и в мечтах обывателя в России 19 века приказчики были «галантерейными», а модистки зачитывались французскими романами (под хруст французских булок). Ничего этого не было. Грамотность населения это понятие весьма отноcительное. В ХVIII веке литература и вся культура в России – это беспрецедентный подъем в истории светской культуры, доселе сдерживаемый иезуитской церковной властью. За сто лет Россия преодолела двухсот, если не трехсот летнюю пропасть разделявшую ее с Европой. Но это касается только светской литературы и неканонического искусства. Во всем остальном Россия развивалась вполне самостоятельно. Поэтому говорить о разрушение русской культуры в 21-м веке было бы несколько преждевременно, несмотря на «плач славянофилов» и патриотов коммунистического толка. Молодой советской литературе надежно подпирали спину Пушкин и Гоголь, Достоевский и Лев Толстой. Сказать, что до лапотной русской деревни они не доходили тоже было бы не верно – доходили в той степени, в какой это было возможно. И молодежь начала 60-х еще не переставала грезить героикой революции и гражданской войны, произведениями выдающихся поэтов и писателей-фронтовиков. «Принцип партийности» в литературе и искусстве до некоторой степени сдерживал модернистские тенденции, разрушающие культуру как изнутри, так и извне. Но и у каждой эпохи – свой модернизм. Живопись Питера Брейгеля была искривлением в голландском искусстве – в целом голландская живопись XVI века придерживалась совершенно иных тенденций. Вопрос можно поставить прямо – до какой степени русская литература и искусство оказались разрушены в первой четверти 21-го века? Ответ простой: «Русская литература и искусство разрушены до основанья и совсем». Сохранились только отдельные очаги бывшей русской и советской литературы и искусства. Надо сказать, что «большевики» с русской культурой так не поступали, и подобных «экспериментов» не делали. Европейское искусство давно уже разрушено дотла – остались отдельные образцы или памятники, которые используются в качестве товара, а не по их прямому назначению Как сказал один из великих – «если я художник, это значит, что я – человек общества»! С этим трудно не согласиться. Невозможно потакать только низменным устремлениям толпы, но и плыть против течения бесполезно – ты просто погибнешь. РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ Пророчество Михаила Булгакова не нуждается в научных доказательствах, действительно – рукописи не горят. Если сочинения автора не опубликованы в Большой серии БП, это не причина для беспокойства – их ценность может быть равно нулю. Вся информация «сохраняется» и может быть востребована, если в этом возникнет необходимость. Большая часть сочинений «современных авторов» не стоит бумаги, на которой они написаны, не стоят они и места, занимаемого ими в социальных сетях Интернет. Книжный бизнес в России, то есть «торговля макулатурой» на любой вкус, похоже, завершает свое триумфальной шествие с конца 80-х годов. Но «свято место пусто не бывает», – один вид безобразия неизбежно сменится другим, и еще не известно, какой из них окажется хуже. . __________________ © Олег Павловский, 2023 Дата публикации: 17.12.2023 15:30:11 Просмотров: 1038 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |