Незаслуженно забытый
Иван Нечипорук
Форма: Статья
Жанр: Публицистика Объём: 7154 знаков с пробелами Раздел: "Проза и публицистика" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Святой Макарий Великий. Шахтёрский труд всегда был связан с опасностью. Потому недаром горняки пытались найти защиту у сил небесных, прося молитвы за себя у Святых церкви, дабы они своим предстоянием пред Господом защитили рудничных людей от опасности и внезапной смерти. Вполне логично, что работники опасных профессий молятся Великомученице Варваре, которую просили о защите от внезапной смерти. Моравские и Селезские шахтёры издавна молились Св. Якубу. На Руси же молились Святому Клементию и Святому Макарию Египетскому, которых издавна почитали, как защитников рудокопов. Преподобный Макарий жил в IV веке и был единственным поздним ребёнком в семье священника. Когда мальчик подрос, родители женили его, но юноша вскоре овдовел. После смерти супруги преподобный Макарий укрепился в своем желании избрать монашеский путь. Проводя время в труде и молитве, он ухаживал за своими старыми родителями. Когда же они отошли ко Господу, преподобный Макарий раздал оставшееся имение на поминовение родителей, об упокоении которых стал непрестанно молиться. Господь послал ему опытного духовного наставника в лице старца, который помог ему устроить себе келию, научил его плести циновки, чтобы зарабатывать на хлеб. Через некоторое время местные жители узнали о юном отшельнике, который вдали от селения проводил время в строгом уединении и молитве, и сообщили о нем местному епископу. Тот назначил Макария чтецом в церковь, но преподобный, стремясь к иноческому уединению, ушел из селения и поселился в другом месте. Живя отшельником, преподобный подвергался тяжелым искушениям: в его хижину вползали змеи, вокруг бродили дикие звери, но Макарий пел псалмы, и все страшные видения рассеивались. Тогда враг рода человеческого, видя свое бессилие, решил оклеветать святого: дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего любовника оклеветала святого. Разъяренные родители и подстрекаемые ими жители селения напали на келию, выволокли оттуда преподобного, нещадно избили и бросили полумертвого. Когда преподобный пришел в себя, родители девицы потребовали, чтобы он давал им деньги на пропитание. Преподобный Макарий все перенес с кротостью и лишь стал усерднее плести циновки, чтобы заработать нужные деньги. Так продолжалось до наступления родов. Роженица несколько дней мучилась, не разрешаясь от беременности. Не перенеся мук, она созналась в своей клевете. Устыженные родители грешницы и все соседи просили у преподобного прощения, а он, узнав об этом, возблагодарил Бога за возвращение доброго имени и скрылся из того селения. Три года он прожил в Нитрийской горе, а затем ушел на гору Фиранскую к преподобному Антонию Великому и стал его учеником. Долгое время преподобный Макарий подвизался вместе со своим учителем, а затем по его благословению удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта), где просиял великими подвигами. Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: разрушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку. В это время преподобный Макарий был избран настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. Достигнув высокой степени духовного совершенства, преподобный получил дар вызывать к жизни умерших. Так, например, он посрамил еретика Геранита, смущавшего братию рассуждениями о невозможности воскресения мертвых, воскресив умершего инока; отверз уста одного убитого, получив от него оправдание для невинного человека, обвиняемого в убийстве. Но когда окружающие попросили преподобного узнать имя убийцы, он отказался, сказав: «Мне должно оправдать невинного, но не мое дело карать виновных». Преподобный Макарий поучал свою паству с глубоким смирением и кротостью. Показывая инокам путь борьбы с соблазнами, он говорил, что заставить диавола отступить и прекратить искушения можно не постом (диавол вообще не принимает пищи), не бдением (диавол вообще не спит), а, как ему признался сам диавол, только смирением. Братия горячо любила преподобного и говорила, что милосердие его к людям и всепрощение безграничны, что своей любовью он стремиться покрыть все человеческие грехи. Когда преподобный достиг 97 лет, ему явились святые Антоний Великий и Пахомий Великий, и провозвестили ему кончину на 9-й день после их явления. Преподобный собрал в тот день всю братию, простился со всеми и отошел ко Господу. Многие из братии наитием свыше видели святых угодников и Бесплотные Силы, которые встречали душу преподобного Макария. Житие преподобного Макария Великого составил святитель Серапион, епископ Тмуитский (Нижний Египет) в IV веке. В настоящее время мощи святого Макария покоятся в Италии, в г. Амальфи. По древней традиции Макарию молились рудокопы Малой Азии, Греции и Италии. Появление храмов в честь Святого Макария в Донбассе связано с именем горного инженера Петра Николаевича Горлова. С головой отдаваясь своей работе П.Н. Горлов, никогда не пренебрегал молитвой, и как представитель шахтёрской специальности, очень почитал горняцкого покровителя Макария Великого. А потому, когда в посёлке Корсуньской копи в 1881 году закладывалось штейгерское училище, было запланировано при нём устроить домовую церковь в честь этого святого. Позже, спустя почти 20 лет, когда посёлок уже носил имя Горловка, в Щербиновке (ныне Дзержинск) был построен просторный Свято Макарьевский храм. А сам П. Н. Горлов увековечил имя горняцкого святого в названии одного из разведанных им Уссурийских угольных месторождений, Свято-Макарьевского, в 1903 году. К сожалению Горловский храм был небольшим, а потому уже через пару лет, южнее был заложен большой Свято-Николаевский храм (ныне кафедральный собор). В 1905 году новый храм был открыт и роль Свято-Макарьевской церкви значительно снизилась. А в 1913 году его и вовсе закрыли. Тем не менее день поминовения Святого Макария Египетского – 19 января (1 февраля по новому стилю) в дореволюционном Донбассе – был своеобразным Днём Шахтёра. А потом наступили огневые революционные годы, за которыми последовали годы безбожия. Сейчас, когда бездуховность послабила свою хватку, когда появляются новые храмы – православный люд может смело вздохнуть с облегчением. Но утраченные в духовном плане годы привели к тому, что покровитель горняков был незаслуженно забыт. Даже в Свято-Макарьевском храме города Дзержинска он почитается, как покровитель города, но не как молитвенник за людей работающих в рудничных условиях. В наше время при шахтах строятся и часовни и домовые церкви освящённые в честь и Св. Великомученицы Варвары, и Св. Преподобного Серафима Саровского, но к сожалению имя Св. Макария несправедливо игнорируется. Однажды на день Шахтёра, я попытался отслужить молебен Святому Макарию за всех знакомых шахтёров, к моему огорчению в главном храме Горловской епархии – кафедральном Свято-Николаевском соборе, не нашлось даже акафиста этому святому. А когда я заинтересовался этим вопросом, оказалось, что и икон с изображением Макария Великого во всей епархии почти нет. И только храм в Дзержинске имеет несколько образов. Хочется верить, что с развитием духовности, к шахтёрам вернётся их Святой, предстоятель пред Господом, за всех трудящихся под землёй. © Иван Нечипорук, 2011 Дата публикации: 13.02.2011 02:10:32 Просмотров: 2374 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |