Последний царь Вавилона
Александр Учитель
Форма: Очерк
Жанр: Историческая проза Объём: 14037 знаков с пробелами Раздел: "эпоха эллинизма" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Последний царь Вавилона Кто был последним царем Вавилона? Казалось бы, ответ на этот вопрос достаточно прост: последним царем Нововавилонского царства был Набонид, а после его завоевания Киром, царем Персии, в 539 г. до н. э. Вавилон уже навсегда остался под чужеземной властью. Вместе с тем, не следует забывать, что вавилоняне еще четырежды восставали против власти Ахеменидов: дважды против Дария первого, и дважды против Ксеркса, - и следовательно еще по крайней мере четыре человека носили титул “царь Вавилона”: Надинту-Бел, под именем Навуходоносора третьего, в 522 г. до н. э., Араха, под именем Навуходоносора четвертого, в 521 г. до н. э., Бел-шиманни в 484 г. до н. э. и Шамаш-риба в 482 г. до н. э. После последнего восстания и персидские цари тоже перестали носить титул царей Вавилона, и поэтому Шамаш-риба обычно считается последним человеком, который носил этот титул. Но и это неверно: в 127 г. до н. э. царь страны Мешан, которую греки называли Месеной или Харакеной, по имени Аспасин, или Гиспасион в греческой передаче, захватил Вавилон и провозгласил себя царем этого города. Чтобы понять, что это за страна, и почему именно ее царь возобновил давно прерванную традицию, начать надо издалека. Очень издалека. Персидский залив образовался сравнительно “недавно” – около 15.000 лет назад, в результате подъема уровня мирового океана после таяния ледников. Однако, тогда этот залив был гораздо больше, занимая большую часть нынешней Месопотамии, но его воды сразу же начали отступать на юг из-за мощных наносов ила, который несли с собой реки Тигр и Евфрат с севера, и река Карун с востока. Поскольку последняя наносила больше ила, чем Тигр и Евфрат вместе взятые, то вскоре поперек залива образовалась естественная дамба, превратившая северную часть залива сначала в озеро, потом в болото, которое постепенно высыхало. Первыми людьми, поселившимися на этой не очень гостеприимной, но зато очень плодородной территории, были шумеры. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах это произошло, и откуда они туда пришли, поскольку письменности тогда еще не было, а шумерский язык не родственен ни одному из каких-либо живых или мертвых языков. Ясно лишь, что к концу четвертого тысячелетия до н. э., когда письменность появилась, шумеры уже жили на тогдашнем берегу Персидского залива. Море естественно продолжало отступать на юг, и продолжает отступать до сих пор. Плиний Старший так описал это чудо природы в первом веке н. э.: “Нигде в мире земля, принесенная рекой, не приводит к отступлению моря так далеко и так быстро. Еще удивительней, что эти наносы не смываются обратно в море приливами, которые заходят там очень далеко” (Естественная история 6.31.140). Эта “новая земля”, регулярно поднимающаяся из моря на юге Месопотамии, получила название “Страны Моря” – māt tamti, по-аккадски. В 18-м веке до н. э. ее жители под руководством своего “царя” Илума-илума восстали против вавилонского царя Самсуилуны, сына Хаммураби, и даже взяли и разрушили Ниппур – древнейший культовый центр Шумера. Неизвестно откуда они там пoявились, но судя по аккадским именам их “царей”, скорее всего, это был результат естественной миграции на юг аккадского населения Месопотамии. К началу первого тысячелетия до н. э. новая “Страна Моря” выросла еще дальше на юг, и там на этот раз поселились так называемые халдеи. Их появление обычно связывают с арамейской миграцией из сирийской степи в Месопотамию. Однако, на самом деле, эти арамеи в конце концов осели на левом берегу Тигра, на границе с Эламом. Халдеи же, создавшие несколько княжеств на крайнем юге, носили аккадские, а не арамейские имена, и их происхождение остается неизвестным. Так или иначе, священные города Вавилонии, включая сам Вавилон, все чаще стали обращаться за помощью к халдейским князьям для защиты от Ассирии или Элама. Оставляя в стороне перепитии этой борьбы, можно лишь отметить, что один из таких халдейских князей, Набополассар, захватил в 625 г. до н. э. Вавилон и разрушил в союзе с Мидией Ассирийскую империю в 612 г. до н. э., став основателем Нововавилонского царства, последним царем которого был, как уже упоминалось, Набонид. Море, разумеется, продолжало отступать и дальше. В этой, третьей по счету, “Стране Моря” Александр Македонский основал одну из своих многочисленных Александрий, в которой он поселил македонских ветеранов, взбунтовавшихся в 324 г. до н. э. в Описе, когда он собирался распустить их по домам. Этот город был разрушен наводнением и заново основан Антиохом пятым в 162 г. до н. э. под именем Антиохии. Однако, главным этническим фактором в этом районе в эллинистическую эпоху стали арабы. По мнению Плиния Старшего, арабом был и основатель царства Мешан, Аспасин –Гиспасион сын Сагдодонака, которого Юба, ученый царь Мавретании, ошибочно, как утверждает Плиний, считал сатрапом Антиоха (Естественная история 6.31.139). Трудно сказать, кто из этих древних авторов прав: имя Аспасин – иранское, и значит оно “любящий лошадей”, в точности соответствуя греческому Филипп. Аспасин переименовал Александрию-Антиохию в Харакс Спасину – “Лагерь Аспасина”, и отсюда произошло греческое название Мешана – Харакена. Обстоятельства образования царства Мешан стали известны, главным образом, из так называемых вавилонских астрономических дневников. Эти дневники наблюдений звездного неба велись в Вавилоне с 652 по 61 гг. до н. э., и, кроме положения звезд и планет, лунных и солнечных затмений, они обычно упоминают некоторые события политической и экономической истории, касающиеся Вавилона. Кроме фиксации абсолютных астрономических дат известных событий, таких, например, как вступление Александра в Вавилон, или его смерть, подтверждая, таким образом, общепринятую хронологию, дневники содержат также массу уникальной информации, неизветной из других источников. Поскольку астрономические дневники мало доступны русскому читателю, есть смысл привести здесь в русском переводе отрывки из них, касающиеся царства Мешан: 138 г. до н. э. В десятый день того же месяца […] разбил лагерь […] на Тигре. Он вернулся и собрал солдат […]. […] Он вошел в [Селевкию на] Тигре и Царский канал. В неизвестный день того же месяца пришли царские войска, которые охраняли [страну] Аккад и […] Он распустил войска и взял в плен … Они победили его. Они вернулись […] Страх перед эламским врагом был силен в стране, страх объял народ … Они бежали в болота […] В стране Нижнего моря (māt tiamat šaplit) города и каналы у залива […] Их имена […] Он заставил их выполнять его приказы и обложил их налогами. Аспасин сын […] Этот [Аспаси]н атаковал эламского врага, и города и каналы Страны Нижнего моря перешли на его сторону. Он заставил их [выполнять] его приказы, чтобы закончить [… Страны Нижнего мо]ря, которые не подчинились ему […] он подавил восстание, взял в плен и разграбил […] Страх [объял] Элам, радость и согласие в стране Аккад […] 133 год до н. э. В том же месяце я слышал, что войска Аспасина, врага из страны Мешан и друга эламского врага, пришли и напали на корабельный причал на Тигре и разграбили его. 127 год до н. э. В четвертый день того же месяца Тимарх (Timarkussu), которого ранее царь Аршак назначил командиром стражи, и который бежал в четвертом месяце от Аспасина, пришел от имени Индупане с мидийскими воинами, и они вошли в Вавилон. В тот же день управляющий Эсагилой и вавилоняне поднесли ему одного быка и трех овец для жертвоприношения у Принцевых ворот Эсагилы. В шестой день они ушли в Борсипу. В восьмой день они вышли из Борсипы и пошли вместе с Индупане в Селевкию на Тигре. 126 год до н. э. Во второй день наместник страны Аккад вышел из Вавилона. В пятый день я слышал, что […], который спустил воду в реку […] истребил их и разгромил их в сражении. Этот город был разрушен и разграблен. Люди, которые были среди них […] которые там, они вышли из реки, называемой Награ. Урожай … Люди изнутри […] Они сделали на Евфрате и бросили в реку. В шестой день того же месяца граждане (pulite ) [… Город] Нина и принадлежащие им когда-то поля, разрушенный в 185 году (Селевкидской эры, т. е. 127 г. до н. э.) […] в 185 году по приказу Аспасина они стали разрушать […] В стране, как раньше. В том же месяце арабы […] бродили по стране […] 125 год до н. э. […] У его сына было серебро и золото … Сделал ради царства […] Взял в страну Аккад и отступил … Урук вошел в Вавилон. В начале того же месяца [… нам]естник страны Аккад вошел в Вавилон из царского лагеря в Селевкии на Тигре […] Поднес ему одного быка и двух овец для жертвоприношения у ворот Ламассу-раби. Он принес жертву Белу. В том же месяце Тимофей (Timutusu), сын Аспасина [вышел] из Вавилона в Селевкию […] военноначальник страны Аккад вышел. […] […] Царь Аршак … вышел к границе Элама воевать против Питтити, эламского врага … Его сын [… на]местник страны Аккад вышел в Селевкию. По приказу царя он был брошен в железные оковы и приведен к Аспасину, его отцу. В том же месяце я слышал, [что …] Уррия погиб в (городе) Цурру. В том же месяце арабы грабили, как и раньше. Как и прежде, страх перед арабами был силен в стране […] случилось в квартале Тин-тир. Во второй день того же месяца … пришло письмо Аспасина, царя страны Мешан, которое он написал военноначальнику страны Аккад, […] и было зачитано [граж]данам (pulite), которые были в Вавилоне: “В 15 день месяца царь Аспасин и Питтит, эламский враг, сразились друг с другом. Царь разбил эламские войска в сражении. Питтит […] был взят в плен”. В седьмой день того же месяца свинья родила в Вавилоне поросенка похожего на […] у него было […], как у собаки. В 15 день того же месяца царский трон в форме человека […] из дерева […] Питтит […] его имя было […], который был взят из царского дворца в Вавилоне перед лицом царя Аспасина, они принесли в дар Белу. Наместник Вавилона и граждане, которые были в Вавилоне […] открыли врата Бит-Акити […] и сделали, но не вошли. Они вынесли царский трон, дар Белу, и взяли его себе. […] Царский гонец принес письмо и вошел в Вавилон. В тот же день письмо царя, написанное наместнику Вавилона, было зачитано в обсерватории гражданам, которые были в Вавилоне: “В сражении [против] Питтита, эламского врага, я победил 15.000 воинов. Среди них […] не было. Всю страну Элам я поразил оружием. Питтита […] я пленил.” В тот же день управляющий Эсагилой, вавилоняне и совет Эсагилы поднесли одного быка и двух овец для жертвоприношения у Принцевых ворот Эсагилы за царского посланца, и он принес их в жертву Белу и Белтии, великим богам […] Письмо царя было зачитано. В том же месяце арабы грабили, как прежде. 124 год до н. э. [… Асп]асин, царь страны Мешан, […] заболел в пятый день того же месяца и умер от болезни в девятый день. После этого вельможи […] и придворные не приняли никакого решения. По приказу Талассии (Talasiasu), его жены, вельможи […] после этого она возвела маленького мальчика, своего сына, на престол Аспасина, его отца […] Несмотря на фрагментарность этого текста, события 138-124 гг. до н. э. могут быть реконструированы на его основании следующим образом. С 141 г. до н. э. Вавилон находился под властью Парфии, но в 138 г. до н. э., из-за бездействия парфянских властей перед лицом эламской агрессии, многие жители городов Вавилонии бежали в болота на берегу Персидского залива и просили о помощи вождя местных арабов, Аспасина. При поддержке населения последний захватил некоторые города крайнего юга Вавилонии и основал там царство Мешан. Вскоре Аспасин сам заключил союз с Эламом и занял в 127 г. до н. э. Вавилон. Первоначально Аспасин назначил наместником Вавилона своего сына, носившего греческое имя Тимофей, но тот изменил ему, был арестован и возможно казнен. Тогда Аспасин и был формально коронован царем Вавилона. В 124 г. до н. э. Аспасин умер, и реальная власть перешла к его вдове, тоже носившей греческое имя, Талассия, которая возвела на престол своего малолетнего сына. Его-то и следует считать последним царем Вавилона, поскольку парфяне выбили в том же году арабов Мешана из города. Не исключено, что его звали Аподак: так, во всяком случае, звали следующего царя Мешана, чеканившего монеты с 110 по 106 гг. до н. э., хотя его связь с Аспасином остается неизвестной. Царство Мешан продолжало существовать на берегу Персидского залива в качестве вассала Парфии вплоть до 222 г. н. э., когда оно было ликвидировано Сасанидами. Интересно, что большинство царей Мешана носило аккадские имена, такие, как Аби-Нергал, Аттам-Бел и т. д., что следует считать сознательной архаизацией, поскольку в то время по-аккадски никто уже давно не говорил. В особенности интересно утверждение Вавилонского Талмуда (Трактат Кидушин с. 72б) о том, что в 586 г. до н. э. наместник Мешана был зятем вавилонского царя Навуходоносора второго. Это сообщение содержит двойной анахронизм: во-первых, Нововавилонский наместник носит сасанидский титул – остандар, во-вторых, самой страны Мешан в Нововавилонскую эпоху еще не существовало. По всей видимости, это сведение восходит к официальной пропаганде царей Мешана, возводивших свое происхождение к дочери Навуходоносора второго. Здесь надо принять во внимание, что правители всех новых, никогда доселе не существовавших государств эпохи эллинизма, таких, как Каппадокия, Понт, Коммагена, Армения, Парфия, придумывали себе фиктивные генеалогии, возводившие их происхождения к Ахеменидам. В отличие от них, цари Мешана, ориентировавшеся на Вавилон, искали связь с нововавилонскими, а не с персидскими царями. Как видим, чем новее государство, тем архаичнее его идеология. Ирония истории состоит в том, что значение Мешана лежит не в его несуществующем “великом прошлом”, которое его цари силились себе придумать, а в великом будущем! Ведь Мешан был первым арабским государством на территории современного Ирака, предвещая своим существованием грядущую арабизацию всего Ближнего Востока. Библиография: A. J. Sachs and H. Hunger, Astronomical Diaries and Related Texts from Babylon, vol. 3, Diaries from 164 BC to 61 BC, Wien, 1996. M. Schuol, Die Charakene. Ein mesopotamisches Königreich in hellenistisch-parthischer Zeit, Stuttgart, 2000. © Александр Учитель, 2008 Дата публикации: 16.10.2008 01:37:29 Просмотров: 6400 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |