Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Изучаем фауну России. Креветки

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 15968 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом и на уроках биологии. Надеюсь на то, что и читатель, не являющийся педагогом, но интересующийся живой природой, найдёт в этой статье много интересной для себя информации.


Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается здесь в научно-художественном стиле, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков. После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности. Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся итоги, формулируются необходимые выводы. В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога инструкции для проведения домашнего изучения животных с использованием кинофрагментов из сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Креветки – это нежные существа, отдаленно напоминающие речного рака. Относятся они к ракообразным, точнее, к десятиногим ракам. Передняя часть тела креветки заключена в панцирь, который нередко совсем прозрачен [5]. Если покровы креветки имеют окраску, то она, как правило, маскирующая [1]. Головогрудь спереди украшена разнообразными шипами (по их форме, например, отличают виды креветок, живущих в озере Ханка). У каждой креветки есть две пары усов, причем одна очень длинная. А ниже неё расположены ногочелюсти, которыми креветка держит пищу, совсем как человек руками. У каждого из этих водных животных десять членистых ножек. Они растут от головогруди, причем передняя пара превращена в орган хватания – клешни. Вторым отделом тела является состоящее из колец брюшко, на нижней стороне которого крепятся маленькие ножки. Сколько колец - столько и пар ножек [5].

Места обитания, образ жизни и поведение креветок

Креветки – живущие недалеко от берегов ракообразные [2]. Представители большинства видов встречаются в морях [5]. Например, североморская креветка встречается в прибрежной полосе Северного и Балтийского морей, чаще на песчаном грунте, в который закапывается на день [6]. Пресноводные креветки – большая редкость. У нас в стране они обитают в озере Ханка на Дальнем Востоке [5].

Поскольку все креветки весьма подвижны и пугливы, а также имеют очень хорошее зрение и осязание, в море их заметить трудно. Они там очень быстро и успешно уходят от контакта с человеком. Гораздо легче наблюдать этих животных в аквариуме [2].
Креветки передвигаются по дну или побегам растений с помощью конечностей, расположенных на головогруди, но могут и плавать. При этом ножки головогруди прижимаются к ней или остаются растопыренными в стороны, а ножки брюшка дружно гребут, и креветка, лихо заломив назад усы, мчится вперед. Если это ракообразное неожиданно, случайно налетает на неосторожную рыбу, оно может мгновенно отскочить назад на 20-30 см, распустив веером плавники на конце брюшка и резкими движениями загребая этим «веслом» воду.

При перемещении по дну креветка ходит на четырех парах ног, а первая пара – клешни – раскрыты и направлены вперед. Они готовы к нападению на возможную добычу или к защите от врага. Клешнёй креветка может достать из-под камня личинку какого-нибудь насекомого, которая может стать для неё вкусным обедом.
Периодически подводная красавица с помощью щеточек на своих конечностях тщательно чистит глаза, усики, спинку (верхнюю часть головогруди), каждую ножку [5].
В процессе своего роста и развития ракообразные должны время от времени линять, то есть сбрасывать свои покровы, когда они становятся слишком тесными. У креветок панцирь трескается сверху, и животное, пятясь, вылезает из своей «одежды» [4].

Питание креветок

Крупные креветки способны своими тонкими руками-клешнями срывать пучки водорослей и запихивать их в рои. При этом темные глаза на тонких «ножках» шевелятся во все стороны, длинные усы развеваются, словно знамена. Иногда креветки замирают и пытаются схватить клешнями проплывающих мимо рыбёшек, но это удается далеко не всем из них. Своими слабыми клешням представителям многих видов креветок не удержать такую добычу. Довольно крупные черноморские креветки палемоны имеют сильные клешни, которые позволяют им не выпустить рыбку размером в 3-4 см [5]. Североморская креветка тоже склонна к хищничеству. Это членистоногое активно ночью, в это время оно нападает на мелких животных. Питается также водорослями и детритом [6].

Размножение креветок

Мелкие прозрачные яйца самка креветки долго носит на ножках брюшка, забавно ухаживает за каждым яйцом, тщательно очищая его ногочелюстями, на концах которых имеются специальные щеточки. Самке с потомством трудно отскакивать назад при нежелательной встрече или испуге. Поэтому ей приходится защищаться. Усатое прозрачное существо протягивает вперёд тонкие нежные клешни и «свирепо» щелкает ими, что со стороны выглядит очень потешно [5].
Самка североморской креветки помещает яйца (3000-4000 штук) в пространстве между грудью и подвернутым брюшком, прикрепляя их к брюшным ножкам[6]. Вылупившиеся молодые креветки сначала держатся на ножках брюшка своей матери, а затем начинают самостоятельные путешествия, смешно плавая в вертикальном положении вниз головой [5]. Личинки креветок обычно бывают вооружены целой системой шипиков и щетинок [2].

Личинки креветки палемона первое время скапливаются в наиболее освещенной части водоема, плавают в толще воды, как планктонные животные, и питаются мельчайшим планктоном. После линьки личинки опускаются на дно и вскоре превращаются в крохотных прозрачных креветок [5].

Роль креветок в природе и жизни человека

Эти активно плавающие членистоногие часто живут большими стаями, именно поэтому они служат пищей самым крупным животным планеты – китообразным [3].
Пресноводные креветки интересуют рыбоводов как великолепный питательный корм для рыб. Поэтому их вылавливают и в специальных походных аквариумах перевозят в различные водоемы европейской части страны. Здесь креветки размножаются и становятся отличным кормом для рыб в других реках России [5]. Как деликатес креветки присутствуют и в рационе человека. Например, в Северном море ежегодно вылавливают тысячи тонн креветок и перерабатывают их на корм домашней птице или в удобрения [6].
Выяснилось, что эти забавные существа не только хорошо уживаются в искусственных водоёмах, но и размножаются в них. В настоящее время креветок часто содержат в аквариумах как домашних питомцев. Многие жители городов испытывают огромное удовольствие при наблюдении за поведением креветок, содержащихся «за стеклянным берегом».
Креветки очень полезны в аквариумах с рыбками – они собирают со дна и из углов все остатки кормов. Нежную креветку леандр можно содержать даже с небольшими рыбешками. Палемоны для таких рыб опасны, им подходит компания более крупных рыб длиной от 5 до 10 см [5].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Приведите примеры животных, являющихся близкими родственниками креветок, относящихся к классу Ракообразные и отряду Десятиногие раки.
2. Что следует понимать под словосочетанием «креветки – нежные существа»?
3. Проанализируйте ситуацию и дайте обоснованный ответ на вопрос: «В какой ситуации креветка, обладающая покровительственной (маскирующей) окраской, становится заметной для хищника?»
4. Каково значение усиков, расположенных на головогруди у креветки?
5. Чем отличаются клешни креветки от клешней речного рака? Объясните, почему возникли эти различия?
6. Однажды школьник поместил в два одинаковых аквариума с креветками по пять мелких рыб одного и того же биологического вида и размера. Условия содержания животных совпадали. Через несколько дней выяснилось, что в первом аквариуме рыбы продолжали существовать, во втором же, к большому сожалению мальчика, их не оказалось. Проанализируйте ситуацию и объясните возможные причины того, что рыбы, помещенные во второй аквариум, затем не были найдены.
7. Каким образом можно получить наиболее полные представления об особенностях поведения креветок, учитывая тот факт, что они являются скрытными и малозаметными животными?
8. Выскажите свое предположение о том, каково происхождение конечностей креветки.
9. В какой момент своей жизни креветка может стать особенно беззащитной, и почему?
10. Что такое детрит?
11. Характерен ли для индивидуального развития креветок метаморфоз? Приведите аргументы, подтверждающие ваше предположение.
12. Какие животные называются планктонными?
13. Приведите примеры ситуаций, в одной из которых креветки являются хищниками, а в другой – жертвами.
14. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
«В теплый день так приятно и интересно медленно войти в воду и начать внимательно изучать живущих мелких существ. Сегодня моё внимание привлекли креветки – известные всем представители класса Членистоногих. Вижу, как они медленно перемещаются по дну в поисках корма. Но любая опасность заставляет их стремительно отпрянуть в сторону. При этом они резко сгибают хвост с широкими плавниками, расположенными на его конце. Покровы креветок гораздо тоньше, чем у многих других десятиногих ракообразных, да и размеры их довольно мелкие. Поэтому креветки могут легко стать добычей различных хищников. Но часто спасают их от гибели крупные и мощные клешни, а также полупрозрачность или покровительственная окраска тел этих существ. Вот и сейчас перед моим взором совершенно неожиданно появилась креветка, которую я не заметил за секунду до этого. Ведь животное было неподвижным и абсолютно сливалось с фоном дна, на котором находилось. Но затем оно совершило несколько шагов и этим мгновенно выдало себя, перестало быть «невидимкой». Но ей повезло – я сегодня совсем не хотел быть хищником и лишь проводил ее любопытным взглядом. Впереди меня ждали новые интересные морские приключения!»
15. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Почитайте эти тексты своим товарищам, найдите ошибки, внесите необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

1. Ближайшие родственники креветок – крабы, омары, лангусты, речной рак.
2. Словосочетание «креветки – нежные существа» означает, что их тело покрыто тонким хитиновым покровом, который по своей твёрдости и прочности уступает покровам других десятиногих раков.
3. Креветка станет заметной для хищника, если начнет двигаться или окажется на фоне, не соответствующем окраске каких-либо частей её тела.
4. Усики креветки являются ее органами чувств (осязания, обоняния). У основания передних усиков расположены органы равновесия.
5. Клешни креветки намного тоньше и слабее, чем у речного рака, что, вероятно, связано с разным составом кормов этих ракообразных.
6. Можно, например, предположить, что в этих аквариумах были креветки различных биологических видов (в одном – склонные к хищничеству, а в другом – нет). Возможна и другая гипотеза: в обоих искусственных водоёмах находились креветки одного и того же вида, но неодинакового возраста и размера. Более мелкие особи, посаженные в первый аквариум, ещё не могли справиться с рыбами, а более крупные креветки из второго аквариума уже оказались способными успешно охотиться на них.
7. Получить достаточно полное представление об особенностях поведения креветок можно при систематических наблюдениях за животными, содержащимися в аквариуме.
8. Ученые полагают, что конечности членистоногих в процессе эволюции сформировались на основе боковых мышечных выростов тела со щетинками, которые характерны для многощетинковых кольчатых червей. Вероятно, эти морские беспозвоночные стали эволюционными предками членистоногих.
9. Креветки становятся особенно беззащитными в период линьки, когда они вынуждены сбросить со своего тела хитиновый покров, который, несмотря на то, что является довольно тонким, всё-таки может спасти их от некоторых врагов.
10. Детрит – это совокупность мелких частиц мёртвых тел животных и растений, многие из которых могут служить кормом другим, пока ещё живым организмам.
11. В тексте есть информация о личинках креветок. Известно, что личинки различных животных в процессе своего развития подвергаются метаморфозу. Поэтому на поставленный вопрос следует ответить утвердительно.
12. Планктон – это преимущественно мелкие держащиеся в толще воды организмы, не способные сопротивляться течению.
13. Креветки в процессе своей охоты на мелких беспозвоночных проявляют себя как хищники. Креветки, которыми питаются крупные рыбы или китообразные, выступают в качестве жертв.
14. В предложенном тексте имеются следующие ошибки и неточности. Представители многих видов креветок мелки, полупрозрачны и, следовательно, малозаметны для человеческого глаза. Уже по этим причинам их внешний облик и поведение трудно было бы изучать, просто войдя в воду. Членистоногие – не класс, а тип. У ракообразных нет хвоста, но есть похожее на него брюшко. Клешни креветок на самом деле маленькие, тонкие и слабые, а совсем не крупные и мощные, как это указано в тексте данного задания.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ КРЕВЕТОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о креветках, обитающих на территории России.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берни Д. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы. Пер. с англ. – М.: Махаон, 2011.
2. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
3. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
4. Кроми У. Обитатели бездны. – Л.: Гидрометеоиздат, 1971.
5. Махлин М.Д. Занимательный аквариум. - Л.: Лениздат, 1990.
6. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.


© Александр Кулев, 2019
Дата публикации: 23.02.2019 12:23:22
Просмотров: 2105

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 79 число 35: