Колумб vs Веспуччи. Поэпизодный план главы, не вошедшей в книгу "Кот да Винчи"
Нил Аду
Форма: Очерк
Жанр: Историческая проза Объём: 15890 знаков с пробелами Раздел: "Откровенный стёб" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Эпизод 1. Утро. Лео просыпается от криков за окном: «Долой Медичи!», «Коломбо – мазила!», «Савонаролу в тренеры!». По-видимому, в городе опять что-то произошло, и Лео, как обычно, берёт блокнот и выходит на улицу в поисках интересных лиц. На улице толпа агрессивно настроенных горожан переворачивает проезжающие мимо экипажи и громит окрестные лавочки. «Бедный господин Мак Дуглас, или как там правильно зовут этого шотландца, - думает Лео, наблюдая, как разлетается в дребезги окно очередной лавки. – Что бы ни случилось в городе, первым делом всегда страдает его закусочная». Но тут внимание хулиганов привлекает странная фигура с блокнотом в руках. Естественно, к нему тут же заводятся - уж не собирается ли он зарисовать их лица и передать рисунки полиции? В последнюю секунду один из хулиганов по имени Америго узнаёт художника – Не трогайте его! Это же тот самый парень, который нам эмблему команды нарисовал. Он тут же начинает рассказывать Лео, что происходит. Два дня назад сборная Флоренции по футболу впервые за много лет проиграла в Пизе матч местной команде. Разумеется, это национальное унижение, и теперь разгневанные горожане во главе с монахом Савонаролой требует отставки Лоренцо Медичи, который само собой руководил и командой, как и всем во Флоренции. Ещё Америго рассказывает, как побуянили болельщики в Пизе. Пытались даже опрокинуть башню ратуши, которой так гордятся пизяки, но удалось только чуть наклонить её. Самому Лео футбол безразличен. Эмблему он вроде бы какую-то рисовал, но исключительно ради заработка. Он рассеянно слушает Америго, одновременно рисуя его портрет, и отвечает совершенно невпопад. Но тому как раз нужен не собеседник, а слушатель. Теперь, когда тренером станет Савонарола, Америго обязательно попадёт в команду и поедет на следующую игру в Милан. При слове «Милан» Лео начинает слушать внимательней, и поэтому запоминает рассказ, как капитан флорентийской команды Христофоро Коломбо из Генуи в решающий момент так неудачно ударил по мячу, что тот улетел аж за городскую стену. Но больше про Милан ничего не говорится, и закончив рисунок, Лео отдаёт его болельщику и отправляется домой, провожаемый уверениями Америго, мол, теперь-то он всем докажет, что не хуже Коломбо. Эпизодище 2. Чуть позже. Под впечатлением рассказа Америго Лео рисует чертёж мортиры, способной вести навесной огонь через городские стены. Чертёж остаётся незавершённым, потому что к Лео приходит профессор Тосканелли и рассказывает о своём ученике Христофоро. Способный, по словам учителя, молодой человек мог бы многого добиться в жизни, если бы не был помешан на футболе и вместо лекций не гонял бы мяч. Даже когда Тосканелли рассказывал ученикам об Индии, Христофоро задал только один вопрос – а в футбол там играют? И был поражён и искренне огорчён отрицательным ответом. Лео, ещё не забывший утреннюю встречу, спрашивает, как фамилия этого Христофора? Ах, Коломбо! Да, слышал о нём от некоего Америго. Это, наверное, Веспуччи – догадывается Тосканелли. Тоже странный парень. У него в жизни одна цель – хоть разок, хоть в чём-нибудь опередить Коломбо. Но пока ничего не получается. Христофоро – умница, талант, его ждёт большое будущее, если, конечно, он не сломает себе шею на футболе. А Веспуччи – обычный завистник. Так вот, о Коломбо. С ним приключилась новая беда. После игры в Пизе он стал изгоем во Флоренции. Парня трижды забрасывали тухлыми яйцами, само имя его превратилось в ругательство. Христофоро разочаровался в футболе и решил уехать из города. Всё равно куда, лишь бы подальше, и чтобы там даже не слышали ни о каком футболе. Вот тут-то он и вспомнил про Индию. И заболел новой идеей, как раньше футболом. Готов хоть пешком туда отправиться. Тосканелли не хочет отпускать ученика в Индию. Дорога опасная – либо через Турцию, либо через Московию, страны варварские, дикие. Но и во Флоренции парню нельзя оставаться, здесь его со света сживут. Нужно отправить его в какое-то не слишком далёкое путешествие, отвлечь парня от мрачных дум. Лео предлагает вариант решения проблемы: попросить дядю-массона послать Лео с шифрованным посланием к сподвижникам в Париж. О шифре Лео позаботится – они там полгода разбираться будут. А потом либо здесь всё успокоится, либо посланец сам чем-нибудь другим увлечётся. Париж всё-таки… Лео берёт с полки над аквариумом образец своего шифра и показывает его учителю. (Пусть это будет, к примеру, узелковое письмо). Но Тосканелли не согласен. В Париже, между прочим, с тайными обществами не церемонятся. Тамплиеров сожгли, Жанну д”Арк сожгли, и ещё неизвестно, что с гугенотами сделают. Нет, туда он своего ученика тоже не отпустит. Лео равнодушно пожимает плечами и кладёт шифр на место. Вернее, хочет положить. Потому что его кот Бес (он же – Бестолочь), как и все коты, неравнодушен ко всяким свешивающимся верёвочкам. Он подпрыгивает и намертво вцепляется в кончик верёвки когтями. Лео инстинктивно одёргивает руку. В результате кот срывается, летит на полку, сбивает с неё горшок и вместе с ним падает в аквариум. Горшок накрывает голову кота, образуя воздушный купол. Лео, как настоящий учёный внимательно наблюдает за процессом. Тосканелли – тоже учёный, но он ещё и пожилой, сентиментальный человек. Он бросается спасать кота. Выясняется, что кот не захлебнулся, а только испугался и насквозь промок. Тосканелли оказывает ему скорую психологическую помощь – вытирает, успокаивает, поглаживает. А Лео в это время увлечённо рисует чертёж батискафа. Закончив утешать кота, Тосканелли подходит к Лео и заглядывает в чертёж. Не сразу, но он врубается в идею своего бывшего ученика. Это же можно использовать при подводных исследованиях. Пожалуй, с таким аппаратом и Атлантиду отыскать можно. У Тосканелли есть кое-какие мысли на этот счёт. Он считает, что Платон ошибся в указании местоположения затонувшего материка, и искать его следует где-то в Средиземном море, между Египтом, Грецией и Италией. И у Тосканелли созревает план. Нужно увлечь Коломбо поисками Атлантиды. Учёный просит художника нарисовать якобы старинную карту, (подделав стиль, материал и краски) и поместить где-нибудь в Средиземном море неизвестный науке остров – последний клочок Атлантиды, впоследствии также опустившийся на дно моря. Потом Тосканелли покажет карту Коломбо, расскажет ему об Атлантиде, и увлекающийся молодой человек наверняка загорится новой идеей. Разумеется, старый учёный будет помогать ему в поисках, а Лео построит для него свой подводный аппарат. Лео Атлантида мало волнует, но помочь учителю – святое дело. Он обещает завтра прислать карту. Микроэпизод 3. Вечер. Лео находит подходящий кусок пергамента, подбирает краски и прямо на полу начинает рисовать карту. Кот, привлечённый запахом кожи, вертится возле него. Лео обзывает кота бестолочью и отпихивает в сторону от пергамента. Кот наступает задней лапой на палитру с красками. Лео ничего не замечает и продолжает восхвалять собственное искусство. Эпизодик 4. Утро следующего дня. Карта готова, но Лео в лом идти к учителю. Он одновременно обдумывает проекты мортиры, батискафа и ватерклозета и не хочет терять время на прогулку. Но обещание нужно выполнять, и он выглядывает на улицу в надежде послать к Тосканелли кого-то из соседей. На улице ему опять встречается Америго. Лео интересуется, почему сегодня никто не бьёт стёкол и вообще всё тихо, как будто и не во Флоренции? Америго отвечает, что выступление болельщиков разгромлено гвардией Медичи. Савонарола и другие вожаки фанатов арестованы. Мечты Веспуччи попасть в сборную и прославиться так и остались мечтами. Одно утешение – Коломбо в команде тоже больше не будет. Медичи наконец-то понял, что Христофоро – не такой уж и великий, как все говорят. Хорошо бы и учитель Тосканелли тоже додумался до этой мысли. Тут Лео вспоминает, зачем же он собственно вышел на улицу. Кажется, Веспуччи тоже учится у Тосканелли? Стало быть, он знает, где дом учителя. А не мог бы Америго отнести туда вот этот пакет? Только осторожно, там внутри очень ценная и важная вещь. Веспуччи соглашается, но по его лицу любой бы на месте Лео догадался, что посыльный наверняка заглянет внутрь пакета. Эпизод 5. Вечер. Лео тщетно пытается понять, что же такого люди находят в футболе. Он без особого энтузиазма пинает по комнате найденный в чулане мяч, сбивает им два стула, многострадальный горшок и не менее многострадального кота и по разнице в их поведении при столкновении открывает второй закон Ньютона. Но записать его не успевает, потому что в комнату не по возрасту быстро врывается Тосканелли и спрашивает, что он нарисовал на карте. Лео отвечает, что всё сделал именно так, как просил учитель. А это что? – интересуется Тосканелли и трясёт картой перед носом у Лео. Когда наконец художнику удаётся разжать занемевшие от негодования пальцы учителя, он видит в левом углу карты посреди Атлантического океана круглое пятно и рядом ещё три поменьше, в которых любой нормальный человек без труда узнал бы след кошачьей лапы. Но Лео – гений, и ему на осознание этого факта требуется не менее четверти часа. Всё это время старый учитель наматывает круги вокруг Лео и подробно излагает ему развитие событий. В хитроумный план Тосканелли вкралась досадная ошибка. Он не учёл, что за это время Индия превратилась для Коломбо в навязчивую идею. Христофоро лишь мельком взглянул на остров в Средиземном море. Естественно, ведь Индии там быть не могло. Зато его очень заинтересовало пятно в углу карты. Возможно, оно напомнило ему очертания Индии, что тоже не удивительно. Ему сейчас всё вокруг напоминало об Индии, как раньше любой круглый предмет напоминал о футболе. Две любви – прежняя и нынешняя – слились в его голове в неожиданную и по-своему гениальную мысль. Учитель как-то говорил, что земля круглая, как мяч. Тогда получается, что в одно и то же место можно попасть с разных сторон. Следовательно, и в находящуюся на востоке Индию можно попасть, плывя на запад. И это пятно на карте и есть его любимая Индия. А по-моему это похоже на кошачий след – неожиданно перебивает учителя Лео. Разумеется, это кошачий след, но Коломбо это уже не объяснишь. Он действительно загорелся идеей, но совсем не той, какую подсовывал ему Тосканелли. Теперь Христофоро хочет отыскать западный путь в Индию и уже разослал всем европейским монархам письма с просьбой посодействовать в организации экспедиции. Возможно, в его рассуждениях и есть логика, и на досуге стоит серьёзно над этим подумать. Но ведь Тосканелли и Лео точно знают, что на месте пятна на карте на самом-то деле ничего нет. Только бесконечный океан. Любимый ученик Тосканелли собирается плыть навстречу неминуемой гибели. Мудрый Лео отвечает, что ничего страшного с Христофоро не произойдёт. Даже если он и не найдёт Индию, то просто обогнёт земной шар и вернётся в цивилизованные страны. Но Тосканелли опасается, что в пути его могут убить и съесть кровожадные туземцы. Лео отвечает, что здесь уж учитель явно преувеличивает. Человека нельзя есть, это ведь не кошка какая-нибудь. Последние слова заставляют обоих обернуться на кота – У, Бестолочь, всё из-за тебя! Эпизод 6. Лео провожает учителя, и тут же в дверь влетает взволнованный Веспуччи. Он уже знает о новых планах Коломбо, и следовательно, у него самого снова появляется цель в жизни – попасть в Индию раньше своего вечного соперника. Но для этого Америго нужна такая же карта, как у Коломбо. Он знает, откуда у Христофоро взялась карта, и подозревает, что это всёго лишь копия с настоящей старинной карты. (Он ведь видел её с ещё свежей краской). И Веспуччи просит художника сделать копию и для него. Лео уже понимает, что их с Тосканелли затея обернулась опасностью для Коломбо. Но признаться в обмане он не может. Это бы навсегда подорвало доверие Христофоро к старому учителю. Значит, нужно действовать обходным путём – убедить Веспуччи, а через него и Коломбо, что пройти западным путём в Индию невозможно. Но как это сделать? Ведь опасности и расстояния Коломбо, похоже, не пугают. Лео Хочет вернуться в кабинет, чтобы подумать с карандашом в руках, (так у него всегда лучше получалось). Но в дверях разлёгся кот, и как ни старается художник, пройти мимо животного у него не получается. В конце концов, он перепрыгивает препятствие и ударяется головой об дверной косяк. И тут Лео осеняет. Значит, на пути Коломбо должна встретиться какая-то непреодолимая преграда. Например, материк. Такой протяжённый, что обогнуть его нет никакой возможности. (То, что неизвестный материк сам по себе является не меньшей приманкой, чем Индия, ему в голову как-то не приходит). И Лео тут же придумывает историю. Да он скопировал по просьбе Тосканелли одну старую карту. Но очень торопился, и поэтому не дорисовал её левую сторону. Так что карта получилась неполной, но именно её и выпросил у учителя этот генуэзский выскочка. А на самом деле карта выглядит вот так. И он делает быстрый набросок, изображая между Европой и неизвестным островом огромный материк, весьма схожий по очертаниям с настоящей Америкой, а ещё больше – с контурами разлёгшегося у двери Беса. Как видите, любезный Америго, - Лео показывает свой чертёж гостю, - добраться мимо материка в Индию абсолютно невозможно. Надеюсь, вы объясните теперь вашему приятелю ошибочность его намерений. Веспуччи соглашается, но его хитрая усмешка наверняка бы заставила Лео задуматься, если бы художник уже не переключился на другие мысли. Он безуспешно пытается вспомнить, какое открытие он совершил перед приходом Тосканелли, и ничего странного в выражении лица Америго не замечает. Да если бы и заметил, откуда он, сам напрочь лишённый зависти и коварства, мог бы догадаться, что Веспуччи не собирается ничего рассказывать Коломбо. А Веспуччи забирает с собой набросок карты и уходит. Закрыв за ним дверь, Лео обращается к коту – Вот видишь, Бестолочь, если бы не я, ты бы мог таких дел натворить! -------------------------------------------------------------------------- Историческая справка: Лонардо да Винчи (1452-1519) – великий художник эпохи Возрождения, жил во Флоренции в период с 1464 по 1482 гг. На вопрос, был ли у него домашний кот, историки однозначно ответить затрудняются. Лоренцо Медичи (1449-1492) – представитель флорентийского банкирского клана Медичи, фактически управлял городом. Джилорамо Савонарола (1452-1498) – монах, руководитель восстания флорентийцев против тирании клана Медичи. Христофор Колумб (предположительно 1446-1506) – великий итальянский мореплаватель, генуэзец по происхождению. Первым из европейцев в 1492 г. достиг побережья Америки. До конца жизни был уверен, что нашёл западный путь в Индию. Паоло дель Поццо Тосканелли (1397-1482) – знаменитый итальянский математик и географ. Обучал Леонардо математике. Иногда его учеником называют и Колумба, но, скорее всего, тот просто читал труды Тосканелли. Америго Веспуччи (1454-1512) – известный путешественник, уроженец Флоренции. Участвовал в экспедициях Колумба. Первым предположил, что открытые Колумбом земли – новый неизвестный материк, который впоследствии и был назван его именем. Так называемая «карта Тосканелли» с обозначением предполагаемого западного пути в Индию, была отослана ученым португальскому королю в 1474 г., то есть, за 18 лет до плавания Колумба. В средневековой Флоренции была весьма популярна командная игра с мячом, именуемая кальчио. Итальянцы считают её прообразом современного футбола. Упоминаний о том, что игрой в кальчио увлекались Колумб, Савонарола или Медичи, не сохранилось. Официальной причиной наклона знаменитой Пизанской башни считается ошибка при строительстве. О комнатных аквариумах при дворе китайского императора, (разумеется, не стеклянных, а фарфоровых), сообщает в своих записках ещё Марко Поло (1254-1323). Сомнительно, однако, чтобы такую роскошь мог позволить себе молодой бедный художник. Сведениями о существовании в средневековой Флоренции закусочной «МакДональдс» наука не располагает. © Нил Аду, 2008 Дата публикации: 12.08.2008 19:04:02 Просмотров: 4030 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |