Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Расфасованный Вудсток

Сергей Земцов

Форма: Эссе
Жанр: Публицистика
Объём: 35100 знаков с пробелами
Раздел: ""

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


“Всякий раз, когда произносишь речь, остановись, не дойдя до конца”

Хасидская мудрость.

-1-

Поскольку я сам из поколения 60-х, 70-x мне важно понять что случилось. Конечно, 60-е годы в Северной Америке и в СССР были разные. Тем не менее, тогда еще, в те времена, существовала связь, несколько другая чем в 2013 году... То что происходило на западном берегу, Ashbury, Summer of love, Woodstock отражалось в Москву, Новосибирск и даже в Читу, и "пендосы" были до некоторой степени друзьями русских. Но что же произошло? Не только распад СССР, но в самой северной америке положение контркультуры, или ультракультуры изменилось. И это не секрет каким образом. Ли Сигель написал так: Виагра теперь это Вудсток, расфасованный в таблетки. А также заметим, что Джима Морисона назвали в России последним проклятым поэтом.

Ну, хорошо, предположим почти всех купили. Хотя Рей Манзарек нашел другого поэта, может быть не настолько последнего и проклятого как Джим, но они выпустили "Третье Сознание", там вся контркультура, включая поэтов битников, на месте. Коллекционный диск, понятно. "Третье Сознание" - термин Барроуза, некое сознание, синтезирующая из сознания первых Двоих.

Да, мне говорили, что идет становятся силой, если только овладевают массами. С этим, с массами и идеями - не вышло. Массы хотят кредиты, домики Форда, соответственно инкарнацию Ленина, или Сталина, или хотя бы Путина на второй срок. Что делать - нужен порядок, социальная организация, пища для кошек и зрелища для детей пенсионеров. Нужна ли свобода? Да, постольку поскольку, чтобы сводить концы с концами.

Тут вспоминается еще Вишневский, история про дамочку, которая забеременела в "романе по интернету", но просчитала что супруг, который ее содержит - лучше во многих отношениях. Жизнь сложна и состоит из реальных частей и воображаемых частей.

Один из значимых или культовых активистов контркультуры,и он же, адвокат ЛСД, был также психологом и программистом. Он, Тимоти Лири, был рад появлению киберпространства и пророчествовал, что там то, наконец-то, обретут свободу пионеры специфического самопознания.. Поиск свободы для тела расширится до поиска свободы для мозга.Сорок лет спустя, если поверить Ли Сигелю, и это все прошло мимо. Ничего хорошего в процессы коммуникации не добавлено. Мозг может быть натренирован или для бухгалтерии, или для магии. Но хорошо натренированный мозг не заменит образование, которое вообще не определенно в терминах бухгалтерии. Какой-то там смутный ценз. Причем сорок лет спустя по всем эмигрантским углам бродит призрак образования из СССР. Я слышал, что на местах в России уже что-то ценится иное. Отрицание отрицания.Образование кому? Помощнику менеджера по продажам?

И свобода, и прочие инструкции по эксплуатации собственной нервной системы становятся новыми приспособлениями экзистенциального опыта, новые правила подавляют старые дедукции.

Интересно то, что в узких кругах, может быть, абсолютно ничего нового и не появилось. Я уже заметил, что Рей Мазарек прекрасно живет, утратив Джима Морисона, ему есть чем вдохновляться утром и вечером. В таком случае, если МОЖНО жить как-будто ничего не произошло, от того что "твой друг повесился у тебя на глазах", НУЖНО жить. Массами овладевает кто? Да, правильно - господин политический технолог.

Хемингуей придумал "потерянное поколение". Это довольно частное поколение, которому нравилось болтаться на юге Франции. Но поставлен был вопрос- люди активно жили, и даже участвовали в войнах, в чем смысл этой жизни, не одной, а группы, сотен миллионов?

А ведь Умберто Эко написал хорошие слова про граждан, мучительно боявшихся ада в эпоху средневековья. Они не такие как мы, от них остались фрески и ужасы Брейгеля, Босха - но их можно вставить в гуманитарную диссертацию.

-2-

В конце концов я поехал в Кливленд. Дэн Буски советовал мне туда поехать еще полтора года назад, но был февраль, снег, и я сократил дорогу через Мичиган, взяв курс на Детройт. И что же я увидел в этом музее славы, Rock n Roll Hall of Fame, который открыт был в 1995 году? На улицах Кливленда за километр развешаны указатели "rock and roll", вам туда, по стрелочке...

Да, кое-что порадовало. Зал "архитекторы рок-н-ролла", мониторы для прослушивания хитов, уникальный магазин аудио и видео музыкальных коллекций, и там же ностальгические полки с винилом.

Чем-то понравились крутые консьержи, мужики в черных очках, сидят в залах на стульчиках вместо традиционных бабусь. Как у Жарикова -"но милицейских я не трушу, поскольку рок-н-рольщик я!"...

Rage Against Machine уже сдали в музей свой van и гитары. Штук пять гитар сдал и Jerry Garcia.

Но в целом этот музей очень странное место.

Его купили две супергруппы Rolling Stones и Pink Floyd. Но, я не понимаю, зачем? Опять, приходит в голову строчка Майка Науменко - "ты продала мою гитару и купила себе пальто"....

Если в нормальных музеях работают искусствоведы, то в музее Кливленда видимо это red necks. Я не хочу обрушиваться на музыкальный бизнес. Предположим, не так уж плохо сорить деньгами, если от щедрот остается что-то полезное.

Тем не менее, зачем три этажа забивать атрибутами одного только Rolling Stones? Зачем посадили гигантские чучела из "Аnother Break of the Wall", которые занимают неадекватную площадь в квадратных метрах, хотя это просто безвкусица? Ну, артефакты рок-н-ролла существуют, тем не менее это не Сикстинская капелла.

Так или иначе это не музей, это, скорее, дорогое рок кафе. И, видимо, потому что искусство отдельно, рок-н-ролл отдельно. Кошка машет хвостом, когда злится. А собака виляет хвостом - это значит, что радуется.

-3-

Звезды умирают за тебя, но,может быть, живут вечно?

Что взять с них, если они миллионеры, например, "этот" pink floyd? Что они могут выражать против системы, если от системы получили все, что хотели... Например, три звезды буржузной культуры - Давид Боуи, Роберт Плант и Роджер Уотерс, волею судеб живые до сих пор - зачем? Зачем они жили и какие результаты, в итогеполучили, кроме своих гонораров...

Я понимаю снисхождение такого рода, что жизнь прошла удачно, в конце пути пожелаем старости, как говорится, заслуженной. И допускаем даже то, что профессионально они могут выразить нечто, чему героям будущих социальных сражений надо еще подучиться. Но, жизнь прожита, обывателя развлекали, развлекали, развлекали. Обыватель все скушал, заплатил за обед и добавил чаевые. Я только предполагаю, что за этим стоит более серьезная мотивация.

Нарциссизм Роберта Плантаи элементы сатанизма, масонской символики никак не увязать со стариком в джинсах и гривой седых волос, гастролирующим по арабским странам с балладами кельтского происхождения. Я не понимаю, зачем ему это надо - так долго жить на глазах у публики. Особенно не ясно, зачем он нужен новому поколению, старые поклонники, допустим, его и не забывали.Давид Боуи в отличной форме выпустил новый альбом, но видео клип all stars на редкость циничен, просто разочаровываетпосле собственно текста песни. Давид Боуи в супермаркете не знает чтоеще из "органического" схватить с полок, и прячется от охотников за автографами. Текст же песни обещал нечто большее, какие то жертвы во имя высших откровений, вечных как звезды, что светят дольше чем время прошлого, настоящего и, возможно, будущего земных рас. Роджер Уотерс всегда поет одно и то же про голубые небеса и колючую проволоку фашистских режимов. Иногда про управление миром из центра солнца. На подпевках замечательные афроамериканские леди. И это только три звезды рок музыки, оказавшиеся у меня под рукой.

И возникает сомнение, возможно, что тридцать лет назад я, или мы, слушали "эти песни" и смотрели "эти фильмы" без особого толка. Прямо спросим - купили нас рок н роллом америкосы? А что сейчас в этой империи, выигравшей холодную войну, делается - какая еще к черту демократия - ждем когда золотой миллиард загнется, впадет в кому. Или, хотя бы, хорошую бы депрессию им, чтобы выгнали прислужников Мамонны из коттеджей.

При всей ненависти к господам музыкантам, наживающимся на протирании мозгов, нужно сказать, что мозги протирались ко всеобщему общественномустолу,получили, имели то, что заслужили. Кому то горькая полынь малина... Комментарии к "шведскому протесту" были такими - мальчики так милы, так хорошо смотрятся. Все смотрится хорошо, на ярмарках и балаганах этот самый принцип - закон спроса и предложения - который никто ведь не отменяет и не опровергает.

Так что, вы остались такими же как и были, и ничего не изменилось, ничего изменить нельзя? Конечно же, это так. Сверхчеловеков мало. Любая сверхдержава пернет и развалится.Радуйтесь отмене смертной казни. Или, для собственного удовольствия, поубивать или организовать войну?

Но о чем они поют, эти... ? О том, что талант, видите ли только от бога, а всякие социальные механизмы, цеха это для выживания серости, или тех, кто нуждается в защите своей слабости. Хотя, кто там разберет слова песен - что-то про шиллинги, фунты, доллары и пенсы. Иногда про рубли для любителей.На горло надо песне наступить с помощью передового отряда человечества. Запись в отряды у ворот, там всякие ворота - но сидят там отделы "человеческих ресурсов", сливки организации большинства против меньшинства. Передовые отряды уверены, что они зажигают и гасят любые звезды.

Если гнать патетику далеко и дальше, можно писать обзоры, бесконечные обзоры шоу, которые будут продолжаться вечно, будут расширятьсознания. На то искусство и, чтобы вылезла немыслимая рожа в немыслимомчепчике и расширила сознание. Раз в сто лет у кого-то получается хорошо.

Впрочем "эти" Dental Flows и Room Services... Jazz is not dead but smells funny. Удачный концерт Фрэнка Заппы - фейрверк полифонического юмора: "вы имеете дело с голодным человеком". Перед смертью, уже с последней своей бородой, Заппа говорит, что не ищет славы, точнее, ему все равно, и он не платит за популярность как платил Рональд Рейган. Давид Бирн исследует земной шоу бизнес с позиций марсианской антропологии, но и он когда-то покрасил волосы в белый цвет и купил себе leather trousers. Хотя числился панк рокером, давно, еще до увлечения альтернативным балетом. Патти Смит запела про Юпитер и советского кинорежиссера Тарковского - кто ее надоумил?

Ион Андерсен уже не стоит на одной ноге, упражняясь с флейтой, но вспоминает драки с фашистами на старом рок фестивале, и воспроизводит свои "sunday feelings" в новых немецких клубах. Дебора Хари и Сюзи Кватро еще живы и их чествуют в холлах славы ветеранов. А кто-то говорит, что рок-н-ролл мертв.


-4-

Да уж. Нужно уметь декодировать иные скрижали.

К счастью, или к несчастью современные потребители звука ДК не слушает, хотя им указано на то, что классику надо знать.

Хорошо, спросите меня, что это такое. Начитанные фарцовщики были прекрасно осведомлены о национальной розни и о слабости советского строя. Они могли собраться и помузицировать не хуже Talking Heads. Версификация и упражнения в парадигме иной привели к выбросу в космос не хуже, чем интегральные опыты Тимоти Лири. Впрочем влияния Запада вычищены особой русской цензурой.

В связи с генезисом Игоря Летова как неправильного московского панка и сибирского хиппи в душе, разработаны классификации. Кто-то слушает сегодня джаз, а кто-то молиться на сибирские суицидальные культы. При этом профессионалы культуры не хотят читать стихотворения Егора Летова как таковые, они остаются социальным маркером, многоголосьем, чем то там еще. В общем эстетическим мясом для нацболов, когда союзам писателей угоден эстетический жмых. И, конечно, можно ли усмотреть эстетику в песнях про насекомых, харакири, деклассированные элементы?

Если не эстетика, то где же, хотя бы милый реализм? Впрочем, почему такие тиражи у голубого сала и вампиров от империи?

Как выясняется, образы и сравнения, имеющие, может быть, цель быстро обратить в некую веру, малопонятны, неэффективны. А то и погнали эти пейсатели аутентичные утяжеления. А как еще достучаться до сознания - невозможно; искра может поджечь, и только. Керосина галлон плеснуть - хромой сам попрыгаешь в самиздат без скидки.Хотя мысль моя проста - поколение не может быть потерянным, коль скоро даже рукописи не горят, души накапливаются где-то, и не только для употребления книжными червями. Да-да, цитирование, шизофрения, паранойя - уберите с прилавка, урежьте марш тиражей. Успех, вершина цивилизации - афоризм о том, что время это деньги, или, деньги - энергия Кришны. За успешным психологом Эриксоном записывает нейро-эксперт. И токаря с пролетарского завода в Рязани - в экспертную систему. В тюрьму, на нары, зубами к деревянной балке - компьютер, для учета творчества при параше.Дяди встряли в диалоги. Ну-ка, всем миром навалимся, наваляем Иегове. А Иегова то - тетраграммотон, пшик из согласных, крючки да палочки, сосчитанные на пальцах. А туда же - хатима това в черный день божьего суда под мероприятия воскресения, когда откроются золотые ворота. И православный поп не перекрестится, гром грянет в южной стране. Мемуаров мне! Рассказ о том, как маленькая девочка из кыргызии кушала из кулька сливы. Лошадь, которая конь Пегас, танцевала на дискотеке, скованная цепью. Крыса строила канал. Я сидел, курил, думал, читал и писал. 200 евреев стреляли из пистолетов по-македонски. 200 сортиров в Рязани принимали в себя газеты с фельетонами о русском рок-н-ролле. Шаг в строну от правды не закрепляется общественными деятелями в позитивной ремарке. И на теософский сайт не запостишь свои смефуечки - там сидит Кащей с пролегоменами против грантососов. Купить диплом лауреата можно. О победе над издательством портала "а чего ты напечататься хочешь?". Напечатаешься раз, напечатаешься два, в голове не проясниться, напечатаешься три. Проханов напечатал 15 томов и жалуется, что без пользы для восстановителей режима.

При этом социальные концепты пролезают как при Марксе и Энгельсе в каждую щель-парадигму. Если писатели харакири вовремя не сделали - добродетель с нечистой совестью родит красивое издание, методику как следуетобойти суицид, вычистив конкретную политику, выбросить из фондов эстетический жмых. Проханов скоро ку-ку, а синтетическая шкварка проживет на двадцать лет дольше. Но это только фон. Попросили меня - я ответил.

Все таки важно уточнить - что такое протест. О свободе много слышали и говорили. Протест это вообще дохлая собака, он не стоит и ломаного гроша. Есть, если слушать психиатров, протестныеподростки и дети, безвредные, но опасные для самих себя. Могут вены себе вскрыть. Протест это, что-то для уличной демонстрации, может быть и драки. Но боссы плевали на протест. Это как бы одноразовый выпуск пара. Но тем не менее русский рок знает хронические формы протеста.

Выражался он в том, что белую ложь пытались обставить как черную, или гадость. Например, мама учила, что папа защитил диссертацию, закончив ВУЗ, а закончил ВУЗ, потому что вступил в комсомол. Протестный депрессивный подросток, или аутичный малый, вялотекущий кандидат в шизофреники, ничего не имел против диссертации, папиного ВУЗа, но он не хотел комсомола.
Откуда берутся отщепенцы? Ну как можно не хотеть поехать в Артек? Тут то и нет какой-либо логики. Невозможно было об'яснить отличнику, почему двоечник себя считает лучше общественно значимой скотины.

Но, факт - отщепенец хотел протестовать против политических организаций. Если такие формы примитивного протеста, как отказа от коллективных предрассудков признать эквивалентами, чем-то вроде "я всегда буду против" Егора Летова, то найдутся тысячи анархистов, они об'явятся в каждой школе. Не все, конечно, докатятся до того, что возьмут пузырек с серной кислотой, и плеснут в глаза педагогу. Педагог занимался пропагандой партийных догм и его убить мало, но зачем же отказываться от аттестата зрелости?

Так что можно доказать, что протест никому не нужен. Тем не менее, в воздухе носятся какие-то обрывки истины, правды и героизма. В голове мелькают слова и фразы, не настолько гладкие, чтобы игнорировать подземный злобный смысл. И даже музыкально складываются в какие-то песни. Это бормотание и превращается в куколку из которой на втором курсе университета на семинаре истории кпсс, о разоблачении мелких недостатков, вылупится ужасная бабочка хама, не пожелавшая донести в КГБ на товарища, мальчика из обкомовского гнезда, помазавшего чернилами популярные усы, а лучше калом - брови.

Может быть все это и мелко было, но бывало, что звонко. Так и проходит слава русского рока. Обкомы ели свою блевотину.

-5-

Борис Гребенщиков, несмотря на успешную карьеру во всех ашрамах новых русских и генерации “П”, желает отмежеваться от шоу-бизнеса, говорит, что “они” смотрят на эстраду через прицел. И на “них” эстрада смотрит через прицел. Видимо, тут речь о кастах. В таком случае, Ксюша Собчак враг Андрея Макаревича – найдется за что и как дискриминировать друг друга. А, кстати, я помню и Андрея Макаревича, когда он приехал в Свердловск во временя музыкального ринга, какое-то интервью на телевидении. Снова – не побоюсь вспомнить свое ощущение – было чувство свежего движения, речь шла о текстах “Машины времени, у меня хорошая память. На самом деле, до Макаревича, тексты такого содержания отстутствовали, или, были запрещены. Впрочем, тема отношения музыки и текста довольно сложная. Меценаты и потребители путаются. Может быть тексты не нужны вообще, или, наоборот, музыка не нужна – как решила какая-то часть ПАНК рока. В 1986 году в интервью на английском языке Борис Гребенщиков заявял, что для него рок-н-ролл есть религия. И это сложно. В силу того, что религия имеет две стороны – общечеловеческую и фашистскую; и это тоже по мотивом высказываний Гребенщикова. Я бы добавил кое-что от себя. Наука о мировозрении сложна. Есть разные диалектики, одно дело система Гегеля, другое дело диалектика Вико. Изучать историю философии сложно, на самом деле нужно сидеть в библиотеках, желательно воспринимать флюиды живых философов на лекциях. Но, простые идеи, в конце концов, должны быть изложены просто. Эйнштейн в “Эволюции физики” пытался изложить основные положения без помощи формул математики. Также и основные положения философии можно показать средставами синтетического искусства. Видимо в силу этого поэзию назавают высшей формой литературы. Хотя выкладки сочинений – как это было у Маркса, если он заявлял об этом – одну и ту же мысль позволяют выразить тысячами способов. Это нужное упражнение в силу того, что “это требуется доказать”. Доказательство, оно не нужно тому, кто в принципе хочет попробовать действие, или, ему кажется правдоподобным настолько результат, что можно пойти на риск и прянять его в качестве аксиомы. Люди в таких случая, склоны говорить, что они доверяют своему сердцу, или, доверяют своим чувствам. Мужчины склоны консультироваться с женщинами, которые толкают их к вере, или против веры. Данная модель многое объясняет о том, что заставляет людей слушать песни. Оставим в стороне объяснение, что они слушают их постольку, поскольку они ослы, слушают сначала меценатов, а потом потребляют суррогаты.

Теперь посмотрим на детали механизма, и, посмотрим на текст песни Егора Летова “Харакири”. Он сообщает, приехав на мемориал Башлачева, что у вас на глазах умерли Джим Моррисон, Джон Ленном, Сид Баррет – а вы не изменились, остались такими же как были прежде. Оставим в стороне то, что он назвал нерусских харизматических лидеров, и то, что он, якобы, думал об экономических аспектах своего концертирования. По сути – он говорит очень грубо, а адресация к аудиториям наивна. В данном случае мы имеем дело с паттерном русского рока. Скажем, после 11 сентября во Всемирном Торговом Центре, Иоргенсен кричит со сцены– ложь!ложь!ложь! - и нечего более объяснять не хочет. Это аналогичный паттерн.

Вопросы тут возникают – а кому и с какой целью нужно что-то доказывать. Рациональные богословы привлекали положения Аристотеля, чтобы доказать догматы. Ясно, что некоторые догматы не нужны, не стоят того, чтобы их доказывать, они бессмыслены при наличии блестящих доказательств, а некоторые доказательства не стоят того, чтобы поддерживать блестящий догмат. Так работает синтетическое искусство, рок музыка это его частный случай.

Теперь посмотрим на троллинг Егором Летовым общества “Память”. Как это работало? А также как в 12 эпизоде 2 части одиссеи Джойса, когда Гражданин читал лекцию об евреях, а еврей Блум закричал – да здравствует Израиль – и заплатил свое сполна, полетев как ком навоза с лопаты. Именно так все и происходит с евреями и антисемитами. И именно сцена Джойса точно передает атмосферу на политических митингах, вдохновленных творчеством Егора Летова. Правда до меня доходили слухи, что и у Бориса Гребенщикова в роду есть еврейские бабушки, и он, коверкает русский язык.

Если не признаться себе в банкротстве, и не согласиться с тем, что еще одно целое поколение прожило бессмысленную жизнь, то можно обнаружить что-то замечательное во всей данной истории. Впрочем, три поколения, жившие в СССР, не желают признаваться в полной тщете своих лучших лет. Они желают снова вернуться туда же. Русский рок был завершающим эти поколения - потерянным звеном.

Но в некотором смысле адепты русского рока не знали сами, что за "перемены" они ждут, вызывают и заклинают. Их подхватило какое-то течение.
Во-первых, первое время в перемены верили и ждали их совершенно искренне. Изощренности ума не хватало на то, чтобы предвидеть полное банкротство власти. И, казалась, какая бы не была власть, испорченная предрассудками идеологии, они тоже в своем желании перестроиться - как-нибудь выбросят из ума все клише и конформизм, и начнут править по-новому. Но что-то в игре было не так... Невозможно это было. Кадры это кадры. Школы это школы. Социальных концептов имеется ограниченный набор. Но это на философских факультетах еще могли знать. Русский рок он имел генезис не там. Очень уж хотелось жить.

В те годы, Америку не третировали как сейчас. Старые очерки, публицистика как-то более или менее с уважением относилась к американской нации. Информацией о левых революциях в Чикаго, о движении хиппи в СССР мало кто обладал. Но слухи дошли. Доходили пластинки, перенося как бы синтетические образы, - понять мы не можем, но чувствуем. Ведь и тексты песен никто не понимал. Что-то там против капитализма, богатства - а это нам понятно. И музыка у них там в Гамбурге боевая, революционная,- у нас такой нет. Да, выставляли на окна стереоколонки в 50 ватт, и глушили соседей.

Кстати, этот самый рок-н-ролл на рентгеновских пленках, ведь на самом деле был сплошной сентиментальной романтикой. Там любовные песни и политики почти нет. Во времена Никсона началось некоторое безобразие. Кончилось тем, что final cut стали отбирать у выездных туристов - за фразу "Брежнев взял Афганистан". Конечно, умные люди, которые всегда были и наблюдали как идут процессы, над этим посмеивались, и русских хиппи покалачивали не только кулаками, но и хорошо известными разного рода приемами. Отсюда появился панк-рок, панки, говнари, быдло. А также "небыдло", которое можно определить как умственно недалекую интеллигенцию, интеллектуальную, но дезориентированную потоками ложных ценностей.

Все же хочется понять - это есть или этого нет. И поколение, которое в Крыму в 1988 году слушало группу крови на рукаве - потерянное или как? Или грубее, кака это говно, или как? Они КУШАЮТ. Ну - все кушают. Но повара не все. А чтобы говорить о поварском искусстве, надо работать на кухне, а не только быть в Крыму на фестивале или в общажке. Цой вообще трезвый адекватный выдержанный сознательный коммерческий повар. Русская народная песня + русский шансон + советская эстрада, но совершенно не тот глэм-рок с Запада. Эта вера в то, что русский рок является чистой инспирацией западных субкультур не лишена основания. Только не ясна оценка этой инспирации. Следует ли считать это наваждением? Видимо Россия с триколором есть правильный шаг назад в прошлое со всеми моментами русского национализма. Только не ясно, это шаг назад с учетом каких-либо как-то полезных уроков, или это глухая оборона и ... вместо гитар теперь балалайки. Впрочем это упрощено. Можно Мусоргского и Картинки с Выставки слушать. Если поднять на ютюбе музыкальный ринг с Аллой Борисовной в качестве ведущей, то смотрится не так уж плохо. Была какая-то свежая струя. И Виктор Цой пошел сниматься на мосфильм. Для кого-то Цой был почти святым, но все его творчество не чуждо эстрадной музыке. Положим "перемены" - вышел на стадионы и пел гимны для обновленцев из комсомола. А каким святым то надо было быть, чтобы из 86 года перепрыгнуть мысленно в 93 и увидеть третьим или каким там еще десятым глазом то, во что все это вылилось?

Творчество Цоя, Бутусова, Кинчева, Науменко, Гребенщикова и вообще, лучших активистов ленинградского рок клуба, включая особого поэта Кормильцева, нужно рассматривать в отдельном месте." Все говорят, что мы вместе, только не знают в каком". Я не против этой субкультуры, и более того на меня подействовали некоторые аспекты этого Радио. Однако, я экономлю усилия. Все таки есть вещи более критические для русского рока. В книге Аэростат, маэстро БГ ссылается на Янка Дягилеву - есть фотография и заметка. Никак там не отмечен Егор Летов. Кроме того, что площадь и полигон ограничены, вероятно, еще есть причины этого. Конечно, я пытаюсь уловить неуловимое, и не знаю получиться ли у меня.

Если просканировать публичный интернет, то Егор или Игорь Федорович Летов, представлен там крайне полярно. Во-первых, он и сам высказывался по-поводу русского рока крайне негативно, например, на мемориале Башлачева. С другой стороны, самого Егора Летова упорно отказываются признавать музыкантом и поэтом. Звук у него гаражный, грубый, тексты даже и не экспериментальная поэзия, а крик. А также Летов много цитирует не совсем конвенциональных писателей, и он был помещен в психиатрическую клинику, мало ли то, что майором Мешковым, у власти то хороший парень полковник Путин. То есть Егор Летов фигура противоречивая, и неизвестно может ли представлять русский рок. Есть еще брат Егора, Сергей Летов, который русский рок, как может, представляет.

Если меня спросить, верно ли что Летов был другом Лимонова, то я отвечу однозначно - это полный абсурд. У Егора Летова было некоторое представление о том, что ему нужно делать "для дела". Знал ли он сам, что это такое? Во всяком случае он думал, что это не бизнес. Тем не менее, это он лично думал, что у него особая миссия, или некоторые высшие дела. А при условии проживания на грешной земле - "дело Летова" имеет все черты шоу-бизнеса. Это альтернативный рок, alternative, похожий на то, что под этим имеют в виду на западе. Но никто еще не изобрел для альтернативного дела альтернативную экономику.

Когда Летов сидел на трибуне с Дугиным, Лимоновым и говорил о народном движении и творчестве без средств на приобретение музыкальных инструментов, он думал что честно выражает кредо целой группы своих единомышленников. В это же время Лимонов прицеливался поставить политические задачи этому контингенту. Так что есть общего у двух наших знакомцев?

Но, вероятно, в этом особенности жизни, прожитой бодхисатвой из города Омска. Он ведь не любил тихих мальчиков, и хотел шума военных колесниц. Тут и можно было полезть в некоторые его афоризмы - дескать "убивать, убивать, убивать". При этом он никого не убивал, не ездил в горячие точки планеты в составе штурмовых отрядов, и даже любил кошек. И у него были милые жены. Так что налицо некая эстетика, эпатаж идет за ней следом. Но вот заставить Никиту Михалкова что-то там послушать или почитать из Летова было, видимо, трудной операцией энтузиаста-журналиста. Еще труднее, убедить современных общественных деятелей счесть Летова за некоторое явление культуры. То, что сотня тысяч люмпенов кричит об этом - пустое место. И какой механизм вращает мозги профессора филологии, оценивающего вкусы низших каст разложившегося СССР? При этом подавляет его сознание справка, что Летов скрывался от психиатров, даром что в ходу притча про карательную психиатрию и записку для майора Мешкова.

Любопытно только, что Летов прожил жизнь так как ему хотелось. Хотя умер он, почти случайно, не пожелав сделать усилие и выйти за рамки шоу-бизнеса, или, пожалуйста, за рамки своего "дела" на цепи своих фанатиков. Да, он стал записывать психоделические спектакли о том, зачем могут понадобиться сны, песни про Сияние, но это все же не то, это не просветление. Наверное, были бы у него друзья получше, чем состав для концертной деятельности, да кабы он этих друзей ценил - он мог бы на политику плюнуть и в небо по трубе уйти не через неудачную реанимацию. Однако, слишком много про Игоря Летова.

Русский рок без влияние западной музыки не существует. Нужно только дать этому правильную оценку. Если считать, что это недопустимый негатив, то с точки зрения вкуса это, может быть, иным концептом. Но посмотрим исторически. Во-первых, имеет место факт бунта. Спустя сорок лет это уже проблема, но мы то следуем историческим условиям. Всякое влияние запада тогда третировалось. Во-вторых, и в наше время, запад продолжает быть реальностью. Ну, хорошо, ждем системного кризиса, наваляем сионистам - и случится на западе кризис, придут тяжелые времена, великие депрессии. От прогнозов гонителей вредной культуры, культура не зачахнет за полсотни желаемых лет. Все таки американский континент населяют живые люди, не хуже электората в белокаменной Москве.

И остается место оценок для того самого поколения дворников и сторожей, которое - да, чего уж там - любило послушать прогрессивный рок из-за занавеса и под стеной. Не хочется это поколение восславлять, и да не обрушится на него "сияние вниз" - ну допустим, это текущий тренд общества. Обществу, и на самом деле, на данном этапе может хватать хлопот иных. Только что тут поделаешь с бессмертием, в некотором известном смысле по Булгакову, а то и Пастернаку. Ибо и четыре строчки из Марины Цветаевой также к данной теме.

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру

-6-

Я спросил у Алины Симоне, попадаются ли ей недоброжелатели, особенно в России, где антиамериканские настроения усиливаются. Оказалось, она получала письма, в которых говорилось примерно так – «не трогай Янку, она наша». Коль скоро эмигрировали в Америку, или куда-то еще, не суйтесь к нам. Три письма такого рода, и они у Алины на каком-то почтовом сервере с забытым паролем. Хотя я попросил показать, найти трудно. Но я попросил не выбрасывать, и сохранить. Кстати, много негатива про себя Алина находит на жжужалке – live journal. Имеет смысл обратить внимание на то, что Алина скорее pop-певица, а не звезда культового рока. Формально, другие ее альбомы, помимо песен Янки, относятся к жанру «pop». В то же время это не совсем «попса»; например, в своей первой книге Алина косвенно сравнивает себя с Бритни Спирс, и с изрядной долей иронии.

Но нельзя сказать, что творчество Алины и Янки одного сорта. Алина не скрывает, что работает в русле коммерческой музыки. Увлечение Янкой не есть культовое, и даже не харизматическое следование. Был первоначальный импульс, и ей понравилась кассета, купленная на Брайтон Бич. Я потворю, что она не планировала успех, и я не уточнил, кто надоумил запросить «небольшой грант». Потом было неожиданностью, что в Америке, в которой никто представления не имеет о «русском роке», концерты с исполнением песен Янки стали приниматься и распространяться. Таким образом, и меня интересует не столько личность и карьера Алины Симоне из Бруклина, сколько нечто большее – русский и, более того, сибирский рок, или панк-рок. То, как он умер или не умер в России, и то, как он получает допинг, или второе дыхание, в современной Америке. Впрочем, Алина говорит некоторые здравые, и далеко не глупые вещи. Янку, например, сравнивали в России с Патти Смит. Патти Смит, говорит Алина, никакого отношения к панк-року не имеет, она входит в пятерку ведущих поэтов Америки, и давно уже за рамками того, что назвают «punk». Я, впрочем, понимаю, о чем идет речь, так как регулярно просматриваю полки музыкальных магазинов, и там стоят «коллекции» примерно с таким текстом объявления – «два часа грязных ругательств – всего за 15 долларов!». Мне попадались флайеры панк-рока примерно с таким текстом – «шведские мальчики протестуют так МИЛО!».

Оппортунизм в искусстве и эпигоны, впрочем, всегда были. Протест расфасован, и делится на хулиганство и нечто чуть получше с элементами философской лирики. Если посмотреть некоторые видеодиски Ministry – то там еще наркотики, причем прямолинейно героин, а Иоргенсен произносит – я ненавижу, поэтому существую.

Русский рок, который проходил через свой пик в 90-х, между перестройкой и ваучеризацией, может вызывать интерес на Западе, надеюсь, заслуженный. Существует, впрочем, мнение, что это совсем не так, механизм другой. Американцы, имеются в виду тупые пиндосы, готовы проглотить все, что угодно, если разрекламировать. В искусстве они мало что понимают по сравнению с эстетами из Петербурга в России. Американцев ничего не стоит на..дуть, или как там в большой парадигме нецензурной лексики. Я не собирал статистику, так что, может быть, и это есть! Но в данном случае меня интересует позитив – что кто-то «зрит в корень».

Следующий шаг расширения, extend исполнения песен Янки Дягилевой Алиной Симоне – обзор творчества Егора Летова, который втянул Янку на орбиту своего Дела. О Летове и «Гражданской обороне» Алина практчески не имеет ни малейшего представления, она пошла «своим путем», и недостаточно хорошо знает русский язык, чтобы вникать в лирику «Гражданской обороны», а музыка Летова сама по себе с трудом привлекает кого-либо, так как музыки там вообще мало, разве что-то говорит знатокам «гаражного направления».

Я сам не готов с разбегу в карьер заполнить это белое пятно, но некоторые опусы искусствоведов, с расуждениями о танатосе, мне не нравятся, ни в применении к Летову, ни к Дягилевой. С одной стороны критики – это малообразованные фанаты, и с другой стороны филологи, члены жюри, любители силлабо-тонического.

В конце концов, русский рок – это некоторая презентация поколения. Попробуем посмотреть на эти «дела Летова» с этой стороны. Кстати, в этом ключе есть хорошие рассуждения у Сергея Жарикова – о парадигме свастики, о волосатой битле, хиппарях, книжных и пластиночных спекулянтах. Более того, Жариков утверждает, что это именно он «сделал Егора Летова», и как апофеоз, указал ему на партию нацболов. Если как-то «сделали» Егора Летова, то можно считать – «так закалялась сталь» русского рока вообще. Все бы было хорошо в рамках такой модели, если бы в последние годы своей жизни Летов не начал уходить от политики в сторону, и не начал вызывать раздражение своих старых друзей разного рода «реанимацией», «сном» и «сиянием» без агрессии в адрес политических свиней. Свиньи в политике жили, живы и будут жить, это известно даже самим свиньям. В этой парадигме нет разницы между администрацией Кремля и администрацией Белого дома – все мы превратимся в Воду и Пар.


© Сергей Земцов, 2015
Дата публикации: 21.07.2015 00:19:36
Просмотров: 1892

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 49 число 38: