Обсуждали будущее
Борис Тропин
Форма: Эссе
Жанр: Размышления Объём: 12015 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В Доме Ростовых обсуждали будущее русской литературы. Среди ВИП-участников мероприятия были анонсированы Ольга Славникова и финалисты Большой Книги-2023 Юрий Буйда и Эдуард Веркин. К Ольге Славниковой у меня отношение особое и появилось оно после её романа «2017». До этого я считал и даже был уверен, что развёрнутые пейзажи в прозе уже не нужны. Да и в стихах эта пейзажная лирика давно навевает тоску. Описание ландшафта, берёзки, дуба, травки, цветика лишь замедляет развитие сюжета и заставляет читателя с раздражением пролистывать страницы с этой нудянкой. И надо сказать, пейзажные отступления в произведениях современных прозаиков, особенно, если они более двух строчек, лишь подтверждали эту уверенность. И вот «2017». Я был поражен описанием Рифейских гор и все мои представления о ненужности и даже вредности развёрнутого пейзажа в литературе рухнули вмиг. Сказочные картины, физика и метафизика в непостижимом взаимодействии завораживали своей глубиной и многомерностью. Эти пейзажи открывали вход в какой-то более осмысленный мир большой природы. Поразило умение автора сгенерировать свои впечатления, исторические данные, смыслы разных времён и переплавить это в слова, о чем я в своё время и признался ей на одном из мероприятий. В этот раз Ольга Славникова, к сожалению, появилась только на мониторе – слишком занята. А Юрий Буйда был заменён Дмитрием Даниловым. Тоже известный литератор, но не финалист нынешней БК. В светлом зале с высоким потолком и вертикально вытянутыми окнами собрались умные компетентные люди. И я пришел послушать, ума поднабраться. Эти люди внутри официального литературного процесса, вовсю активничают и уже сами что-то значат в этом бурном потоке. Знают, что там происходит. И, может быть, даже понимают. А я стою на берегу и наблюдаю. Мне интересно. Как заявил один исследователь современности, мы живём в эпоху фантика, когда яркая упаковка значит больше, чем сам продукт. Она блестящая, приманчивая, по ней чаще и оценивают предлагаемый товар. И сегодня основная задача – должным образом упаковать продукт. Красивая обложка, комплементарная аннотация, серия еще более комплементарных статей, рецензий, упоминаний, череда презентаций… Всё это способствует ускоренному продвижению товара к покупателю. А скорость продвижения сейчас очень важна, потому что к дверям популярных издательств за одними талантами уже выстроились в очередь новые. Мне интересно насколько всё это шумное и ярко-блестящее имеет отношение к большой русской литературе. Есть ли в нём что-нибудь действительно ценное. Не отбился ли этот поток от благодатной реки, не отклонился ли он в бесплодные пески пустыни мертвых слов. Вот и стою на берегу, наблюдаю. С берега хороший обзор открывается и несколько иной вид на этот сильно помолодевший стремительный литературный официоз. Модератором мероприятия была Ирина Барметова, обозначенная, как критик, хотя литературной критики как таковой, как и сатиры, в сегодняшней России, по-моему, не наблюдается, что как-то признавала даже Галина Юзефович, когда была ещё на этом берегу. Как видят и оценивают наш сегодняшний литературный поток те, кто уже на другом берегу, мне неизвестно. Тем не менее Ирина Барметова человек в литературном мире известный и уважаемый, многолетний редактор толстого литературного журнала «Октябрь», член Литературной академии премии «Большая книга». Начали они с Ольгой Славниковой с обзора текущего литературного процесса. Говорили о том, что крупная проза сегодня не успевает за событиями. Время всё более ускоряется, а роман пишется 2-3 года и за это время происходит много изменений. Что-то из написанного устаревает. Но роман — не публицистика и подразумевает более глубокое и серьёзное исследование. Большие исторические романы о сегодняшней войне появятся лет через 10. Актуальна потребность в сказке, так как этот жанр уводит от сегодняшних проблем. Как Иван Сусанин, ненароком подумалось, уводить – уводит, а приводить – и не думает. В жанровой прозе, где в последние годы наблюдается бум постапокалиптических сюжетов, на первый план выйдут антиутопии и фантастические книги, посвященные проблеме цифрового бессмертия и искусственного интеллекта. Забвение не грозит и жанру фэнтези. Модный жанр «автофикшен» таковым и останется, вопреки своему однообразию. Сегодня это, чаще всего литература о проработке травм. Травмы разные, антураж разный, а книги получаются одинаковые. В погоне за славой и деньгами у молодых авторов велик соблазн стать вторым Пелевиным, Сорокиным, Донцовой... Шот и лонг листы литературных премий — это рекомендательные списки для читателей и одновременно реклама для продаж и мягкое управление литературным процессом. А вот с правом на трансляцию своих эмоций большие проблемы – не за всякие погладят по головке. Ольга Славникова исчезла с монитора и разговор завертелся на теме ИИ. - Мы ориентируемся на Голливуд и всё копируем с Запада, - просветила публику прозаик, сценарист, член экспертного совета БК Женя Декина. – Сценаристы уже пользуются нейросетями. — Искусственного интеллекта в том смысле, в котором его обычно понимают фантасты, не существует, — заявил финалист БК-23 Эдуард Веркин. — «Электронная лира», предсказанная Тарковским более шестидесяти лет назад, по-прежнему ничем не грозит писателям, но дает богатый материал для размышлений о будущем возможном «умираньи ремесел», в том числе и творческих. Арсений Тарковский в своё время ванговал: Мне другие мерещатся тени, Мне другая поет нищета. Переплетчик забыл о шагрени, И красильщик не красит холста, И кузнечная музыка счетом На три четверти в три молотка Не проявится за поворотом Перед выездом из городка. За коклюшки свои кружевница Под окном не садится с утра, И лудильщик, цыганская птица, Не чадит кислотой у костра, Златобит молоток свой забросил, Златошвейная кончилась нить. Наблюдать умиранье ремесел - Все равно что себя хоронить. И уже электронная лира От своих программистов тайком Сочиняет стихи Кантемира, Чтобы собственным кончить стихом. Так опасна или нет «электронная лира» художникам, поэтам и прозаикам, поневоле озадачился я вопросом, ибо домыслов и рассуждений на эту тему от литературных ВИПов показалось недостаточно. После несложных поисков и нескольких попыток выйти на суть вопроса, я невзначай толкнул дверь, за которой оказалось Будущее. Да, оно уже здесь. Просто не все это заметили и осознают, увязая в текущих проблемах и спорах, в то время как рядом с нами активные любознательные ребята уже вовсю осваивает реалии нового времени. «Прямо сейчас мы наблюдаем явление мировой культуры, сопоставимое с появлением печатного станка Гутенберга: нейросети ворвались в нашу жизнь, причем в ту ее сферу, где искусственный интеллект ждали меньше всего», -радостно сообщает Urbi et Orbi издательский ресурс Rideró. Он же объясняет, как с помощью ИИ создавать литературу, публицистику, да и вообще контент в широком смысле, предлагая на выбор с десяток самых подходящих ресурсов. Нейросети, а их уже немало, и сами вовсю предлагают свои услуги, активно вторгаясь в творческий процесс художника, дизайнера, стихотворца, сценариста, прозаика, и уже востребованы пишущей братией и сестрией. Бесплатная нейросеть «Kandinsky 2.2» генерирует картинки и видео по текстовым запросам. Получается ярко, броско, доходчиво. И очень современно. Образцы такого творчества я отмечаю на книжных обложках столичных магазинов. Нейросеть "AI Search" напишет стихотворение или целую поэму за пару минут. Она сочиняет песни, пишет стихи на любую тему: о любви, о природе, о жизни, о дружбе и добре и зле. Стихи сочинённые нейросетью наполнены мыслями и чувствами, и производят впечатление, уверяют энтузиасты этого дела. «Генератор стихов онлайн» предлагает широкий выбор тем и стилей, способен быстро создать структуру, подобрать рифмы, а также предложить варианты фраз и метафор, выдаёт новые сочетания слов и образов, пробуждая фантазию и помогая авторам найти вдохновение. У разных ресурсов свои инструменты для работы над текстом. Но самый популярный, конечно, ChatGPT. Это, пожалуй, самый подходящий инструмент для писателя, утверждают знающие люди. И идеи для названия набросает, и сюжет придумает, и героев опишет. Единственный минус — на русском языке он часто выдаёт ошибки, поэтому лучше писать задание на английском, а результат переводить. Microsoft Copilot - совсем новый сервис на базе GPT. И он уже встроен в привычные программы, которыми мы пользуемся. «Сегодня мы делаем значительный шаг вперед и представляем кнопку Copilot на клавиатуре для ПК с Windows 11. – заявил представитель корпорации Microsoft в январе этого года. - «Copilot» станет точкой входа в мир искусственного интеллекта на ПК». Параллельно сокращается число библиотек, книжных магазинов, издательств. Читатель по словам Павла Басинского превращается в «малый народ», а журнал «Октябрь», который возглавляла Ирина Барметова, уже прекратил своё существование. Да и самочувствие других толстяков оставляет желать лучшего. Литературные мероприятия последних лет носят ярко выраженный характер рекламы. Книга всё больше превращается в продукт – товар писательско-издательской деятельности, который нужно поскорее продать до истечения срока годности, потому как новые таланты со своими темами уже выстроились в очередь к издательствам. „Книга – это не только произведение литературы, но также совесть, разум и искусство.“ — Винсент Ван Гог. „Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего.“ — Борис Пастернак. Нет, оказывается. Книга – это продукт. А представления Ван Гога, Пастернака и других уже не соответствуют новым реалиям. А может как раз наоборот? И для кого как! По запросам. Некогда большая литература, ныне презрительно называемая боллитрой, дробится и расползается по нишам. Великие цели и помыслы уступили место горячим темам. И молодые авторы усиленно роют к ним каждый свой тоннель. Стать писателем, оказывается, очень просто. Надо записаться на курсы, где из людей делают писателей, как выразился выпускник одного из таких инкубаторов Михаил Турбин. Это что-то вроде ремесленных училищ прошлого века, но тогда учили профессиям токаря, слесаря, фрезеровщика… А сейчас делают писателей. И не надо огорчаться и сомневаться, если что-то сразу не получается – ИИ поможет. И не надо сильно серьезно на все смотреть – жить станет тяжелей. Юрий Буйда известный писатель. Но его «Дар речи» – не знаю, пользовался он нейросетями или нет – это совсем не то, что у меня ассоциируется с русской литературой, это какой-то Голливуд. А без устали атакующий РЕШ язвительный критик Лев Рыжков снизил планку этого «Дара» до Болливуда. И вот, ещё не закончился спор, грозит ли ИИ поэту, писателю, а в издательстве АСТ вышел роман Ольги Усковой «Этюды Черни», написанный вместе с роботом Ипполитом. Ольга Ускова разработчик искусственного интеллекта и российский IT-эксперт. Человек активный. По версии «Новых известий» известна также, как лидер коллективного доноса на роман Владимира Сорокина «Наследие». В общем, специалист широкого профиля. В её романе фантастический сюжет перемешан с документальными историями и не понять, где вымысел переходит в правду, а где правда уходит в литературную фантазию. Роман вызвал интерес читающей публики и много разных откликов. Он уже считается явлением литературы. Более того, в Японии молодая писательница Риэ Кудан получила престижную литературную премию Акутагавы за роман «Токийская башня сочувствия». Роман этот написан совместно с ChatGPT. Выходит, это уже не Будущее? Это уже Настоящее. Самая что ни на есть современная реальность. А кто я тогда? Со своими текстами, представлениями о жизни, литературе, прочитанными и непрочитанными книжками. И другие моего возраста. Немало ещё нас таких. Кто мы тогда? - А вы, - снисходительно улыбается новое Настоящее, озирая остатки нашего поколения, - вы уже Прошлое. © Борис Тропин, 2024 Дата публикации: 05.02.2024 11:39:03 Просмотров: 858 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |