Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Стихотворные тексты на уроках зоологии. Костистые рыбы

Александр Кулев

Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры)
Объём: 17117 знаков с пробелами
Раздел: "Научно-методические статьи"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


В статье обосновывается целесообразность использования педагогом поэтических произведений о животных при обучении школьников зоологии. Приводятся методические рекомендации для учителя, стихотворные тексты, вопросы к ним для школьников, краткие ответы на поставленные вопросы. Все имеющиеся в статье поэтические произведения написаны ее автором и опробованы им в личной педагогической практике.



В настоящее время уже не вызывает сомнения, что методически грамотное использование художественных текстов на уроках и во внеклассной работе по биологии может быть весьма полезным в педагогическом отношении. В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Биология в школе», С.В. Суматохин справедливо указывает на то, что художественный стиль и язык словесного искусства литературы воздействуют на воображение и чувства читателя; характеризуются образностью, эмоциональностью. Знакомство школьников с произведениями художественной литературы, содержащими описания биологических объектов и явлений, способствует развитию у детей любви к живому, формированию у них интереса к изучению природы [7]. Кроме того, чтение и обсуждение художественных (в том числе поэтических) произведений на уроках и кружковых занятиях позволяют заметно активизировать познавательную деятельность школьников.

На педагогическую эффективность использования поэтических произведений указывают и другие авторы, работающие в области методики обучения биологии. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6]. Методика работы со стихотворными текстами при организации познавательной деятельности школьников также была всесторонне рассмотрена в публикации Г.Е. Окуневой применительно к урокам анатомии человека. Этот материал, со ссылкой на данного автора, приводится в моей более ранней статье [3].

При работе с поэтическими произведениями на уроках и при проведении внеклассных занятий могут быть использованы иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии, заимствованные педагогом из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации. Очень желательно также, чтобы к каждому стихотворению учителем были заранее продуманы вопросы и задания для школьников. Впрочем, как показывает моя личная практика, вопросы к тексту стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Безусловно, это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Важно понимать, что работа со стихотворными текстами может эффективно применяться как при первоначальном восприятии школьниками материала, так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В данном процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются разнообразные приемы познавательной деятельности. Очевидно, что это способствует развитию мышления у школьников.

К сожалению, приходится констатировать, что грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных для учащихся седьмых классов по-прежнему очень мало. В этой связи автор данной статьи поставил перед собой вполне конкретную задачу - создать «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы. Мною лично было написано около 150 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных.

В концепцию написания большинства стихотворений входили:
1. Биологическая информация, подлежащая усвоению.
2. Интересная сюжетная линия.
3. Философская идея.
4. Эмоциональный посыл.

Ниже приводятся примеры этих стихотворений, вопросы для их обсуждения с учащимися, краткие ответы на них.


Налим

Днем почти неуловим
Обитатель дна налим.
Он угрюм, совсем не трус,
И один имеет ус!

Удивлен я сей "находке" -
Ус растет на "подбородке"!
У него большая пасть,
Чтобы вдруг, врасплох напасть,

И тогда кровавый пир
Взбудоражит водный мир!
Жертву съест он целиком -
Вмиг проглотит, а потом -

Ляжет снова он на дно
Длинный, тихий, как бревно,
И спокойно будет спать,
Чтоб голодным стать опять!

Так живет налим в реке,
А сестрица - вдалеке,
И зовут ее треска!
Ночью снова ест тоска,

Что ее не помнит брат.
Но налим не виноват -
С каждым может так случиться -
Затянула "заграница"...

Вспомнить предки лишь могли бы,
Что он был морскою рыбой,
А затем лишь начал век
Коротать свой в устьях рек!

Но в реке налим наш вскоре
"Вспомнит" о холодном море.
Он студеной рад поре -
Нерестится в феврале!

Обсуждение стихотворения с учащимися

1. На кого может охотиться налим, живущий в реке?
2. Есть ли ус на нижней части головного отдела у трески? Почему вы так думаете?
3. Какие еще виды рыб, относящиеся к отряду Трескообразные, вам известны?
4. Что такое «устье реки»?
5. В чем заключается необычность процесса размножения налима?

Краткие ответы на вопросы

Основная пища налима – представители различных видов рыб. Часто охотится он и на молодь своего вида, являясь, таким образом, каннибалом. Нападение на потенциальную добычу обычно осуществляется налимом вблизи дна водоема, «из засады».

У трески тоже есть ус «на подбородке», т.к. это является характерным признаком Трескообразных.

К Трескообразным, кроме названных уже налима и трески, относятся также навага, пикша, путассу, минтай.

Устьем реки, применительно к тексту стихотворения, называется место впадения ее в море.

Необычность процесса размножения налима заключается в том, что его нерест начинается в зимнее время. Представители других видов наших речных рыб нерестятся весной или летом.


Золотая рыбка

Эта рыбка хороша!
Я в восторге! Чуть дыша,
У пруда давно стою
И себя не узнаю!

Вечно я бегу, спешу,
Развлечений не прошу,
Но от этой красоты
Не уйдем ни я, ни ты!

Бесподобные вуали
Всех давно очаровали -
Ведь такие плавники
И прекрасны, и легки!

Восхищают форма, цвет -
Их в природе дикой нет!
Вы ответить мне могли бы,
Кто же предок этой рыбы?

Может, яркая Жар-птица
Стала вдруг в воде ютиться?
Кто поверил на минутку?
Нет, конечно, это шутка!

Может ты - от Солнца луч,
Что пробился между туч?
Нет, увы! Опять ошибка!
Кто твой предок, чудо-рыбка?!

Не найдете вы ответа?
И идей у вас уж нету?
Вам "задачка" не далась?
Предок у нее - карась!

Знаю точно: с давних пор
Человек ведет отбор,
Сохраняя только тех,
Кто сулит ему успех.

Я уверен - вы смогли бы!
Сотворите чудо-рыбу!

Обсуждение стихотворения с учащимися

1. К какому отряду относится золотая рыбка, являющаяся близким родственником карася? Назовите еще нескольких представителей этого отряда.
2. Как вы думаете: какие проблемы возникли бы у золотой рыбки при ее жизни в природном водоеме, учитывая тот факт, что она обладает очень яркой окраской и длинными вуалевыми плавниками?
3. Каким бы вы назвали отбор, который проводит человек в отношении золотых рыбок: искусственным или естественным? Почему вы так думаете?
4. В потомстве карасей иногда встречаются рыбки с несколько удлиненными плавниками и чуть более яркой, чем обычно, окраской. Как вы думаете: так проявляется наследственность или изменчивость? Почему?
5. Новые признаки, возникшие у карасей (удлиненные плавники, особенно яркая окраска, укороченное тело) могут сохраняться из поколения в поколение. Как бы вы назвали это свойство организма?

Краткие ответы на вопросы

Золотая рыбка относится к отряду Карпообразные. В эту же систематическую группу включены, например, плотва, лещ, сазан, линь, вобла и многие другие. Золотая рыбка не могла бы выжить в дикой природе. Ведь ее окраска хорошо заметна даже с довольно большого расстояния; она не маскирует рыбу на фоне дна, воды или водных растений. Кроме того, толстое короткое тело и слишком длинные плавники мешают быстро плавать. Поэтому в природном водоеме именно золотая рыбка (например, вуалехвост) раньше других была бы съедена щукой или другой хищной рыбой.

Отбор, который проводит человек с золотыми рыбками, называется искусственным. Он осуществляется в специально созданных для этого условиях. Естественный отбор происходит в дикой природе под действием ее сил.

Новые признаки появляются у карасей и выведенных из них золотых рыбок в результате изменчивости. Их сохранение в ряду поколений определяется наследственностью.

Пиранья

Сегодня, ясным утром ранним,
Плыву в реке, где есть пираньи...
Зачем я в эту воду влез?
Проспорил жизнь! Попутал бес!

Вот стая их ко мне подходит;
Опять вокруг, как волки, бродят,
Но вдруг "растаяли" они -
Мне подарили жизни дни!

На берег вышел, счастлив я -
Жизнь в безопасности моя!
Имею чемпионский вид!
Я для пираний ядовит?
Убийцы в час рожденья дня
Совсем не тронули меня!

Прочел про них немало книг,
В которых истину постиг...
Иллюзии прошли, как сны -
Не все пираньи так хищны!

Обсуждение стихотворения с учащимися

1. На карте какого материка нужно искать реку, в которой плавал герой стихотворения?
2. Почему многие рыбы, в том числе и пираньи, ведут стайный образ жизни?
3. Что вам известно о пираньях их различных источников информации?
4. Для каких животных могут быть опасны пираньи?
5. Почему пираньи не тронули литературного героя этого произведения?

Краткие ответы на вопросы

Пираньи живут в реках Южной Америки. Стайный образ жизни помогает им быстро одолеть даже крупную добычу. Кроме того, в стае можно спрятаться от потенциального врага, легче найти нужного для размножения партнера.

Пираньи славятся своей кровожадностью. Зубы у них острые как бритва. Стая пираний уничтожает самых различных животных (рыб, птиц; млекопитающих разных размеров, включая самых крупных). Нередки случаи нападения на человека.

Оказывается, существуют виды пираний, представители которых являются преимущественно растительноядными видами, поэтому их можно отнести к достаточно мирным рыбам. Вероятно, поэтому наш литературный герой остался в живых…

Щука

Замерла! "Висит" без звука
В зарослях большая щука...
Видно, очень голодна.
Так охотится она.

Заприметила рыбешку,
Ближе подплыла немножко...
А затем - бросок вперед,
И схватила рыбку в рот!
Как ужасна эта пасть!
Как легко в нее попасть...

Обсуждение стихотворения с учащимися

1. Как удается щуке «висеть» в толще воды практически без движения?
2. О чем «говорят» крупные размеры щуки из нашего стихотворения?
3. Почему щука сразу же не бросается к замеченной рыбе, а сначала замирает или медленно подплывает ближе?
4. Почему пойманной щукой рыбе трудно вырваться из ее челюстей?

Краткие ответы на вопросы

Щука, как и многие другие рыбы, обладает плавательным пузырем, содержащим в себе необходимое в данный момент количество воздуха. По существу, это «поплавок» больших или меньших размеров, позволяющий без дополнительных усилий находиться в том или ином слое воды. Корректировка же положения в пространстве осуществляется плавниками.

Крупные размеры «литературной героини» - доказательство ее долгой жизни, а также – изобилия рыбы, которая могла служить кормом хищнице на протяжении многих лет. Можно также предположить, что эта щука ранее истребила всех своих конкурентов, и поэтому благоденствует в данной части водоема.

Затаившаяся или медленно подкрадывающаяся к будущей жертве щука малозаметна и поэтому может быть обнаружена в самый последний момент, когда уже будет поздно…
Из челюстей щуки вырваться почти невозможно, т.к. их мускулатура очень мощна, а сами челюсти усеяны расположенными в несколько рядов и загнутыми назад зубами.


Лосось

О камни бьет мои бока
Весьма жестокая река,
Но я упорно вверх плыву -
Упрямцем среди рыб слыву!

Меня инстинкт влечет вперед,
Свободы действий не дает,
И все короче жизни срок...
Как нужен мне реки исток!

Уж путь как будто недалек.
Я отложу икру в песок,
Остаток сил любви отдам,
И жизнь меня покинет там...

Еще прыжок, еще рывок -
И я у цели уж почти!
Но будто бы жестокий рок
Стоит стеною на пути...

Медведь, увы, меня ловчей!
Плывет по речке чешуя...
В ловушке мощных челюстей
Затрепетала жизнь моя...

Обсуждение стихотворения с учащимися

1. Что такое инстинкт?
2. Почему лососю нужно отложить икру именно у истоков реки?
3. Что позволяет лососю долгое время преодолевать быстрое течение реки?
4. Какую биологическую роль играет гибель взрослых лососей после окончания периода размножения?
5. Почему в строго определенный период времени из года в год медведи переключаются именно на ловлю лососей?

Краткие ответы на вопросы

Инстинкт – это строго определенная последовательность безусловных рефлексов, которая позволяет животному добиться того или иного важного для него жизненного результата. Инстинктивная деятельность самим животным не осознается и существенно им не корректируется.

Вода у истоков реки особенно чиста, содержит большое количество кислорода. Возможно, нерестовые миграции взрослых рыб связаны и с какими-то малоизвестными нам причинами.

Преодолевать быстрое течение реки лососю помогают мощная мускулатура, сравнительно активный обмен веществ, обтекаемая форма тела, удивительное упрямство при движении к неосознаваемой им цели.

Погибшие после окончания периода размножения тела взрослых рыб разлагаются под действием бурно размножающихся бактерий. Ими, в свою очередь, питаются представители разных видов простейших (в частности – инфузорий). Их поедают стремительно размножающиеся в этих условиях мелкие ракообразные. В дальнейшем эти мелкие организмы будут служить пищей для мальков лосося. Таким образом, смерть взрослых особей после окончания икрометания «прокладывает дорогу» для юных потомков…

В следующих статьях мы познакомим учителей-биологов с другими стихотворениями о животных, предназначенными для работы с учащимися седьмых классов. Как и в этой статье, педагогам-практикам будут предложены методические материалы, которые позволят организовать эффективную мыслительную деятельность школьников при обсуждении ими содержания стихотворений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
2. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
3. Кулев А.В. Стихотворные тексты на уроках зоологии. Простейшие, кишечнополостные, черви // Электронное приложение к журналу Биология в школе. - 2017. - №8.
4. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
5. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М.: Мир, 1991.
6. Окунева Г. Е. Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006.
7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7.
9. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.





© Copyright: Александр Кулев, 2018
Свидетельство о публикации №218061700098
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Александр Кулев
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Александр Кулев
Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

© Александр Кулев, 2018
Дата публикации: 17.06.2018 01:39:15
Просмотров: 1971

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 31 число 5: