Стихотворные тексты на уроках зоологии. Костистые рыбы
Александр Кулев
Форма: Статья
Жанр: Проза (другие жанры) Объём: 17117 знаков с пробелами Раздел: "Научно-методические статьи" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
В статье обосновывается целесообразность использования педагогом поэтических произведений о животных при обучении школьников зоологии. Приводятся методические рекомендации для учителя, стихотворные тексты, вопросы к ним для школьников, краткие ответы на поставленные вопросы. Все имеющиеся в статье поэтические произведения написаны ее автором и опробованы им в личной педагогической практике. В настоящее время уже не вызывает сомнения, что методически грамотное использование художественных текстов на уроках и во внеклассной работе по биологии может быть весьма полезным в педагогическом отношении. В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Биология в школе», С.В. Суматохин справедливо указывает на то, что художественный стиль и язык словесного искусства литературы воздействуют на воображение и чувства читателя; характеризуются образностью, эмоциональностью. Знакомство школьников с произведениями художественной литературы, содержащими описания биологических объектов и явлений, способствует развитию у детей любви к живому, формированию у них интереса к изучению природы [7]. Кроме того, чтение и обсуждение художественных (в том числе поэтических) произведений на уроках и кружковых занятиях позволяют заметно активизировать познавательную деятельность школьников. На педагогическую эффективность использования поэтических произведений указывают и другие авторы, работающие в области методики обучения биологии. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6]. Методика работы со стихотворными текстами при организации познавательной деятельности школьников также была всесторонне рассмотрена в публикации Г.Е. Окуневой применительно к урокам анатомии человека. Этот материал, со ссылкой на данного автора, приводится в моей более ранней статье [3]. При работе с поэтическими произведениями на уроках и при проведении внеклассных занятий могут быть использованы иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии, заимствованные педагогом из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации. Очень желательно также, чтобы к каждому стихотворению учителем были заранее продуманы вопросы и задания для школьников. Впрочем, как показывает моя личная практика, вопросы к тексту стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Безусловно, это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Важно понимать, что работа со стихотворными текстами может эффективно применяться как при первоначальном восприятии школьниками материала, так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В данном процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются разнообразные приемы познавательной деятельности. Очевидно, что это способствует развитию мышления у школьников. К сожалению, приходится констатировать, что грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных для учащихся седьмых классов по-прежнему очень мало. В этой связи автор данной статьи поставил перед собой вполне конкретную задачу - создать «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы. Мною лично было написано около 150 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных. В концепцию написания большинства стихотворений входили: 1. Биологическая информация, подлежащая усвоению. 2. Интересная сюжетная линия. 3. Философская идея. 4. Эмоциональный посыл. Ниже приводятся примеры этих стихотворений, вопросы для их обсуждения с учащимися, краткие ответы на них. Налим Днем почти неуловим Обитатель дна налим. Он угрюм, совсем не трус, И один имеет ус! Удивлен я сей "находке" - Ус растет на "подбородке"! У него большая пасть, Чтобы вдруг, врасплох напасть, И тогда кровавый пир Взбудоражит водный мир! Жертву съест он целиком - Вмиг проглотит, а потом - Ляжет снова он на дно Длинный, тихий, как бревно, И спокойно будет спать, Чтоб голодным стать опять! Так живет налим в реке, А сестрица - вдалеке, И зовут ее треска! Ночью снова ест тоска, Что ее не помнит брат. Но налим не виноват - С каждым может так случиться - Затянула "заграница"... Вспомнить предки лишь могли бы, Что он был морскою рыбой, А затем лишь начал век Коротать свой в устьях рек! Но в реке налим наш вскоре "Вспомнит" о холодном море. Он студеной рад поре - Нерестится в феврале! Обсуждение стихотворения с учащимися 1. На кого может охотиться налим, живущий в реке? 2. Есть ли ус на нижней части головного отдела у трески? Почему вы так думаете? 3. Какие еще виды рыб, относящиеся к отряду Трескообразные, вам известны? 4. Что такое «устье реки»? 5. В чем заключается необычность процесса размножения налима? Краткие ответы на вопросы Основная пища налима – представители различных видов рыб. Часто охотится он и на молодь своего вида, являясь, таким образом, каннибалом. Нападение на потенциальную добычу обычно осуществляется налимом вблизи дна водоема, «из засады». У трески тоже есть ус «на подбородке», т.к. это является характерным признаком Трескообразных. К Трескообразным, кроме названных уже налима и трески, относятся также навага, пикша, путассу, минтай. Устьем реки, применительно к тексту стихотворения, называется место впадения ее в море. Необычность процесса размножения налима заключается в том, что его нерест начинается в зимнее время. Представители других видов наших речных рыб нерестятся весной или летом. Золотая рыбка Эта рыбка хороша! Я в восторге! Чуть дыша, У пруда давно стою И себя не узнаю! Вечно я бегу, спешу, Развлечений не прошу, Но от этой красоты Не уйдем ни я, ни ты! Бесподобные вуали Всех давно очаровали - Ведь такие плавники И прекрасны, и легки! Восхищают форма, цвет - Их в природе дикой нет! Вы ответить мне могли бы, Кто же предок этой рыбы? Может, яркая Жар-птица Стала вдруг в воде ютиться? Кто поверил на минутку? Нет, конечно, это шутка! Может ты - от Солнца луч, Что пробился между туч? Нет, увы! Опять ошибка! Кто твой предок, чудо-рыбка?! Не найдете вы ответа? И идей у вас уж нету? Вам "задачка" не далась? Предок у нее - карась! Знаю точно: с давних пор Человек ведет отбор, Сохраняя только тех, Кто сулит ему успех. Я уверен - вы смогли бы! Сотворите чудо-рыбу! Обсуждение стихотворения с учащимися 1. К какому отряду относится золотая рыбка, являющаяся близким родственником карася? Назовите еще нескольких представителей этого отряда. 2. Как вы думаете: какие проблемы возникли бы у золотой рыбки при ее жизни в природном водоеме, учитывая тот факт, что она обладает очень яркой окраской и длинными вуалевыми плавниками? 3. Каким бы вы назвали отбор, который проводит человек в отношении золотых рыбок: искусственным или естественным? Почему вы так думаете? 4. В потомстве карасей иногда встречаются рыбки с несколько удлиненными плавниками и чуть более яркой, чем обычно, окраской. Как вы думаете: так проявляется наследственность или изменчивость? Почему? 5. Новые признаки, возникшие у карасей (удлиненные плавники, особенно яркая окраска, укороченное тело) могут сохраняться из поколения в поколение. Как бы вы назвали это свойство организма? Краткие ответы на вопросы Золотая рыбка относится к отряду Карпообразные. В эту же систематическую группу включены, например, плотва, лещ, сазан, линь, вобла и многие другие. Золотая рыбка не могла бы выжить в дикой природе. Ведь ее окраска хорошо заметна даже с довольно большого расстояния; она не маскирует рыбу на фоне дна, воды или водных растений. Кроме того, толстое короткое тело и слишком длинные плавники мешают быстро плавать. Поэтому в природном водоеме именно золотая рыбка (например, вуалехвост) раньше других была бы съедена щукой или другой хищной рыбой. Отбор, который проводит человек с золотыми рыбками, называется искусственным. Он осуществляется в специально созданных для этого условиях. Естественный отбор происходит в дикой природе под действием ее сил. Новые признаки появляются у карасей и выведенных из них золотых рыбок в результате изменчивости. Их сохранение в ряду поколений определяется наследственностью. Пиранья Сегодня, ясным утром ранним, Плыву в реке, где есть пираньи... Зачем я в эту воду влез? Проспорил жизнь! Попутал бес! Вот стая их ко мне подходит; Опять вокруг, как волки, бродят, Но вдруг "растаяли" они - Мне подарили жизни дни! На берег вышел, счастлив я - Жизнь в безопасности моя! Имею чемпионский вид! Я для пираний ядовит? Убийцы в час рожденья дня Совсем не тронули меня! Прочел про них немало книг, В которых истину постиг... Иллюзии прошли, как сны - Не все пираньи так хищны! Обсуждение стихотворения с учащимися 1. На карте какого материка нужно искать реку, в которой плавал герой стихотворения? 2. Почему многие рыбы, в том числе и пираньи, ведут стайный образ жизни? 3. Что вам известно о пираньях их различных источников информации? 4. Для каких животных могут быть опасны пираньи? 5. Почему пираньи не тронули литературного героя этого произведения? Краткие ответы на вопросы Пираньи живут в реках Южной Америки. Стайный образ жизни помогает им быстро одолеть даже крупную добычу. Кроме того, в стае можно спрятаться от потенциального врага, легче найти нужного для размножения партнера. Пираньи славятся своей кровожадностью. Зубы у них острые как бритва. Стая пираний уничтожает самых различных животных (рыб, птиц; млекопитающих разных размеров, включая самых крупных). Нередки случаи нападения на человека. Оказывается, существуют виды пираний, представители которых являются преимущественно растительноядными видами, поэтому их можно отнести к достаточно мирным рыбам. Вероятно, поэтому наш литературный герой остался в живых… Щука Замерла! "Висит" без звука В зарослях большая щука... Видно, очень голодна. Так охотится она. Заприметила рыбешку, Ближе подплыла немножко... А затем - бросок вперед, И схватила рыбку в рот! Как ужасна эта пасть! Как легко в нее попасть... Обсуждение стихотворения с учащимися 1. Как удается щуке «висеть» в толще воды практически без движения? 2. О чем «говорят» крупные размеры щуки из нашего стихотворения? 3. Почему щука сразу же не бросается к замеченной рыбе, а сначала замирает или медленно подплывает ближе? 4. Почему пойманной щукой рыбе трудно вырваться из ее челюстей? Краткие ответы на вопросы Щука, как и многие другие рыбы, обладает плавательным пузырем, содержащим в себе необходимое в данный момент количество воздуха. По существу, это «поплавок» больших или меньших размеров, позволяющий без дополнительных усилий находиться в том или ином слое воды. Корректировка же положения в пространстве осуществляется плавниками. Крупные размеры «литературной героини» - доказательство ее долгой жизни, а также – изобилия рыбы, которая могла служить кормом хищнице на протяжении многих лет. Можно также предположить, что эта щука ранее истребила всех своих конкурентов, и поэтому благоденствует в данной части водоема. Затаившаяся или медленно подкрадывающаяся к будущей жертве щука малозаметна и поэтому может быть обнаружена в самый последний момент, когда уже будет поздно… Из челюстей щуки вырваться почти невозможно, т.к. их мускулатура очень мощна, а сами челюсти усеяны расположенными в несколько рядов и загнутыми назад зубами. Лосось О камни бьет мои бока Весьма жестокая река, Но я упорно вверх плыву - Упрямцем среди рыб слыву! Меня инстинкт влечет вперед, Свободы действий не дает, И все короче жизни срок... Как нужен мне реки исток! Уж путь как будто недалек. Я отложу икру в песок, Остаток сил любви отдам, И жизнь меня покинет там... Еще прыжок, еще рывок - И я у цели уж почти! Но будто бы жестокий рок Стоит стеною на пути... Медведь, увы, меня ловчей! Плывет по речке чешуя... В ловушке мощных челюстей Затрепетала жизнь моя... Обсуждение стихотворения с учащимися 1. Что такое инстинкт? 2. Почему лососю нужно отложить икру именно у истоков реки? 3. Что позволяет лососю долгое время преодолевать быстрое течение реки? 4. Какую биологическую роль играет гибель взрослых лососей после окончания периода размножения? 5. Почему в строго определенный период времени из года в год медведи переключаются именно на ловлю лососей? Краткие ответы на вопросы Инстинкт – это строго определенная последовательность безусловных рефлексов, которая позволяет животному добиться того или иного важного для него жизненного результата. Инстинктивная деятельность самим животным не осознается и существенно им не корректируется. Вода у истоков реки особенно чиста, содержит большое количество кислорода. Возможно, нерестовые миграции взрослых рыб связаны и с какими-то малоизвестными нам причинами. Преодолевать быстрое течение реки лососю помогают мощная мускулатура, сравнительно активный обмен веществ, обтекаемая форма тела, удивительное упрямство при движении к неосознаваемой им цели. Погибшие после окончания периода размножения тела взрослых рыб разлагаются под действием бурно размножающихся бактерий. Ими, в свою очередь, питаются представители разных видов простейших (в частности – инфузорий). Их поедают стремительно размножающиеся в этих условиях мелкие ракообразные. В дальнейшем эти мелкие организмы будут служить пищей для мальков лосося. Таким образом, смерть взрослых особей после окончания икрометания «прокладывает дорогу» для юных потомков… В следующих статьях мы познакомим учителей-биологов с другими стихотворениями о животных, предназначенными для работы с учащимися седьмых классов. Как и в этой статье, педагогам-практикам будут предложены методические материалы, которые позволят организовать эффективную мыслительную деятельность школьников при обсуждении ими содержания стихотворений. ЛИТЕРАТУРА 1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003. 2. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007. 3. Кулев А.В. Стихотворные тексты на уроках зоологии. Простейшие, кишечнополостные, черви // Электронное приложение к журналу Биология в школе. - 2017. - №8. 4. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. 5. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М.: Мир, 1991. 6. Окунева Г. Е. Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006. 7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6. 8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 7. 9. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989. © Copyright: Александр Кулев, 2018 Свидетельство о публикации №218061700098 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить Другие произведения автора Александр Кулев Рецензии Написать рецензию Другие произведения автора Александр Кулев Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. © Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+ © Александр Кулев, 2018 Дата публикации: 17.06.2018 01:39:15 Просмотров: 1971 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |