Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?



Авторы онлайн:
Олег Павловский



Безмолвие. Глава 7

Александр Кобзев

Форма: Повесть
Жанр: Психологическая проза
Объём: 6103 знаков с пробелами
Раздел: "Безмолвие"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Когда вернулся домой, Прасковья с Валентиной ещё работали в огороде. Издалека казалось, что давнишние знакомые непринуждённо болтают. Но я точно знал, что это только кажется.

Я зашёл в дом. Из-за полутора десятков километров по горам разыгрался аппетит. Обед, сваренный утром, стоял в холодильнике.

Я не хотел садиться за стол один. Поэтому взял гитару и стал играть.

Я часто играл на гитаре в одиночестве. Если не играл, то непременно звучала самая лучшая музыка: симфонии Феликса Мендельсона, ноктюрны и баллады Шопена, фортепианные концерты Сергея Рахманинова.

Зашла Прасковья. Хотелось поделиться с кем-то музыкой, я даже забыл, что она не слышит, взял гитару и заиграл «Гранаду» Альбениса. Девушка остановилась и, казалось, внимает. Лишь немного отрешённое лицо заставило вспомнить, что я единственный слушатель. Поэтому перестал играть и встал.

Из-за невозможности преподнести свои таланты я первый раз с момента встречи испытал разочарование. Но это же привело к открытию: в других людях я всегда искал оценки моих достижений, восторженного отношения к своей личности. Лишь для этого я ИСПОЛЬЗОВАЛ других людей. ДРУГОЙ нужен, чтобы оценивать, восторгаться, превозносить! Кого? — МЕНЯ! Для этого годятся и свои таланты, а если таковых нет, то чьи-то мысли, чья-то музыка, чьи-то стихи, поданные под видом — это же я нашёл, я открыл, я увидел, я вычитал, и в этом — моя заслуга! Даже с Жанной, несмотря на несходство характеров и несовместимость вкусов, я смог дружить целых два года благодаря тому, что она умела восхищаться моими действительными ли, кажущимися ли талантами.

Зато рядом с глухой девушкой я смогу просто петь, или писать на бумажке самые звучные стихи, не беспокоясь, что красивости звучания затмят глубину или, напротив, приземлённость смысла. Играть на гитаре виртуозную пьесу, не ожидая восторженных аплодисментов, не извиняясь при неизбежных ошибках.


Девушка взяла со стола фотографию парочки огненно-рыжих оленей.

«Очень редкие олени. Во всём мире их, вероятно, осталось всего четыре. Живут они в нашем заповеднике. Эти двое совсем молодые. Их зовут Рыжик и Лисичка. Лисичка, когда родилась, была такой махонькой и рыженькой, как лисичка».

Параскева вопросительно посмотрела на меня.

«Завтра мы сможем их посмотреть. Это недалеко. Я за ними присматриваю. Ты их даже покормишь».


Зашла Валентина и пригласила Прасковью в баню:

— Степан баньку истопил. Пока не слишком жарко, мы с Прасковьей помоемся да попаримся. Это вы со Степаном любители жары. Вы уж после нас.

Прасковья быстро собралась. Я снабдил девушку новым махровым полотенцем с яркими цветами, специально для гостей берёг.

Как-то само собой повелось, что баню мы со Степаном топим по очереди. Банька жаркая, лучше любой сауны. А если пару поддать!

Через часок послышался звонкий смех, в дом забежала раскрасневшаяся Прасковья в халатике.

Чтобы не смущать девушку, я сразу пошёл в баню, где меня уже ждал Степан. После трудового дня мы сидели в сауне и вели философские разговоры. Я не мог удержаться, чтобы не рассказать о переполнявших меня чувствах.

— Сказать честно? Меня устраивает, что девушка глухая. Я никогда не был мастаком вести светские беседы. А уж светское пустословие меня особенно раздражало. Бывало, в компании ровесников сижу и молчу, слушаю. И мне неловко, и моим собеседникам неудобно. Это именно то, что называют натянутым молчанием. Пытаюсь порой вспомнить, о чём так глубокомысленно беседовали… Да ни о чём! О новых кумирах в эстраде, о сплетнях в тусовках звёзд, о новых компьютерных играх, принципиально в них не играю. Попробовал заготовить специально для таких случаев несколько дежурных историй о кумирах. Однажды рассказал — самого чуть не стошнило от отвращения! А записки не располагают к пустословию. Параскева, кстати, общается со мною стихами. Совершенно незнакомыми мне. Подозреваю, она сама их сочиняет.

— Сочиняет? Из безмолвия рождается лучшая поэзия. Саша, ты получил в дар то, что можно назвать благодатным безмолвием. Я понимаю, о чем ты говоришь. Тишина в соединением с молитвой и размышлениями — то, что я получил после исключения из университета, после того, как мы с Валентиной переехали в эти благодатные места. Валентина мудрая женщина. Она сразу поняла, что пустословие надо навсегда оставить за дверью. Мы тоже иногда говорим о милых пустяках, но это именно то, что делает нашу жизнь по-детски простой и мудрой!



После ужина я пригласил Прасковью погулять. Был удивительно тёплый вечер. После дневной жары да жаркой баньки мы наслаждались невесомым дуновением тёплого ветерка.

Было удивительно хорошо идти и молчать. Или говорить любые пустяки, не беспокоясь, что кто-то покрутит пальцем у виска, как это бывало во время вечерних прогулок с Жанной.


«В тёплые ночи я сплю на чердаке», — написал я на бумажке, когда мы зашли в дом. Я не хотел смущать девушку; ещё раз показал записку и, не дождавшись ответа, взял спальный мешок и быстро вышел на веранду, чтобы по лестнице подняться на чердак.

В раскрытое чердачное окно заглядывала луна, освещая свежие связки лекарственных трав. Я лежал на спальнике и трогал оставшиеся с прошлого года берёзовые веники. Нос немного щекотала травяная пылинка. Я с наслаждением вслушивался в шелест сухих листьев, треск стеблей и думал: так бы сутки слушать, двое… всю жизнь… Но слушать не одному. За один день стало необходимостью сознавать, что кто-то ещё слушает ночное пение птиц и потрескивание стебельков, постеленных под голову. Но она — не слышит. Она не слышит, как я играю на гитаре, не слышит прекрасные рифмы, которыми мы обменялись на тетрадных листках. Не слышит потрескивание стебельков под головой. Но она слышит безмолвие, сама того не понимая. Мне бы так…

Я замер, чтобы ни малейший треск не нарушал ночного безмолвия. Я хотел услышать то, что слышит она. Но пели ночные птицы, скворчали сверчки. Как передать музыку гор и ручьёв, не огорчая её тем, что она сама никогда не услышит дивную музыку лесного многоголосия.


© Александр Кобзев, 2020
Дата публикации: 24.09.2020 17:10:33
Просмотров: 1460

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 32 число 39: