Гений и злодейство
Александр Кулев
Форма: Миниатюра
Жанр: Размышления Объём: 5775 знаков с пробелами Раздел: "Мысли и мыслишки" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
«Гениальность - наиболее высокий уровень развития интеллекта, творческого потенциала, позволяющий делать научные открытия, предлагать новые философские концепции, создавать великие произведения искусства» (Википедия). Отметим, что способность «создавать великие произведения искусства» в этом определении рассматривается как частный случай проявления гениальности, не отрицающий перечисленные ранее её характеристики. Отсюда следует, что, например, атомная бомба является научным открытием мирового значения и следствием гениальности её создателей. Мир знает множество гениальных изобретений в области вооружения. В итоге – огромное количество смертей, связанных с применением результатов этих интеллектуальных побед. И море слёз матерей, жён, детей, потерявших сына, мужа, отца… А конкретная философская концепция, как известно, может иметь как позитивную, так и негативную направленность в отношении конкретной группы людей, нации или даже человечества в целом. Гениальные по своей изощрённости философские построения могут, например, обосновывать право одних народов на истребление других; право на допущение в человеческое общество ничем не ограниченного закона естественного отбора, и тому подобное. … А из этого следует, что феноменальная одарённость не всегда безопасна, ведь её итоги могут быть обращены против людей и нанести им несомненный, весьма значительный вред. В этих случаях проявление уникальной интеллектуальной одарённости становится хорошо продуманным кем-то злом для очень многих людей. «Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий» (Википедия). Говоря о несовместимости "гения и злодейства" (фразы, якобы прозвучавшей из уст Моцарта в споре с Сальери в бессмертном и всем хорошо известном произведении Александра Сергеевича Пушкина), следует отметить, что даже примеры из литературы эту идею опровергают. Профессор Джеймс Мориарти - гений злодейского мира, в то время, как Шерлок Холмс – тоже гений, но мира борьбы с преступностью. Этот литературный пример позволяет заключить: гениальность - характеристика интеллекта, а злодейство - характеристика состояния души. Разные номинации, что называется... Следовательно, гениальность может быть как со знаком "плюс", так и со знаком "минус", увы... Исходя из данного понимания гениальности (без искусственной привязки её к добродетели), можно сделать вывод, что существуют гениальные скандалисты, гениальные обольстители, гениальные авантюристы, гениальные лжецы. С некоторыми из них, насколько могу судить, мне лично приходилось встречаться в жизни. Литературный же пример обаятельного гениального обманщика – Остап Бендер. Гений и злодейство (если грабёж, ложь и воровство считать таковыми) сочетаются в нём весьма гармонично… Да и само понятие «злодейство» не всегда так легко диагностируется, как это кажется на первый взгляд. Убийство – это величайшее преступление, злодейство, грех. А если оно совершено мужчиной, защищающим свою семью от бандитов? Ведь убийство при этом остаётся убийством, но нравственно-этическая, а часто – и правовая его оценка в данной ситуации меняется. Однако для матери убитого бандита злодей – не её сын-преступник, а убивший его защищавший свою семью мужчина, поскольку последний остался в живых, а её сына больше нет… Впрочем, оставим этот пример «на полях» наших рассуждений, т.к. к гениальности он никакого отношения не имеет. Если только человеком, защитившим свою семью от бандитов, не был применён изобретённый лично им и доведённый им же до совершенства уникальный способ рукопашного боя… Если мы обратимся к личностям самих гениев, то и здесь нас нередко ждёт разочарование. Некоторые из людей, признанных в настоящее время гениальными, или, по крайней мере, невероятно одарёнными, если судить по воспоминаниям их современников и некоторым документам, были завистливы, язвительны, злопамятны, невероятно жестоки в отношении своих научных или литературных конкурентов, поднимали руку на женщин, считали их низшими существами, бросали их и своих детей в тяжелом финансовом положении, систематически изменяли жёнам, были беспредельно эгоистичны, поддерживали идею уничтожения евреев, предлагали проведение селекционной работы среди людей, вступали в физическую связь с несовершеннолетними, хладнокровно убивали животных… Не буду называть конкретные фамилии – их теперь легко найти в сети Интернет. Удивительно, но высокий полёт мысли, сопровождающий гениальность как явление, совсем не всегда поднимает на такую же высоту душу гения. Тогда возникает вопрос о том, почему же из уст Моцарта мы слышим изречение: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» ? Ну, во-первых, это может быть литературным мифом, как и сама идея об отравлении Моцарта Сальери, о чём уже неоднократно писалось разными авторами. Если же считать, что данная или подобная ей фраза всё-таки была произнесена Моцартом, то объяснение, вероятно, может быть таким. Каждый из нас склонен трактовать мотивы и поступки других людей, исходя из представлений о себе самом. Вору кажется, что все вокруг воруют, лжецу - что все обманывают, а поэту не понятно, как это можно - не уметь писать стихи… Вольфганг Амадей Моцарт описан в произведении Александра Пушкина как личность со светлыми помыслами. Сам он на злодейство не способен, и он знает это. Очевидно, что окружающий мир и живущие в нём люди для него – тоже носители душевного света и всяческих добродетелей. Тем более - представители интеллектуальной элиты общества. Такие же, как и он сам. Отсюда – и его склонность к идеальному представлению о гении, который, по его убеждению, несовместим со злодейством. Так мне кажется… © Александр Кулев, 2021 Дата публикации: 18.08.2021 13:48:48 Просмотров: 1434 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |