Борис Балахнин. Ностальгия по джазовой эре.
Владислав Эстрайх
Форма: Очерк
Жанр: Публицистика Объём: 4337 знаков с пробелами Раздел: "Очерки, заметки" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Ритм-секция словно срывается с цепи и несётся подобно многотонному локомотиву, снося все преграды и заслоны. Звук духовых – то иронично-отстранённый, то самоуверенный и утвердительный, иногда срывающийся на граул, – зовёт присоединиться к бесконечному спору тембров и оттенков. Это “Stevedore Stomp”, написанная Дюком Эллингтоном в 1929 году. А исполняет композицию оркестр «Сибирский Диксиленд» под руководством Бориса Балахнина. Настоящая Музыка не может стареть и умирать, она неподвластна времени и пространству. Да и как можно выйти из игры, если спустя несколько десятилетий музыканты, живущие на другом конце света, способны наполнить её новой гаммой чувств?.. Саксофонист Борис Балахнин дебютировал в составе профессионального оркестра в 1964 году, когда музыканту было семнадцать лет. Дебют оказался впечатляющим: первым коллективом Балахнина стал джаз-оркестр знаменитой Бакинской филармонии. Через два года музыкант поступил на службу в армию, где продолжал заниматься делом своей жизни до 1991 года. Параллельно Борис Владимирович играл в различных джазовых составах и руководил собственными ансамблями. Но событие, благодаря которому имя заслуженного артиста России Бориса Балахнина впоследствии узнали любители джаза в Америке и во многих странах Европы, произошло в 1988 году. Именно тогда в Новосибирске был основан оркестр «Сибирский диксиленд». Музыканты не тяготели к определённой форме классического джаза. Они сочетали новоорлеанский стиль с более поздним, чикагским, который стал в своё время переходным периодом между классическим джазом и свингом. Борис Владимирович не раз говорил, что участники «Сибирского диксиленда» способны работать во многих стилях. Разумеется, лучшее подтверждение этим словам – музыка оркестра, в которой слышен и характерный для новоорлеанского джаза респонсорный принцип, и причудливое варьирование мелодии, и более современные импровизационные особенности. Конструкции отработаны до мелочей, но настолько переливчаты и самостоятельны, что новое исполнение давно знакомой темы всегда прозвучит не так, как в прошлый раз, как несколько лет или несколько десятков лет назад. И, как неотъемлемый, но глубоко индивидуальный штрих на общем полотне, звучит изысканный, выверенный голос саксофона Бориса Балахнина… Интересная особенность: в коллективе Балахнина никогда не было женщин. Он считал, что джаз – это тяжёлый физический труд, и, слушая отточенную работу оркестра, в словах музыканта трудно усомниться. В 90-х годах начались зарубежные гастроли «Сибирского диксиленда». Оркестр посетил Соединённые Штаты Америки, Германию, Голландию, Швейцарию, Эстонию, страны скандинавского полуострова. В 2001 году организаторы престижного американского фестиваля «Costa Mesa Orange Countu Classic Jazz Festival» впервые за долгие годы допустили исключение из правил, пригласив иностранный коллектив. Этим коллективом стал оркестр Бориса Балахнина. По итогам фестиваля, состоявшегося в Лос-Анджелесе, оркестр вошёл в тройку лучших диксилендов, а его американские поклонники вскоре объединились в фан-клуб. Через год музыканты заряжали своей энергией аудиторию одного из крупнейших европейских джазовых фестивалей в Монтрё (Швейцария). Несмотря на динамичную, «драйвовую» направленность музыки «Сибирского диксиленда», Борис Балахнин, по его собственным словам, больше всего любил исполнять балладные композиции на тенор-саксофоне. Параллельно работе в оркестре он создал группу «Ностальгия», в репертуар которой вошли “Besame mucho” Консуэллы Веласкес и “Yesterday” The Beatles, “Цветущий май” Артура Полонского и “Petite Fleur” Сидни Беше. С последней из перечисленных композиций связана особая история. Знакомство Бориса Балахнина с джазом началось именно с «Маленького цветка» Беше, однако на филармонических концертах эта вещь исполнялась очень редко. Исключение Борис Владимирович сделал в прошлом году, на бенефисе в честь своего 60-летнего юбилея. В 2008 году исполняется двадцать лет со дня основания «Сибирского диксиленда». Но до праздничного концерта Борис Владимирович Балахнин не дожил. 15 июня 2008 года одного из крупнейших российских джазменов не стало. В сентябре состоялся концерт памяти Бориса Балахнина. Продолжает свою деятельность джаз-оркестр «Сибирский диксиленд». А нам, слушателям, остаётся бесконечно мало и бесконечно много: наслаждаться музыкой. И помнить. © Владислав Эстрайх, 2008 Дата публикации: 01.11.2008 11:28:35 Просмотров: 6162 Киевская школа искусств с красивым названием "Соломрия" недаром называется именно школой искусств, а не просто музыкальной. Зайдите на сайт solomriya.com.ua и убедитесь, что работающие там педагоги проводят обучение не только по классу вокала, гитары или фортепиано, но и по ораторскому и актёрскому мастерству. Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииГеорг Альба [2008-11-14 19:22:10]
Уважаемый Владислав Эйстрах, порадован тем, что удалось выловить какую-то джазовую информацию на столь литературном портале. Извините за нескромный вопрос: вы любитель джаза? Судя по фото, изобличающему вас в младом возрасте, Вы подобным любителем быть, как бы, не должны (в лучше случае - любителем рока). Тем более приятно это несоответствие "формы" и "содержания" (шутка!). А я тоже из мира джаза, но не любитель, а профессиональный страдатель (справка на Джаз Ру).
В вашем славном городе бывал раза три в разные годы. У Вас там есть отличный биг-бэнд п/у Толкачёва (если правильно написал фамилию). Ваш Георг Альба (Юрий Маркин). Пост скриптуп: у меня тоже есть кое-что о джазе, в смысле литературном. Ответить |
|
Отзывы незарегистрированных читателейНиколай [2009-02-23 00:36:03]
К свёму стыду я не знаком с творчеством Бориса Владимировичом и его
оркестром но я точно знаю что оркестр этот слышали не раз.Я тоже знакомство с музыкой джаза начинал с Цветущего мая ,Маленького цветка,Серебряная гитара.фильмом Серенада солнечной долины и т.п. Большинство этих произведений имею,сейчас ищю Цветущий май. Спасибо за информацию. Ответить Владислав Эстрайх [2009-06-02 22:01:19]
Спасибо за отклик. Ярослав [2009-02-22 20:11:21]
Здравствуйте.
Курт Эллинг неплох, его богословские тексты написанные под джаз очень лиричны и романтичны, недавно присутствовал на концерте джазовой музыки, где как раз исполнянлись песни Курта Татьяной Балакирской... мне нравиться buhfnm джаз, кое в чем он очень консруктивен, в фееричной импровизации, например, или подражательной эквилибровке, к сожалению, не слышал о "Сибирском диксиленде", может, удастся их услышать и оценить, спасибо. Ответить Владислав Эстрайх [2009-06-02 22:01:38]
Спасибо.
|