"Три источника и три составные части..." человека.
Анатолий Шлёма
Форма: Статья
Жанр: Публицистика Объём: 8238 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Тело, разум и душа.... Издавна, многими принято считать, что Бог создал человека, как сосуд, в котором живут и борются друг с другом, три единства, три противоположности, - не философские "две", а божественные или природные "три". Как "Три источника и три составные части..." помните чего. Это три его же самого (человека) сущности: Душа, Разум и Тело. Это что-то вроде христианской Троицы: Бог-Сын, Бог-Отец, Бог-Дух Святой. Но у нас, в "Миру", они зовутся иначе: материальное, рациональное и духовное. А их назначение, цель - это цель познания и изменения, преображения окружающего мира по их - "троицы" - законам и, конечно же, "по законам красоты"... В начале коротко напомним, вспомним что же они, эти сущности, из себя представляют, "с чем их едят"... Тело... Тело принято считать эгоистом. Эгоистом потому, что оно способно и хочет заботиться только о себе. А любящий себя, только себя, не способен любить другого или что-либо другое и вообще не способен любить, любить искренне, любить бескорыстно. Его ограниченная способность любить только себя, не позволяет любить других людей, вообще любить что-либо другое. Думать о других и о другом ему, - эгоисту, - даже в голову не придет, как это поставить кого-то рядом с собой, а тем более выше себя... Здесь, очень хорошей иллюстрацией послужил бы рассказ В. Шукшина: «Петя», но... Вы сами прочтите, не пожалеете. Продолжим. Эта его ограниченность стоит рядом с маразмом, он (эгоист) лучше будет копить или выбрасывать, чем что-то отдаст или подарит другому. Любящий себя не знает что есть такое понятие как щедрость и бескорыстие... Многими, особенно на западе, принято считать, что эгоист, это большой ребенок, который так и не вырос, так и не научился быть взрослым. Многие радости жизни, этому ущербному "ребёнку" не известны и, главное, что он от этого не страдает, - думает, что не страдает, потому, что у свиньи всегда хороший аппетит, потому, что она не знает чем дело кончится. А покуда «ещё не вечер», его заботит только его тело, только материальная составляющая и только окружающий его комфорт. Существо, человек, который любит себя, заботиться только о своём теле и о своем психологическом комфорте, не в состоянии с уважением относится к другим людям, другим мнениям, другим народам, другому способу жизни... Именно это, эти "законы" и исповедует коллективный Запад... Законы не просто правого, а право богатого и тем сильного, право сильно богатого. Запад мало того, что исповедует это право сам, но он уже откровенно, бесцеремонно, даже нагло навязывает его всем, абсолютно всем, и нам в том числе. При этом, совершенно не принимая, - даже не выслушивая, отвергая с порога, - ни каких других мнений, возражений и доводов... Разум, рацио. Разум, рациональное, как «продукт высокоорганизованной материи» - это то, что постижимо нашим умом, то, что для нас всегда должно быть с предсказуемым результатом, и из чего мы всегда хотим извлечь для себя выгоду. Наши рациональные действия заключаются в том, что мы можем все просчитать, - во всяком случае, нам так кажется, - с целью получить желаемый результат. Все мы и всегда, в какой-то степени, стараемся действовать рационально. Особенно это заметно в быту, выполняя определенные действия, мы получаем ожидаемый результат: жарим картошку, получается жаренная картошка. Иррациональное (находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему.), с точки зрения близкой к нам, божественной, христианской мысли это то, что нам не дано познать в связи с нашей человеческой ограниченностью. Мы это можем только принять на веру, как Божественную Истину. Это, иррациональное, многих из нас пугает, неведомое всегда вызывает страх, как, например, страх смерти. Но человеческий ум, его рациональная сущность, все равно хочет познать всё(!), все и наперед. Точно так же происходит и в жизни, в сути человеческих отношений, отношений в обществе, в государстве. И именно это, иррациональное, толкает нас на поиск и утверждение законов совместного существования (с целью поиска гармонии), но, по факту - тех же самых законов правого, законов богатого... Философия рациональна, её законы весьма конкретны, их не надо принимать на веру, - в этом ее отличие от мифологии и религии, - но что такое рациональность, рациональный подход к миру и чем он отличается от мифа и веры? ...Коротко. Первое и главное - это всегда поиск. Поиск "устойчивого в изменчивом", общего в единичных вещах, поиск меры, этакое, что-ли, самосовершенствование на основе собственных несовершенств. "А у вас есть такой же халат , но с перламутровыми пуговицами?.- Нет. Будем искать.."... Душа... Никто не знает точно, что это такое и как она выглядит, но уверен, что большинство людей верят, убеждены в том, что душа существует. Конечно, понятие души неразрывно связано с религией, с верой в Господа или же от части с философией (идеализма). Научного доказательства наличия или отсутствия души у человека - нет (пока нет), поэтому нам остаётся только верить в её существование. Это категория совсем другого свойства, это что-то вроде очень близкого к мистическому восприятию, пониманию. Такому, например, как эзотеризм: восприятию реальности, где совокупность знаний, сведений, недоступны всем, всем непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям. Это такой особый способ восприятия реальности где он предполагает способность мыслить отвлечённо, абстрактно, словом - чистой воды идеализм... С материалистической же точки зрения, Человек, получая и накапливая внешнюю информацию (знания), с помощью ума анализирует её, определяет своё в ней положение, положение в обществе, социуме и таким образом находит своё «Я». При этом, отождествляясь, принимает правила "игры" с обществом, или, наоборот, не соответствуя противодействует ему. В этом и проявляется так называемое «Эго», "Я", как принцип самоосознания и самовыражения. Именно тогда Разум как бы действует на другой частоте, как бы идёт из глубин самой Души..... Ну, как Вам такой поворот? Мне ближе и понятнее то объяснение, которому меня когда-то давно учили в нашем добром, ещё советском, ВУЗе. И называлось это просто: Три сферы психической деятельности человека (личности): эмоциональная, рациональная и практическая. В них предлагалась следующая градация, движение от простого к сложному, "от простого созерцания, к абстрактному мышлению, а от него к практике", как этакое движение вверх по лестнице. В эмоциональной сфере - это движение от эмоций к настроениям, от настроений к чувствам. Эмоциональная сфера, это так же наше Сердце, наша Душа, здесь обитают все наши переживания: от сиюминутной эмоции, настроения до самых глубоких чувств и крепкой привязанности. В рациональной - от понятий, представлений, к системе знаний, а потом к убеждениям. Рациональная - это же и ментальная, имеющая отношение к уму, сфера, то есть - Разум. Сюда относятся наши мысли, сознательные представления и установки, образы, фантазии, мечты… А в практической - это от элементарных умений к навыкам, а от них к привычкам. Она же и поведенческая сфера, она же и телесная, ведь тело дает нам возможность действовать, творить и «вытворять». Здесь находятся не только наши действия, но и ощущения – рефлекторные и иные сигналы, получаемые от тела. Не знаю как Вам, мне так доступнее, понятней.., во всяком случае, мне так проще. Думаю, что и вам... Но, вернёмся "к нашим баранам"... Хотя чего уж тут, - на этом уже можно бы и закончить, и так наворочено слишком много заумного, - всё хорошо в меру. Поэтому я закончу, но закону не совсем, потом в другом моём «Рассуждении», продолжу, может быть.. А сегодня я закончу очень старой байкой. Один учитель-мудрец объяснял ученику одну из самых главных жизненных истин, - практически ту, что мы сей час с вами разбирали, - три человеческие сущности. Мудрец сказал ученику: - В каждом человеке, с рождения, живет и ведет постоянно борьбу три стихии, «три головы», «три зверя». Один зверь — это Эгоист, второй — это Рационалист, а третий зверь — это Альтруист. И, что их единство и борьба — это и есть суть самой жизни... - А какой зверь в конце концов главнее, кто побеждает?, - спросил ученик. - Побеждает тот «зверь», которого ты кормишь... © Анатолий Шлёма, 2020 Дата публикации: 07.03.2020 12:45:37 Просмотров: 1983 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |