Рецензия на роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Михаил Белозёров
Форма: Статья
Жанр: Литературная критика Объём: 4869 знаков с пробелами Раздел: "Рецензии" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Михаил Белозеров asanri@yandex.ru Рецензия на роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033» Надо сказать, что по большому счету роман получился. Он получился еще и потому что создал вполне реальный постядерный мир. И этот мир просто-таки огромен. Недаром на основе романа пишутся электронные игры. В этом плане «Метро 2033», вероятнее всего, долго еще будет культовым произведением. Аллюзии, которыми он полон доверху, еще долго будут питать воображение читателей и авторов. Однако... Однако эти аллюзии общеизвестны и лежат на поверхности. В основном это касается социального устройства человеческого общества после ядерной войны. Тайн здесь нет. Автор, несмотря на что пользуется принципом недосказанности, не создал убедительно зачаровывающий мир. Птеродактили и «чёрные», библиотекари и Великий червь, дикари всех мастей и людоеды и прочие, прочие. Мир заселен более чем плотно. Все, что накопило человечество в своей памяти, выплеснуто с мастерством. Но как только автор приоткрывает завесу, очарование пропадает. Все становится на свои места, потому что сидит в подкорке человечества, потому что архитипы известны. Все это уже показано и рассказано не только в других романах, но и в многочисленных электронных игрушках. Автор не справился с рядом проблем. И главная из них – роман не сбалансирован. Начнем с того, что он огромен – 25 а. л. Это много. Хотя такие большие романы создают эффект затягивания воображения. Примерно до половины - это подробное описание разговорами и поток сознания в виде снов и галлюцинаций. Вот этими двумя приемами автор пользуется виртуозно. Но по объему их слишком много. К ним привыкаешь, как к домашним туфлям. Как только автор перестает описывать, а вводит приключения, роман захватывает. Вторая половина читается гораздо с большим интересом. Она работает на воображение. Появилось действие. Создается такое впечатление, что в первой половине романа автор накопил некую критическую массу, а во второй половине пользуется ею. Является ли это ошибкой? Несомненно. Обычно в таких случаях говорят, что автор расписался. Да, но если бы он расписался с самого начала, было бы гораздо лучше. Это вообще, характерная ошибка неискушенного автора. Перед любым автором, который берется за роман, миры которого, ему неизвестны, со всей грандиозностью встает эта проблема. Впрочем, Дмитрий Глуховский не одинок. И очень великие фантасты впадали в подобный грех. И такие же великие избегали его. Что еще очень хорошо. Человеческие страхи и предрассудки. Здесь автор на коне. В этом плане в «Метро 2033» есть все: фашисты всех толков, коммунисты, фанатики, дикари, религиозные психопаты и пр. пр. Прекрасно показана психология падения человеческой культуры. «Метро 2033», как губка впитала все-все ощущения и страхи современного мира и столько же оставило за бортом. Наружный мир враждебен и чужд внутреннему. Мир людей, которые стали ночными существами, теперь находится под землей. Все те чудища, которые заселили Москву и размножились за двадцать с небольшим лет, не создают реальную угрозу человечеству. Собственно, «чёрные» так же уязвимы, как и люди. Их превосходство неабсолютно. Так же, как и птеродактили. В этом плане автор неубедителен. Гнездо «чёрных» не показано. О нем только говорится. Мы его уничтожим и такие образом решим все проблемы человечества, т.е. «чёрные» не будут лезть в метро, а люди вернутся на поверхность. В этом плане роман, несомненно, имеет право на продолжение. Что-то надо делать с радиацией, потому что автор сам не знает, что с ней делать. Опять же тайна Трех Книг – о прошлом, настоящем и будущем. Идея кинута, но не закреплена, повисла в воздухе. Червяк, который оставляет за собой слизь. Тоже из этой же категории неописанного. Кремль, который залили биологической субстанцией. Уничтожить Кремль – символ России – явно автору не хватило духа. Да это и не входило в его задачу. Однако, по большому счету, если бы автор пошел по предлагаемому пути, возникла бы вторая серия. По сути, автор стилем и манерой загнал себя в ловушку. Но обсуждать стиль и манеру мы не будем, это не наша задача. Слишком подробное описание требует широчайшего полотна, а это невозможно, отсюда и некоторая схематичность казалось бы в самых важных вопросах. Ведь получается, что описанию социального устройства подземного общества уделено много внимания, а цели произведения, главной идее – минимум. Это вообще характерно для романа с последовательным описанием событий. Возникает эффект, когда по мере роста объема теста автор вводит все новые идеи и даже те идеи, которые потом становятся главными, а времени и объема для их раскрутки нет. Все это характерные ошибки несбалансированного произведения. Автору, как правило, очень трудно самостоятельно оценить свой роман. Будем надеяться, что в следующем произведении Дмитрию Глуховскому удастся избежать явных ошибок. © Михаил Белозёров, 2017 Дата публикации: 15.06.2017 07:57:21 Просмотров: 2936 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |
|
РецензииВладислав Эстрайх [2017-06-15 19:33:49]
"2033" оставила смешанные впечатления. С одной стороны - безусловно классные идеи, с другой - Д.Г. ещё откровенно не умел писать. Как раз та часть, где начинается действие, мне напомнила туповатую компьютерную стрелялку. Автор, имхо, научился писать только к "Метро-2035". Ответить Михаил Белозёров [2017-06-15 19:52:06]
А мне метро-35 вообще не понравилось, слабее, чем первая книга. У автора есть роман о библиотечной истории. Он написан профессионально, если это не однофамилец.
Вообще фантастика представлена откровенно слабыми авторами. После великолепных стилистов Стругацких, никто так и не поднял знамя. Самое интересное, что то же самое происходит и в современной прозе. РЕШ выставляет книги, а очередной король оказывается голым. Только дискредитируют звание, которое сами же себе и навесили: "один из ведущих специалистов в области русской современной прозы". А у Андрея Рубанова в Патриоте такие перлы и такой кандовый язык, что сомнения берут в здравости РЕШа. Юлия Чиж [2017-06-15 22:14:54]
а мне показалось, что роман написан двумя людьми, не одним. причём - разнополыми, разновозрастными, с разными характерами, разным воспитанием и образованием. перекрестилась, конечно. но Калинкина, Палий, Живова, Матвеичев, Гаврилова и прочие, нет-нет, да и будят подозрения вариациями "Метро 2033". Владислав Эстрайх [2017-06-16 07:29:33]
Насчёт Стругацких соглашусь безоговорочно. Судить современных фантастов можно лишь не сравнивая их со Стругацкими. Как современное фэнтези имеет смысл судить только не сравнивая с Толкином. Юлия Чиж [2017-06-16 10:32:10]
сыно, ты бы ещё написал: "выносить приговор". ишь, судить...
тут текст не обсудить - штыковая атака сразу. а ты авторов собрался судить) Владислав Эстрайх [2017-06-16 10:39:32]
Ну, я в значении "выносить суждение", штоле) Криво выразился)
|