Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Пуреш

Александр Учитель

Форма: Очерк
Жанр: Историческая проза
Объём: 15180 знаков с пробелами
Раздел: "история России"

Понравилось произведение? Расскажите друзьям!

Рецензии и отзывы
Версия для печати


Mокшанский князь Пуреш был одним из самых необычных политических деятелей средневековой Восточной Европы. Достаточно сказать, что кроме русских летописей его упоминают венгерские, английские и французские авторы, а голову сложил мокшанский князь в далекой Силезии.


Пуреш
Из всех финских народов только мокша и эрзя создали свои независимые государства в Средние Века. Их политическая история мало знакома русскоязычному читателю, поскольку российская историография не проявляет к ней интереса, чтобы не сказать замалчивает. Между тем, мокшанский князь Пуреш был одним из самых необычных политических деятелей средневековой Восточной Европы. Достаточно сказать, что кроме русских летописей его упоминают венгерские, английские и французские авторы, а голову сложил мокшанский князь в далекой Силезии.
Впервые Пуреша упоминает Суздальская летопись под 1229 годом:
"Тогож лета (1228), месяца сентября, Великий Князь посла на Мордву Василька Констянтиновича и своего мужа, Еремея Глебовича, воеводством с полком, и бывшим им за Новым Городом (Нижним Новгородом) на пределах Мордовских, послав Гюрги взврати их, не дасть им воевати, зане погодья им не бысть: бяхуть бо дождове велми мнози день и нощь. … Того же месяца (января) 14 день Великий Князь Гюрги и Ярослав и Констянтиновичи, Василько и Всеволод, идоша на Мордву, и Муромский Князь Гюрги Давидович, вшед в землю Мордовскую, Пургасову волость пожегша, жита потравиша, и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди; а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви Молодии в 24 день Генваря. То видавше Молодии Ярославли и Василькови и Всеволодожи, утаившееся назаутрие ехаша в лес глубок; а Мордва давшее им путь, а сами лесом обидоша их около и избиша, а иных изымаша, бежаша в тверди: тех тамо избиша, и Князем нашим не бысть кого воевати; а Болгарский Князь пришел был на Пуреша, ратника Юргева, и слышав, оже Великий Князь Юрги с братьею жжег села Мордовкая, и бежа прочь в ночи; а Юрги с братьею и со всеми полкы взвратишась в свояси добре здорови.
… Месяца Апреля (1229 г.) придоша Мордва с Пургасом к Новугороду, и отбишася их Новгородци, и зажегше монастырь Св. Богородици и церковь, иже бе вне града, того же дни и отъехоша прочь, поимав свое избьеныя большия. Того же лета победи Пургаса Пурешев сын с Половци, и изби Мордву и всю Русь Пургасову, а Пургас едва вмале утече" (Лаврентиевский список).
Как видим, эрзянский князь Пургаз (Пургас) был союзником Волжской Болгарии, а мокшанский князь Пуреш назван "ратником" владимирского Великого Князя Юрия (Гюрги, Юрги) и союзником половцев. Пургаз базировался на Арзамас, а столица Пуреша находилась возле современной Пензы. Борьба между ними шла с переменным успехом, и трудно сказать, чем бы кончилась, если бы не внезапное нашествие монголов. Персидский историк Рашид-ад-Дин датирует покорение мокши и эрзи (арджаны) монголами 1236/37 гг., одновременно с Волжской Болгарией:
" Он [Менгу-каан] провел там то лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 году хиджры [4 сентября 1236 – 23 августа 1237 г.], сыновья Джучи – Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана – Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими" (Рашид-ад-Дин "Сборник летописей" II.2, пер. Л. А. Хетагурова).
Суздальская же летопись относит это событие к 1239 г.:
"Тогож лета (1239) взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожогша, …" (Лаврентиевский список).
Наибольшего доверия заслуживает современник и очевидец событий - венгерский доминиканский монах Юлиан, посетивший в поисках прародины венгров мордовские земли в самый критический момент:
"Завладев ими, и обратившись к западу, [татары] в течение одного года или немного большего [срока] завладели пятью величайшими языческими царствами: Сасцией, Фулгарией, взяли также 60 весьма укрепленных замков, столь людных, что из одного могло выйти пятьдесят тысяч вооруженных воинов. Кроме того они напали на Ведин, Меровию, Пойдовию, царство морданов. Там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил.
Ныне же, находясь на границах Руси, мы близко узнали действительную правду о том, что все войско, идущее в страны запада, разделено на четыре части. Одна часть у реки Этиль на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества. Третья часть остановилась против реки Дона, близ замка Воронеж (Ovcheruch), также княжества русских. Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну русских. …
Не умолчу и о следующем. Пока я вновь находился при римском дворе, [на пути] в Великую Венгрию меня опередили четверо братьев моих. Когда они проходили через землю суздальскую, им на границах этого царства встретились некие бежавшие пред лицом татар венгры-язычники, которые охотно приняли бы веру католическую, лишь бы добраться до христианской Венгрии. Услышав об этом, вышесказанный князь суздальский вознегодовал и, отозвав вышеуказанных братьев, запретил им проповедовать римский закон помянутым венграм, а вследствие того изгнал вышесказанных братьев из своей земли, однако без неприятностей. Те, не желая воротиться обратно и с легкостью отказаться от сделанного уже пути, повернули к городу Рецессуэ (?), ища пути, чтобы пройти в Великую Венгрию, либо к мордуканам, либо к самим татарам. Оставив там двоих братьев из своего числа и наняв переводчиков, они в день апостолов Петра и Павла, недавно прошедший, пришли ко второму князю мордуканов, который, выступив в тот же день, когда они пришли, со всем народом и семьей, как мы выше говорили, подчинился татарам. В дальнейшем что случилось с этими двумя братьями: умерли ли они или были отведены к татарам сказанным князем, совершенно неизвестно" (брат Юлиан, "Письмо о монгольской войне", пер. С. А. Аннинского).
Время пребывания Юлиана в Мордовии точно определено кануном первого монгольского похода на Русь, подтверждая, таким образом, версию Рашид-ад-Дина. Из двух мордовских князей, упомянутых Юлианом, один – тот, который "со всем народом и семьей покорился владыке татар" – был Пуреш, а другой – тот, что "с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил" – Пургаз.
Следующее донесение Юлиана, написанное в канун монгольского штурма Киева, венгерский епископ переслал в Париж, и его текст цитируют французский хронист Матфей Парижский и анонимный английский автор Анналов Уэйверлейского (Waverleia) монастыря:
"Услышать точные сведения о них мы не можем, ибо впереди них идут некие племена, именуемые морданами, и они уничтожают всех людей без разбору; и ни один из них не осмеливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьет человека; и, я полагаю, ими были убиты проповедники и братья-минориты и прочие послы, которых отправил для разведывания король Венгрии. Без колебания они разорили все земли и разрушили все, что ни попадалось, до самой упомянутой реки (Днепра)" (Матфей Парижский, "Великая хроника", № 46. Послание некоего венгерского епископа парижскому епископу, пер. В. И. Матузовой).
"Еще одну новость двое из этих вышеупомянутых пожелали сказать, что на пути впереди них (монголов) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают, и ни один не осмеливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьет какого-либо человека. И ими, я полагаю, уже убиты некоторые из братьев-миноритов и проповедников; и они убили и других послов, которых направил к ним король Венгрии. Кроме того, знайте, что они приходят с огромной скоростью. А все земли и богатства, которые им попадаются, они разоряют. Они разрушили все до самой упомянутой реки. Пусть остерегаются все, кто это услышит, и верят этому; и будет это увидено и глазам явится; как верю, говорю я, [я,] епископ Венгрии, около 5 лет. И чтобы узнал об этом Париж и дал добрый совет, если это удастся сделать, милостью божьей, я направил это послание, скрепленное печатью, с одним моим архидиаконом, который учился в Париже" ("Анналы Уэйверлейского монастыря", пер. В. И. Матузовой).
После взятия Владимира Волынского монгольское войско разделилось на две части: одна из них направилась на покорение Венгрии, а другая вторглась в Польшу. Пуреш оказался в северной монгольской группировке, и о его гибели в Силезии в 1241 г. рассказывает посол французского короля Людовика девятого ко двору Великого Хана Мёнгке (Möngke), Гийом де Рубрук:
" К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому моксель очень одобряют германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые мердас, которых латины называют мердинис, и они — сарацины. За ними находится Этилия" (Гийом де Рубрук, "Путешествие в восточные страны в лето благодати 1253", гл. 16, пер. А. И. Малеина).
Ту же информацию передает и англичанин Роджер Бэкон:
"… более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчиненный тартарам. И они - язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановится, должен проявлять заботу о нем столько [времени], сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живет некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по закону Магомета. За ними находится вышеупомянутая река Этилия, вытекающая из Великой Булгарии, о которой будет сказано ниже" (Роджер Бэкон, "Великое сочинение", гл. 8, пер. В. И. Матузовой).
Ни тот, ни другой, как видим, ничего не сообщает об измене Пуреша, его предложении силезскому князю Генриху Благочестивому перейти на его сторону, ровно как и о его убийстве монголами, после раскрытия заговора. Все это – спекуляции современных авторов. Более того, Бэкон прямо пишет, что Пуреш был убит "в Польше поляками и алеманнами и богемами", т. е. погиб в сражении при Легнице. Теория заговора основана на фразе Рубрука "моксель очень одобряют германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства татар", и ее аналога у Бэкона: "они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства". Но у обоих авторов речь идет о существующем положении вещей в 1253 г. Вместе с тем, какой-то конфликт между монголами и мокшанским князем во время этого похода возможен, поскольку посол папы римского Иннокентия четвертого ко двору Великого Хана Гуюка (Güyük), Плано Карпини относит окончательное покорение Мордовии монголами к 1242 г., сразу после их возвращения из венгерского похода:
"Возвратившись оттуда (из Венгрии), они пришли в землю Мордванов, которые суть язычники, и победили их войною" (Плано Карпини, "История монголов, именуемых нами татарами", 5.3.6, пер. А. И. Малеина).
Карпини посетил Мордовию в 1247 г., вскоре после описываемых событий, и его сведения заслуживают доверия. Но о каких "мордванах" идет речь: об эрзянском князе Пургазе, ушедшем, как мы помним в 1237 г. "с немногими людьми … в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил", или же о восстании союзных монголам мокшан? Ответ на этот вопрос, по всей видимости, содержится у персидского историка Джувейни:
"Когда каан (Угетай) воссел на престол (монгольского) царства, он (Бату) подчинил и покорил сплошь все те края, которые были по соседству его: остальную часть (земли) кипчаков, аланов, асов, русов и другие страны, как то: Булгар, М.к.с. и другие" (Ала ад-Дин Ата-Мелик Джувейни, "История завоевателя мира", 222, пер. В. Г. Тизенгаузена).
Но затем, несколько ниже: "Оттуда они (царевичи) отправились в земли Руси и покорили области ее до города М.к.с., жители которого, по многочисленности своей были (точно) муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что (в нем) нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом, против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его, и нашли (там) много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей. Оттуда царевичи решились вернуться" (там же, 224-225).
За консонантным написанием М.к.с. скрывается, по-видимому, столица Пуреша, город Мокшан, которому соответствует, скорее всего, Золотарёвское городище, недалеко от Пензы. Судя по богатству археологического материала, оборона этого города, известная как "Золотарёвское побоище", была одним из крупнейших сражений 13-го века.
Существует и еще один косвенный аргумент в пользу "конспиративной теории". Конечной целью венгерского похода монголов была Италия. Император Фридрих второй даже не пытался ее оборонять, Италию спасла от вторжения внезапная смерь Великого Хана Угедея (Ögedei). Тогда все Чингизиды поспешили явиться на курултай в Каракоруме для избрания нового Великого Хана. Король Венгрии Бела четвертый утверждал в письме королю Германии Конраду четвертому, что целью польского похода монголов было вторжение в Германию:
"Впрочем, они планируют, как я узнал из надежного источника, по наступлении зимы врасплох захватить Германию и как только там будет подавлено всякое сопротивление – занять остальные государства и страны" (Письмо короля Венгрии, Белы IV, к германскому королю Конраду IV).
Под "надежным источником" Бела имел в виду венгерского агента в тылу монголов, брата Юлиана. Предупреждая своего германского коллегу, венгерский король действовал вопреки своим собственным интересам: вместо помощи венграм, вовремя предупрежденный Конрад стянул войска в Баварию, чтобы встретить там, прошедших Польшу монголов. Однако после победы при Легнице монголы вместо вторжения в Германию повернули на юг, на соединение с группировкой, наступавшей на Венгрию. Причем никакой тактической необходимости в этом маневре не было: венгерская армия была на голову разбита и уничтожена в сражении при Мохи (Mohi) через два дня после битвы при Легнице.
Итак, был ли Пуреш настоящим спасителем Европы от монгольского нашествия, или – не очень удачливым коллаборационистом? Как это часто случается в истории, ответ на этот вопрос так и остается открытым.






© Александр Учитель, 2011
Дата публикации: 01.03.2011 23:13:01
Просмотров: 3394

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь.
Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель.

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Для защиты от спама прибавьте к числу 76 число 47: