Бродский и ... или Рубцов...
Анатолий Шлёма
Форма: Эссе
Жанр: Литературные манифесты Объём: 11045 знаков с пробелами Раздел: "" Понравилось произведение? Расскажите друзьям! |
Рецензии и отзывы
Версия для печати |
Предисловие: Из пьесы «Дачники». (Стихи Власа) «…Маленькие, нудные людишки Ходят по земле моей отчизны, Ходят и — уныло ищут места, Где бы можно спрятаться от жизни. Все хотят дешевенького счастья, Сытости, удобств и тишины. Ходят и — всё жалуются, стонут, Серенькие трусы и лгуны. Маленькие, краденые мысли… Модные, красивые словечки… Ползают тихонько с краю жизни Тусклые, как тени, человечки…»… Бродский и…или Рубцов?.. 1. Фрагменты мыслей о Бродском… …Видимо, я какой-то ущербный... Но не понимаю я его (Бродского), не лежит к нему сердце, не радует ум, всё какое-то чужое, не наше, не настоящее, не российское, не земное, ну не моё!... По началу, я ведь и в самом деле сильно расстраивался. Ну как же так? Это же, все таки, лауреат Нобелевской премии, - а её, по моим тогдашним понятиям, кому попало на дают, - и ведь, по мнению многих, он - гений, известный на весь мир... Почему Пушкин, Блок, Есенин, даже Ахматова нравится, даже Маяковского понимаю - а вот Бродского ну никак? О современниках говорить не буду, не корректно как-то, «большое видится на расстоянии»… И серьезно опасался, что видимо я лишен какого-то особенного «поэтического слуха», - как у некоторых музыкального, - что некий важный, необходимый душевный орган, для понимания его возвышенной поэзии, у меня отсутствует, словом - тупой... …Однако, сразу же скажу, что умышленно, особо, объемно я его и не читал. Даже вообще, не читал специально, чтобы его понять, разобраться. Так, попадались иногда, случайно на глаза отдельные фрагменты, строки или стихи, чаще всего - в публикациях в Сети, под заголовками типа "Великое стихотворение И. Бродского..." или "Пронзительное..." или "Гениальное..." А иногда даже категорически усиленное утверждением, что "после его прочтения ваша жизнь круто изменится и уже никогда не будет прежней...". Ну да!.. Ну конечно!.. А как же иначе? …Ну, а остальная, считающая себя таковой, «продвинутая» в этих делах публика охотно все это подхватывает, тиражирует и радостно, и громко «трубит» в унисон. Все же хотят себя приобщить и почувствовать «истинными» знатоками и ценителями «настоящей» поэзии! А, мне кажется, - если его поэзию очистить от приписанной ему приторной шелухи гениальности, - Бродский очень даже простой. Он, как раз без каких-либо «фокусов» особенных каких-то ритмов, рифм, "вывернутых", сложных для простого человека, ассоциативных рядов и метафор. Все как будто написано специально и написано специально не сердцем, а умом. И, как будто написано, для уже изрядно «ширнутых», «под кайфом» или просто подпивших, «чувственных» и сентиментальных особ, с открывшимся им «третьим глазом»… …Нет, конечно, есть и у Бродского что-то вроде "великого", значимого, что-то о судьбах «настоящих» поэтов, «удобряющих собой нашу землю». Но, опять же, это, - как мне кажется, - только для очень не искушенных и опять же, «чувственных» и сентиментальных особ, с открывшимся им «третьим глазом»… Есть много примеров талантливого, «великого» и получше, на эту же самую тему, но приводить их конкретные строчки, по такому очевидному поводу, не буду. Зачем?, кто хотел услышать, тот услышал, а кто нет, тем более ... Продолжение будет... Предисловие: Продолжение. 2. Фрагменты мыслей «обо всём»… Бродский и...или Рубцов... 2. Фрагменты мыслей «обо всём»… …Но, тогда кто же велик?.. - Да, по-моему, их-то, как раз, не мало, всех и не перечислишь, не упомнишь. Скажу крамолу, их много и среди нас, «засоряющих интернет» на Планете писателя, Фабуле и других интернет порталах. Тех, кто не ограничил свои переживания своих «мук творчества», только собою и своей одинокой, «камерной», - не камерой!, - каморкой, «сиротскими слезами», «мильёном камерных терзаний» только для узкого круга «избранных», а по мне так, «для понта». А тот, кто ещё и жадно вбирал в себя все вокруг, весь окружающий мир, смотрел на него с любопытством и с разных его сторон, пытался его понять, и искал в нём не только свой путь, а главное, видел и других людей вокруг. …Кто видел свою огромную страну, - среди деревьев видел лес, - и мысли и чувства о них впускал в себя и выпускал щедро, широко, и искренно, и не через голову, а через сердце. Тот, кто не только их мерил, - для себя, - на точных, но скупых, скрупулёзных, но бездушных аптекарских весах но и ими щедро и искренно делился… Тот, кто не только хаял, а кто был с людьми вокруг и со своей страной, - во всех их бедах, радостях, горе, победах, испытаниях, лишениях и торжествах. А.., а не как запечные сверчки, коротающие свой век в комфортной для них тесноте и темноте «Бруклинских печек»… …Я уверен, что, как такового «гения» Бродского, нет и никогда не было в мировой литературе, скажите мне, где еще его читали и читают как не у нас? Мне кажется, что он всегда был и предназначался «к употреблению» только в России, что он так и не выпрыгнул из «коротких штанишек» бруклинской черты оседлости, так и не одолев языкового барьера (слухи ходят), Бродский и теперь существует исключительно в России. Нет?.. Мне кажется, что просто нам хотят «впарить контрафакт», просроченный, лежалый товар. Хотя, по большому счету, мне наплевать на него и его «залежалый товар»!.. Мне, - как бы это по скромнее, помягче и пооригинальнее выразиться, - «мне за державу обидно». Но, не за ту, что была в недавнем прошлом, а нынешнюю, заново возрождающуюся, державу… Продолжение будет. Предисловие: ..."Моё слово громкое зазвенит, буду я когда-нибудь знаменит. Мне поставят памятник на селе, буду я и каменный на веселе.". Николай Рубцов. Бродский и… или Рубцов… 3. Фрагменты мыслей об Н.Рубцове… …Улетели листья с тополей - Повторилась в мире неизбежность... Не жалей ты листья, не жалей, А жалей любовь мою и нежность! Пусть деревья голые стоят, Не кляни ты шумные метели! Разве в этом кто-то виноват... Что с деревьев листья улетели?.. * * * В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды… Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниет совсем. Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень. Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день! Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе… …Прочел… Прочел еще… И еще, и еще раз прочел… Вот это - стихи… И это, собственно, самое главное – это стихи, однозначно, для меня – это настоящие стихи... *** Мне кажется, что о любых стихах, вообще о любых произведениях, можно сказать только так: мое это или нет, нравится, не нравится. И тут ни для кого и для меня тоже, не должно и не может быть ни авторитетов, ни великих ценителей или знатоков, ни «гениев» ни «лауреатов». В данном примере, тут я могу сказать точно: мое, просто в точку, моё!... А, по большому счету, дело даже не в лучше-хуже, а в том что эти строчки я ощущаю, - каким-то, мне не понятным, звериным чутьём, - как свои, как родные. Как будто, почему-то, мною не воплощенные в реале, «на бумаге», мысли, чувства, мечты и даже порой кажутся и вовсе моими... *** …Но, бывает, встречается и не моё… Почему не мое, я этого не могу объяснить толком, - вообще, ни как не могу объяснить. Например, вот это, автора специально оглашать не стану: А вот и последний день лета. Последний день августа. Это - Порог, за который ни шагу. Ни греку сказать, ни варягу И вправду, мне нечего. Или Меня в этот мир не влюбили? Но я уплываю на лодке, Затиснута, будто в середке Меж прошлым, которого нету, И теплой прозрачностью лета. Ну, не цепляет меня, не звучит, не льётся, «не поётся»… *** …У меня тоже есть "не моё" , «чужое» и его немало. Есть "не моё" и среди казалось бы маститых авторов. Например: тот же Тарковский, Гребенщиков, тот же Бродский, не всё, но кое-что из Окуджавы, - да, да... И это, наверное, хорошо, а то бы все мы были поголовно влюблены друг в друга. Нет?!. *** …Все верно, все так. Это как спортсмен или актер - может, но не знает как, а тренер или режиссер знает как, но сам не может. Я сам иногда смотрю на свои же творения как на ущербных, - своих, родных, но ущербных, - детей. Нет, конечно, мне часто, особенно по началу, самому нравится то, что я сам написал, но проходит какое-то время и я понимаю, что это как-то мелко, не по настоящему, словом - "художественная самодеятельность". Пробовал "ремонтировать", но это все впустую, этому ремонту, как и обычному, - нет конца и краю, а что толку, окончательного варианта нет. Все просто, ведь достаточно открыть томик Пушкина, - при чем в любом месте, - ...и все сразу становится на свои места... *** …Ну, что тут скажешь, бывает. Мы сами и наши дела, в том числе и поэзия, творчество вообще, - не всегда, - да и не должны всегда, - нравиться всем людям, всем, всем. Мы, как и все, что вокруг нас, в природе, - разные и в этом наверное и есть главный смысл нашего земного бытия. Когда-то я написал: "С точки зрения волка: морковка - совершенно бесполезная вещь, а вот заяц - очень даже полезная. А с точки зрения зайца: волк - живодер и скотина, а морковка - очень вкусная и полезная вещь. И, наконец, с точки зрения морковки: волк - премилое животное, а заяц - живодер и скотина! Разные мы!"... Но, все таки!... Толи дело – это: …Да, я любил. Ну что же? Ну и пусть. Пора в покое прошлое оставить. Давно уже я чувствую не грусть И не желанье что-нибудь поправить. Слова любви не станем повторять И назначать свидания не станем. Но если все же встретимся опять, То сообща кого-нибудь обманем… Или: …Не грусти! На знобящем причале Парохода весною не жди! Лучше выпьем давай на прощанье За недолгую нежность в груди. Мы с тобою как разные птицы! Что ж нам ждать на одном берегу? Может быть, я смогу возвратиться, Может быть, никогда не смогу. Ты не знаешь, как ночью по тропам За спиною, куда ни пойду, Чей-то злой, настигающий топот Все мне слышится, словно в бреду… …Браво! Вот это «не самодеятельность», это настоящая поэзия. Поэзия легкая, простая, всем понятна и всем доступна.., тем и хороша… Послесловие: *** Вместо эпилога. …Где-то прочел, примерно следующее: «Самый, пожалуй, неоспоримый признак истинной поэзии – это ее способность вызывать ощущение самородности, нерукотворности, самовоспроизводимости, без изначальности стиха». …И мне тоже, порой кажется, что эти и другие настоящие стихи, на самом деле, никто не сочинял, не создавал, что поэт, автор, только их, уже готовыми нашел и извлек из вечности, из «золотого запасу», где они всегда, — хотя и скрыто, тайно, — пребывали. Как-то Толстой сказал об одной пушкинской рифме, то есть о наиболее «искусственном» элементе поэзии: «Кажется, эта рифма так и существовала от века». И это, конечно, свойство, характерное не только для пушкинской поэзии, но и для подлинной поэзии вообще. Лучшие стихи Николая Рубцова, без сомнения, обладают этим редким свойством. Когда читаешь, - извлеченные из «золотого запасу», - его чудные стихи………. © Анатолий Шлёма, 2024 Дата публикации: 17.03.2024 11:30:41 Просмотров: 787 Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, авторизируйтесь. Сейчас Вы можете оставить свой отзыв, как незарегистрированный читатель. |